Публикация Основы эстетического воспитания

Основы эстетического воспитания “Эстетика (от греческого aisthetikos - чувственно воспринимаемый) – наука о чувственном познании, постигающем создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Имеет практическое значение для искусства мышления и для собственно искусства” (А.Г. Баумгартен).           [70, 26 с.] В 1735 году немецкий философ Александр Готлиб  Баумгартен впервые ввёл термин «эстетика» в научный обиход, из чего, однако, не вытекает, будто эстетика как наука ведёт начало с этог...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Основы эстетического воспитания










Работу выполнила:учитель биологии и географии,

I квалификационной категории Сафина Ильфинур Вакказовна,

МБОУ «Утар-Атынская ООШ»



2014 г.

Основы эстетического воспитания

"Эстетика (от греческого aisthetikos - чувственно воспринимаемый) - наука о чувственном познании, постигающем создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Имеет практическое значение для искусства мышления и для собственно искусства" (А.Г. Баумгартен). [70, 26 с.]

В 1735 году немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен впервые ввёл термин «эстетика» в научный обиход, из чего, однако, не вытекает, будто эстетика как наука ведёт начало с этого момента. Основные направления эстетики обозначились уже в Древней Греции, где философское осмысление искусства достигло высокого уровня зрелости. Она ведет свое начало от Гераклита - материалистическая линия и Платона - идеалистическая. Вершиной эстетической мысли античности стала эстетика Аристотеля. Она трактовала искусство, как подражание природе. [70, 418 с.]

Наряду с эстетикой как философской категорией зарождалось и школьное эстетическое воспитание. В афинской школе доминировала идея «гармонического развития личности». Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий житель Афин. Эстетическое образование давали мусические школы, в них преподавали литературу и музыку с элементами научных знаний. В гимнасиях - общественных образовательных учреждениях следующей ступени можно было послушать популярного политика или философа. Например, Сократ выступал в Ликее (одна из гимнасий). Кстати, все названия учебных заведений, только несколько видоизменённые, переживают сейчас в России второе рождение. Средневековая эстетика (Августин, Фома Аквинский) восприняла наследие античного идеализма и переработала его в духе христианского спиритуализма. Она отстаивала идею божественного происхождения красоты. Эстетическое воспитание той поры носило авторитарный церковно-схоластический характер. Схоластика (от лат. Scola - школа) выработала культурные ценности, опиравшиеся на христианское богословие. Несмотря на это средневековье, подарило человечеству таких гениев как Шекспир, Микеланджело, Андрей Рублёв, Рафаэль. Знакомство с их шедеврами дарит радость и положительные эмоции многим поколениям людей. Эстетика возрождения, опиралась на материалистическую ветвь античной мысли. В философско-педагогической мысли того времени в обновлённом виде появился идеал духовно и физически развитой личности.

В греко-римской культуре теперь находили отражение лучшего, что есть в человеке и природе, стремились черпать традицию воспитания эстетически развитого человека. Эту идею подхватил и развил Жан-Жак Руссо со своей системой естественного воспитания и сохранения совершенной природы человека. А в последствии Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег сформулировал принцип культуросообразности, согласно которому вопросы воспитания и обучения невозможно решать без постоянного обращения к современной (для своего времени) культуре. Этот принцип вошел в золотой фонд мировой педагогики. [21, 104 с.]

