Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии

на уроках естествознания.


(учитель биологии Ибрагимова Наджия Амировна)


Что такое здоровье?

Действительно, ну кто же не знает, что здоровье - это … И вот тут возникает проблема - как же все-таки его определить? Хорошее самочувствие? Да. Красивая фигура и привлекательная внешность? да. Высокая работоспособность? Безусловно. Способность развиваться и совершенствоваться? Без сомнения. А кто более здоров - инвалид, потерявший способность передвигаться, но живущий насыщенной и интересной жизнью, сумевший реализоваться в профессиональной сфере, любящий и любимый в семье, или человек с руками и ногами, но скучно и безрадостно бредущий по жизни, не стремящийся к совершенству и развитию?

Суть средневековых представлений о здоровье отражена в кодексе здоровья:

«Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище».

Здесь здоровый человек - тот, кто способен примирить собственные потребности и возможности, отказаться от излишеств, довольствоваться имеющимся. Самым популярным является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: здоровье - это «состояния полного физического, душевного и социального благополучия». И в этом случае здоровым оказывается не тот, у кого «ничего не болит», а тот кто способен эффективно выстраивать связи с окружающими, ставить и достигать цели, социально успешный. Если при нормоцентрическом подходе инвалид - это тот, кто имеет какое-либо физическое отклонение от нормы, то в адаптационной модели здоровья характеристика «инвалид» отражает не только физическую, но и социальную ущербность человека, неспособного эффективно взаимодействовать и жить в обществе. С этой точки зрения человек, имеющий физические отклонения, но сумевший адаптироваться в социуме, уже не оценивается как «неполноценный», больной (не случайно сегодня вместо определения «инвалид» все чаще используется определение «человек с ограниченными возможностями»). Действительно, как можно назвать «неполноценными» участников паролимпийских игр, которые, несмотря на серьезные физические отклонения, побеждают в сложных спортивных соревнованиях.

Сегодня все чаще концепции здоровья включают в себя и сферу творческого, духовного развития личности. Подлинно здоровый человек в этом случае тот, кто не просто «благополучен», но стремиться к совершенствованию, раскрытию и приумножению собственных способностей и возможностей, расширению связей с окружающим миром.

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика особенно для детей с нарушением опорно-двигательной системы. Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке - это физминутки, чтобы ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться. Упражнения во время физминутки могут быть проведены ввиде игры: «Море волнуется раз...», «Соловушка», ввиде четверостишия. Стречинг («игропластика») - использование упражнений на подвижность суставов, потягивания. Используемые упражнения лежат в основе древней оздоровительной гимнастики Индии и Китая. Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. Легкое массирование глазных яблок, круговые движения, поднятие глаз вверх, вниз и в сторону, концентрация взгляда на удаленный предмет. Немаловажную роль играет и орган слуха. Упражнения для улучшения слуха - легкое массирование ушной раковины в течение 3-4 минут и легкое массирование козелка.

Учащиеся обучаются упражнениям на дыхательные движения (брюшное, грудное и ключичное). Грудное дыхание - сосредоточить дыхание на ребрах, Ключичное дыхание - сосредоточить внимание на верхних отделах легких, полное дыхание - внимание направить на легкие.

При проведении физминуток обязательно упражнения проводятся с учетом возраста. В младших классах - это расслабление кистей рук, в средних - упражнения для верхнего плечевого пояса, в старших - для шейно-грудного отдела позвоночника. Полезно ученикам самим делать поглаживание, растирание, разминание шеи, плеч и рук - именно они напрягаются при долгом сидении в первую очередь, поэтому, расслабив их, учащийся почувствует прилив энергии.

Очень важно для здоровья - особенность питания. Чаще всего человек выбирает пищу не по полезности, а по вкусу. В этом кроется причина неполноценного питания людей, не обеспечивающего клетки всем необходимым.

Как известно, ребенок с нарушением речи чувствует себя ущербным в обществе и порой он замыкается в себе; на помощь приходят дефектологи. А как быть с биологической терминалогией, особенно для детей с нарушением речи, тут приходит на помощь учитель - предметник. Дети с трудом произносят термины или совсем не могут произнести их и тогда им предлагается индивидуально прочитать термин, составить словосочетание или предложение с использованием этого термина, составить слово из азбуки, применить загадки. Отрабатывая систематически на пятиминутных паузах произношение терминов, ребенок получает удовлетворение.

Проводятся занятия по развитию всех видов памяти. Можно использовать карточки с изображением различных животных и классифицировать их на классы и отряды; растений на классы и семейства; органы человека распределить по системам. По развитию логики можно применить таблицы, рисунки по которым можно составить цепочку, например, физиологических процессов происходящих в организме человека (пищеварительная система, кровеносная система и т.д.)

Здоровье - основопологающая ценность, имея которую, человек может наилучшим для себя образом решить свои жизненные задачи, полностью реализовать свой потенциал.

Литература.


  1. Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев Твое здоровье. Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2002.

  2. Поль С. Брег Формула совершенства. Санкт-Петербург, 1996.

