Автономное существование в природе

Внеклассное интегрированное мероприятие по биологии и обж на тему: "Автономное существование в природе" для учащихся 6 класса. Разработка поможет учащимся выжить в трудных ситуациях, если они заблудились в лесу.  Цель урока:  Сформировать у учащихся убеждения в необходимости общения с окружающей природной средой для сохранения и укрепления своего здоровья, а также в потребности целенаправленной подготовки к автономному существованию в природной среде.План1.     Организационный момент.2.     Лека...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Атапина Наталия Юрьевна

(Саратовская область, г.Балашов, МОУ СОШ №9 имени П.А. Столыпина, [email protected])

Семикин Юрий Анатольевич

(Саратовская область, с.Старый Хопер, МОУ СОШ с. Старый Хопер,

[email protected])

Тема: « Автономное существование человека в природе»

Цель урока: Сформировать у учащихся убеждения в необходимости общения с окружающей природной средой для сохранения и укрепления своего здоровья, а также в потребности целенаправленной подготовки к автономному существованию в природной среде.

Задачи:

Образовательная:

1) Закрепить знания о правилах пожарной безопасности, привить навыки осторожного обращения с огнем.

2) Познакомить учащихся с правилами поведения человека в условиях вынужденной автономии, с факторами, способствующими возникновению или развитию экстремальных ситуаций.
3) Сформировать у учащихся убеждения в необходимости общения с окружающей природной средой для сохранения и укрепления своего здоровья, а также в потребности целенаправленной подготовки к автономному существованию в природной среде.

Развивающая:

1) Способствовать развитию навыков познавательной деятельности
2) Способствовать развитию умений самоконтроля за физическим и психологическим состоянием в различных ситуациях .

3) Способствовать развитию коммуникативных компетенций.
Воспитательная:

1) Воспитать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

2) Воспитать чувство ответственности, активную гражданскую позицию

3) Воспитать бережное отношение к своему здоровью.

Форма урока: интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и обж

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, кора дерева, палки, из которых необходимо сделать сигнал, костры.

Класс: 6 класс

Методы обучения: проблемного изложения, частично - поисковый

План

  1. Организационный момент.

  2. Лекарственные и ядовитые растения.

  3. Съедобные и несъедобные грибы.

  4. Автономное существование человека в природе

А) страх

Б) Жилище

В) Костер. Виды костров.

Г) Вода

Д) Пища

5. Сигналы бедствия

6. Подведение итогов

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Тема нашего внеклассного мероприятия «Автономное существование человека в природе» И, что бы узнать, что такое «автономное существование», мы отправимся в лес за грибами.

Приходя в лес, мы попадаем в некое царствие, полное загадок и тайн. В лесу особая атмосфера. Лес будто бы раскрывает для тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает тебя. "Леса учат человека понимать прекрасное", - эти замечательные слова принадлежат А. П. Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величавая красота природы. Писатели, художники, композиторы, люди разных специальностей находят в лесу источник вдохновения. И нам совсем не грустно, наоборот - мы радуемся , когда вдруг видишь разнообразные растения на своем пути.

И, вот, первое растение, которое нам встретилось. Что это за растение? Кто знает?

Ученик: Душица обыкновенная - народное название лесная мята. Эту траву обычно используют для заварки чая. Чай получается красивый и ароматный. Он обладает успокаивающим, противовоспалительным, отхаркивающим действием. Листья используют как пряность для приготовления мясных блюд, компотов, кваса.

Учитель: Ой, мы еще далеко не ушли, а уже ногу натерли. Наверно придется возвращаться назад.

И совсем не обязательно, нам поможет… подорожник.

Пожалуй, именно подорожник в нашей стране является самым популярным народным средством для лечения мозолей и других ранок.

А кто знает, как правильно прикладывать подорожник к ранке?

Ученик: Использовать его очень просто: лист подорожника (лучше свежесорванный) тщательно промывается в холодной воде или вытирается, немного мнется, прикладывается на мозоль.

Учитель: Итак, мы оказали себе помощь и продолжаем дальше путь.

А это, что за растение?

Правильно, крапива? А кто знает о ее целебных свойствах?

Ученик: Мне бабушка рассказывала, что крапива очень полезна для организма. Применяется как ранозаживляющее средство и для лечения многих болезней. А еще, если нет поблизости холодильника, крапива отлично подходит для сохранности мяса и рыбы, обкладывая продукты крапивой, их свежесть можно сохранить до полутора суток.

Учитель: Действительно, мясные продукты обкладывают крапивой, периодически ее меняя. И мясо остается свежим даже в тридцатиградусную жару.

К какой группе мы отнесем эти растения? (лекарственные)

Но вот подул ветер, закачались травинки. Из них вдруг выглянул чёрный внимательный глазок и снова скрылся. Там в траве притаилось растение, которое так и называется - вороний глаз. Ягода, как и другие части растения ядовита.

Посмотрите, какое красивое растение! Что это?

