• Преподавателю
  • Биология
  • ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Войтович Т.С.,

учитель биологии средней школы № 9 г. Пинска


ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1: Психолого-педагогические проблемы содержания образования.

1.1 Современные модели концепции содержания образования.

1.2. Личностный подход в образовательной технологии.

1.3. Построение содержания биологического образования.
Глава 2: Использование технологии личностно - ориентированного

обучения в учебном процессе.

  1. Результаты исследования успеваемости при традиционном обучении.

  2. Применение элементов технологии личностно-ориентированного обучения в современной школе на уроках биологии.

2.3 Обобщение и оценка результатов исследования.
Заключение

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Методология преподавания предметов в классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели. А само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль - средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика.

Учителя должны отнестись к содержанию своего предмета как к средству. Ведь это - по-настоящему новая и непростая для освоения профессиональная компетенция учителя - переносить в зависимости от целей курса акцент с приоритета содержания на приоритет освоения учащимися способов действия, не нанося ущерб самому содержанию. Эта компетенция, несомненно, относится к методологическим и управленческим умениям высокого уровня сложности.

Самое интересное, что такие профессиональные компетенции требуют от учителя очень высокого уровня владения содержания, а не наоборот, как может показаться на первый взгляд. Чтобы использовать содержание курса как средство развития и социализации учащихся, учитель должен виртуозно этим содержанием владеть. Учитель должен работать в пространстве концептуальной педагогики: учитель - управленец, владеющий высоким уровнем методологической и управленческой культуры, способный к глубокому и грамотному педагогическому анализу не только содержания предмета, но и педагогических условий и ситуаций, средств, приёмов и методов учебной работы, и самого субъекта учебной деятельности -ученика.

Такая профессиональная деятельность уже не может опираться только, или в основном, на эмпирические данные, или на интуитивный анализ. Работа учителя - управленца технологична уже по определению: успешное управление на любом уровне и в любой области деятельности всегда происходит по циклическому алгоритму:

- анализ исходных условий и выделение проблемы

-оценка ресурсов и целеполагание

  • планирование

  • организация и планирование реального процесса

  • анализ результатов

Приоритетной целью школьного биологического образования является формирование у учащихся культуры взаимодействия с живыми системами. Под живыми системами в данном определении понимаются формы организации жизни на всех её системных уровнях от молекулярного до биосферного; все формы контакта с живыми системами, в которых человек участвует в каком бы то ни бело качестве и в каком бы то ни было виде деятельности (наблюдение, исследование, экспериментирование, осмысление, ситуативное воздействие, целенаправленное преобразование, и т.д.). В таком контексте культура взаимодействия с живыми системами включает в качестве составляющих экологическую культуру, культуру образа жизни, культуру самоопределения, мировоззренческую и исследовательскую культуру и др.

В контексте культурологического подхода учебный предмет «Биология» играет существенную роль в формировании общей культуры учащихся, в развитии их творческих, интеллектуальных способностей и возможностей, с учётом их индивидуальных потребностей. Культурологический подход позволит сместить образовательный процесс от репродуктивной деятельности к продуктивной, творческой.

В настоящее время всё больше ведущие педагоги и психологи придерживаются этой точки зрения. Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где учитель является организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования.

Изучая литературу по технологии личностно-ориентированного образования таких учёных как: К.А.Абульханова, В.В.Давыдов, В.Е.Зинченко, Я.Л.Коломинский, И.С.Кон, Г.Г.Кравцова, Т.А.Матис, А.В.Мудрик, А.Б.Орлов, А.В.Петровский Ю.А.Полуянова, В.В.Рубцова, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманская, я отметила, что все исследования подчёркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Тем не менее, пока ещё нет обобщающих научно-педагогических работ, целостно раскрывающих процесс использования технологии личностно-ориентированного обучения. На основании этого можно предположить, что личностно-ориентированное обучение во всём объёме и со всеми нюансами сложно проводить в классах , в которых учится по 25-29 школьников (на должном уровне его можно реализовать в малых группах и на индивидуальных занятиях). Следовательно, такой тип обучения на уроках биологии лучше сочетать с другими, в том числе и традиционными. Социальная значимость развития учащихся, желание заинтересовать предметом «Биология», а также анализ состояния научной разработанности этого процесса обусловил выбор проблемы данного исследования, которая заключается в эффективности использования некоторых методов и приёмов технологий личностно-ориентированного обучения в условиях преподавания биологического курса.

Цель исследования определяется необходимостью выявления условий применения элементов технологии личностно-ориентированного обучения в условиях биологического курса.

Объектом исследования выступает процесс обучения и развития учащихся в средней общеобразовательной школе в рамках предмета биологии.

Предметом исследования выступает процесс использования в обучении элементов технологии личностно-ориентированного обучения.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить концептуальные основы различных подходов к исследованию технологии личностно-ориентированного обучения;

  1. Изучить методы и приёмы осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении биологии;

  2. Выделить показатели применения элементов личностно-ориентированного обучения на основании уровня качества знаний учащихся;

  3. Выявить и обосновать совокупность условий, обеспечивающих применение элементов личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы на уроках биологии.

В исследовании я исходила из следующей гипотезы: если процесс обучения имеет направленность на образование и воспитание ученика через создание психологически комфортных условий, направленных на развитие его личности, то и сама технология обучения и её элементы основаны на принципах личностно-ориентированного обучения. Это поможет мне реализовать общие задачи учебного предмета «Биология»:

  • формирование научного мировоззрения, единой целостной картины мира;

  • формулирование познавательных задач и поиск их решения;

-развитие системы общих и специальных познавательных умений и навыков учащихся;

- выработка системы навыков взаимодействия с живыми организмами и системами;

-формирование экологической культуры личности школьника;

-формирование отношения к жизни как к высшей ценности.

Ведущая идея исследования состоит в том, что процесс осуществления индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми являются составляющими технологии личностно-ориентированного обучения, а реализация индивидуальных особенностей ученика возможна только при использовании разнообразных методов обучения.

Методологическую и теоретическую базу исследования составляют принципы всеобщей связи явлений и процессов, целостности и системности единства форм и содержания, единства логического и исторического, взаимосвязи теории и практики.

Источниками исследования являются данные анализа психологической, педагогической, методической литературы и периодической печати. Кроме того, при работе учитывались основные положения теоретических концепций о применении современных образовательных технологий в процессе обучения.

В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ документов и официальных материалов, научно-педагогической литературы, учебных программ и пособий; сравнительный анализ опыта работы с детьми; опытно-экспериментальная работа по внедрению элементов личностно-ориентированного обучения.

Теоретическая значимость исследования для меня заключается в том, что:

-изложены элементы основных теорий осуществления личностной ориентированности в образовательном процессе;

-раскрыты основные компоненты технологии личностно-ориентированного обучения;

-выделены основные характеристики элементов личностно-ориентированного обучения.

Практическая значимость состоит в том, что полученные материалы могут использоваться для составления системы уроков по биологии с применением элементов личностно-ориентированного обучения (на любом из этапов) для учащихся школ.

ГЛАВА 1 . ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Современные модели концепции содержания образования

Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, неожиданной мысли.

Возникает необходимость обращения к имеющимся концепциям содержания образования для того, чтобы определить их соответствие целям личностно-ориентированного образования.

