• Преподавателю
  • Биология
  • Технологическая карта по биологии на тему Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты (5 класс ФГОС)

Технологическая карта по биологии на тему Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты (5 класс ФГОС)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Фролова Мария Сергеевна

Учитель биологии МОУ «Горская сош»


Урок № 13, Тема 2.

Тема: Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты.


Цель:

Создать условия по изучению строения клетки, выявить роль пластид, входящих в состав растительной клетки.


Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД): Создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение пластид в клетках растений, продолжить формирование понятия «органоиды клетки» и показать их роль в клетке.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): Продолжить формирование умений работать с микроскопом. Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку новых целей (урока, деятельности в малой группе); преобразование практической задачи в познавательную; умению самостоятельно контролировать время и управлять им в процессе работы на уроке. Развитие способности к само и взаимооценке, самоанализу.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Формирование умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером в процессе работы на этапах урока; осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


Планируемые результаты:

Предметные: знать строение клетки; изучить клеточные органоиды и их роль в клетке; уметь отличать клетки бактерий от клеток растений, грибов и животных.

Метапредметные: регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; коммуникативные: обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи; познавательные: работать с учебником; находить отличия, составлять схемы-опоры; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять признаки; уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.


Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы.


Основные понятия урока: цитология, клетка, пластиды, хлоропласты.


Дидактическое обеспечение урока:

  1. Мультимедиа /компьютер/;

  2. Компьютерная презентация;

  3. Текст учебника

  4. Электронное дидактическое обеспечение.


Тип урока: урок открытия новых знаний.


УМК: Пасечник В.В., Биология. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных уч­реждений / В.В.Пасечник, - М.: Просвещение, 2013. - (УМК «Линия жизни»)

Пасечник В.В., Биология. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника / В.В.Пасечник, - М.: Просвещение, 2014. - (УМК «Линия жизни»)

Методы:

  • по источнику знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся:

  • коллективная/индивидуальная: самостоятельно определяют проблему исходя из темы урока, формулируют цель урока;

  • фронтальная: отвечают на вопросы;

  • кооперативно-групповая (работа в малых группах): работают с алгоритмом при выполнении задания; работают с ЭОР и дополнительной литературой;

  • работа в парах, группах: осуществляют самооценку и взаимооценку знаний;

  • коллективная/индивидуальная: осуществляют рефлексию.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

этап

Приветствие учащихся.

Ребята, добрый день!

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка - это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Проверка учителем готовности класса к уроку.

Организация внимания. Мотивация на учебную деятельность:

По итогам урока кто-то из вас получит, я уверена, хорошие оценки.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя.

Актуализация знаний

-На прошлых уроках мы рассматривали строение растительной клетки. Давайте вспомним и проверим наши знания. Выполните тестовые задания с выбором одного правильного ответа.

Выбери правильный ответ.

1. Органоид, который содержит клеточный сок:

а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро; г) оболочка.

2. Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) вакуоль.

3. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) бактериальной; в) животной, г) нет правильного ответа.

4. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома.

5. Наука о клетке - это

а) микология; б) анатомия; в) экология; г) цитология.

Вспоминают нужную информацию, выполняют тесты, определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть).

Постановка цели, задач урока, мотивационная деятельность обучающихся.

-Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность, ваши способности и предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. И у нас с вами все получится.

- Сравните схемы строения растительной и животной клетки. Какие вы увидели отличия?

Как называются эти мелкие тельца? Ответ найдите в тексте учебника на стр.37.

Мелкие тельца - пластиды, органоиды придающие окраску листьям, цветкам, плодам и они могут быть не только зелёного цвета.

- Давайте подумаем и скажем, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? Выберем название, которое звучит более научно. Запишем тему урока.

Вступают в диалог с учителем.

Рассуждают, высказывают предположения.

Отвечают: в растительных клетках находятся мелкие тельца зелёного цвета.

Называют тему урока

Записывают тему урока в тетрадях.

«Открытие» нового знания.

- Как различаются пластиды по цвету?

Составим схему в тетради.


Пластиды

Технологическая карта по биологии на тему Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты (5 класс ФГОС)Технологическая карта по биологии на тему Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты (5 класс ФГОС)Технологическая карта по биологии на тему Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты (5 класс ФГОС)


зеленые желтые (оранж.) бесцветные

(хлоропласты) (хромопласты) (лейкопласты)


Цвет пластидам обеспечивают пигменты. Хлоропласты содержат зелёный пигмент хлорофилл.(обеспечивает зелёную окраску)

Хромопласты содержат оранжевый пигмент обеспечивающий окраску плодов, лепестков, листьев осенью.

Лейкопласты - бесцветные пластиды находятся в клетках чешуй луковиц, в клубнях картофеля.

Пластиды могут взаимопереходить друг в друга (демонстрация прозеленённого клубня картофеля).

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата пластид в клетках листа элодеи» (работа выполняется по инструктивной карточке на с. 34 учебника, оформление работы в рабочей тетради - задание 1 к уроку 10).

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата пластид в клетках плодов томатов, рябины, шиповника» (работа выполняется по инструктивной карточке на с. 34-35 учебника, оформление работы в рабочей тетради -задание 2 к уроку 10).

Обсуждение результатов лабораторных работ.

Называют 4 царства живой природы.

Самостоятельно составляют схему в тетради

Слушают объяснение учителя.

Выполняют работу по инструкции в учебнике на с.34-35.

Самостоятельно рассматривают микропрепарат, делают вывод.

Работают в группах над решением учебной задачи.

Работа по усвоению новых знаний

Работа с мультимедийной системой.

Выполнение заданий по контролю после изучения темы «Строение клетки», проверка умений.

Выполнение задания.

Закончить предложения, вставив нужные слова.

1. В клетках листа элодеи вы увидели пластиды….. (хлоропласты)

2. Бесцветные пластиды…… (лейкопласты)

3. Окраску плодам, лепесткам придают…… (хромопласты)

4. Лейкопласты на свету превращаются в…… (хлоропласты)

5.Осенью, когда дни становятся короче хлоропласты листьев превращаются в……. (хромопласты)

Выполняют задания по контролю темы «Строение клетки». Оценивают свою деятельность.

Выполняют задания, оценивают свою деятельность.

Подведение итогов урока

Наша совместная работа подходит к концу. Что же мы выяснили в ходе исследования?

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов.

Ребята перечисляют сведения, которые выяснили в ходе урока.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Изучить п.8, ответить на вопросы в конце параграфа, записать новые термины в словарь.

Выполнить творческое задание: составить кроссворд, сочинить сказку.

Записывают задание.

Рефлексия.

Проверка с помощью сигнальных карточек (Светофор) как прошел наш урок.

Зеленый - урок прошел хорошо, мне все понятно;
Желтый - некоторые задания вызвали затруднения;
Красный - задания были трудными, многое не понял.

Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока.

Поднимают сигнальные карточки.

7

© 2010-2022