Рабочая программа по биологии 11 класс

При изучении курса «Общая биология» решаются следующие задачи:   развитие личного познания школьниками основных закономерностей органического мира, происхождении жизни на земле, законов ее развития, образование видов и их взаимодействие между собой   развить экологического мышления и формирование экологической культуры:   развитие понимания воздействия человека на состояние природы в следствии взаимодействия природы и человека;   развитие практических навыков при работе со специальными приборам...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет администрации Ребрихинского района по образованию


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Клочковская средняя общеобразовательная школа»



СОГЛАСОВАННО: УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель М\С Директор

_________/ ________\Башкатова Н.В.

Протокол №____ от Приказ № ____ от

«___»________2011 г. «____»__________2011 г.


Рабочая программа

по биологии 11 класс

на 2012-2013 учебный год










Составитель: Кондрашкина С.В.

учитель химии, биологии.












Клочки 2012

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Тематический план.

3. Содержание тематического плана.

4. Тематическое поурочное планирование

5. Список литературы.











Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 11 классе составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федерального Государственного стандарта (2004 г.) ,

2. Примерной программы основного общего образования по биологии (2004 г)

3. Авторской программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология, 6-11 классы.- 5-е издание, стериотип. - М.: Дрофа, 2010. - 138 с. , составитель Н.И. Сонин, В.б. Захаров, Е.Т. Захарова, полностью отражают содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 35 часов в 10 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.

Различия данной программы с авторской:

1 час резервного времени добавляется в теме Происхождение человека на лабораторную работу «Выявление признаков сходства человека и других млекопитающих как доказательство их родства.».

1 час резервного времени добавляется в теме Биосфера и человек на проведение лабораторной работы «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения».

2 часа резервного времени добавляется в заключение для повторения по разделам «Вид», «Экосистема».

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. В программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДА; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика

Обучение ведется с помощью: Учебника для базового уровня Сивоглазов В.И. , Агафонова И.Б. , Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2008 г.

Рабочая тетрадь 2011 г.

Тетрадь для лабораторных работ

Лабораторных работ - 4;

Уроков обобщения и повторения - 2.

Целью курса является

. Освоение знаний о общей теории развития органического мира, об особенностях жизни, как формы существования материи; сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности, изменчивости; основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза; соотношении социального и экологического в эволюции человека.

. Овладение пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных и человека, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить биологические эксперименты, решать генетические задачи, строить вариативные кривые на растительном и животном мире.

. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за биологическими объектами, работать с учебной и научно-популярной литературой, Интернет ресурсами, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.

.воспитание бережного отношения к живой природе, здоровью человека, культуры поведения в природе.

. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для бережного отношения к живой природе, растениям, животным и к здоровью других людей, своему здоровью, соблюдать правила поведения в окружающей среде, профилактике заболеваний, травм и стрессов.

При изучении курса «Общая биология» решаются следующие задачи:

. развитие личного познания школьниками основных закономерностей органического мира, происхождении жизни на земле, законов ее развития, образование видов и их взаимодействие между собой.

. развить экологического мышления и формирование экологической культуры:

. формирование активной гражданской позиции;

. развитие познавательных и творческих способностей учащихся;

. развитие понимания воздействия человека на состояние природы в следствии взаимодействия природы и человека;

. развитие практических навыков при работе со специальными приборами инструментами, таблицами, муляжами для необходимой биологической информации.

Изучение курса «Общей биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе по общеобразовательным программам. Изучение предмета базируется и на знаниях приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий. )

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Контроль и учет учащихся ведется по отметочной системе. Используемые формы контроля достижений учащихся:

  • текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, устные и письменные ответы, предусмотрены уроки зачеты)

  • аттестация по итогам года.

Срок реализации программы: 1 сентября 2012 г.- 30 мая 2013 г.

В результате изучения биологии ученик должен:

Знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, Эволюционная теория Ч.Дарвина); учения в.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерности изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение.

  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • Биологическую терминологию и символику;

Уметь:

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготавливать простейшие микропрепараты для микроскопических исследований;

  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  • работать с учебной, научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусмотрено выполнение ряда лабораторных работ.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Основы генетики и селекции», «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на земле», «Взаимоотношение организма и среды обитания».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

. соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами*

.рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Тематический план.


