- Преподавателю
- Биология
- Открытый урок «Плоские черви»
Открытый урок «Плоские черви»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сунтаева А.О. |
Дата | 17.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема :Плоские черви.
План урока:
Цель урока: сформировать у учащихся представление о плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.
Задачиурока:
1. Обучающие:
-
познакомиться с классификацией плоских червей;
-
выявить общие признаки типа Плоские черви;
-
познакомиться с новыми терминами и понятиями.
2. Развивающие - развитие умения сравнивать, делать выводы.
3. Воспитательные -
-
понимание важности мер защиты от заражения гельминтами;
-
выявить зависимость жизни человека от жизнедеятельности плоских червей.
Форма проведения урока: урок изучение нового материала
Средства обучения: Презентация урока, раздаточный материал.
Основное содержание урока:
1. Общие сведения о плоских червях (двусторонняя симметрия тела, трёхслойность).
2. Места обитания и представители свободноживущих плоских червей. Многообразие плоских червей.
3. Особенности внешнего строения свободноживущих плоских червей, обусловленные средой обитания.
4. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.
5. Черты более высокой степени организации в сравнении с кишечнополостными.
Ход урока
1 Актуализация знаний
1.Фронтальная письменная проверка знаний по теме «Кишечнополостные» - кроссворд, в виде индивидуального раздаточного материала для каждого учащегося. Последующая проверка и обсуждение результатов заполнения кроссворда учащимися.
2.Индивидуальная устная проверка-опрос с обсуждением вопросов и сверкой ответов по презентации урока.
1.В чем сходство кишечнополостных и простейших?
Предполагаемый ответ:
Кишечнополостные и простейшие имеют несколько сходных признаков:
1.Обитание преимущественно в водной среде обитания
2.клеточное строение
3.гетеротрофное питание
4.сходство процессов дыхания и питания
5.сходство клеток внутреннего слоя с
строением простейших
2.Каково практическое значение кишечнополостных?
Предполагаемый ответ
Кишечнополостные животные:
1.регулируют численность рыбы, ракообразных в природе;
2.создают коралловые рифы и сопутствующие им сообщества;
3.скелеты кораллов применяют для изготовления извести, удобрений, бижутерии и украшений и др.
4. объекты опытов (регенерация и др.)
5.используются в пищу в странах Юго-Восточной Азии(медузы в Японии и Китае)
3.Назовите общие признаки кишечнополостных?
Предполагаемый ответ:
1.лучевая симметрия тела;
2.двуслойность строения;
3.наличие кишечной полости;
4.примитивная нервная система;
5.наличие стрекательных клеток;
6.гетеротрофы, хищники;
7.водная среда обитания
8.две жизненные формы: прикрепленная и подвижная.
2.Изучение нового материала
ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ: Всего 12500 видов.
Основные характеристики:
1.Трёхслойное строение: эктодерма, мезодерма, энтодерма
2.Тело плоское - листовидное, лентовидное или ланцетовидное(принимает вид листа, пластинки, ленты).
3. Нервная система в виде нервных узлов, от которых отходят 2 нервных ствола
4.Пищеварительная система состоит из 2 частей: глотки и кишечника
5.Органы выделения - протонефридии, структурной единицей которых являются так называемые «клетки мерцательного пламени».
6.Снаружи тело покрыто кожно-мускульным мешком.
7.Внутри кожно-мускульного мешка расположена рыхлая ткань - паренхима, в которой находятся внутренние органы.
8.Половая система - гермафродиты в одном организме имеются и женские и мужские клетки.
9.Кровеносная и дыхательная система отсутствует
Плоские черви делятся на 3 класса
-
класс ресничные
-
класс сосальщики
-
класс ленточные
К классу ресничных червей, или турбеллярий (Turbellaria) относ белаяпланария, бурая планария.
Это небольшие плоские черви, которые постоянно встречаются в пресноводных водоемах, где они ползают среди водных растений. Характерной особенностью планарий является покров из тончайших ресничек, покрывающий их тело. Ротовое отверстие помещается на брюшной стороне, а кишечник состоит из ветвей с многочисленными разветвлениями и не имеет анального отверстия. Все планарии - гермафродиты.
