- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кондрашкина С.В. |
Дата | 23.06.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Комитет администрации Ребрихинского района по образованию
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Клочковская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАННО: УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель М\С Директор
_________/ ________\Башкатова Н.В.
Протокол №____ от Приказ № ____ от
«___»________2011 г. «____»__________2011 г.
Рабочая программа
по биологии 11 класс
на 2012-2013 учебный год
Составитель: Кондрашкина С.В.
учитель химии, биологии.
Клочки 2012
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Тематический план.
3. Содержание тематического плана.
4. Тематическое поурочное планирование
5. Список литературы.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 11 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального Государственного стандарта (2004 г.) ,
2. Примерной программы основного общего образования по биологии (2004 г)
3. Авторской программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология, 6-11 классы.- 5-е издание, стериотип. - М.: Дрофа, 2010. - 138 с. , составитель Н.И. Сонин, В.б. Захаров, Е.Т. Захарова, полностью отражают содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 35 часов в 10 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.
Различия данной программы с авторской:
1 час резервного времени добавляется в теме Происхождение человека на лабораторную работу «Выявление признаков сходства человека и других млекопитающих как доказательство их родства.».
1 час резервного времени добавляется в теме Биосфера и человек на проведение лабораторной работы «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения».
2 часа резервного времени добавляется в заключение для повторения по разделам «Вид», «Экосистема».
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. В программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДА; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика
Обучение ведется с помощью: Учебника для базового уровня Сивоглазов В.И. , Агафонова И.Б. , Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2008 г.
Рабочая тетрадь 2011 г.
Тетрадь для лабораторных работ
Лабораторных работ - 4;
Уроков обобщения и повторения - 2.
Целью курса является
. Освоение знаний о общей теории развития органического мира, об особенностях жизни, как формы существования материи; сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности, изменчивости; основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза; соотношении социального и экологического в эволюции человека.
. Овладение пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных и человека, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить биологические эксперименты, решать генетические задачи, строить вариативные кривые на растительном и животном мире.
. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за биологическими объектами, работать с учебной и научно-популярной литературой, Интернет ресурсами, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.
.воспитание бережного отношения к живой природе, здоровью человека, культуры поведения в природе.
. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для бережного отношения к живой природе, растениям, животным и к здоровью других людей, своему здоровью, соблюдать правила поведения в окружающей среде, профилактике заболеваний, травм и стрессов.
При изучении курса «Общая биология» решаются следующие задачи:
. развитие личного познания школьниками основных закономерностей органического мира, происхождении жизни на земле, законов ее развития, образование видов и их взаимодействие между собой.
. развить экологического мышления и формирование экологической культуры:
. формирование активной гражданской позиции;
. развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
. развитие понимания воздействия человека на состояние природы в следствии взаимодействия природы и человека;
. развитие практических навыков при работе со специальными приборами инструментами, таблицами, муляжами для необходимой биологической информации.
Изучение курса «Общей биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе по общеобразовательным программам. Изучение предмета базируется и на знаниях приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий. )
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Контроль и учет учащихся ведется по отметочной системе. Используемые формы контроля достижений учащихся:
-
текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, устные и письменные ответы, предусмотрены уроки зачеты)
-
аттестация по итогам года.
Срок реализации программы: 1 сентября 2012 г.- 30 мая 2013 г.
В результате изучения биологии ученик должен:
Знать/понимать:
-
основные положения биологических теорий (клеточная, Эволюционная теория Ч.Дарвина); учения в.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерности изменчивости;
-
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
-
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение.
-
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-
Биологическую терминологию и символику;
Уметь:
-
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных и человека;
-
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
-
работать с микроскопом и изготавливать простейшие микропрепараты для микроскопических исследований;
-
решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
-
работать с учебной, научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
-
владеть языком предмета.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусмотрено выполнение ряда лабораторных работ.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Основы генетики и селекции», «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на земле», «Взаимоотношение организма и среды обитания».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
. соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами*
.рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Тематический план.