Тема и ее название

Всего часов

Из них

Теоретических знаний

Практических занятий

Раздел 4. Вид

20

18

2

Тема 4.1. История эволюционных идей

4

4

-

Тема 4.2. Современное эволюционное учение

8

7

1

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле

3

3

-

Тема 4.4. Происхождение человека

5

4

1

Раздел Экосистемы

12

10

2

Тема 5.1. Экологические факторы

3

3

-

Тема 5.2. Структура экосистемы

4

3

1

Тема 5.3. Биосфера - глобальная система

2

2

-

Тема 5.4. Биосфера и человек

3

2

1

Заключение

3

3

-





















СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Раздел 4. Вид ( 4 часа)

Тема 4.1. История эволюционных идей

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвинский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрация: Карта-схема маршрута путешествий Ч.Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Основные понятия: Эволюция. Креационизм. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение 8 часов

Вид, его критерии. Популяция- структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор ; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрации: Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущая силы эволюции», Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания..

Лабораторные работы. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле 3 часа

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина -Холдейна. Усложнение живых организмов на земле в процессе эволюции.

Демонстрации: Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов». Эволюция растительного мира», Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.

Основные понятия. Теория Опарина - Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления организмов к среде обитания в процессе эволюции.

Тема 4.4. Происхождение человека 5 часов

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (Класс млекопитающих, отряд приматы, род люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас, Видовое единство человечества.

Демонстрации:. Схема «Основные этапы эволюции человека» Таблицы, изображающие скелеты человека и других млекопитающих

Лабораторная работа: Выявление признаков сходства зародышей как доказательство их родства.

Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.

Раздел 5. 12 часов

Тема 5.1. Экологические факторы 3 часа

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организм. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Демонстрация: Наглядные материалы, демонстрирующие влияния экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

Основные понятия: Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

Тема 5.2. Структура экосистем 4 часа

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества - агроценозы.

Демонстрации: Схема «Пространственная структура экосистемы(ярусность растительного сообщества». Схемы и таблицы демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные работы. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме.

Экскурсия Естественный лес

Основные понятия. Экосистема, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.

Тема 5.3. Биосфера- глобальная экосистема 2 часа

Биосфера - глобальная экосистема. Состав и структура биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли

Демонстрации. Таблицы и схемы «Структура биосферы» , «Круговорот воды в биосфере». Наглядные материалы, отражающие видовое разнообразие живых организмов биосферы.

Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, костное вещество, биокостное вещество. Биомасса Земли.

Тема 5.4. Биосфера и человек 3 часа

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природе. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрация. Таблицы иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты рационального парков, заповедников и заказников России.

Лабораторные работы. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

Заключение 3 часа

Повторения по разделам «Вид», «Экосистема».











Тематическое поурочное планирование


№ урока

Содержание обучения

Количество часов

Дата проведения

1

Развитие биологии в додарвинский период. Работы К.Линея.

1

2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

1

3

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

1

4

Эволюционная теория Ч.Дарвина

1

5

Вид, его критерии и структура

1

6

Популяция - структурная единица вида

1

7

Популяция -единица эволюции

1

8

Факторы эволюции


9

Естественный отбор - главная движущая сила эволюции

1

10

Адаптации организмов к условиям обитания, как результат действия естественного отбора.

1

11

Инструктаж по Т.Б. Лабораторная работа «Выявление приспособленностей организмов к среде обитания»

1

12

Видообразование как результат эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

1

13

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

1

14

Современные взгляды на возникновение жизни

1

15

Развитие жизни на Земле

1

16

Гипотезы происхождения человека

1

17

Положение человека в системе животного мира

1

18

Инструктаж по ТБ Лабораторная работа «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

1

19

Основные этапы становления человека

1

20

Расы человека

1

21

Организм и среда. Экологические факторы

1

22

Абиотические факторы среды

1

23

Биотические факторы среды

1

24

Структура экосистемы

1

25

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистеме. Лабораторная работа «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания ) в экосистеме.»

1

26

Причины устойчивости и смены экосистем

1

27

Влияние человека на экосистему

1

28

Биосфера- глобальная экосистема

1

29

Роль живых организмов в Биосфере

1

30

Биосфера и человек

1

31

Роль биологии в будущем

1

32

Инструктаж по ТБ Лабораторная работа «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и пути их решения»

1

33

Повторение и обобщение по теме «Вид»

1

34

Повторение и обобщение по теме «Экосистема»

1

35

Итоговое повторение по курсу общей биологии

1


© 2010-2022