В России эстетическая мысль от Ломоносова к революционным демократам Белинскому, Герцену, Чернышевскому развивается и отстаивается с позиции служения искусства народу. Она была представлена и в либерально-консервативном течении, а так же в академическом искусствознании и литературоведении [5, 25 с.] По аналогии с античностью, центрами эстетического воспитания в России XIX века стали лицеи. Великий поэт А.С. Пушкин - выпускник Царскосельского лицея. В начале XX века, а именно в 1915 году, в ходе тогдашней реформы средней школы, в г. Петрограде особой комиссией под председательством директора гимназии при римско-католической церкви С.О. Цибульского, были разработаны «общие положения по эстетическому воспитанию в современной школе» [5, 27 с.]. В этом документе говорилось о приобщении эстетического воспитания и образования к религиозно-нравственному, умственному и физическому и производству надлежащих изменений в учебных планах средних школ тогдашнего Министерства народного просвещения. Этот документ, опубликованный впервые в советской литературе только в 1990 году, уникален тем, что основные его положения прошли проверку временем в советской школе и не утратили своей актуальности до сегодняшнего дня. Для примера: «В больших городах посещение младшими учащимися опер и концертов, конечно, с надлежащим выбором является важным элементом эстетического образования и воспитания. В других местах не следует пренебрегать воспроизведением музыкальных пьес…. Ознакомление младших школьников с избранными произведениями музыки будет во всех случаях продуктивно лишь при том условии, если пьесы доступны пониманию младших учащихся и если исполнению предшествуют необходимые объяснения». [5, 549 с.] Так же обстоятельно рассмотрены все аспекты эстетического образования.

В Советской России 20-30-х гг. эстетическое воспитание и образование занимает достойное место в педагогических концепциях и программах многих реформаторов школы того времени, таких как С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко и др. Сегодня эстетика как наука обогатилась теоретически в ходе осмысления новых объективных процессов социальной жизни, в сфере расширения масштабов эстетической деятельности в связи с научно-техническим прогрессом, экологической практикой, возросшим значением литературы и искусства в жизни общества. В последние годы государство и общество в лице педагогической общественности, наконец, обратили свои взоры на проблему школьного воспитания, в том числе и на его эстетические аспекты. В советское время педагогами был накоплен огромный положительный опыт в этой области, который можно и нужно использовать.

Комплексный характер экологических проблем заставляет педагогов искать оптимальные пути и средства решения проблем биосферы в содержании экологического образования и воспитания подрастающего поколения [9, 10 с.]

В 70-90-е годы отечественной философской и педагогической наукой велись широкие исследования, объектом которых являлись эстетические отношения общества и природы, специфика и закономерности развития экологической культуры, многосторонне освещались эстетические, гуманистические связи человека с природой, объективные основания красоты окружающей среды (Апресян Г.З., Самохвалова В.И., Смольянинов И.Ф., Печко Л.П., Хацкевич Д.Х. и др.). Вопросам нравственно-эстетического воспитания средствами природы посвящен ряд работ Абросимова Б.Н., Киященко Н.И., Кормина Н.А., Лейзерова Н.Л., Лихачева Б.Т., Назаровой Н.С, Старостина В.И. Анализ этих проблем представлен в кандидатских и докторских диссертациях (Боровик Г., Галимова Т.М., Кантария Р.Г., Печко Л.П., Плеханов Е.А., Сокуренко Е.Г., Фомина М.Н., Хацкевич Д.Х.). Пути интеграции гуманитарных, общественных и естественно научных знаний в процессе формирования эколого-эстетической культуры личности отражены в трудах Гачева Г.Д., Гирусова Э.В., Лихачева Д.С, Мейлаха Б.С. и др. Психологические предпосылки эффективного экологического воспитания, ориентированного на гуманитарное знание, представлено в трудах отечественных (Асмолов А.Г., Божович Л.И., Дерябо Д., Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Немов Р.С, Петровский А.В., Ясвин В.А. и др.) и зарубежных (Д.Гибсон, Ж.Годфруа, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, К.Хорни, Э.Шпрангер и др.) авторов [43, 8-12 с.]

Как свидетельствуют факты, в педагогике эстетическому воспитанию анализу проблем предавали большое значение в странах Европы и США.