Сегодня существуют различные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое. В основе каждой из них лежат определённые представления о месте и функциях человека в мире и в обществе. Истоки противостояния демократии и гуманизма, с одной стороны, и авторитарных позиций с другой, в конечном счёте, восходят к разному пониманию этих функций. Человек - цель или средство, государство для него или он для государства? Даже временная уступка, теоретическая или практическая, в сторону понимания человека как средства, а не цели общественного развития с неизбежностью уводит от гуманизма. В связи с этим рассмотрим три концепции образования, которые появились в нашей стране в разное время, с точки зрения их соответствия современным представлениям о человеке и его становлении.

Согласно одной из концепций, имеющей достаточно давнее происхождение, содержание образования определяется как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Такое понимание содержания образования нацеливает школу на формирование у школьников основ научных знаний и приобщение их к производству. Человек, овладевший такой суммой знаний, в ряду средств производства выступает как «производительная сила». Образование, реализующее такое содержание может быть охарактеризовано как технократическое или сциентистское, (сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании и методах естественно - научного познания как о наивысших культурных ценностях). Сциентизм абсолютизирует роль науки в системе культуры человеческого общества. При этом наивысшей ценностью считается стиль и общие методы построения знания, свойственные естественным и точным наукам, которые рассматриваются как образцы научного знания вообще.

В другой концепции содержание образования определяется как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Такое определение не раскрывает характера этих знаний и умений и не основано на анализе состава всей человеческой культуры. Предполагается, что обладание знаниями и умениями (относящимся к тем же основам наук) позволит человеку адекватно жить и действовать внутри существующей социальной структуры. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания, умения и навыки по языкам, математике, физике и другим учебным предметам. Однако такое ограниченное понимание образования явно ошибочно.

В последнее время в общественном и педагогическом сознании произошёл сдвиг, повлёкший за собой продвижение в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием, его роли в социуме. То, что мы называем личностно-ориентированным образованием человека, выступает как часть глобального социального процесса смены рецептивно отражательного понимания мышления, а значит, и образования человека, другим, который называют конструктивно - деятельностным.

Признаки проявления этого процесса глубоки и разнообразны. Они, прежде всего, предполагают отказ от жёстких авторитарных схем, навязанных с манипулированием учащимися, ориентацию на их развитие и воспитание. Конструктивно - деятельностное понимание сущности образования стало основой построения концепции его содержания, в наибольшей степени соответствующего установкам гуманистического мышления. В этой концепции содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (разумеется, не по объёму) мировой культуры.

В соответствии с таким пониманием содержание образования должно включать, помимо «готовых» знаний и опыта осуществление деятельности по образцу, также опыт творческой деятельности и эмоциональных отношений. Тем самым содержание образования существенно шире основ наук и нацелено на формирование личности освоившей социальный опыт человечества в его структурной полноте.

Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изучить её.

Как можно видеть данная концепция не сводит содержание образования к науке. А учебные предметы не могут представлять собой простую проекцию науки на школу и быть уменьшенными копиями той или иной научной дисциплины. На первое место здесь выходит всестороннее развитие ученика, а уже потом - усвоение знаний, умений и навыков.

1.2 Личностный подход в образовательной технологии

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развитие учащихся. Новые типы и виды учебных учреждений предоставляют значительные возможности в работе педагогов. Современная школа, где осуществляется современный подход к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребёнка. Принцип уважения к личности воспитанника и учёт в содержании образования его духовного потенциала реализуется путём приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущность образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.

Личностное развитие зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Известно, что развитие памяти и мыслительных способностей наиболее активно происходит в детском и подростковом возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное . вместе с тем, попытки слишком забегать в перёд, не учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ученика, могут не дать ожидаемого педагогом эффекта.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей послужил основой для всё более активного применения в рамках обучения новой личностно-ориентированной образовательной парадигмы.

Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась: А.В.Петровским, В.И.Слободчиковым, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманской и др. все педагоги-исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

- наличие комфортных и безопасных условий обучения;

-осуществление воспитания саморегулирующего прведения личности;

-формирование и развитие мышления;

-учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;

-адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.

Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано на когнитивных (представление о своих способностях, социальной значимости) аспектах.

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что позволяет содействовать развитию личности ученика.

Существует мнение, что процесс интеллектуальных изменений учеников сводится к простому количественному накоплению особенностей, которые заложены уже в мышлении трёхлетнего ребёнка, к дальнейшему, чисто количественному росту, к которому само слово «развитие» уже не применимо. Наиболее последовательно эту точку зрения выразила Ш.Блюмер в теории переходного возраста, где также констатируется дальнейшее равномерное развитие интеллекта в период полового созревания.

По сути, ту же самую точку зрения развивает М.Рубинштейн. Он последовательно рассматривает все изменения, происходящие в переходном возрасте в области мышления, как дальнейшее продвижение по путям, которые проложены уже в мышлении ребёнка раннего возраста. В этом смысле взгляды Рубинштейна всецело совпадают со взглядами Блюмер.

Швейцарский учёный Ж.Пиаже изучал когнитивное развитие ребёнка свыше полувека. Пиаже рассматривал познаваемое с двух основных точек зрения: формальной и динамической. При этом более важным Пиаже считал динамический аспект, «поскольку только динамический аспект рассмотрения позволяет нам понять природу вещей». В основе взглядов Пиаже на когнитивное развитие лежит адаптационная модель. «Люди восстанавливают состояние равновесия, отчасти изменяя своё поведение и приспосабливая его к изменениям среды, отчасти изменения те из элементов окружения, которыми они умеют управлять».

Согласно точке зрения Пиаже, циклы развития личности предшествуют циклам обучения. Это означает, что обучение надстраивается над развитием, но не изменяет его. Л.С.Выготский считал принципиально иначе. Он отличал ведущую роль обучения в психическом развитии ребёнка. Но обучение может быть развивающим только в том случае, если ориентироваться не на завершённые циклы развития ребёнка, а на зарождающиеся. Вместе с тем Э.Стоуне отмечает, что критика Выготским теории Пиаже является одним из проявлений его постоянного интереса к роли языка в учении человека. Выготский писал: «Определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемым и основной факт, от которого мы можем смело отправляться как от несомненного». Таким образом, необходимо выделить не менее двух уровней развития ребёнка, без знания которых невозможно найти правильное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения. Первый уровень- уровень актуального развития психических функций ребёнка, сложившийся в результате определённых, уже завершившихся, циклов его развития. В данном случае имеется в виду наличный уровень подготовки ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без помощи взрослого. Второй уровень- уровень, отражающий психический потенциал развития личности, это зона ближайшего развития. Этот уровень является показателем того, что ребёнок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у каждого ученика индивидуальны, что и объясняет разные темпы умственного развития.

Развитие мышления ребёнка невозможно без участия учителя. Следовательно, одной из главных целей учебного процесса в целом и каждого урока в отдельности следует считать когнитивное развитие личности. Именно эта цель является одной из основных при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении.

Личностно-ориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям ребёнка.

В детском возрасте часто наблюдается эмоциональная уязвимость, неустойчивость самооценки. Подобные особенности чаще заметны на устных предметах: ученики уклоняются от ответов, не проявляют инициативы.