Волчник, волчье лыко - ядовитый кустарник наших лесов, кору которого не грызут даже зайцы. Пять-шесть ягод могут быть смертельны для человека, а 30 граммов листьев отравляют лошадь.
А к какой группе отнесем эти растения? (ядовитые растения)

Симптомы отравления: вызывает раздражение желудочно-кишечного тракта, тошноту, рвоту, резкое падение ритма сердца до 60 и менее сокращений в минуту, нарушение сердечного ритма и остановку сердца.

3. А вот и то, зачем мы с вами пришли в лес, грибы. Что это за грибы?

Задание: на доске висят картинки с грибами, оставьте только съедобные, которые мы положим в свою корзинку и принесем домой.

Учитель: Ну вот, набрали грибы, и пора возвращаться домой! Ой, но, что это? Кажется, мы заблудились….. у нас нет компаса и карты, своё местонахождение не можем установить даже приблизительно.

4. Вот мы с вами и подошли к теме нашего мероприятия «Автономное существование в природных условиях». Выскажите свое предположение, что такое автономное существование

Автономное существование - это существование человека или группы людей волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой.

Добровольная автономия - это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия - это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

А). Учитель: Что мы с вами чувствуем в эти минуты? (страх)

Страх резко усиливается, когда человек, попавший в сложную, непривычную для него обстановку, остается абсолютно один. Чувство страха приходит от неизвестности, неопределенности своего положения, неподготовленности к выживанию в природе.

Как Вы думаете, есть ли люди, которые не испытывают страх?

Ученик: Я, думаю, что нет на свете людей, у которых отсутствует чувство страха, так как страх - дан нам природой для принятия меры сохранения жизни. Умение контролировать свой страх - это возможность найти выход из безвыходного положения.
Учитель: Хорошо, тогда, что мы с вами должны сделать в этой ситуации, в которую попали в первую очередь? (не паниковать)

Правильно, первое, что должен сделать человек, попавший в беду - это постараться успокоиться и здраво оценить обстановку.

Б). Что бы выжить в автономном существовании, человек должен знать и уметь многое, а что именно?

Ученик: Построить себе временное жилище.

Вопрос: Какие укрытия вы знаете или когда-нибудь строили? (Шалаш, навес, землянка, вигвам)

Вопрос: Какое требование необходимо соблюдать при выборе места для укрытия? (Место должно быть сухим и размещаться поблизости от источника воды)
Вопрос: От чего должно защищать временное укрытие? (От осадков, палящего солнца, сильного ветра, холода).

Вопрос: Что можно использовать для строительства укрытия? (Ветки, камни, траву, одежду и другие подручные средства)

В) Учитель: После сооружения укрытия вам необходимо позаботиться о костре. Разведение костра это важная задача для человека, который попал в автономное существование. Какое значение для человека в автономном существовании имеет костер?

Ученик: Тепло, приготовление пищи, отпугивание хищников, сигнал об опасности.

Учитель: У нас в классе есть учащиеся, которые посещают школьный кружок «Ориентирование», они нам и покажут, и расскажут, какие виды костров есть. А мы вместе с ними попытаемся сделать эти костры. У вас на партах лежат заготовки из чего мы и будет учиться моделировать костры.

Ученик 1. Первым делом желательно выбрать для костра место. Место очищается от сухой травы и горючего мусора. Примите меры, чтобы огонь не перекинулся на кусты и деревья.

Ученик 2. Костер типа "Шалаш". Этот тип костра хорош как для приготовления пищи, так и для тепла, и освещения. На растопку наклонно кладут все более толстые поленья и палки, причем со стороны ветра оставляют между ними отверстие. В результате получится что-то похожее на шалаш. Этот костер очень прожорлив и требует постоянного подкармливания порциями дров, горит жарко.

Ученик 3. Костер типа "Звездный". Экономичный вид костра, для которого нужны поленья из твердого дерева. Они раскладываются в виде звезды, и по мере сгорания их продвигают к центру. Хорош для длительного поддерживания огня без постоянного подкладывания сучьев. Такой костер незаменим ночью: достаточно лишь время от времени пододвигать поленья к центру.

Ученик 4. Костер "колодец". Дрова, в которых укладывают наподобие сруба избы. В "колодце" топливо сгорает медленнее, чем в "шалаше" образуется много углей, которые и создают высокую температуру, необходимую для быстрого приготовления пищи и высыхания одежды.

Ученик 1:Нодья. Применяется для ночлега в холодную погоду. Надо срубить 3 сухостойных еловых бревна диаметром около 30 см, длиной до 3 м, затесать их с одной стороны во всю длину. Два бревна положить рядом, в зазоре между ними разжечь легко воспламеняемый материал (тонкие сухие веточки , бересту), после чего третье бревно положить сверху так, чтобы затесанные поверхности их были обращены одна к другой. Разгорается нодья медленно, но гореть будет всю ночь и не требует регулировки. Хотя, если нужно, жар можно немного регулировать раздвигая или сдвигая нижние бревна.

Ученик 2.Безопасный ночной костер. Положите два бревна параллельно одно другому, а поперек ряд поленьев - это будет основанием. Сверху разместите поленья меньшего размера и так далее, пока наверху не окажутся совсем мелкие, на которых поместите растопку и разожгите костер. Огонь будет постепенно опускаться вниз. Такой костер горит долго, и его можно использовать как ночной.

