Урок по биологии в виде игры Дебаты (5 класс)

Данный урок формирует первоначальные знания о природе родного края. Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса. Данная игра формиру...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ

Обобщающий урок в виде игры - «ДЕБАТЫ»

Выполнила: учитель биологии Железнодорожненской ОШ I-III ступеней

Ильницкая Н.А.

Тема: « ОСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ РОДНОГО КРАЯ»

Цель:

Формирование первоначальных знаний о природе, основ экологической культуры
Задачи:

  • Обобщая материал, выявить качество наблюдений и уровень знаний по теме «Осенние явления в жизни растений родного края».

  • Создать условия для систематизации представлений об изменениях в природе осенью.

  • Содействовать формированию умения объяснять причины деятельности человека в осенний период времени.

  • Формировать активного человека современного общества, обладающего широтой понимания общечеловеческих ценностей, глобальных проблем и умеющего активно отстаивать свои взгляды и суждения.

Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.

Дебаты развивают:

- логическое и критическое мышление;

- навык в организации своих мыслей;

- навыки устной речи;

- терпимость к различным взглядам;

- уверенность в себе;

- способность работать в команде;

- способность концентрироваться на сути проблемы;

- стиль публичного выступления.

Дебаты помогают их участникам:

- интеллектуально участвовать в жизни общества;

- выступать в качестве лидеров;

- брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие

способностей;

- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы;

- синтезировать знания;

- слаженно работать с коллегами;

- уметь писать эффективные речи и приобретать навыки презентации;

- достигать более высоких показателей в основной учебе;

- быть критичными слушателями;

- принимать хорошо продуманные решения;

- развивать смелость и уверенность в себе.

Участники дебатов обязательно принимают 3 основных принципа:

- уважение;

- честность;

- проигравших нет.

Действующие лица игры:

Команда - состоит из 5 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тему игры, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей.

Судьи 3 человека - решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его.

Таймкипер - это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры.

Тренеры (тьютеры) - это обычно учителя.

Суть игры «Дебаты»:

- убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), подтверждающие их позиции. В ходе игры каждому участнику команды предоставляется возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента.

Решение судей. После того как судьи выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют судейские протоколы, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными).

Тема для «Дебатов» формируется в виде утверждения:

«Мусор, в том числе растительные остатки, необходимо сжигать осенью, чтобы не развести вредителей и болезнетворных бактерий».

При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которых тема должна:

- провоцировать интерес, затрагивая значимые проблемы;

- быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в предоставлении качественных аргументов.

Спикер каждой команды, прежде чем вступить в дебаты, советуется с командой.

Роль I спикера:

  1. Представление команды.

  2. Формулировка темы, актуальность.

  3. Определение ключевых понятий, входящих в тему.

  4. Выдвижение критерия.

  5. Аргументы.

  6. Заключение.

Роль II спикера:

  1. Представление команды.

  2. Формулировка тезиса отрицания.

  3. Принятие определений ключевых понятий.

  4. Атака или принятие критерия оппонента.

  5. Опровержение позиции утверждения.

  6. Аргументы.

  7. Заключение.

Советы тренеру.

В дебатах учесть.

- Влияние дыма при сжигании листьев на окружающую среду.

- Опавшие листья не мусор. Это источник солнечной энергии, минеральных и органических веществ, накопленных за лето. Это биомасса, единственное удобрение для дикорастущих растений. Из-за сжигания почва лишается перегноя, становится бесплодной. Горящая трава - катастрофа для насекомых, лягушек, птиц.

Сжигание листьев - это борьба с законами природы, потому что все, что растения поглощают из воздуха, должно постепенно раскладываться и попадать в почву, а не обратно в атмосферу. Поэтому сжигание листьев фактически сводит на нет всю работу, которую растения сделали за сезон.

Собранную листву можно использовать для приготовления компоста. На дачных участках, в садах листву не рекомендуют убирать из-под деревьев, так как она предохраняет от сильных морозов корневую систему, накапливает влагу, служит удобрением.

- Правила противопожарного режима в РФ.

- Федеральный закон от 4.05.1999г. №96-ФЗ «Об охранеатмосферного воздуха» ч. Ст.18.

- «Правила благоустройства района».

- Вредители садов и огородов, их размножение и развитие.

- Жизнь живых организмов в лиственной подстилке.

- Роль минерального питания в жизни растений.

- Растительный мир своей местности (учитывая вечнозеленые)

В конце дебатов учитель подводит итоги, выставляет оценки, обсуждая их с учениками.

Темы для дебатов по данной теме:

- Органические и минеральные удобрения в почву нужно вносить осенью.

- Перекопку грунта нужно осуществлять осенью.

- Многолетние растения нужно на зиму укутывать.

- Листопад. Полезен или нет для растений. И т.д.



© 2010-2022