- Преподавателю
- Биология
- Практическое занятие по анатоми и физиологии человека Кости туловища
Практическое занятие по анатоми и физиологии человека Кости туловища
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черёмухина Т.В. |
Дата | 02.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОГИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
(ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
По предмету: "Анатомия и физиология человека".
Практическое занятие.
Тема: «Остеология. Кости туловища и их соединение».
Преподаватель: Черёмухина Т. В.
2015 год
При изучении темы «Кости туловища и их соединение» студенты должны освоить следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
Цель занятия:
а) закрепить понятия: надкостница, компактное вещество, губчатое вещество, остеон;
б) повторить виды соединений: непрерывные, симфизы или полусуставы, синовиальные соединения или суставы;
в) выявить функциональное назначение лордоза, кифоза;
г) достижение прочных знаний посредством самостоятельного выполнения заданий для самоконтроля;
д) показать значимость данной темы в практической медицине.
Задачи:
Образовательная:
-
Усовершенствовать знания в строении костей туловища и особенностях строения костной ткани.
-
Объяснить механические и биологические функции скелета, сформировать представление о значении позвоночного столба и грудной клетки.
-
Обобщить и систематизировать знания студентов о видах соединения костей: неподвижные, полуподвижные и суставы.
-
Научиться выделять отличительные особенности строения шейных, грудных, поясничных и крестцовых позвонков; строение костей грудной клетки: рёбра, грудины; знать соединения между позвонками: межпозвоночные диски, продольные связки, межпозвоночные суставы, уметь показать их на скелете.
-
Объяснить значение суставов: межпозвоночных, рёбер с позвонками и рёбер с грудиной.
-
Уметь составлять логико-дидактические схемы (ЛДС) по теме, делать сравнения, выводы.
Развивающая: способствовать развитию мышления: развивать умение синтезировать и анализировать, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли при ответе на поставленный вопрос, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения самостоятельно работать, используя рабочее пособие.
Воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения, прививать навыки коллективного труда.
Оборудование:
-
Скелет.
-
Отдельные кости, наборы позвонков, суставы с осями.
-
Самусев Р. П. Атлас анатомии человека; Самусев Р. П., Селин Ю. М. Анатомия человека, Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека.
Время занятия: 90 минут.
Место проведения: лекционная аудитория.
Форма организации занятия: комбинированный урок.
Хронокарта занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
-
Контроль исходных знаний.
-
Самостоятельная работа с использованием муляжей, учебных пособий для уточнения и систематизации знаний.
-
Первичный контроль знаний.
3. Итоговый контроль знаний.
4. Подведение итогов занятия. Задание на дом.
5 мин
10 мин
20 мин
20 мин
30 мин
5 мин
Ход занятия:
-
Организационный момент
Приготовьте: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, лист чистой бумаги.
-
Основная часть.
-
Контроль исходных знаний.
а) приготовьте таблицы: "Кости туловища", "Строение кости"; скелет человека.
б) используя наглядный материал, выполните задания № 1 - 9.
-
Назовите и покажите кости тела человека.
-
Объясните строение кости, состав кости как органа?
-
Объясните строение надкостницы (периоста), её значение.
-
Объясните строение компактного вещества.
-
Объясните строение губчатого вещества.
-
На доске схематично зарисуйте поперечный распил кости.
-
Виды костного мозга, их значение. Где расположен красный костный мозг в организме взрослого человека?
-
Назовите основные виды соединения костей. Приведите примеры.
-
На доске зарисуйте строение сустава, назовите основные и дополнительные его элементы.
-
Самостоятельная работа с использованием муляжей, учебных пособий для уточнения и систематизации знаний.
Используя муляжи костей, учебные пособия изучите и запишите:
а) строение позвонков:
-
шейных,
-
грудных,
-
поясничных,
-
крестцовых;
б) рёбер,
в) грудины.
Проверьте знания друг друга, работая в парах.
-
Первичный контроль знаний.
Выполните задания 1 - 8.
3. Итоговый контроль знаний.
В тетради для самостоятельных работ подпишите тему и вариант, сделайте обозначения к рисункам, используя перечень терминов; решите тестовые задания.
4. Подведение итогов занятия.
Сдайте на проверку тетради: рабочую и для самостоятельных работ.
Домашнее задание: выучите строение костей конечностей. Самусев Р. П., Селин Ю. М. «Анатомия» стр. 108 - 132, Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека стр. 76 - 93.
Задание № 1.
