Учебный модуль ГЕНЕТИКА ПОЛА

Основные задачи учебного модуля:закрепление знаний о хромосомном механизме определения пола, об особенностях половых хромосом, аутосом; о сцепленном наследовании генов;формирование умения использовать знания цитологических основ наследственности для решения задач по генетике.В процессе работы над учебным модулем учащиеся работают самостоятельно (заполняют схему, выполняют тест, указывающий на материальную основу признака пола, выраженного в виде половых хромосом), общаются и помогают друг другу,...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебный модуль по теме: Генетика пола.

НОМЕР УЭ

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ

РУКОВОДСТВО

ПО УСВОЕНИЮ

МАТЕРИАЛА

УЭ - 0

Цель: в процессе работы над УЭ вы должны показать, что признак пола наследуется так же, как любой другой признак.

Задание I. Ответьте на вопросы:

  1. Чем определяется пол развивающегося организма?

  2. Кому передает отец Y- хромосому?

  3. Кому он передает X - хромосому?

  4. Кому мать передает свои X - хромосомы?

  5. От кого девочка наследует X - хромосомы?

  6. От бабушек или дедушек мальчик наследует Y- хромосомы?

  7. От кого из них мальчик наследует X - хромосомы?

  8. От кого из них девочка наследует обе X -хромосомы?

Задание II. В схеме наследования пола поставьте необходимые обозначения:

Учебный модуль ГЕНЕТИКА ПОЛАУчебный модуль ГЕНЕТИКА ПОЛА

1 : 1

Слушайте внимательно вопросы, дополняйте ответы одноклассников.



Заполняйте схему карандашом.

УЭ - 1

Цель: указать на материальную основу признака пола, выраженного в виде половых хромосом.

Задание: вам необходимо вставить пропущенные слова и части фраз, дописать предложения.

1.а) За развитие любого признака организма отвечают парные гены, находящиеся в идентичных участках … . Они называются …. генами или … .

б) Расщепление происходит тогда, когда у родительских организмов гомологичные хромосомы (отцовские и материнские) гетерозиготны, т.е. зиготы содержат доминантные и рецессивные … .

2.а) Группы генов, расположенных в одной хромосоме, называются …, так как определяемые ими признаки наследуются совместно. Число групп сцепления равно … числу хромосом.

б) Сцепление генов, расположенных в одной хромосоме, иногда может нарушаться из-за перекреста … хромосом. Чем дальше друг от друга находятся гены в хромосоме, тем слабее … между ними, и наоборот.

3.а) Огромная заслуга основоположников генетики … и … в том, что они установили важнейшие законы наследования признаков.

б) Используя различные виды скрещиваний и изучая под электронным микроскопом хромосомные структуры клеток, процессы митоза и мейоза, можно достаточно точно составить … хромосом любого вида организма.

4.а) В соматических клетках организмов содержится несколько пар соматических хромосом и одна пара … хромосом, от которых зависит пол данного организма. В клетках женских организмов все пары хромосом, в том числе и пара половых хромосом (…), идентичны.

б) В клетках мужских организмов половые хромосомы отличаются друг от друга и называются … - и … - хромосомами. именно наличие … - хромосомы обуславливает формирование … - хромосомы.

5.а) Все женские яйцеклетки одинаковы и содержат … - хромосому. Мужские половые клетки - сперматозоиды - бывают двух типов: содержащие … - хромосому и содержащие … - хромосому.

б) X - и Y - хромосомы отличаются не только формой, но и весом (X - хромосома тяжелее) и электрическим потенциалом, благодаря чему можно выделить сперматозоиды с X - хромосомой. Это открывает перспективы для сельского хозяйства, где важно получать большое количество … .

Дополнительная информация:

Генетика имеет исключительно важное значение для создания организмов с нужными человеку свойствами. Генетика - теоретическая основа селекции.

Сорт растений, порода животных, штамм микроорганизмов - это совокупность организмов, созданных человеком в процессе селекции и имеющих определенные наследственные свойства. вывести новый, отвечающий современным требованиям сорт или породу очень трудно. перспективные пути создания новых форм организмов открывают биотехнологии и генная инженерия.

Беседа по итогам работы:

  1. Какое значение для развития генетики имеет изучение сцепленного наследования?

  2. Почему законы Менделя и Моргана являются функциональными открытиями в биологии?

  3. Какие практические результаты дает изучение генетики пола в медицине и селекции?

Работайте по парам. Вы должны мобилизовать свои знания, вспомнить изученный материал, а если это не получается, обратитесь к учебнику.











Ключ к тексту находится у учителя. Воспользоваться им вы сможете после работы над УЭ - 2. Если не успеете, то задание проверит учитель.


Отвечайте на вопросы учителя.

УЭ - 2

Цель: развивать навыки решения генетических задач.

Задание: решить задачу по теме «Наследование генов, локализованных в половых хромосомах»

I вариант.

Отсутствие потовых желез у людей - рецессивный признак, сцепленный с X - хромосомой. Мужчина, у которого отсутствуют потовые железы, женился на женщине, в семье которой никогда не встречалось такое заболевание. Какова вероятность рождения у них детей с этой аномалией?

II вариант.

Перепончатопалость передается через Y - хромосому. Определить возможные фенотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.

Дополнительное задание

В X - хромосоме могут располагаться рецессивные гены, определяющие развитие гемофилии и дальтонизма. Девушка имеет отца, страдающего гемофилией, но не дальтонизмом, и здоровую по признаку гемофилии (гомозиготную) мать-дальтоника. Эта девушка выходит замуж за здорового мужчину. какова вероятность рождения у нее ребенка с одной аномалией, если предположить, что кроссинговер между генами гемофилии и дальтонизма отсутствует.

Работайте по вариантам. Оформляйте правильно решение задач.



Если вы справились с задачей, приступайте к дополнительному заданию.

УЭ - 3

Цель: подвести итог урока, определить домашнее задание.

  1. Я выполнил всю работу с дополнительным заданием. Я все понял, могу объяснить материал другим.

  2. Я не успел выполнить дополнительное задание, но материал понял.


  1. Для полного понимания мне нужно повторить тему.

  2. Я ничего не понял.

Задание на дом:

_____________

Выполнить дополнительное задание.

Повторить п., записи в тетради.

Подготовиться к зачету.

КЛЮЧ

УЭ - 1

1.а) хромосом, аллельными, аллелями;

б) аллели.

2.а) группами сцепления, гаплоидному;

б) гомологичных, сцепление.

3.а) Г. Менделя, Т.Моргана;

б) карты.

4.а) половых, XX;

б) X,Y,Y, мужского.

5.а) X,X,Y;

б) самок.

УЭ - 2

  1. Все девочки будут являться фенотипически здоровыми носительницами этого заболевания. Все мальчики будут здоровыми фенотипически и генотипически. Вероятность рождения больных детей в этой семье равна нулю.

  2. Все девочки будут здоровыми, а мальчики будут перепончатопалыми.

Дополнительное задание

Генотип мужа девушки XDHY, т.к. он не несет признаков дальтонизма и гемофилии. Генотип девушки XDhXdH, поскольку от отца она получила X- хромосому, содержащую рецессивный ген гемофилии, а от матери рецессивный ген дальтонизма. Анализ записи брака показывает, что в этом случае вероятность рождения в этой семье ребенка с одним заболеванием равна 50% (мальчики с генотипом XDhY, больные гемофилией, и мальчики с генотипом XdHY, с дальтонизмом). Все девочки будут здоровы. Но половина их будет носительницами гена гемофилии, а половина - дальтонизма.

© 2010-2022