Тема и ее название
Всего часов
Из них
Теоретических знаний
Практических занятий
Раздел 4. Вид
20
18
2
Тема 4.1. История эволюционных идей
4
4
-
Тема 4.2. Современное эволюционное учение
8
7
1
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле
3
3
-
Тема 4.4. Происхождение человека
5
4
1
Раздел Экосистемы
12
10
2
Тема 5.1. Экологические факторы
3
3
-
Тема 5.2. Структура экосистемы
4
3
1
Тема 5.3. Биосфера - глобальная система
2
2
-
Тема 5.4. Биосфера и человек
3
2
1
Заключение
3
3
-
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Раздел 4. Вид ( 4 часа)
Тема 4.1. История эволюционных идей
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвинский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Демонстрация: Карта-схема маршрута путешествий Ч.Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
Основные понятия: Эволюция. Креационизм. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.
Тема 4.2. Современное эволюционное учение 8 часов
Вид, его критерии. Популяция- структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор ; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Демонстрации: Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущая силы эволюции», Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания..
Лабораторные работы. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле 3 часа
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина -Холдейна. Усложнение живых организмов на земле в процессе эволюции.
Демонстрации: Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов». Эволюция растительного мира», Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.
Основные понятия. Теория Опарина - Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления организмов к среде обитания в процессе эволюции.
Тема 4.4. Происхождение человека 5 часов
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (Класс млекопитающих, отряд приматы, род люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас, Видовое единство человечества.
Демонстрации:. Схема «Основные этапы эволюции человека» Таблицы, изображающие скелеты человека и других млекопитающих
Лабораторная работа: Выявление признаков сходства зародышей как доказательство их родства.
Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.
Раздел 5. 12 часов
Тема 5.1. Экологические факторы 3 часа
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организм. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Демонстрация: Наглядные материалы, демонстрирующие влияния экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
Основные понятия: Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
Тема 5.2. Структура экосистем 4 часа
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества - агроценозы.
Демонстрации: Схема «Пространственная структура экосистемы(ярусность растительного сообщества». Схемы и таблицы демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Лабораторные работы. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме.
Экскурсия Естественный лес
Основные понятия. Экосистема, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.
Тема 5.3. Биосфера- глобальная экосистема 2 часа
Биосфера - глобальная экосистема. Состав и структура биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли
Демонстрации. Таблицы и схемы «Структура биосферы» , «Круговорот воды в биосфере». Наглядные материалы, отражающие видовое разнообразие живых организмов биосферы.
Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, костное вещество, биокостное вещество. Биомасса Земли.
Тема 5.4. Биосфера и человек 3 часа
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природе. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Демонстрация. Таблицы иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты рационального парков, заповедников и заказников России.
Лабораторные работы. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.
Заключение 3 часа
Повторения по разделам «Вид», «Экосистема».
Тематическое поурочное планирование
№ урока
Содержание обучения
Количество часов
Дата проведения
1
Развитие биологии в додарвинский период. Работы К.Линея.
1
2
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка
1
3
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина
1
4
Эволюционная теория Ч.Дарвина
1
5
Вид, его критерии и структура
1
6
Популяция - структурная единица вида
1
7
Популяция -единица эволюции
1
8
Факторы эволюции
9
Естественный отбор - главная движущая сила эволюции
1
10
Адаптации организмов к условиям обитания, как результат действия естественного отбора.
1
11
Инструктаж по Т.Б. Лабораторная работа «Выявление приспособленностей организмов к среде обитания»
1
12
Видообразование как результат эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы
1
13
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле
1
14
Современные взгляды на возникновение жизни
1
15
Развитие жизни на Земле
1
16
Гипотезы происхождения человека
1
17
Положение человека в системе животного мира
1
18
Инструктаж по ТБ Лабораторная работа «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»
1
19
Основные этапы становления человека
1
20
Расы человека
1
21
Организм и среда. Экологические факторы
1
22
Абиотические факторы среды
1
23
Биотические факторы среды
1
24
Структура экосистемы
1
25
Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистеме. Лабораторная работа «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания ) в экосистеме.»
1
26
Причины устойчивости и смены экосистем
1
27
Влияние человека на экосистему
1
28
Биосфера- глобальная экосистема
1
29
Роль живых организмов в Биосфере
1
30
Биосфера и человек
1
31
Роль биологии в будущем
1
32
Инструктаж по ТБ Лабораторная работа «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и пути их решения»
1
33
Повторение и обобщение по теме «Вид»
1
34
Повторение и обобщение по теме «Экосистема»
1
35
Итоговое повторение по курсу общей биологии
1