Ученик 3. «Таежный костер». Имеет простую конструкцию. Для него необходимо одно длинное бревно, на которое под острым углом с напуском необходимо уложить 3-4 бревна. Его разводят для обогрева при ночевке на открытом воздухе

Задание. Обратите внимание на доску. Найдите в тексте ошибочно вписанные слова, замените их на правильные.

Костер необходим для приготовления жилища (пищи), сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей. Вначале необходимо определить место для костра. Выберите полянку, защищенную от комаров (дождя). Очистите предполагаемое место для костра от сухой травы, листьев. Для надежности можно обложить костер рюкзаками (камнями). Не разводите костер возле стройных (сухих) деревьев: они могут загореться. Зимой не следует разжигать костер под большими деревьями: пар (снег), скопившийся на них, может капать (обрушиться) вниз и погасить его.

Г) Что нужно нам еще в тех условиях, куда мы попали?

Ученик: вода.

Учитель: Хорошо. Установлено, что человек может продержаться без воды от 3 до 10 дней. Где мы ее можем взять в лесу? Что бы ответить на этот вопрос давайте посмотрим один сюжет.

Ученик: осмотреть местность и поискать водоем.

Учитель: Ребята, можно ли использовать для питья воду из водоемов? (Природную воду (кроме родниковой ) перед употреблением необходимо очистить или прокипятить.

Учитель: Если поблизости нет источника воды, как ее можно добыть? (Доступным источником воды в природе являются влагосодержащие растения, например береза. Можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив на его дно камешек и туго завязав мешок у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу. Для этого надо с вечера уложить кучку мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем соберется вода)

Д). Что еще необходимо человеку для поддержания сил?

Ученик: Пища

Учитель: Конечно, без пищи человек может прожить значительно дольше, чем без воды - это факт. Однако отсутствие полноценного питания очень сильно осложняет борьбу за выживание. Добывать пищу в дикой природе - это не то же самое, что сходить в супермаркет. Бывает очень трудно добыть калорийную пищу в диких условиях. Наши предки с удивлением смотрели бы на людей, не умеющих выживать в лесу. Но это не про нас. (демонстрация ловушек, сделанные руками учеников)

5).Учитель: Прошло уже три дня нашего пребывания в лесу. И нас ищут. Вертолет летает над той местностью, где мы находимся и нас не видно. Оказавшись в ситуации вынужденной автономии, всегда надо помнить, что вас будут искать и с земли, и с воздуха. Своевременный и хорошо заметный сигнал облегчит работу спасателей-поисковиков и сократит время вашего вынужденного пребывания в автономии. В ситуации вынужденной автономии нужно знать и правильно подавать сигналы бедствия. Как мы можем привлечь внимание спасателей?

Задание. На столе лежат: кора дерева, палки, из которых необходимо сделать сигнал (выполняют учащиеся).

Ученик: Из подручных средств можно сделать сигнал - костер. Лучше приготовить не один костер, а несколько. Например: три костра с расстоянием между ними в триста метров и расположенные треугольником, или те же три костра вытянутые по прямой линии,

Учитель: В исключительных случаях допустимо сооружать костер-факел. Для этого отдельно стоящее хвойное дерево под нижними ветками обкладывается со всех сторон растопкой, которая в момент прохождения самолета или вертолета поджигается. Вспыхнувшая крона дерева дает очень мощный, далеко заметный световой факел.

Запомните! Применяя такой способ сигнализации, следует самым тщательным образом соблюдать противопожарную безопасность!

Ученик: из коры на земле написать SOS и в момент прохождения самолета или вертолета поджигается.

Учитель: для визуальных сигналов, выложенных на земле, существуют специальные знаки, приведенные в данной таблице. Знаки выкладываются из подручных средств. Их размер должен быть достаточно большим. Что бы было видно с воздуха.

Учитель: Ура! Нас заметили! Мы спасены!

Б). Задание (работа в группах). В небольших мешочках находится по два предмета: зеркало, перекись водорода, булавка, спички, газета, шоколадка. Нужно объяснить, каким образом их можно с пользой применить в условиях автономии

6.Учитель: у вас на столах лежат верёвочки, возьмите их в руки. И давайте проговорим те правила, которые нам позволили выжить в лесу! И каждое правило завязываем на веревочке. Сколько у вас получилось? Какой вывод можем сделать?

Ученик: живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации. А попав в лес, мы можем не только наслаждаться прекрасным, но и можем оказаться в опасной ситуации. Человек должен уметь обеспечивать свое автономное существование в природной среде.

Учитель: Надеюсь, что данное мероприятие не пройдет бесследно, и, оказавшись с природой среде один на один, сможете найти правильное решение.










Список литературы:

1. М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 6 кл. - М.: издательство ООО"Издательство АСТ" 2003.

2. kuhta.clan.su

3. lib.znate.ru/docs/index-201809.html

4. festival.1september.ru/articles/614887





© 2010-2022