-
Рассмотрите рисунок.
-
Какие отделы выделяют в позвоночном столбе?
-
Заполните таблицу.
Название
отдела
Количество
позвонков
1.
2.
3.
4.
5.
Задание № 2.
-
Рассмотрите позвонок
-
Заполните графологическую структуру
ПОЗВОНОК
Позвоночная
вырезка
Задание № 3.
-
Рассмотрите позвонки.
-
Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика позвонков.
Особенности строения
шейные
грудные
поясничные
крестцовые
копчиковые
-
тело
-
поперечные отростки
-
остистый
отросток
Задание № 4.
Все позвонки соединены между собой при помощи соединительной ткани и образуют позвоночный столб.
-
Пользуясь материалом учебника Самусев Р. П., Селин Ю. М. «Анатомия человека» стр. 82 - 84 заполните таблицу.
Виды соединения позвонков.
Виды соединений
Между телами
Между дугами
Между отростками
1.
2.
3.
1.
1.
2.
3.
Задание № 5. Строение рёбер.
-
Пользуясь материалом учебников Федюкович Н. И. «Анатомия и физиология человека» стр. 56 - 57; Самусев Р. П., Селин Ю. М. «Анатомия человека» стр. 81 - 82, 86 - 87 заполните таблицу.
Виды рёбер
Особенности строения
1 ребро
2-12 рёбра
Задание № 6. Грудина.
-
Рассмотрите кость.
-
Опираясь на собственные знания, составьте графологическую структуру.
ГРУДИНА
Задание № 7 Грудная клетка.
-
Внимательно рассмотрите рис 4.10 учебник Самусев «Анатомия человека».
-
Заполните таблицу:
Границы грудной клетки
Чем образованы
-
Сзади
-
С боков
-
Спереди
-
Снизу
-
Сверху
-
Ответьте на вопросы:
Назовите тип соединения рёбер с позвонками и грудиной?
Какое физиологическое значение имеет такой тип соединения?
Задание № 8.
-
Используя полученные знания, ответьте на вопросы:
Каковы основные функции скелета?
Каково основное значение позвоночного столба и грудной клетки?
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Практическое занятие № 3.
Тема: «Остеология. Кости туловища и их соединение.
Цель занятия: работа с терминами: надкостница, компактное вещество, губчатое вещество, остеон; виды соединений: непрерывные, симфизы или полусуставы, синовиальные соединения или суставы; лордоз, кифоз; вторичное осмысление изучаемого материала, достижение прочных знаний посредством самостоятельного выполнения заданий для самоконтроля. Показать значимость данной темы для овладения студентами медицинской профессией.
Задачи:
Образовательная:
-
Устранить пробел в знании строения костей туловища, особенностях строения костной ткани.
-
Объяснить механические и биологические функции скелета, сформировать представление о значении позвоночного столба и грудной клетки.
-
Обобщить и систематизировать знания студентов о видах соединения костей: неподвижные, полуподвижные и суставы.
-
Изучить строение позвонка, выделять отличительные особенности строения шейных, грудных, поясничных и крестцовых позвонков; строение костей грудной клетки: рёбра, грудины; знать соединения между позвонками: межпозвоночные диски, продольные связки, межпозвоночные суставы, уметь показать их на скелете.
5. Объяснить значение суставов: межпозвоночных, рёбер с позвонками и рёбер с грудиной.
6. Уметь составлять логико-дидактические схемы (ЛДС) по теме, делать сравнения, выводы.
Развивающая: способствовать развитию мышления: развивать умение синтезировать и анализировать, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли при ответе на поставленный вопрос, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения самостоятельно работать, используя рабочее пособие.
Воспитательная: способствовать формированию научного мировоззрения, развивать навыки коллективного труда.
Оборудование:
-
Скелет.
-
Отдельные кости, наборы позвонков, суставы с осями.
-
Самусев Р. П. Атлас анатомии человека; Самусев Р. П., Селин Ю. М. Анатомия человека, Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека.
Время занятия: 80 минут.
Место проведения: лекционная аудитория.
Форма организации занятия: комбинированный урок.
Хронокарта занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
-
Контроль исходных знаний.
-
Самостоятельная работа с использованием муляжей, учебных пособий для уточнения и систематизации знаний.
-
Первичный контроль знаний.
3. Итоговый контроль знаний.
4. Подведение итогов занятия. Задание на дом.
5 мин
10 мин
20 мин
20 мин
20 мин
5 мин