Использование технологии личностно-ориентированного обучения или её элементов в подобных случаях даёт учителю возможность, учитывая индивидуальные особенности учеников, изменить форму уроков (например, проводить регламентированные дискуссии: тема «Развитие человека после рождения») в целях повышения продуктивности учебной деятельности.

Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъектный опыт ученика, а также учитывать индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала. Соблюдение этих требований особенно важно при работе с подростками, так как одной из возрастных особенностей в подростковом возрасте является, так называемое, чувство взрослости.

Осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности ученика. При этом необходимо выявить и изучить психофизиологические особенности ученика, его интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д. ( Приложение 1) . Такую диагностику я провожу в начале учебного года.

Важным является ещё один фактор - оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.

При организации урока с использованием элементов личностно-ориентированного обучения акцент делается на собственный личный опыт учеников. Школьникам предлагаются на выбор различные учебные задания и формы работы, которые отображают интересы детей и ведут к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. Также предусматривается самостоятельная оценка результатов работы и исправление допущенных ошибок. Такая деятельность учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их поведение, побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения. При этом существует возможность вести индивидуальную работу с детьми. (На традиционном уроке даётся образец правильного выполнения задания, материал для изучения определяется учителем, который планирует деятельность учеников в определённом русле и исправляет допущенные ими ошибки).

Таким образом, использование элементов личностно-ориентированного обучения на разных этапах урока предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений. Средствами развития интеллектуальных способностей учащихся при таком обучении является стремление к развитию личности, предоставление ученику возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставлении творческой свободы.

Биология имеет прекрасные перспективы развития в любой общеобразовательной школе. В контексте культурологического подхода учебный предмет «Биология» играет существенную роль в формировании общей культуры учащихся, в развитии их творческих, интеллектуальных способностей и возможностей, с учётом их индивидуальных потребностей. При переходе от модели предметно-ориентированного обучения к личностно-ориентированному обучению рано или поздно возникает потребность в обеспечении перестройки методической работы учителя. Перестройки , основанной на критериях «от ученика» - какие механизмы задействованы учениками при освоении школьных предметов, какова преимущественная ориентация на способ представления учебного знания и анализ наличия у ученика таких личностных механизмов, которые бы «резонировали»учебному материалу и формам предметной учебной деятельности. По такой классификации школьных предметов биология традиционно относится к структурно-ориентированным предметам. Это даёт возможность отрабатывать предметные навыки , позволяющие реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельностной основе.

1.3 Построение содержания биологического образования

Необходимость пересмотра содержания предмета «Биология», создание новой Концепции и Стандартов объясняется, с одной стороны, быстрыми темпами развития биологических наук во всём мире, их влиянием на жизнь людей и развитие цивилизации и , с другой стороны , необходимостью перестройки школьного образования на основе культурологического подхода , идей гуманизации( становление человек как личности) и гуманитаризации. Основное направление развития школьного биологического образования на основе культурологического подхода.

Гуманитаризация образовательного процесса может развиваться как в направлении изменения содержания, так и в направлении изменения технологий преподавания, что может быть суммировано в следующих положениях:

-усиление общекультурного и общенаучного влияния биологии и других наук;

-формирование биологической картины мира на основе ведущих биологических теорий и законов;

-введение идей биоэтики, принципа благоговения перед жизнью;

-изучение истории биологии в контексте истории культуры, социокультурной предопределённости биологических знаний;

-формирование экологической и гигиенической культуры, навыков здорового образа жизни;

-использование биологического материала для развития нестандартного, критического, творческого мышления;

-изменение технологий изучения биологии на основе личностно-ориентированного обучения.

Гуманитаризация образования - это и значительное усиление его эмоциональных компонентов, чему до сих пор не уделялось внимания,- всё образование было направлено лишь на развитие интеллектуальной сферы. Между тем, как утверждал замечательный педагог и психолог В.А.Запорожец, не знания, а эмоции составляют ядро человеческой личности.

Человек как живой организм - часть природы, его существование и выживание немыслимы без её сохранения, поэтому в современной экологической культуре человек и жизнь на Земле становятся единой универсальной ценностью, с которой должны соотноситься все философские, научные, правовые, идеологические и технические системы.

Для формирования представлений учащихся о биологии как части общечеловеческой культуры в содержании школьного образования должны органически вплетаться богатые в эмоциональном отношении эпизоды истории науки, показывающие,что всякое научное знание - личностно, а не безличностно. Необходимо включение в содержание уроков биологии фрагментов, обращенных к нравственной сфере личности ученика, жизненному опыту выдающихся деятелей науки - И.И.Мечникова, И.М.Сеченова, И.П.Павлова и др. включение сведений из истории науки способствует более сознательному усвоению учебного материала, уяснению его гуманитарной направленности. Из истории науки особенно интересны школьникам противоречия в ней, бесконечно развивающаяся драма познания, ошибок, заблуждений, неверных трактовок, которые, однако, привели к формированию новых идей, взглядов, теорий и целых направлений в науке. Особенность изучения биологии - наглядность, погружённость в предмет, близость и доступность объектов наблюдения -делает этот предмет привлекательным для детей.

Использование определённых средств, приёмов и методов преподавания биологии, направленных на развитие творческих способностей учащихся, формирование нестандартного мышления, приобретение школьниками навыков исследовательской работы, - является важным резервом личностно-ориентированного образования. Освоение биологического материала хорошо используется для развития критического мышления школьников, их толерантности т уважению другому мнению. При изучении материала необходимо знакомить учащихся с разными научными взглядами и гипотезами и формировать уважительное отношение к самым разным формам проявления жизни, понимание ценности каждого вида, осознание места человека в природе.

Содержание образовательной области «Биология» интегрировано в пять основных содержательных линий:

  • линия 1 - биология как наука.

  • линия 2 - клетка - элементарная единица жизни.

  • линия 3 - организм - биологическая система.

  • линия 4 - надорганизменные уровни жизни.

  • линия 5 - система и эволюция органического мира.

В основу формулировки этих содержательных линий положена идея системного развёртывания концепций биологической науки, структурируемого, во-первых, в соответствии со структурно-функциональными уровнями организации жизни (линии 2-4), во-вторых, в соответствии с научно - методологическим принципом систематизации биологического разнообразия жизни и реконструкции его происхождения и развития (линия 5) . Важная роль в образовательном курсе «Биология» принадлежит системе знаний о методах научного познания жизни, их эволюции, формированию мировоззренческих представлений о познании мира живой природы средствами науки, общей методологии научного знания и его отношения к другим формам сознания. По этой причине в набор содержательных линий образовательного курса включена линия1 , достаточно насыщенная сведениями на всех уровнях образования. Такое содержание курса вполне может обеспечить выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Изложение знаний в учебнике представлено таким образом, что они могут быть направлены на преобразование личного опыта ученика и согласовываться с научным содержанием. Немаловажную роль при осуществлении личностно-ориентированного обучения играет стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, которая обеспечивает ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Также учитель должен обеспечить контроль и оценку не только результатов , но и процесса учения , т.е. тех трансформаций , которые осуществляет ученик усваивая учебный материал. Усвоение курса предполагает возможность выбора при выполнении заданий, а учитель может предложить разные способы проработки учебного материала.