Питаются планарии мелкими водными животными и являются довольно деятельными хищниками. Не отказываются они и от падали. В неволе едят и белый хлеб. Рот находится на брюшной стороне и ведет в подвижную растяжимую глотку, которая может выпячиваться наружу наподобие трубки.
Размножаются планарии яйцами, которые заключены в круглый или овальный кокон величиною немного больше булавочной головки, буроватого цвета. Такие коконы прикрепляются к подводным предметам, а у некоторых видов прикрепляются к субстрату на особых стебельках.
Планарии способны к аутотомии; в минуты опасности они могут распадаться на части, а когда опасность минует, каждый «кусочек» вырастает в нового червя. При длительном голодании турбеллярии питаются собственным телом (до 6/7 массы); при наступлении благоприятных условий они восстанавливаются вновь.
Класс Сосальщики (Trematoda) - класс широко распространённых паразитических плоских червей, Удлинённое листовидное тело имеет длину от десятых долей миллиметра до 1,3 м. На кожном эпителии нет ресничек, но обычно имеются чешуйки и бугорки. Две присоски, расположенные у ротового отверстия и в брюшной части тела, а у некоторых форм и хитиновые шипы служат для прикрепления паразита к тканям хозяина. Вязкая пища поглощается путём сосательных движений.
Почти все сосальщики откладывают яйца, некоторые живородящи. Ресничная личинка попадает в промежуточного хозяина - моллюска, где путём многочисленных делений и нескольких последовательных метаморфозов образует хвостатые личинки. Они выходят из тела моллюска во внешнюю среду и попадают в окончательного хозяина - позвоночное животное. У одних сосальщиков некоторые стадии жизненного цикла редуцированы, у других же, наоборот, имеются дополнительные хозяева.
Сосальщики (например, печёночная двуустка) паразитируют в печени, поджелудочной железе, кишечнике, лёгких, в крови, куда попадают через пищу (рыбу, раков) или вместе с водой. Термическая обработка морепродуктов и соблюдение правил личной гигиены помогают не допустить заражения.
Ленточные черви (Cestoda) - ещё один класс паразитических плоских червей. На переднем конце находится головка с присосками и крючьями. Лентовидное тело длиной от нескольких миллиметров до 40 м разделено на сотни и тысячи члеников, образующихся по мере роста. Кишечник у ленточных червей отсутствует, всасывание пищи происходит всей поверхностью тела.
Задание 1
«Верю - не верю»
На этом этапе вы должны показать свои знания об общих признаках плоских червей. Вы должны посоветоваться в группе и решить, можно или нельзя верить тому или иному суждению.
1.Плоским червям характерно 3 слоя клеток
2.Для плоских червей характерна дыхательная система
3. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям
4. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей
5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
6.Нервная система у плоских червей в виде нервных клеточек.
7. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой
Задание 2
Восстановить правильный порядок букв так, чтобы получилось название животного (червя).
Разгадывание анаграмм.
-
а) езомдраем
-
б) еьврч
-
в) анрапиял
-
г) фдитамегрор
Ответы: мезодерма, червь, планария, гермафродит
Задание 3
Исключить лишнего…
Работа с классом по систематики червей (по группам)
На листочке появятся названия представителей различных типов червей. Ваша задача определить какое из перечисленных животных лишнее и почему, т.е. сказать, а к какому классу относится исключенный вами червь?
Задание для группы №1
-
Бычий цепень
-
Печеночный сосальщик
-
Свиной цепень
Задание для группы №2
-
Кошачья двуустка
-
Белая планария
-
Печеночный сосальщик
Задание для группы №3
-
Многоглазка
-
Свиной цепень
-
Бурая планария
А сейчас мы решим несколько биологических задач:
Слайд 8
-
Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?
-
В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?
-
Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?
-
Д-38,заполн табл стр 146