Открытый урок «Плоские черви»

Открытый урок по биологии на тему «Плоские черви» для 8 класса Цель урока:  сформировать у учащихся представление о  плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними. Задачиурока: 1. Обучающие: ñ познакомиться с классификацией плоских червей; ñ выявить общие признаки типа Плоские черви; ñ познакомиться с новыми терминами и понятиями. 2. Развивающие – развитие умения сравнивать, делать выводы. 3. Воспитательные – ñ понимание важности мер защиты от заражения гельминтами; ñ выявить зависимость жизни человека от жизнедеятельности плоских червей. Форма проведения урока:  урок изучение нового материала
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок «Плоские черви»

Тема :Плоские черви.

План урока:

Цель урока: сформировать у учащихся представление о плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

Задачиурока:

1. Обучающие:

  • познакомиться с классификацией плоских червей;

  • выявить общие признаки типа Плоские черви;

  • познакомиться с новыми терминами и понятиями.

2. Развивающие - развитие умения сравнивать, делать выводы.

3. Воспитательные -

  • понимание важности мер защиты от заражения гельминтами;

  • выявить зависимость жизни человека от жизнедеятельности плоских червей.

Форма проведения урока: урок изучение нового материала

Средства обучения: Презентация урока, раздаточный материал.

Основное содержание урока:

1. Общие сведения о плоских червях (двусторонняя симметрия тела, трёхслойность).

2. Места обитания и представители свободноживущих плоских червей. Многообразие плоских червей.

3. Особенности внешнего строения свободноживущих плоских червей, обусловленные средой обитания.

4. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.

5. Черты более высокой степени организации в сравнении с кишечнополостными.

Ход урока

1 Актуализация знаний

1.Фронтальная письменная проверка знаний по теме «Кишечнополостные» - кроссворд, в виде индивидуального раздаточного материала для каждого учащегося. Последующая проверка и обсуждение результатов заполнения кроссворда учащимися.


2.Индивидуальная устная проверка-опрос с обсуждением вопросов и сверкой ответов по презентации урока.

1.В чем сходство кишечнополостных и простейших?

Предполагаемый ответ:

 Кишечнополостные и простейшие имеют несколько сходных признаков:

1.Обитание преимущественно в водной среде обитания

2.клеточное строение

3.гетеротрофное питание

4.сходство процессов дыхания и питания

5.сходство клеток внутреннего слоя с

строением простейших

2.Каково практическое значение кишечнополостных?

Предполагаемый ответ

 Кишечнополостные животные:

 1.регулируют численность рыбы, ракообразных в природе;

 2.создают коралловые рифы и сопутствующие им сообщества;

 3.скелеты кораллов применяют для изготовления извести, удобрений, бижутерии и украшений и др.

 4. объекты опытов (регенерация и др.)

 5.используются в пищу в странах Юго-Восточной Азии(медузы в Японии и Китае)

3.Назовите общие признаки кишечнополостных?

Предполагаемый ответ:

 1.лучевая симметрия тела;

 2.двуслойность строения;

 3.наличие кишечной полости;

 4.примитивная нервная система;

 5.наличие стрекательных клеток;

 6.гетеротрофы, хищники;

 7.водная среда обитания

 8.две жизненные формы: прикрепленная и подвижная.

2.Изучение нового материала

ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ: Всего 12500 видов.

Основные характеристики:

1.Трёхслойное строение: эктодерма, мезодерма, энтодерма

2.Тело плоское - листовидное, лентовидное или ланцетовидное(принимает вид листа, пластинки, ленты).

3. Нервная система в виде нервных узлов, от которых отходят 2 нервных ствола

4.Пищеварительная система состоит из 2 частей: глотки и кишечника

5.Органы выделения - протонефридии, структурной единицей которых являются так называемые «клетки мерцательного пламени».

6.Снаружи тело покрыто кожно-мускульным мешком.

7.Внутри кожно-мускульного мешка расположена рыхлая ткань - паренхима, в которой находятся внутренние органы.

8.Половая система - гермафродиты в одном организме имеются и женские и мужские клетки.

9.Кровеносная и дыхательная система отсутствует

Плоские черви делятся на 3 класса

  1. класс ресничные

  2. класс сосальщики

  3. класс ленточные

К классу ресничных червей, или турбеллярий (Turbellaria) относ белаяпланария, бурая планария.