ГЛАВА 2 . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Если путь твой к познанию мира ведёт, - как бы ни был он долог и труден - вперёд!

Фирдоуси

2.1 Результаты исследования успеваемости при традиционном обучении

Практической базой исследования является средняя школа. В начале исследования в школе проводились традиционные уроки биологии, на которых преобладал классический стиль субъектно-объектных отношений, где ученик выступал как объект обучения и лишь иногда ему предоставлялся выбор.

В процессе работы поданной теме поставлены следующие задачи:

  1. Учёт уровня качества знаний учащихся в процессе обучения как показателя применения элементов личностно-ориентированного обучения;

  2. Раскрыть основные элементы личностно-ориентированной технологии обучения;

  3. Постоянно отслеживать успеваемость учащихся;

  4. Сформировать основные условия для использования элементов технологии личностно-ориентированного обучения, которые в целом направлены на обеспечение качества образования на уроках биологии.

Практическая значимость исследования заключается в применении элементов личностно-ориентированного обучения для организации учебно-воспитательного процесса в средней школе на уроках биологии.

В начале года был проведён анализ уровня обученности среди учащихся 8-х классов за первую четверть. Были получены следующие результаты: на достаточном уровне занимается - 30 человек, что составляет 29.1%, на среднем - 38 человек, что составляет 37%, на удовлетворительном - 34 человека, что составляет 33%, на низком - 1 человек, что составляет 0,9%.

2.2 Применение элементов технологии личностно-

ориентированного обучения в современной школе на уроках биологии

Урок должен носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, обогащать ученика новыми знаниями, умениями и навыками, развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь и мышление, творческую активность. Владея дифференцированным подходом и психологическими характеристиками, пользуясь средствами предмета, можно реализовать идею развития личности, владея индивидуальным подходом к ученику, можно помочь ему усвоить материал и при этом решить задачу развития и воспитания.

В данной работе в качестве концепции личностно-ориентированного обучения я применяла теория И.С.Якиманской. Основными составляющими этой теории являются средства, приёмы и методы учебной работы, основанные на активном участии учеников в самооценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечить им возможность самообразования и саморазвития в ходе овладения знаниями.

При использовании элементов личностно-ориентированного обучения на уроках биологии я опиралась на дидактические принципы технологии личностно-ориентированного образования. Во всех педагогических руководствах подчёркивается значение двух принципов:

  1. Учёта возрастных особенностей воспитанников;

  2. Осуществления образования на основе индивидуального подхода.

Элементы личностно-ориентированного обучения можно использовать на разных этапах урока, главное определить для себя как это поможет ученикам использовать свой субъективный опыт и выработать умения и навыки необходимые в биологическом курсе, как повлияет на формирование научного мировоззрения, как это проявится в желании сотрудничать.

Актуализация знаний. Она нужна, чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы. На личностно-ориентированном этапе актуализации знаний вспоминаются не знания полученные на прошлом уроке, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт учеников) -этот жизненный опыт и становится предметом анализа (но ему не следует давать оценку - субъектный опыт не подсуден!), а знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученик(он должен знаниями жить, не готовиться в школе К ЖИЗНИ). Например, при изучении темы «Внешнее строение земноводных» детям можно задать вопрос - Вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки? Или при изучении темы «Полезные насекомые и их значение» можно предложить им вспомнить, как в мультфильме Винни-Пух пытался добыть себе мёд. С какими проблемами он столкнулся? Как бы вы добыли себе мёд?

Мотивация и целеполагание . Мотив - это желание чего-либо

делать. Мотивация - это побуждение к деятельности. При личностно-ориентированном подходе на этом этапе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности (желательно мотивом обеспечить каждый этап деятельности учеников).

  • я хочу знать

  • хочу научиться

Цель - это ожидаемый результат. Желательно, чтобы ученики формулировали цель сами. Для этого можно сформулировать личностно-значимый вопрос. Например, при изучении темы «Птицы» спрашиваю у учеников: что бы вы хотели узнать о птицах? (отвечают по цепочке - могут записать вопрос в тетрадь) - вот и мотив изучения новой темы. Или при изучении курса «Здоровый образ жизни» я всегда спрашиваю детей: что бы вы хотели узнать о здоровом образе жизни? Также можно использовать недостаток знаний учеников, как средство для выдвижения гипотезы, а урок для пополнения знаний и проверки гипотезы. Например, при изучении темы «Растительные ткани» детям предлагается, исходя из названия ткани, догадаться какие функции они выполняют. Или при изучении внешнего строения кольчатых червей предложить прочесть стихотворение:

Почему червяк ползёт,

А не бежит и не идёт?

Быстро двигаться не хочет -

Может он ленивый очень?

Как вы думаете, почему черви медленно ползают?

Приёмы мотивации:

1. «Парадоксальные факты»

- картофель имеет красивые цветки - белые и фиолетовые. Однако насекомые их мало посещают. Почему?

2. «Использование художественной литературы»

- В.Шекспиру принадлежат следующие строки:

Врачующий бальзам больной души, Сон - это чудо матери-природы, Вкуснейшее из блюд в земном пиру. Насколько прав великий поэт?

3. Экскурс в историю

- во время Великой Отечественной войны в качестве перевязочного материала использовали мох сфагнум. Почему?

4. А знаете ли вы что...

- откуда пошло слово «лягушка»? от слова «ляга» - нога, бедро. «Лягать» - ударять ногами. В.Даль в своём словаре отмечал: «лягать» - ходить прыжками, т.е. прыгать, как лягушка.

На ряду свыше изложенными приёмами мотивации, ученикам можно сообщить требования образовательного стандарта и предоставить право выбора за его пределами.

Изучение нового материала. На уроке с использованием личностно-ориентированного обучения я стараюсь создать условия для усвоения образовательного процесса. Для развития познавательной активности я оставляю «белые пятна» - по ходу изучения материала задаю вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора). Например, при изучении темы «Опорно-двигательный аппарат» задаются такие вопросы как:

  • чем можно объяснить различия в строении скелета верхних и нижних конечностей человека?

  • какие технические конструкции аналогичны суставам?

  • почему активные виды отдыха более благоприятны для восстановления мышечной работоспособности?

  • почему форма и отчасти строение костей рук боксёров и пианистов неодинаково?

  • можно ли по кости определить, какой образ жизни вёл её обладатель?

Приучать детей к ответственности, инициативности, товариществу и развивать навыки коллективной работы можно при «обучении в сотрудничестве», когда они работают в небольших группах и отвечают за успех друг друга, помогают друг другу. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Например, когда идёт изучение тканей животного организма, класс делится на группы, каждая из которых получает задание изучить строение и функции какой-то ткани (часть одного большого задания). Затем проводится «презентация» изученного материала.

Отработка умений и навыков. В общеклассной работе , чтобы развивать мыслительные операции у ученика нужны индивидуальные задания. Задания должны быть интересные, чтобы их хотелось выполнять. Как методическая литература, так и я сама, рекомендует использовать ситуацию выбора. При отработке умений и навыков необходимо обеспечить у учеников ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в деятельности, т.е. создавать ситуацию успеха!

Подведение итогов. На уроке это - результат:

  • объективный - отметка

  • субъективный - рефлексия ( осознание собственной деятельности и её результатов). Её дидактическая задача - мобилизовать учащихся на самооценку способов деятельности и полученных результатов. Из анализа результата деятельности или из сравнения своего мнения с мнением других у учащихся возникает самооценка.

