Урок

Урок биологии и краеведения в 6 классе «Тайна прорастания семян» технологическая карта урокаДанный урок  является представлением результатов активного использования проектных и исследовательских технологий в 6 «А» классе по внедрению ФГОС  в образовательном процессе.Деятельность учащихся на уроке.  Исследовать  значение воды, тепла, солнечного света в жизни растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, тепла, солнечного света, их значения для развития растения на земле. Сравнивать информацию,  полученную из собственных наблюдений и опыта. Делать выводы и обобщения на основе сравнения информации. Осваивать способы проращивания семян в воде. Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения.   Вид контроля - самостоятельная работа.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

Урок

Урок

Урок

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30»


Тайна прорастания семян

урок биологии и краеведения в 6 классе


Урок



Урок подготовила и провела

Киреева Елена Павловна

учитель биологии


г.о. Саранск 2013 год.

Пояснительная записка.

Тема урока

Тайна прорастания семян

Предмет

Биология/краеведение (2 часа)

Класс

6

Автор урока

Киреева Елена Павловна, учитель биологии

УМК

Учебник - Пасечник В.В. Биология 6 класс

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника Биология 6 класс

Бактерии, грибы, растения.

Образовательное учреждение

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30»

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Изучение нового материала

Формы обучения

Групповая, индивидуальная, коллективная

Цели урока

Образовательные:



Развивающие:



Воспитательные:

-способствовать выявлению условий для прорастания семян;

-систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определённой температуры, влажности, наличия воздуха и света, запасных питательных веществ, значении зародыша семени, о глубине заделки семян в почву;

- установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян;

-выработать умения по проведению наблюдений за опытами и объяснение

результатов.

-развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия;

-развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом

проращивания, наблюдать результаты, делать выводы;

-развивать умения работать с различными источниками информации;

-пользоваться биологическими терминами, проверять на практике достоверность теоретических знаний.

-развитие мышления;

-развитие элементов творческой деятельности;

-развитие мировоззрения;

-развитие навыков устной и письменной речи;

-развитие «умения учиться»: использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности;

-развитие памяти;

- развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог;

- развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

- развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности чётко формулировать свои мысли.

-воспитывать ответственность, точность, аккуратность, бережное отношение к природе, интерес к предмету;

-воспитание гуманизма и любви к прекрасному;

- воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах;

- воспитывать любовь к Мордовскому краю;

- подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств.

Задачи урока

формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал работать по плану, развивать осмысленное запоминание биологических терминов, развивать логическое мышление, аргументировать свою точку зрения, развивать умение учащихся работать в разноуровневых группах, развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обучения, и развивать основы творческой деятельности.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы на уроке

Технологии:

-поисково - исследовательская технология

-технология личностно-ориентированного обучения

- технологии развивающего обучения

-информационно-коммуникативные технологии

-коммуникативно-диалоговые технологии

-технологии развития умственной деятельности учащихся

-здоровьесберегающие технологии

Методы:

-метод проблемного изложения в обучении

-частично-поисковый метод обучения

-исследовательский метод обучения

-проблемное исследование

- беседа

- рассказ

Способы:

-индивидуальные

-групповые

Время реализации урока

Данный урок является представлением результатов активного использования проектных и исследовательских технологий в 6 «А» классе по внедрению ФГОС в образовательном процессе.

Планируемые результаты









Деятельность учащихся.



Предметные


Метапредметные


Личностные


Обучающийся научится:

- выращивать растения из семян и ухаживать за ними;

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться организовывать и оценивать результаты проектной деятельности.

определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе наблюдений.

Коммуникативные УУД : общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников.

Познавательные УУД:

отвечать на простые вопросы учителя,

добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

положительное относиться к занятиям по проектно-исследовательской деятельности.



Исследовать значение воды, тепла, солнечного света в жизни растений.

Осуществлять поиск необходимой информации о воде, тепла, солнечного света, их значения для развития растения на земле.

Сравнивать информацию, полученную из собственных наблюдений и опыта.

Делать выводы и обобщения на основе сравнения информации.

Осваивать способы проращивания семян в воде.

Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения.

Вид контроля - самостоятельная работа.

Оборудование

Коллекция семян, живые проростки пшеницы, фасоли, гороха, подсолнечника, оборудование для проведения опыта, линейки, лупа, микроскоп, чашки Петри, скальпель, препаровальная игла, микролаборатория, микроскоп.

