- Преподавателю
- Биология
- Многообразие земноводных, их значение и охрана
Многообразие земноводных, их значение и охрана
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Прищепина А.В. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по теме "Многообразие земноводных. Их значение и охрана". Цель урока:обобщить и расширить знания по теме "Земноводные"; показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. Оборудование: книги о земноводных, иллюстрации и рисунки с изображением земноводных, выполненные учащимися, звукозапись "Голоса земноводных" и компьютерная презентация о земноводных, стенд "Не поднимай камень (об охране земноводных), влажные препараты о цикле развития амфибий.
Ход урока: Вхождение в тему. Сегодня, ребята, у нас необычный урок: кроме вас и меня у нас сегодня присутствуют уважаемые гости. А когда к вам приходят гости, хочется чтоб всем было приятно и комфортно. Метод «Ассоциации»: - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) К | - красота… |
О | - органичность… |
М | - мама… |
Ф | - фантазия… |
О | - отдых… |
Р | - радость… |
Т | - тепло… |
Так давайте все это и будет сегодня с нами: пусть всем будет уютно и комфортно на уроке!
I. Организационный момент. (Учитель сообщает тему, цели и задачи урока. Используется компьютерная презентация).
II. Проверка знаний по теме "Земноводные" (этот урок - второй в теме, поэтому целесообразно проверить усвоение школьниками материала о внешнем и внутреннем строении земноводных.)
Задание 1. С использованием «Биологической карты земноводных» проводится фронтальная проверка материала по теме.
Задание 2. (письменно)
1 вариант. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки:
-
жаберное дыхание
-
боковая линия
-
обтекаемая форма тела
-
легочное дыхание
-
два круга кровообращения,
-
2-камерное сердце
-
наличие барабанных перепонок,
-
Наличие среднего уха
-
пятипалая конечность,
-
слюнные железы
Признаки рыб
Признаки земноводных
2-вариант. Вставьте пропущенные слова:
Земноводные- …1……полые животные. Размножение и развитие их личинок происходит в …2.. У личинок широкая голова, поэтому их называют…..3….
После оплодотворения икринок озерных лягушек( через …4…суток) зародыш прорывает студенистую оболочку, и личинка выходит наружу. Вначале у головастика нет конечностей, и он плавает с помощью хвоста. Затем у него появляются ….5…, потом ….6…конечности. Хвост постепенно исчезает. Личинки дышат только ….7… У них …8…-камерное сердце и ….9… круг кровообращения. В процессе развития по обеим сторонам глотки появляются….10… для дыхания.
Второе задание, после выполнения, учащиеся проверяют в ходе фронтальной взаимопроверки.
III Вступление:
(Стихотворение читают учащиеся на фоне звуков голосов Земноводных)
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.
У природы живые ноты:
Песня поля и музыка моря
Ручейками звенит природа,
Соловьями встречает зори.
Окружая леса заботой,
Помогая хлебам колоситься
Мы в чудесных стихах природы
Открываем свои страницы
IV. Изучение материала.
Слова учителя: Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий.
У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью и даже с жестокостью. «Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем). Но сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. А помогут нам поближе познакомиться с земноводными ваши одноклассники, которые готовили презентации, искали интересный материал.
-
Многообразие земноводных (презентация).
Учащиеся прослушивают сообщения о червягах, тритонах, саламандрах, лягушках, жабах, квакшах, жерлянках, чесночницах и необыкновенных амфибиях, таких как жаба - ага, лягушка - помидор и др. (Рассказы учащихся сопровождаются показами слайдов презентации к теме урока).
В ходе просмотра иллюстраций и прослушивания сообщений учащиеся должны записать в тетради названия земноводных, о которых будет идти речь, и распределить их по отрядам. (Самостоятельная работа учащихся по заданию).
-
Рекорды земноводных (презентация)..
Расшифруйте "звонок" по сотовой связи лягушки в одну очень известную организацию:
Каждой цифре на панели сотового телефона соответствует буква, в скобках ее порядковый номер: 3(4),2(1),6(1),3(2),2(4),4(1),6(2),6(3),6(1),4(1),6(1),6(4),4(2),6(3),3(2) 5(1),5(3),4(2) 6(1),3(2),4(3),5(3),6(1),3(1)!
(ответ: зарегистрируйте мой рекорд!)
Земноводные - животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов:
· Из бесхвостых земноводных самая крупная - лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес - 3,66 кг.
· Самая большая жаба - жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.
· Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.
· Самое северное земноводное - сибирский углозуб, который встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45ºС, способен вмерзать в лен и "оживать" после оттаивания.
· Есть такие земноводные, которые обходятся без легких в своей жизни. Это безлегочные саламандры, обитающие в Америке и Италии, и безлегочные тритоны, например, уссурийский, живущий в горах Сихотэ-Алиня и Кореи. Дышат они кожей и ротовой полостью.