Домашнее задание. Желательно, чтобы оно состояло из двух частей:

  • обязательное

  • задание по выбору учащихся

На основании результатов диагностики я подбирала соответствующие приёмы и формы работы, составляла задания исходя из уровня обучаемости, подбирала формы работы таким образом, чтобы присутствовала ситуация успеха, старалась создавать ситуации учебных затруднений для развития «западающих» параметров.

В своей работе я применяла лишь некоторые виды учебной деятельности, которые считаются элементами личностно-ориентированного обучения. Примерами такой деятельности являются:

-практическая групповая работа -сравнение двух или нескольких процессов

-самостоятельное изучение нового материала на уроке в индивидуальном режиме с использованием сопроводительных карточек-инструкций

-найти лишнее слово или составить задание на выбор лишнего

-анализ информации (дополнить таблицу, схему)

-«свернуть» информацию, данную в виде текста в таблицу, схему- решение задач с биологическим содержанием -выдвижение гипотезы и её защита -составить кроссворд

-написать сочинение «от имени...» -подготовка сообщений

- самопроверка

-составление вопросов-рассуждений, отработка причинно-следственных связей

-использование креативных заданий

-«ключевые слова»

-поисковые задачи

-элементы проектирования

-наблюдение и составление отчётов о проделанной работе, буклет

Практически все виды работы предполагают ситуацию выбора, используются разнообразные способы мотивации и активизации знаний учащихся. Все ученики разные. Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, своё

собственное неповторимое «Я». Именно это учитывалось мной при использовании того или иного вида учебной деятельности.

Практическая групповая работа

Одним из основных приёмов формирования практических навыков, необходимых для формулирования выводов, доказательств выдвинутых гипотез всегда была и остаётся практическая работа, в нашем случае групповая. Такая форма работы очень эффективная при уяснении закономерностей сложного процесса, для обеспечения статистически достоверных результатов (например, при построении вариационных кривых - каждая пара учеников замеряет ширину 20-и плодов каштана с одного дерева, на доске данные, полученные каждой парой, объединяются в единой таблице, по суммарным данным которой строится точный график), для распознания объектов Например, при изучении темы «Плоды» в 7-м классе каждая пара учеников изучает строение 1-2 плодов по плану (по выбору):

-плод сухой или сочный

-количество семян

-тип плода

На доске данные, полученные каждой парой, объединяются в общей схеме.

ПЛОДЫ

СОЧНЫЕ СУХИЕ

ОДНОСЕМЯННЫЕ МНОГОСЕМЯННЫЕ ОДНОСЕМЯННЫЕ МНОГОСЕМЯННЫЕ

костянка ягода семянка боб

тыквина зерновка стручок

орех коробочка

желудь

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Дети отвечают за успехи друг друга, что приучает к ответственности, инициативности, товариществу. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Сравнение двух или нескольких процессов, объектов, явлений

Практика показывает, что при одновременном знакомстве с митозом и мейозом, а также с анаболизмом и катаболизмом, с растительной, животной и грибной клеткой, усвоение нового для учащихся материала идёт более эффективно. Опираясь на свой опыт и теорию познавательных процессов, следует отметить, что при этом новые понятия усваиваются системно, осмысленно, и легче «вынимаются» потом из памяти. Например, при изучении темы «Развитие насекомых» сравниваются способы развития насекомых. При этом идёт опора на субъектный опыт детей.

Способ развития

Без метаморфоза

С неполным

метаморфозом

С полным

метаморфозом

-яйцо

-несколько личиночных стадий, отличающихся от имаго только размерами


- имаго (взрослое насекомое)

-яйцо

-личиночные стадии. Личинка имеет незначительные отличия от имаго (например, отсутствуют развитые крылья)


- имаго

-яйцо

- личинка,

отличается от имаго внешним обликом и образом жизни

- куколка, стадия покоя, во время которой происходит перестройка организма

- имаго

Самостоятельное изучение нового материала на уроке в индивидуальном режиме с использованием сопроводительных карточек-инструкций

Например, на факультативном занятии по здоровому образу жизни при изучении темы «Вирусы» предлагается .информационная карта урока. Такая форма работы помогает согласовывать опыт ученика с научным содержанием знаний.

Учебные задачи:

- изучить, как устроены вирусы

-выяснить, какие бывают вирусы

-изучить, как вирусы размножаются

-познакомиться с циклом развития вируса иммунодефицита

1. Изучите рисунок, на котором представлены схемы строения различных вирусов.

Нарисуйте в тетради схемы строения различных вирусов. Проанализируйте строение вирусов, определите, какие вещества всегда находятся внутри вируса, а какие - снаружи.

2. Разнообразие вирусов.

Вирусы могут различаться

По химическому составу

По типу поведения внутри клетки

По специфичности к хозяину

1. ДНК-содержащие:
вирусы герпеса,
оспы, гепатита и др.

2. РНК-содержащие:
вирусы

полиомиелита, кори, бешенства, табачной мозаики

Вирусы с высокой специфичностью: вирус гриппа свиней, бактериофаг Р-17

Вирусы относительно универсальные: вирусы болезней млекопитающих; «пулевидный» вирус, поражающий и картофель, и собак, и дрозофил

1. Вирусы, убивающие
заражённую ими
клетку -
вирулентные
бактериофаги

2. Вирусы, изменяющие
генетическую
информацию
заражённой ими
клетки - онко-
вирусы, ВИЧ,
умеренные
бактериофаги

Запишите эту информацию в тетрадь - мажете представить её в виде таблицы, а можете придумать свой способ систематизации этой информации (ситуация выбора).

  1. Изучите схему, описывающую жизненный цикл бактериофага: нарисуйте схему в тетради и опишите словами каждый этап.

  2. Изучите схему жизненного цикла вируса СПИДа: в чём принципиальное отличие цикла развития вируса СПИДа от бактериофага? Запишите свой ответ в тетрадь.

  3. Отметьте утверждения, которые, на ваш взгляд, являются правильными:

- вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке

  • самые большие вирусы можно увидеть в хороший световой микроскоп

  • вирусы - это мельчайшие живые организмы

  • наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.

  • заражая клетку, вирусы всегда её убивают

  • вирусы были открыты в 19 веке

  • роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна

  • вирус СПИДа (ВИЧ), попав в организм, постепенно убивает все его клетки

  • вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему биомолекулярного уровня

Найти лишнее слово из списка или составить задания на выбор лишнего

Пример:

  1. Рибосома, лизосома, митохондрия

  2. Хлоропласты, вакуоль, оболочка, ядро

  3. Заяц, лев, подосиновик, берёза, папоротник

Такие задания предполагают анализ исходных условий (текст задания) и выделение «проблемы», выявляют содержание субъектного опыта ученика и могут быть направлены на его преобразование. Составление задания стимулирует самостоятельную деятельность учащихся и предполагает возможность выбора, использование разнообразных способов проработки учебного материала. А для учителя предоставляет возможность оценить не только результат, но и процесс учения.

Анализ информации (дополнить таблицу, схему)

Умение «разворачивать» информацию эффективно отрабатывается при прочтении схем, ребусов, таблиц, интеллект-карт. Описать словами любой из перечисленных видов свёрнутой информации легче работая в группах или парах.