Обеспечение урока

ИКТ (компьютер с мультимедийным проектором), таблицы, презентация к уроку по теме «Прорастание семян».

Подготовительная экспериментальная часть урока:

Создаются экспертные группы учащихся, перед которыми учитель ставит цели, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента

За 10-14 суток до урока экспертные группы учащихся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за прорастанием, ухаживают за прорастающими семенами и проростками, делают фотографии объектов изучения, готовят выступления в соответствии с заданиями.

  • группа изучает необходимость воды и воздуха для прорастания семян

  • группа: влияние температурных условий на прорастание семян

  • группа: влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян

  • группа: влияние глубины заделки семян в почву на прорастание

  • группа: влияние света на прорастание семян









Этапы урока.

Технологическая карта урока

1.Организационный момент.(2мин)

Мотивация учащихся

Цели данного этапа:

-психологический настрой учащихся;

-обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Предварительная организация класса

(проверка отсутствующих,

внешнего состояния кабинета, рабочих мест, наличия дежурных,

организация внимания)

Повторение правил ТБ.

Активизация внимания учащихся. Настрой на работу и доброжелательную обстановку в классе. Давайте улыбнемся друг другу и будем работать с радостью.

Урок

2.Этап всесторонней проверки знаний.(10 мин)

Цели данного этапа:

-проверка домашнего задания;

-проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

Учащиеся выполняют тестовые и индивидуальные разноуровневые задания.

( приложения №1,2)

Учитель предлагает решить познавательные задачи, тем учащимся кто закончит раньше выполнять тестовые задания: (Слайд 1)

  1. Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней - 150 г; за 365 дне - 1825 г)

  2. Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? (ответ: нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)

  3. В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час? (ответ: 3580 г)

3. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала. (10 мин)

Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Ученики устно проговаривают и показывают на слайдах строение семян двудольных и однодольных растений.

(Слайд 2,3)

Учитель: Где находится запас питательных веществ у однодольных и двудольных растений?

Как передвигается вода и минеральные вещества в растении?

Как передвигаются органические вещества в растении?

4. Этап усвоения новых знаний. (7 мин)

Цель: определить тему и цель урока.

Следующий этап нашего урока начну со стихотворения Любови Соколик (ученик читает стих под музыкальный видеофрагмент «Прорастание семян»)

Зарождение
Я - зёрнышко, последователь жизни,
Учусь выживать, как росток.
Тянусь, чтобы Солнце увидеть,
Пробиваюсь к нему сквозь песок.

Выйду в мир такой огромный,
Листья выращу и шипы,
Защищу свою жизнь от угрозы,
И от чьей-то тяжёлой ноги.

Стану воином стойким и смелым -
Деревом с пышной листвой,
Знаю: цветы мои нежные белые
Всех покорят красотой.
Красота всегда быстротечна,
Но зато плоды налились.
Вижу: в них зародилась вечность -
Это зёрнышко - новая жизнь.

Учитель: О чем пойдет речь?

Ответы учащихся (о семени, о прорастании семян).
Учитель: А что такое семя?

Ответы учащихся:

- орган растения с запасом питательных веществ;
- это растение в зачаточном состоянии;
- в нем находится зародыш будущего растения;
- жизнь растения начинается с семени;
- с его помощью растение размножается и распространяется.
Учитель: Верно, ребята! О семенах вы уже многое знаете, но не все. А как человек называет то, что ему неизвестно?
Ответы учащихся:

- секреты;

- загадки;
- тайны.
Учитель: Ребята, вот и тема нашего урока…(Слайд 4)
Урок

(Учащиеся записывают тему в рефлексивный лист, о котором рассказывает учитель (приложение 3))

Учитель: Прочитайте тему урока, какие вопросы у вас возникли после прочтения темы. Попробуйте сами сформулировать цели и задачи, решая которые, вы и откроете тайну прорастания семян.
(Учащиеся фиксируют учебные задачи в рефлексивных листах в таблице (колонка «Хочу узнать»)) (Слайд 5,6)

5.Этап первичного понимания изучаемого материала. (35 мин)

Цель:

-изучение нового материала;

-рассмотрение сложного для самостоятельного изучения материала;

-подача информации;

-выполнение определенного вида заданий;

-применение изученного материала при решении практических заданий

-добиться от учащихся восприятия, осознания и систематизации

новых знаний.