Эстетика как наука, носит философский характер, но она имеет свою специфику, свои закономерности - закономерности эстетического освоения действительности. Искусство как генератор эстетической ценности оказывает решающее влияние на развитие эстетики. В качестве предмета эстетики, как науки, рассматривается сущность и закономерности развития эстетического в природе, обществе и человеческой деятельности [63, 20с.]. Методологически важным для эстетики является объективное требование эстетического освоения мира с помощью самых разнообразных видов человеческой деятельности: через трудовую, бытовую, игровую, и конечно художественно-творческую деятельность. Эстетическое освоение человеком мира проявляется в художественной форме, в различных видах искусства, являющихся особой, специфической формой общественного сознания. Основной формой познания эстетической реальности является образ-обобщение и художественный образ. Эстетика как наука наряду с искусством изучает эстетические аспекты явлений природы и общества. Это обеспечивает ей органическую и плодотворную связь с естественными и общественными науками. [16, 2с.] Эстетическое отношение человека к действительности есть субъективное отражение объективно-эстетической действительности. Сущность эстетического состоит в развитии, изменении, движении соотношения содержания и формы явлений мира в соответствии с законами диалектики. Эстетические явления отражаются людьми в эстетических переживаниях и выражаются в эстетических категориях. [70, 141с.]

В категориях эстетики раскрываются и предстают в наиболее обобщенном виде эстетические отношения человека к действительности. Эстетическое - мета-категория. Оно рождается в виде прекрасного, возвышенного, безобразного, трагического и комического, в том или ином явлении, в процессе его движения, развития, преодоления противоречий, перехода и превращения в новое качественное состояние. Оно изменяется в пространстве, распадается и возрождается во времени. [16, 9с.]

Современная система категорий эстетики включает в себя около 20-ти главных типов. Это помимо мета-категории эстетическое или прекрасное, ещё и искусство, дизайн, художественный образ, шедевр, гений, направление или течение в искусстве, эстетическое созерцание, катарсис и т.д. Категория эстетического воспитания это одно из фундаментальных понятий, аппарат анализа эстетического воздействия. Она включает в себя такие понятия как всестороннее развитие личности, духовное богатство, эстетические способность и потребность.

В процессе внеклассной деятельности формируются эстетические качества личности, характеризующие личность как экологически культурную. К этим качествам мы отнесли эстетическое восприятие и эстетический вкус.

Эстетическое восприятие - это исходный этап общения с красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру. От его полноты и яркости зависят сила и глубина эстетических переживаний, считает Б.Т.Лихачев.

Эстетическое восприятие определяется уровнем эстетического развития и качеством эмоционально-эстетического опыта. Развитое эстетическое восприятие личности учащегося будет способствовать эстетической направленности учебно-воспитательной работы, характеризующейся единством интеллектуального и эмоционального умения раскрыть ценность природного мира.

Восприятие - осознание чувственно данного предмета или явления, имеющее определенное значение и вовлеченное в многообразные отношения, определяет С.Л.Рубинштейн.

Восприятие является формой познания действительности, так как при этом происходит сравнение, сопоставление возникающих чувств и пережитых ранее. В процессе эстетического восприятия природного мира рождаются ассоциации, мысли и переживание увиденного явления, П.М.Якобсон назвал это состояние «живым созерцанием», и определил, как первую стадию восприятия. Вторая стадия эстетического восприятия - «абстрактное мышление» включает обдумывание, анализ и третья стадия - синтез эмоционального и обдумывающего в восприятии. На этой стадии определяется эстетическое влияние природного явления на личность. [2, 85-86с.]

Следующее важное качество эстетического сознания эстетический вкус - это определенный уровень способности воспринимать и переживать различные природные явления с точки зрения их красоты. Это способность зависит от уровня знаний личности и изменяется в зависимости от имеющихся условий, эстетических познаний природного мира. Критерием эстетической оценки красоты является эстетический вкус.

Эстетический вкус - это способность по чувству удовольствия или неудовольствия дифференцированно, оценочно воспринимать различные эстетические свойства. Эстетический вкус дает возможность человеку по внешним признакам определять эстетические свойства природного мира.

Эстетический вкус дает способность воспринимать и оценивать явления действительности, получать эстетическое наслаждение и формировать эстетическую потребность общения с природным миром.

Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает эстетический вкус, способность человека оценивать явления действительности с позиций идеала.

Эстетические предпочтения. Знание побуждает личность к осознанному выбору, обоснованному предпочтению в сфере эстетического потребления и творчества. Наличие знаний об эстетической ценности природного мира будут иметь смысл тогда, когда они будут реализовываться в деятельности, направленной на эстетическое освоение природы.