2
-
Слова учителя: земноводные - удивительные певуньи. Они могут издавать звуки при помощи резонаторов - особых пузырей в уголках рта. Представьте, что вы в лесу, теплый майский вечер, почувствуйте запах трав и цветущих кустарников. Прислушайтесь. Голос травяной лягушки напоминает отдаленный лай собак, зеленая жаба издает трели, необычен голос жерлянки, в отличие от других земноводных она издает его не при помощи резонаторов, а благодаря наличию особого горлового мешка. А вот чесночница стучит под водой. Самая громкая певунья нашего леса - озерная лягушка. Но эти певцы еще и прекрасные спортсмены…
.Физкультминутка (музыкальная презентация)
-
Значение и охрана земноводных (презентация).
Слова учителя: все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.
Внимание! Черный ящик. В нем находятся 2 предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике. ( В нем находятся ласты, вакуумные присоски или ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).
Земноводные уничтожают вредителей растений; являются необходимым звеном в цепях питания; объект лабораторных исследований; из ядовитых выделений желез изготавливают лекарственные препараты; в некоторых странах земноводных употребляют в пищу; многих представителей держат в аквариумах и террариумах - для красоты). Памятники земноводным.
Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они - часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.
V. Закрепление изученного материала.
Задание 1.Проверка выполнения задания по распределению земноводных по отрядам. (игра с ребятами).
Задание 2. Соотнести фото земноводных с их названиями( на интерактивной доске).
Задание 3. Ответьте на вопросы( фронтально):
1. 1. . Если рядом с голодной лягушкой положить мёртвых насекомых, она не тронет их. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).
Ка 2.Как жабы и лягушки восполняют недостаток влаги в организме? (Купаются в росе).
23. 3. Какое земноводное может закапываться в землю? (Чесночница).
4. 4.Камышовая жаба, альпийский тритон, всего 33 амфибии из разных уголков природы на планете. Что их объединяет? (Они занесены в Красную книгу).
5. 5.Присоски на концах пальцев позволяют им подниматься по вертикальной поверхности и выполнять другие акробатические трюки. Кто эти гимнасты? (Квакши).
6. 6. Какую крупную жабу акклиматизировали во многих странах мира? (Жабу - агу).
7. Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности? (Она предупреждает, что ядовитая) .
8. Задохнётся ли лягушка, если ей закрыть рот и ноздри?( Нет, она будет дышать с помощью кожи)
9. Почему лягушка пучеглазая? (Глаза принимают участие в акте глотания.)
10. Может ли лягушка сбрасывать кожу? - (Кожа это защита, со временем стареет. Линька - 4 раза в год, старую кожу съедают).
Задание 4. Игра "Третий лишний".
Задание: Из каждой группы животных исключите лишних животных.
1 задание:
Зеленая жаба
Семиреченский лягушкозуб
Квакша
Озерная лягушка
Лишние слова:. Семиреченский лягушкозуб
2 задание:
Тритон
Жерлянка
Саламандра
Чесночница
Лишние слова: жерлянка, чесночница.
Задание 5. Головоломка "Составить слова".
Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова нужно составить новые слова - названия земноводных животных или их личинок.
Я
ШАГ
ЛУК
КОЛ
ИВА
СТОГ
РАНА
САД
МАЛ
ЖАР
ЯК
ЛЕН
ВАШ
КАК
Ответы учащихся:
1. лягушка
2. головастик
3. саламандра
4. жерлянка
5. квакша
VI. Подведение итогов урока.
Определение "лучшего специалиста по земноводным"; выставление индивидуальных оценок учащимся по количеству жетонов - амфибий.
VII. Задание на дом:
-
изучить § 48 учебника.
-
Если бы к вам пришла лягушка за советом стоит ли ей менять свое 3-х камерное сердце, на 2-х камерное, как у рыб, или на еще более совершенное, чем у нее самой - 4-х камерное. Что бы вы ей посоветовали?( Дать письменный ответ в тетради).
VIII. Рефлексия
- Что мы узнали нового на уроке?
- С чем вы уходите с урока, по отношению земноводных?
За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего общения.
Если оно для вас прошло плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды - яблоки.
Если оно прошло хорошо, но могло быть и лучше - прикрепите цветы.
Если общение не ничего нового не принесло - зеленые листочки.А уж если совсем напрасно было потрачено время, то - желтый, чахлый лист.
Учитель: Охрана земноводных - дело чести. Они - часть сложной системы с названием «Природа», а все, что входит в неё, тесно связано друг с другом.
Так давайте же бережно, с уважением и любовью будем относится к нашим друзьям!!! (Звучит нежный ролик о дружбе, а на его фоне ученик читает стихотворение)
Лягушки.
Ну, кто, говорит, что лягушки- уроды!
Он должен, наверно себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животного - жить.
Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.
Я знаю, и в сказке "Царевна-лягушка"
Есть скрытый, но ясный для всех недосказ,
Что кто-то под шкуркой лягушки озерной
От злобы царевну-красавицу спас.
Сказал ей: "Царевна, побудь-ка лягушкой!
Веселый и добрый лягушки народ.
В воде и на суше лягушечья шкурка
От зависти черной тебя сбережет"
И стала лягушкой царевна из сказки,
А ставши лягушкой, мы знаем - спаслась.
И черные силы старались напрасно,
Как в сказке, царевне судьба удалась.
А сколько лягушек - бесчисленно много,
Их можно считать и считать без конца,
Отдали науке лягушечьи ноги,
На пользу науки - отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!" Погладь осторожно прохладную лапку, На волю, как в сказке, ее отпусти!