.

Учитель: Молодцы, ребята! Задачи определены, давайте их выполнять, но прежде вспомним, что называется прорастанием.
(Учащиеся фиксируют определение в рефлексивных листах в таблице (колонка «Узнал»))

Прорастание - это переход семян из состояния покоя к росту;
- это процесс образования молодого растения из семени.

Учитель: Семена большинства растений до прорастания должны находиться в покое определенное время. Созревшее семя тем или иным путем попадает в почву. Что же происходит с ним после этого? Начинает ли оно прорастать сразу или для этого потребуется время?
Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут начать прорастать сразу. Им необходим период покоя - время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Когда период покоя завершен, семена, попавшие в благоприятные условия, могут начать прорастать. Это означает, что находящийся в семени зародыш начинает расти и развиваться. Начинается процесс прорастания семян.
(Учащиеся наблюдают этот процесс, работая с учебником, рисунок 134, страница 167 затем, просмотр видеофрагмента)

Ученики выясняют, что первым из семени появляется корешок, затем маленький побег, который становится через некоторое время похожим на молодое растение - проросток. (Слайд 7)

Ученики делают вывод: Способность прорастать называется всхожестью.
(Учащиеся фиксируют определение в рефлексивных листах в таблице (колонка «Узнал»)).

Практическая работа №1. (Слайд 8,9)

Определение всхожести семян
Оборудование: микроскоп, лупа, чашки Петри, набухшие семена фасоли. (напомнить инструктаж по технике безопасности при выполнении практической работы)

Рассматривая в лупу семена фасоли, ученики определяют, что семена фасоли набухли, так как через микропиле в семена попала вода. Затем рассматривают семена в микроскоп и определяют, что первым из семени появляется корешок. Далее они наблюдают, что одни семена проросли, а другие - нет.

Учитель: Почему некоторые семена не проросли? Вспомните признаки живого. (Слайд 10)
Ответы учащихся: В этих семенах мертвый зародыш, который мог погибнуть по нескольким причинам: неправильное хранение семян, переохлаждение, перегрев семян, семена поражены вредителями либо поражены болезнями, истек срок годности семян. Основные признаки живого: рост, развитие, обмен веществ, питание, дыхание, размножение.
Ученики делают вывод: Те семена, которые проросли - всхожие, а которые не проросли - невсхожие.
Учитель делает вывод: Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем.

(Учащиеся фиксируют определение в рефлексивных листах в таблице (колонка «Узнал»)).

Урок


Всхожесть - способность семян к прорастанию. Всхожесть оценивают в процентах. Если отсчитать 100 семян фасоли, 100 семян томата и 100 семян подсолнечника подряд без выбора, разложить на мокрой марле и через 3-4 дня подсчитать число проросших семян. Первый учет показывает насколько дружно прорастают семена, второй - какова их окончательная всхожесть.

Взошло: 92 фасоли, 68 томата, 98 подсолнечника.

Всхожесть фасоли: 92/100= 0,92 или 92%;

томата 68/100=0,68 или 68%;

подсолнечника 98/100=0,98 или 98%.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Какие условия окружающей среды влияют на прорастание семян?
Выдвижение гипотез учащимися. (Вода, воздух, тепло, почва, свет, питательные вещества, не поврежденный зародыш.)

Учитель: Ответ на этот вопрос искали группы «Исследователей».

Цель их исследования «Изучение условий прорастания семян».

Зернышко в землю упало

И под дождиком синим

Оно прорастало

День прошел, другой прошел

Появился здесь росток,

Хоть он мал, зато силен,

И из него ведь вырастет

Большой, большой бутон.

Учитель: О чем идет речь?

Ответы учащихся: Для того чтобы семя проросло нужна вода.

Ученики сообщают о результатах исследования.


Выступление первой группы экспертов.

Изучение необходимости воды для прорастания семян.

(Слайд 11)

В два стакана помещают одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставляют сухими, а во второй немного воды. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли.Урок

Вывод: вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.

(Учащиеся фиксируют определение в рефлексивных листах в таблице (колонка «Узнал»)).

Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки, питаясь, начинают делиться и увеличиваться в размерах. Зародыш использует растворимые соединения и семя прорастает.

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды.

Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.

Выступление второй группы экспертов.