Это небольшие плоские черви, которые постоянно встречаются в пресноводных водоемах, где они ползают среди водных растений. Характерной особенностью планарий является покров из тончайших ресничек, покрывающий их тело. Ротовое отверстие помещается на брюшной стороне, а кишечник состоит из ветвей с многочисленными разветвлениями и не имеет анального отверстия. Все планарии - гермафродиты.

Питаются планарии мелкими водными животными и являются довольно деятельными хищниками. Не отказываются они и от падали. В неволе едят и белый хлеб. Рот находится на брюшной стороне и ведет в подвижную растяжимую глотку, которая может выпячиваться наружу наподобие трубки.

Размножаются планарии яйцами, которые заключены в круглый или овальный кокон величиною немного больше булавочной головки, буроватого цвета. Такие коконы прикрепляются к подводным предметам, а у некоторых видов прикрепляются к субстрату на особых стебельках.

Планарии способны к аутотомии; в минуты опасности они могут распадаться на части, а когда опасность минует, каждый «кусочек» вырастает в нового червя. При длительном голодании турбеллярии питаются собственным телом (до 6/7 массы); при наступлении благоприятных условий они восстанавливаются вновь.

Класс Сосальщики (Trematoda) - класс широко распространённых паразитических плоских червей, Удлинённое листовидное тело имеет длину от десятых долей миллиметра до 1,3 м. На кожном эпителии нет ресничек, но обычно имеются чешуйки и бугорки. Две присоски, расположенные у ротового отверстия и в брюшной части тела, а у некоторых форм и хитиновые шипы служат для прикрепления паразита к тканям хозяина. Вязкая пища поглощается путём сосательных движений.

Почти все сосальщики откладывают яйца, некоторые живородящи. Ресничная личинка попадает в промежуточного хозяина - моллюска, где путём многочисленных делений и нескольких последовательных метаморфозов образует хвостатые личинки. Они выходят из тела моллюска во внешнюю среду и попадают в окончательного хозяина - позвоночное животное. У одних сосальщиков некоторые стадии жизненного цикла редуцированы, у других же, наоборот, имеются дополнительные хозяева.

Сосальщики (например, печёночная двуустка) паразитируют в печени, поджелудочной железе, кишечнике, лёгких, в крови, куда попадают через пищу (рыбу, раков) или вместе с водой. Термическая обработка морепродуктов и соблюдение правил личной гигиены помогают не допустить заражения.

Ленточные черви (Cestoda) - ещё один класс паразитических плоских червей. На переднем конце находится головка с присосками и крючьями. Лентовидное тело длиной от нескольких миллиметров до 40 м разделено на сотни и тысячи члеников, образующихся по мере роста. Кишечник у ленточных червей отсутствует, всасывание пищи происходит всей поверхностью тела.

Задание 1

«Верю - не верю»


На этом этапе вы должны показать свои знания об общих признаках плоских червей. Вы должны посоветоваться в группе и решить, можно или нельзя верить тому или иному суждению.

1.Плоским червям характерно 3 слоя клеток
2.Для плоских червей характерна дыхательная система
3. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям
4. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей
5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
6.Нервная система у плоских червей в виде нервных клеточек.
7. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой

Задание 2

Восстановить правильный порядок букв так, чтобы получилось название животного (червя).

Разгадывание анаграмм.

  • а) езомдраем

  • б) еьврч

  • в) анрапиял

  • г) фдитамегрор

Ответы: мезодерма, червь, планария, гермафродит

Задание 3

Исключить лишнего…

Работа с классом по систематики червей (по группам)

На листочке появятся названия представителей различных типов червей. Ваша задача определить какое из перечисленных животных лишнее и почему, т.е. сказать, а к какому классу относится исключенный вами червь?

Задание для группы №1

  • Бычий цепень

  • Печеночный сосальщик

  • Свиной цепень

Задание для группы №2

  • Кошачья двуустка

  • Белая планария

  • Печеночный сосальщик

Задание для группы №3

  • Многоглазка

  • Свиной цепень

  • Бурая планария

А сейчас мы решим несколько биологических задач:

Слайд 8

  1. Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?

  2. В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?

  3. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

  4. Д-38,заполн табл стр 146











© 2010-2022