Пример: ( незаконченной интеллект-карты)

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Пример: Как называется этот представитель типа кишечнополостных? Какого размера? Какая из представленных схем соответствует поперечному разрезу живого объекта, изображённого на рисунке?

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

«Свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему

Памятка для учащихся по «сворачиванию» текстовой информации

  1. Прочитай текст.

  2. Проанализируйте, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается _ организм (организмы), или процесс (процессы)

  3. Если «героем» текста является живой организм, тогда в названиях вертикальных столбцов - граф - могут быть:

  • название организма

  • состав организма

  • структура организма

  • особенности жизнедеятельности -роль организма в природе

  • значение для человека

4. Если в тексте идёт речь о процессе (дыхание, питание, размножение и т.д.), то столбцы могут содержать информацию о:

- механизм процесса

  • условия процесса

  • результат процесса

5. Если в тексте сравниваются два или несколько объектов или процессов, то достаточно трёх столбцов:

  • название объекта (процесса)

  • сходство

  • различие

Можно также сделать таблицу со столбцами, в «шапке» которых перечислены все характеристики, по которым идёт сравнение. Тогда останется только поставить «+» или «-» в соответствующей ячейке.

Решение задач с биологическим содержанием

Из моего опыта следует, что для детей любого возраста всегда интересна познавательная деятельность, связанная с решением или исследованием задач, имеющих непосредственное отношение к ним самим. Находя закономерности в обыденной жизни, они начинают ощущать себя частичкой целостного мира.

Пример:

Задача 1. Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд. эритроцитов. Это одна десятичная всех эритроцитов. Сколько всего у человека эритроцитов.

Задача 2. Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Один человек курил 15 лет, выкуривая по 10 сигарет в день. Он умер в 55 лет. Сколько бы он ещё прожил, если бы не курил?

Задача 3. При длине тела высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы подпрыгнуть человек, если бы прыгал так же как блоха?

Задача 4. Сколько нужно пролететь пчёлам, чтобы собрать 1 кг мёда? (за один раз пчела пролетает 3 км, на 1 кг мёда надо 100 тыс. взяток - порций нектара, приносимых одной пчелой за один вылет). А сколько цветков пчела посещает за один вылет, если 1 кг мёда бывает собран с 10 млн. цветков?

Такие задачи включают опыт предшествующего обучения, расширяют объём знаний и кругозор, формируют или трансформируют мировоззрение.

Как правило также присутствует ситуация выбора, можно предложить составить такую задачу, предложить её однокласснику. Но при этом необходимо проверить решение, объяснить ошибки. Хорошо использовать при диагностике предметных знаний и навыков.

Выдвижение гипотезы и её зашита

Для такого приёма можно использовать и задачи, и вопросы, и прогнозирование результатов при изучении темы, при отработке предметных и общеучебных знаний и навыков, при их обобщении. Они развивают логическое мышление, образное представление, позволяют учащимся самостоятельно делать выбор, проявлять творчество и инициативу. На уроке идёт процесс коллективного учебного исследования. Предполагается критическое сопоставление различных позиций, результатов (создаётся обстановка дискуссии).

Пример:

- вопрос. Ребёнок случайно, не глядя, дотронулся до горячей кастрюли, и сразу отдёрнул руку. Расскажите, что происходит в нервной системе;

Функции какой системы человека могут быть нарушены при бесконтрольном применении антибиотиков. Почему?

  • задача. В растительной клетке есть белок хлорофилл, «работающий» в процессе фотосинтеза. В эритроцитах человека есть белок гемоглобин, функцией которого является перенос кислорода от лёгких ко всем клеткам организма и перенос углекислого газа от тканей к лёгким. Третичные структуры этих белков чрезвычайно похожи. Какой вывод можно сделать из такого сходства?

  • прогнозирование результатов (Урок по теме «Растительные ткани»: этап изучения нового материала.)

Составление кроссворда

При составлении кроссворда обеспечивается возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения или повторения знаний, т.к. ученику надо отыскать крупинку золота в массе песка. Также происходит стимулирование к проработке учебного материала. Пример: кроссворд по теме «Корень».

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ


Написать сочинение «от имени...»

Метод вживления (эмпатии) помогает шире проявить свои творческие способности, основывается на субъективном опыте ученика. Интерес побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности и делает учебный процесс более продуктивным.

Пример: вопрос 1. Представьте, что вы - гусеница, превращающаяся в бабочку- капустницу. Опишите свои ощущения.

вопрос 2. Напишите мини - сочинение от имени кукушки.

Примеры ответов учащихся:

на вопрос 1 - ответ Ольги Базылик: «Если я буду гусеницей, мне будет приятно есть сочные листья капусты, но будет и страшно: вдруг птица склюёт или, если я окажусь на земле, кто-нибудь наступит на меня. Когда я буду становиться бабочкой, я закутаюсь в красивый кокон, и мне будет тепло. У меня постепенно появятся крылья - я стану очень красивой и смогу летать, вырастет длинный хоботок - я буду есть сладкий нектар: как это здорово!»

на вопрос 2 - ответ Божены Лемешевской: «Я - кукушка. Каждую весну я откладываю яйца и подкладываю их в гнёзда к другим птицам и не забочусь о своих детях, я их даже не знаю - у меня нет родственников: я всегда одна. Но всё-таки быть кукушкой мне очень нравится: я красиво выгляжу, моё «ку-ку» самое прелестное в лесу. А у какой птицы, кроме меня, вы можете спросить: сколько мне жить осталось?»

Подготовка сообщений

В первую очередь развитие личности ребёнка происходит тогда, когда он учится «просеивать» информацию, увязывать её части между собой, принимать самостоятельные и осмысленные решения. Главной задачей при подготовке сообщений, я считаю, является повышение уровня владения письменной и устной речью, развитие коммуникативных умений. При подготовке сообщения ученик учится сам, а затем, на уроке при освещении изученного вопроса, учит других (одноклассников). Учитель выступает в роли организатора, а ученик, опираясь на все совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Использование сообщений учащихся в ходе урока помогает включить ученика, как равноправного участника, в диалог.

Пример: Урок по теме «Насекомые-вредители»: этап изучения нового материала.

Самопроверка

Пример:

Выберите номера правильных суждений:

  1. На побеге тополя, поставленном в воду, отрастают боковые корни.

  2. Морковь имеет корнеплод, в котором запасаются питательные вещества.

  3. При окучивании у томатов отрастают придаточные корни.

  4. Узел - это место отрастания корня от стебля.

  5. При мутовчатом листорасположении в каждом узле находятся два листа.

  6. Плющ имеет корни-прицепки, с помощью которых стебель может подниматься по вертикальной стене.

  7. Из зародышевого корешка развивается главный корень.

  8. Стержневая корневая система состоит из главного корня и боковых, иногда ещё и придаточных.

  9. В мочковатой корневой системе хорошо развит главный корень.

  10. Видоизменения корней связаны с выполнением корнем новых функций.

Ответы:2.3.б.7.8.10 (открываются на доске для сверки правильности)

На уроке по теме «Насекомые-вредители»: этап проверки домашнего задания.