Весь природный мир, чувственно воспринимаемый человеком является эстетической ценностью, а следовательно, подлежит эстетической оценке. Исследователи отмечают, что существует коррелятивная связь между эстетической значимостью природной среды и характером деятельности.

Таким образом, эстетическое воздействие окружающего человека природного пространства, оказывает влияние на его внутренний мир и создает психологические предпосылки для выбора деятельности согласно ценности природного объекта. [2, 88-89с.]

Соприкасаясь с окружающим миром природы, человек, сталкивается с новыми явлениями, предметами, которые могут вызвать у него интерес - специфический мотив в познавательной деятельности, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Специфичность интереса заключается в том, по мнению С.Л.Рубинштейна, что это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающем интерес является специфическим мотивом культурной и познавательной деятельности. Эмоциональная окрашенность явления создает особую значимость, что вызывает интерес, который проявляется во внимании. Следовательно, развитая эмоциональная сфера будет способствовать формированию экологического интереса при привлечении внимания к данной проблеме. Интерес охватывает процессы восприятия, памяти, мышления, ставит задачи и требует работы мысли, тем активизирует деятельность личности и делает работу продуктивнее. [2, 90с.]

Активный интерес становится мотивом для реальных практических действий. Экологический интерес, направленный на сознательную практическую деятельность в природной среде с целью сохранения естественных ландшафтов и видового многообразия, определяется как общественная ценность и является ценным свойством личности, так как может способствовать формированию экологической культуры.

Опыт эстетического поведения. Существенным звеном в эстетическом освоении природного мира является эстетическое поведение. Специфика эстетики поведения, считает Г.И.Королева, определяется гуманным отношением к миру природы, формированием любви к родной природе на основе представлений о прекрасном в природе, активизацией деятельности по ее охране и развитием сферы эмоциональных впечатлений, получаемых от природы.

Потребность в эстетическом восприятии переживании и преобразовании действительности складывается постепенно в процессе жизнедеятельности. Человек может не осознавать свои эстетические потребности, однако они существуют и определяют его поведение. Эстетическое образование превращает бессознательные эстетические побуждения в осознанные потребности. У личности появляется возможность контроля над развитием и способами удовлетворения своих потребностей.

Основанием эстетической ответственности является чувственно-эмоциональное восприятие, эстетические установки и вкус, проявляющийся на уровнях чувственного восприятия, познания и оценки позволят направлять систему действий в природном мире, эстетически ответственного творить «по законам красоты». Эстетически развитая личность не может в силу сформировавшегося нравственного мира позволить себе нарушить гармонию природной жизни или выразить неуважение к экологическим требованиям поведения в природе. [2, 91-92с.]

Исходя из вышесказанного, эстетическое воспитание позволяет использовать высокий экологический потенциал для формирования эстетического восприятия природного мира и развития эмоционального уровня.

Таким образом, эстетика как компонент экологической культуры может служить основополагающим элементом в процессе формирования экологической культуры младших учащихся сельской школы.





Использованная литература:

  1. Абашидзе З.Э. Формирование экологической культуры учащихся в школе. Автореф. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1991. - 22 с.

  2. Абдрашитова И.В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза: дис. … канд.пед.наук / И.В.Абдрашитова - Казань, 2004. - 197 с.

  3. Абдрашитова И.В. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры. - Казань, Мастер Лайн, 2001. - 234 с.

  4. Абдрашитова И.В.Дневник полевой практики по общей экологии.-Казань ТГГПУ,2006,42 с.

  5. Абдрашитова И.В.Лабораторный практикум по экологии.-Казань,2011.-60 с.

  6. Агузарова И. Г. Экологическое воспитание младших школьников в условиях национальной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. Г. Агузарова. - Владикавказ, 2004. - 163 с.

  7. Акбашев Р. А. Экологическое образование и воспитание школьников в Республике Татарстан / Р. А. Акбашев // Школьное экологическое образование. - Казань, 1994. - 36-43с.



© 2010-2022