Изучение необходимости кислорода для прорастания семян. (Слайд 12) Урок

В два стакана положили семена. В один - налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле. Через несколько дней получили результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой - набухли, но не проросли.

Вывод: толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли.

(Учащиеся фиксируют определение в рефлексивных листах в таблице (колонка «Узнал»)).


Зачем нужен кислород? Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла.

Дыша и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.

Выступление третьей группы экспертов.

Влияние температурных условий на прорастание семян.(Слайд 13, 14)

Одну часть семян поместили в теплое место, другую - в холодильник. Спустя несколько дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли.

Вывод: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

(Учащиеся фиксируют определение в рефлексивных листах в таблице (колонка «Узнал»)).

Урок

На прорастание семян влияют температурные условия.

Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения. Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки.

Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения. Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева.

Заполнение схемы "Условия прорастания" в тетради и на доске. Демонстрация

- Это важные условия необходимые для прорастания семян.

Учитель: Чем питается первое время зародыш?

Ответы учащихся: Питательными веществами, находящимися в эндосперме.

Практическая работа 2.(Слайд 15, 16)
Учащиеся изучают выданные семена, разрезают семена с помощью скальпеля и делают выводы.

(напомнить инструктаж по технике безопасности при выполнении практической работы)

Учитель: Где больше содержится питательных веществ?

Ответы учащихся: В крупных семенах больше запаса питательных веществ.

Выступление четвертой группы экспертов.

Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян.

Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. Он использует их при прорастании. Мы исследовали влияние количества питательных веществ для прорастания семени.

В первую чашку Петри поместили семена тыквы полноценные, с двумя семядолями, во вторую - семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.

Затем мы посадили проросшие семена в почву: в первый стакан - проросток, полученный из полноценного семени, во второй - проросток из семени с удаленной семядолей. Первый проросток был здоровым, крепким, развивался намного быстрее. Второй - маленький и слабый.

Из эксперимента сделали вывод: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

(Учащиеся фиксируют определение в рефлексивных листах в таблице (колонка «Узнал»)).

Вручил однажды дедушка

Мне маленькое зернышко,

Сажай, сказал мне дедушка

Пока сияет солнышко!

Маленькое зернышко

Черненькое зернышко,

Легонькое зернышко-

Тоненький росток.

Ярко светит солнышко-

Вьется стебелек,

А на нем - цветок.

Урок

Учитель: На какую глубину можно заделывать семена?

Выступление пятой группы.

Влияние глубины заделки семян в почву.

При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву. Для эксперимента мы взяли семена фасоли и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором - по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором - быстрее и проросток развивался быстрее.

При посадке семян необходимо учитывать:

1. Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.
в) крупные сеют на глубину до 5 см
г) средних размеров - на глубину 2-3 см

2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

Практическая работа 3. (Слайд17,18)

Влияние глубины заделки семян в почву (работа с коллекциями семян)

(напомнить инструктаж по технике безопасности при выполнении практической работы)

Учащиеся экспериментально измеряют выданные им семена и распределяют на группы и делают соответствующие выводы.

Крупные - 5-6 см, средние - 3-4 см, мелкие- 1-2 см.

Учитель: Мы уже определили, какие условия необходимы для прорастания семян?
Ответы учащихся: Для прорастания семян необходимы: вода, воздух и тепло.
Учитель: Это экологические факторы неживой природы, они называются абиотическими. Достаточно ли этих факторов для прорастания?
Ответы учащихся: Используются питательные вещества семени в процессе прорастания, которые содержатся в семядолях и эндосперме.
Учитель: Посмотрите на диаграмму. Не хватает еще одного фактора окружающей среды. Какого? Нам поможет выяснить это минута игры «Что? Где? Когда?». Итак, «Черный ящик». Внимание, знатоки! Этот фактор может быть минимальным, максимальным или даже отсутствовать. Минимальное и максимальное значение его резко противоположны по смыслу. В закрытом ящике фактор отсутствует, в открытом ящике фактор имеет максимальное значение. Внимание вопрос! Назовите экологический фактор, о котором шла речь. Укажите минимальное и максимальное значение данного фактора.

Ответы учащихся: Это темнота и свет. Они оказывают влияние на прорастание семян.
Учитель: Правильно, не прорастут на свету семена растений, приспособленных к прорастанию в темноте.

Выступление шестой группы.