Составление вопросов-рассуждений, отработка причинно-следственных связей

При изучении нового материала можно предложить учащимся самостоятельно составить несколько вопросов-рассуждений в группах.

Затем наиболее важные и интересные, на их взгляд, выносятся на обсуждение класса. Ответы комментируют. Например, при изучении темы «Кровь» были составлены следующие вопросы:

  • каков механизм свёртывания крови, и почему кровь не свёртывается в сосудах?

  • кто ввёл понятие иммунитет, какой иммунитет бывает?

  • почему необходимо учитывать совместимость групп крови при переливании?

Использование креативных заданий

Развитию творческих способностей школьников способствует использование креативных заданий. Именно такие задания развивают фантазию, воображение, ассоциативность мышления, т.к. предполагают создание учеником собственного продукта: идеи, словесного рисунка, образа. Они (задания) пополняют опыт творческой деятельности учащихся. В основу креативных заданий положены методы:

-образного видения

-фактов

-смыслового видения

-эвристических вопросов

-ошибок

-сравнения

-символического видения

-прогнозирования

Примеры:

Метод образного видения: Опишите пчелу медоносную, используя только прилагательные, (ответ (ЛевшукК.): умная, работящая, прозрачно-перепончатокрылая, жалящая, полезная, медоносная.)

Метод фактов: составьте описание «особо опасного преступника» - змеи кобры, (ответ (ЛевчукМ.): Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружён до зубов, у него есть капюшон, на нём - татуировка.)

Метод смыслового видения: Принято собирать в кучи и сжигать опавшие листья. Хорошо это или плохо? Почему?

Метод эвристических вопросов: Придумай три вопроса о муравьях, используя слова: зачем? Почему? Сравни.

Метод ошибок: Найди биологическую неточность в стихотворении А.А.Фета «Бабочка»: Ты прав.

Одним воздушным очертаньем

Я так мила. Весь бархат мой с его живым

миганьем-

Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась,

куда спешу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась и вот-дышу.

Метод сравнения: Что здесь лишнее? Дайте по два разных ответа. Ответ обоснуйте, -печёночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария - человеческая аскарида, свиной цепень, медицинская пиявка, нереис -пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь

МПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯетод символического видения: Придумайте ребусы: один - о рыбах, второй - о земноводных.

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ


Метод прогнозирования: как вы думаете, что произойдёт, если исчезнут все насекомые?

«Ключевые слова»

Эта форма работы хорошо применима для диагностики предметных знаний и навыков. Перед каждым учащимся или группой учащихся кладётся

чистый лист бумаги и текст с пропусками. За определённое время необходимо составить список ключевых слов, «утерянных» в рассказе. По окончании работы учитель зачитывает список правильных слов, а учащиеся отмечают крестиками совпадения в своих списках и получают баллы за совпадения. По итогам проверки выставляются оценки.

Например, на обобщающем уроке по теме «Кишечнополостные» можно использовать следующие задания:

Это примитивные двухслойные животные, имеющие симметрию,

полость и отверстие. Обитают в воде. Встречаются сидячие формы ( ) и

плавающие.

Типичный представитель - . Хищники, питаются , , .

Коралловые полипы могут образовывать и атоллы, служащие источником

известняка, который используют как материал. Крупные медузы могут вызывать

у купающихся.

Ключевые слова: радиальную, кишечную, ротовое, кораллы, медузы, гидра, рачками, мальками, рыб, водными насекомыми, рифы, строительный, ожоги.

Примером такого задания является заполнение карточек с пропущенными словами при изучении темы «Растительные ткани».

Такие задания учат анализировать материал, с которым работает ученик, заостряют внимание на основных, ключевых моментах. После такой проработки материал легче извлекается при надобности.

Поисковые задачи

Поисковые задачи предполагают постановку проблемы или создание проблемной ситуации. Это развивает критическое мышление учащихся, готовит их к использованию своего субъективного опыты в конкретных ситуациях, формирует умение правильно вести себя в незнакомой ситуации. Для разрешения проблемных ситуаций требуется отработка этапов мыслительных действий в соответствии со схемой «Алгоритм решения поисковых задач».

Алгоритм решения поисковых задач

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО, КРИТИЧЕСКОГО, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Схема показывает, что процесс решения какой-либо задачи - не одномоментный акт, а поэтапное мыслительное действие, в результате которого достигается поставленная цель.

Пример: При изучении темы «Разнообразие птиц» перед учениками ставится проблемная ситуация - Всем известно, что кукушка обыкновенная гнезда не строит. Она подкидывает по одному яйцу в гнёзда других птиц. Подбрасывают яйца в чужие гнёзда не только кукушки. Сходное поведение орнитологи наблюдали у некоторых ласточек, скворцов и уток, у которых самка нередко несётся в гнезде другой птицы, принадлежащей к её же виду. В чём может быть смысл подобного поведения?

Предполагаемые ответы:

  1. Эти птицы - большие «обжоры», они всё время едят, поэтому им некогда растить птенцов.

  2. Кукушки не живут парами, а в одиночку птенца не вырастишь, поэтому они отдают его на воспитание приёмным родителям.

  3. Кукушки не строят гнезда, поэтому отдают птенцов в «детский сад».

Ответ: Известно, что в любом поселении ласточек-береговушек хотя бы одна из птиц оставляет своё яйцо в гнезде у соседей. Примерно в 6% всех гнёзд такого поселения находят чужие яйца. Дело в том, что около 10% яиц остаются не высиженными, поэтому, возможно, самки подбрасывают свои яйца в тот «инкубатор», который действует более продуктивно.

Элементы проектирования

Проектное обучение развивает умение целеполагания, планирования, самоконтроля и самооценки. Проектирование направлено на обучение детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из разных областей, информационно-технологические умения. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия. Работа над проектом включает следующие этапы:

  1. Постановка цели, выявление проблемы.

  2. Обсуждение возможных вариантов исследования.

  3. Консультативная помощь учителя по самообразованию ученика.

  4. Продумывание путей и методов решения задач.

  5. Обобщение результатов.

  6. Анализ успехов и ошибок.

Пример: Воспитательная работа также предполагает развитие: познавательных интересов, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения и навыки. Для своего класса я предложила подготовить классный час на тему «Наше дерево». Для этого им необходимо было провести небольшое исследование по заданному плану. Перед ними стояли задачи

сформировать представления :

  • о жизни растения как живого существа;

  • о строении, функциях и назначении его частей;

  • о влиянии света тепла и воды;

  • об изменении жизнедеятельности в разные времена года;

- об экологической грамотности поведения, общении человека с растением.

После того как познавательные задачи были поставлены, стал разрабатываться план деятельности по достижению этих задач.

План:

  1. Выбор дерева.

  2. Строение дерева, его функции и назначение частей (ствол, листья, кора).

  3. Изменения жизнедеятельности в различные времена года:

  • как дерево живёт зимой

  • что происходит с ним весной


  1. Поэтические странички о берёзе (рассказы, загадки, приметы...).

  2. Лекарственные свойства берёзы.

  3. Изготовление гербариев.

  4. Уборка опавших листьев, рыхление, полив.

  5. Проведение классного часа.

На классном часу дети рассказывают о строении дерева, его частей, о изменениях в жизнедеятельности. Также заслушиваются поэтические странички о берёзе.