  3. Н. А. Пугал, Е.В. Волошинова, Р. Д. Маш Практикум по гигиене. Аркти, М., 2002.

  4. Журнал Биология в школе, №2, 2004, с. 38-43.

  5. Журнал Биология в школе, №1,2008, с. 3-7.





















Перед началом торжественной части в зале должны звучать новогодние мелодии. У входа в зал гостей встречает кто-нибудь из сослуживцев, переодетый в костюм Обезьяны и предлагает гостям достать из заветного сундучка записку, в которой сказано, что ждет каждого из гостей в Новом году. Как только все соберутся, начинает звучать мелодия известной песенки Jingle Bells. Под звуки этой мелодии ведущие выходят в центр зала и предлагают Обезьяне усадить за стол всех собравшихся. В это время музыка не перестает звучать, создавая атмосферу праздника. Рассаживаться можно и произвольно.

Когда гости усядутся, музыку делают тише и на ее фоне ведущий с бокалом шампанского произносит слова:

- Мы собрались за праздничным столом,

Чтоб Новый год встречать.

- Давайте же шампанского нальем

Чтоб веселиться, танцевать и не скучать.

Гости наливают и выпивают напитки.

Ведущая:

- Прекрасно! Как можно веселиться и не скучать без главного гостя на новогоднем вечере? Я интересовалась. Мне сказали, что Дед Мороз очень занят - разносит подарки ребятне.

Хотя есть выход. Давайте выберем на роль Деда Мороза кого-нибудь из нашей компании.

Ведущий:

(Заглядывает в сценарий). У меня тут есть подходящий конкурс на эту вакансию. Как вы думаете, что лучше всех делает Дед Мороз? Правильно, дарит подарки. Приглашаем желающих мужчин принять участие в конкурсе на эту достойную и ответственную роль.

Мужчинам раздают сувенирные фигурки обезьянок, оберточную бумагу и разноцветные бумажные ленты. За 30 секунд предлагается красиво упаковать символ наступающего года. ( Во время проведения конкурса звучит мелодия из мультфильма «Осторожно Обезьянки»).

Ведущая:

А теперь громкими аплодисментами определяем, кто лучше всех справился с поставленной задачей.

Под торжественную музыку, можно с фанфарами, Обезьяна выносит атрибуты для Деда Мороза, и ему одевают бороду, традиционный наряд и вручают посох.

Ведущий:

Все хорошо, но что-то не так. А, ну да! Снегурочка! Мы должны выбрать Снегурочку из присутствующих здесь дам. Ведь настоящая Снегурочка помогает сейчас Деду Морозу и развлекает ребятишек.

Ведущая:

Я приглашаю дам, желающих исполнить роль Снегурочки. Для вас задание: Поочередно рассказать новогоднее стихотворение или спеть новогоднюю песню. Кто из вас вспомнит новогодний репертуар последней, та и будет победительницей.

Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.

Обезьяна вручает победительнице конкурса наряд Снегурочки под звуки торжественной мелодии и аплодисменты присутствующих. Снегурочка отправляется переодеваться, а один из ведущих обращается к Обезьяне:

- Дорогая Обезьяна. Ты будешь главной в этом году. Кому, как не тебе, знать, что приготовил для нас наступающий 2016 год.

Обезьяна:

Знаю не только я. Пусть каждый прочитает вслух записку, которую достал из заветного сундучка. Вот и узнаем, чего ожидать от наступающего года.

Каждый из гостей достает записку и читает. Кто успел ее потерять, старается вспомнить, что там было написано.

Среди предсказаний могут быть:

  • Вас ждет повышение по службе

  • Ждите прибавления в семье

  • В этом году у вас будет самый незабываемый отдых

  • Вас ожидает интересное знакомство

  • Вы получите прибавку к зарплате

  • Вас ожидает много сюрпризов…

Важно, чтобы предсказания были разными для каждого гостя и толковались по-разному, чтобы были поводы для шуток.

Ведущий:

Судя по прозвучавшим предсказаниям, нас всех ждет удача в Новом году. Давайте же выпьем за то, чтобы все предсказания сбылись и наступающий год стал еще лучшим для каждого из нас, чем предыдущий.

Здесь можно сделать небольшую паузу, чтобы гости поели и выпили.

Ведущая:

Но ведь и уходящий год был по-своему хорош для каждого из нас. Давайте вместе вспомним те лучшие моменты, которые были в этом году.

Каждый из присутствующих коротко перечисляет все хорошее, что дал ему минувший год.

Ведущий:

Предлагаю этими добрыми словами проводить старый год и выпить за все хорошие моменты, которые мы испытали в году уходящем.

После окончания торжественной части можно перейти к танцам и конкурсам.

Ведущая:

Вижу, что все уже хорошенько подкрепились. Настало время позаботиться о своей фигуре. Дед Мороз и Снегурочка приглашают всех в танцевальный зал.

Звучит веселая музыка и гости танцуют. Вперемежку с танцами можно провести разнообразные конкурсы.

Ведущий:

Всем известно, что обезьяны - большие любители передразнивать. Вот и первый конкурс «Дразнилка».











© 2010-2022