Влияние света на прорастание семян (Слайд 19)

Для эксперимента были одновременно посажены семена подсолнечника в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью. Семена подсолнечника могут прорастать как на свету, так и в темноте, потому что у них грубая, непрозрачная кожура плода не пропускает свет к зародышу, поэтому семя прорастает с одинаковой быстротой и в темноте, и на свету. Таким образом, из эксперимента можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, т. к. она не пропускает свет.

Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету так как лучи красного или синего света угнетают появление проростков, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.

Некоторые семена прорастают только на свету. Это семена череды, табака, семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах.

Но для большей части семян присутствие света необязательно.

(Учащиеся фиксируют определение в рефлексивных листах в таблице (колонка «Узнал»)).Урок

Выводы по экспериментальной работе делает учитель.

Учащиеся фиксируют их в тетрадях.

Учитель: В процессе прорастания семян также выделяются свои этапы, а каждый этап выполняет свою функциональную нагрузку. (Слайд № 15 видеофрагмент).
Этапы прорастания семян.

(Слайд 20)
1 этап - Поглощение воды.
2 этап - Набухание семян.
3 этап - Увеличение размеров. Деление клеток.
4 этап - Появление корешка.
5 этап - Появление зародышевого побега.

Прорастание семян начинается с поглощения ими воды: они набухают. Набухают как всхожие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие - прорастают. Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки зародыша начинают делиться и увеличиваться в размерах. Первый видимый признак роста - появление корешка. Он прорывает кожуру семени, растет вниз, закрепляя семя в почве. Затем появляется почка - зародышевый побег.

Выступление учащегося на тему «Условия хранения семян. Агротехника посева семян» (Слайд 21)

Особое обратить внимание на сроки посева и условия хранения семян различных культур в нашем Мордовском крае и в нашем районе, так как у нас многие фермерские хозяйства занимаются выращиванием сельскохозяйственной продукции.

Но чтобы семена остались живыми к моменту посадки, необходимо соблюдать условия хранения семян.

Семена закладывают на хранение хорошо просушенными. (Задает вопрос «Почему?», учащиеся отвечают). В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что тоже приводит к гибели семян. В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают.

Семена перед хранением обрабатывают специальными препаратами от болезней и вредителей.

Также агротехника посева имеет большое значение.

Необходимо знать сроки посева семян.

Глубина заделки семян разных размеров.

Рыхление почвы перед посевом для сохранения влаги и воздуха.

Отношение семян к температурным условиям во время проращивания.

Свойства почвы

Поверхностное повреждение твердых оболочек некоторых семян (клевера, люпина, донника) в специальных машинах для ускорения всхожести семян. К зародышу быстрее проникает вода и воздух, а это ускоряет прорастание семян.

Учитель: Различают два типа прорастания - подземное и надземное. Чем отличаются? Какой тип прорастания более совершенен и почему? (Слайд 22)


Прорастание семян (рассказ с элементами беседы и записью схемы)


Прорастание семян

Надземное

Подземное

Семядоли выносятся на свет и становятся зелеными (фасоль, редис)

Семядоли остаются в почве (горох, пшеница, подсолнечник)

Проросток

(развившееся из семян растение)



Вывод делают ученики:

Надземное прорастание - семядоли выносятся на свет и становятся зелеными (фасоль, редис).

Подземное - семядоли остаются в почве (горох, пшеница, подсолнечник).

При прорастании зерновок злаков семядоля остается в семени, а через почву, как таран, пробивается первый лист, защищая почку от повреждений.

Вывод: подземное считается более совершенным, так как обеспечивает защиту от поедания животными, вытаптываний, колебаний температур и других неблагоприятных факторов.

(Учащиеся фиксируют определение в рефлексивных листах в таблице (колонка «Узнал»)).

Семена тех растений, у которых семядоли выносятся наружу, не должны при посеве заделываться глубоко, так как всходы не смогут пробить толстый слой почвы и погибнут.