Загадки: - С белой косой стоит под горой.

- Белый передник, зелёная коса.

- Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней май серёжки дарит ей.

Стихи: Я на веки за туманы и росы Полюбил у берёзки стан, И её золотистые косы, И холщёвый её сарафан.

С.Есенин

Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне. А заря лениво, обходя кругом, обсыпает ветки, будто серебром.

С. Есенин

Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы.

С. Есенин

Познавательные вопросы:

  1. Почему у берёзы кора белая?- кора берёзы содержит красящее вещество -бетулин

  2. Почему кора берёзы всегда остаётся прохладной?- белый цвет коры отражает солнечные лучи.

  3. Как берёза живёт зимой?- запасает крахмал в стволе и ветках, движение соков замедляется, дышит в 200-400 раз слабее, чем летом.

Наблюдение и составление отчётов о проделанной работе

Пример: На одном из уроков по теме «Лист» учащимся предлагается домашний опыт «Испарение воды листьями» с отчётом о проделанной работе.

Опыт «Испарение воды листьями».

(работа ученицы 7 «Г» класса Наварко С.)

  1. Цель опыта: доказать, что листья испаряют воду.

  2. Ход опыта: я взяла узкогорлый сосуд, налила туда воды и добавила немного растительного масла, поставила в воду черенок (веточку) с листьями. Отметила уровень воды: 13.02. было 15 см.

  3. Результаты: через 10 дней, 23.02. я отметила повторно уровень воды в сосуде. Получилось 14,3 см, уровень воды уменьшился на 0,7 см.

4. Вывод: вода испаряется с поверхности клеток мякоти листа. Образовавшийся водяной пар проникает по межклетникам к устьицам и выходит наружу главным образом через них.

После проделывания опыта, когда идёт изучение значения листопада в жизни растений, к радости детей окажется, что обо всём, что написано в тексте, они уже знают. Это наполняет их гордостью. И только функция удаления вредных веществ - требует дополнительной проработки.

  1. Обобщение и оценка результатов исследования

Отличие содержания образовательного процесса на уроке биологии с использованием элементов личностно-ориентированного обучения -вариативность и разноуровневость (ориентация на личность). Идея использования выше раскрытых элементов состоит, в первую очередь, в развитии личности, его эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. Также, раскрытые в данной работе формы и приёмы обучения, являются оригинальными способами активизации знаний на уроках биологии. Содержание предмета биологии позволяет ребёнку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира опираясь на свой субъективный опыт. Проблемы природы - это проблемы и человека. Поэтому обучение с приёмами личностно-ориентированного обучения помогает мне создать условия для того, чтобы ученик ощущал себя полноценной частью живого мира. Такие формы, как решение задач с биологическим содержанием, написать сочинение «от имени...», поисковые задачи, выдвижение гипотезы, содействуют формированию таких ощущений.

Чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, каждый ученик должен научиться принимать самостоятельные и осмысленные решения, «просеивать» информацию, увязывать её части между собой. Этому способствуют такие формы как: найти лишнее слово, дополнить таблицу, «свернуть» информацию, составить кроссворд, подготовить сообщение, отработка причинно-следственных связей. Также успешно при использовании этих элементов решается задача развития коммуникативных умений (для работы в группе или участии в дискуссии).

Развитие рефлексивных качеств (способность к самоанализу и самокорреции), расширение ситуативных умений, способность ориентироваться в нестандартной ситуации формируются при выдвижении гипотез, наблюдении, проектировании и выполнении креативных заданий и др.

С учащимися необходимо поработать над возможными алгоритмами выполнения заданий. Повышать уровень владения устной и письменной речью.

На своих уроках я стараюсь, чтобы был процесс сотрудничества, который проявляется в совместной работе, обсуждении вопросов, принятии решений. Учащийся на уроке - полноценный участник различных форм работы, а любые усвоенные знания - это результат собственной деятельности учащегося. Конечно, не всё так гладко, как хотелось бы. Не секрет, что из класса в класс количество неординарно думающих детей уменьшается. Поэтому может наблюдаться переоценка интересов ученика, определяющих содержание и методы обучения. Такое следование может привести к отрывочным, а не систематизированным знаниям.

Но, исходя из личного опыта, хочу отметить, что применение элементов личностно-ориентированного обучения повышает интерес к предмету биологии. Дети с удовольствием посещают факультативные занятия, активно участвуют в предметной неделе, городских экологических конкурсах, школьных мероприятиях биологического содержания, олимпиадах, с интересом выполняют исследовательскую работу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе я рассмотрела существующие концепции содержания образования и убедилась, что наиболее актуальной в образовательном и общественно-значимом плане является модель адекватная социальному опыту, тесно интегрированная с личностным обучением.

Результатом использования элементов личностно-ориентированного обучения является расширенная реализация возможностей обучаемых. На основе «иного» подхода учащиеся, как правило, могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Индивидуализация становится всё более популярной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал.

Тесное взаимодействие учителя и ученика позволяет значительно повысить уровень знаний учащихся, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая индивидуальные и психологические особенности учащихся, выявляя сильные и слабые стороны личности и в соответствии с этим выбирать методы, приёмы и средства обучения.

На основании исследования я определила основные условия для проведения урока с элементами личностно-ориентированного обучения:

  1. Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

  2. Учитель должен направлять, структурировать, интегрировать предметное содержание и преобразовывать личный опыт ученика;

  3. В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

  4. Должно осуществляться активное стимулирование ученика к самооценной образовательной деятельности, к самостоятельному выбору способов проработки учебного материала;

  5. Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результатов, но и процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

  6. Образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку ученика как субъектной деятельности.

Можно считать, что использование элементов личностно-ориентированного обучения на уроках биологии позволило:

  • повысить мотивированность учащихся к обучению;

  • повысить их познавательную активность ;

  • учесть уровень обученности и обучаемости учащихся.

Можно сделать вывод, что элементы личностно-ориентированного обучения играют важную роль в системе биологического курса. Они направлены на развитие личности учащихся, раскрывают его возможности, способствуют становлению самосознания и самореализации, формируют познавательные способности на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Советы коллегам:

  1. Будьте щедры на похвалу.

  2. Предоставьте возможность выбора пути решения учебной задачи.

  3. Направьте интерес учащегося к самому себе на повышение результатов в обучении.

  4. Ориентируйте учащегося на сколько-нибудь самостоятельную учебную деятельность.

  5. Убедите учащегося, что не следуе

бояться ошибок.

Список используемых источников:

  1. Богачёва И.В. Настольная книга учителя биологии. - Мн., 2008

  2. Бондарева Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - М., 1998

  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология., т.5. -М., 1997

  4. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. -«Учитель», 2004

  5. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха на уроках биологии. -М., 2006

  6. Журнал «Биология». №21, 24. 2005

  7. Интернет источники.

  8. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. -«Учитель», 2003

  9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.,1998

  10. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1997

  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998

  12. Соловьёва О.В. закономерности развития познавательных способностей школьников. Вопрлсы психологии. - 2003, - №3

13. Сонин Н.И. Биология - пособие для учителя. - М., 2003
14.Стоуне Э. Психопедагогика. - М., 1992

  1. Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении. - М., 1997

  2. Якиманская Л.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: «Сентябрь», 2000


© 2010-2022