Учитель: Образовавшееся растение называется проростком. Чтобы он стал похож на взрослое растение, нужно немало времени, это произойдет в ходе индивидуального развития. Но прежде чем прорасти, семена должны пережить состояние покоя. В чем же заключается его значение?
Ответы учащихся: Это важное приспособительное свойство, выработавшееся у цветковых в ходе эволюции. Предохраняет семена от преждевременного прорастания.
Учитель: Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем. Зародыш может погибнуть от поражения вредными насекомыми или плесневыми грибами, от пересыхания во время хранения и других причин. Иногда зародыши погибают и от длительного хранения семян. Семена с погибшими зародышами теряют свою всхожесть, не могут прорастать. Чтобы вырастить высокий урожай культурных растений, человек заботится о посевном материале. Известно, что живые семена дышат: поглощают кислород и выделяют углекислый газ и тепло, понемногу расходуя питательные вещества, отложенные в семени. При этом они теряют в массе, хотя и незначительно. При недостаточном проветривании и высокой влажности в зернохранилище температура зерна может быстро нарастать до 60 градусов. Зерно становится непригодным для посева. Поэтому его хранят на элеваторах и постоянно влагомером измеряют влажность и температуру термометром. Соблюдая правила хранения семян, можно сохранить их жизнеспособность на протяжении многих лет.

Учитель: В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии - ботанику - науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле.

Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими. (Защита проекта по озеленению г. Саранска)

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов - животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, семена.

Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен бережно относиться к природе.

6.Этап закрепления новых знаний, обобщение материала, выводы. (4 мин)

Цели данного этапа:

-обеспечение прочного и глубокого усвоения знаний, умений и навыков;

-приводит в систему факты и явления, углубляет содержание изученных

понятий;

-помогает установить более высокий уровень между понятиями, фактами,

явлениями;

-формирует навыки самостоятельной работы;

-способствует умственному развитию учащихся.

Выполнение задания в тетрадях № 141.

Работа с учебником и выполнение задания в тетради №142. (7мин).

Письменная и устная работа учащихся.

На слайде было изображено семя, добавили ему необходимые условия для прорастания и оно «ожило», появился проросток. (Слайд 23)

Работа с биологическими терминами: фотосинтез, проросток, дыхание, эндосперм, семядоли.(3мин). Урок

7.Этап применения новых знаний. (10 мин)

Цель: установить степень усвоения темы.


8. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.(2мин)

Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

9. Подведение итогов работы (рефлексия).

(7 мин)

Цель: дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее





Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Тесты: выберите правильные утверждения. (Слайд 24)

1. При прорастании семена поглощают углекислый газ и выделяют кислород. (-)

2. При прорастании зародыш питается запасом питательных веществ эндосперма или семядолей. (+)

3. Проросшие зерновки пшеницы имеют сладковатый вкус. (+)

4. Проросток растения образуется в результате деления клеток зародыша. (+)

5. Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки. (-)

6. При дыхании семян выделяется тепло. (+)

7. Сухие семена не дышат. (-)

8. Проростки двудольных растений имеют мочковатую корневую систему. (-)

9. Для прорастания семян необходимы влага, воздух, тепло. (+)

10. Первым у проростка появляется корень. (+)

(Ученики работают в тетради, если не уверены в ответе цифру обводят кружочком).

Параграф №38.,вопрос 2,3 устно. Упражнения в тетрадях 139,140,143. (Слайд 25)

Проделать эксперимент по определению всхожести семян.

(Пояснение домашнего эксперимента: взять 10 семян и залить водой, если всплывут, то эти семена не пригодны для посева. Вычислить процент всхожести семян)





Учитель подводит итоги работы, оценивает экспертов, активно работающих на уроке учащихся.

Учитель: Какие опыты, проведенные группами экспертов, больше запомнились, произвели впечатление? Какие эксперименты вам захотелось повторить? Давайте сформулируем главное, что выделили на уроке. Что на уроке было интересным? А что на уроке было важным? Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы, делятся впечатлениями от увиденного, высказывают желания провести самостоятельно эксперименты, позволяющие установить условия прорастания семян. Учитель спрашивает у желающих поставить эксперименты в домашних условиях ход работы и алгоритм постановки того или другого опыта.

Заключительное слово учителя (Слайд 26)

О, этот разнообразный растительный мир.

В нём рождаются, живут и умирают.

Он находится рядом с нами, радуя и удивляя нас.

Но в тоже время живёт своей очень сложной жизнью,

где каждой особи, из мира растений,

постоянно необходимо бороться за место под солнцем.












vashabnp.info/load/11-1-0-794 «Современный урок: его цели и структура».

festival.1september.ru

nsportal.ru

openclass.ru

mirbiologii.ru

InternetUrok.ru

pedsovet.su

ponyatovskaya.ucoz.ru/load/3





© 2010-2022