Рабочая программа 8 класс биология

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Левобережного района г. Воронежа.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Носовой Е. В.


I квалификационная категория


по учебному курсу


«Биология»


8 класс



Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования 2014г. по предмету «Биология», программы курса «Человек и его здоровье» Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.






2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу биологии для 8 класса разработана на основе примерной программы курса «Человек и его здоровье» для общеобразовательных учреждений (М.: Вентана - Граф, 2011). Использовала планирование Н.Ф.Бодровой.

Рабочая программа по биологии опирается на учебник - А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Вентана - Граф. 2010.И рассчитана на 70 учебных часов.

Формы промежуточной аттестации: срезовые работы (3), устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, лабораторные и практические работы.

Лабораторные и практические работы (22):

1.Ткани

2.Исследование рефлекторных реакций человека

3.Состав костей

4. Рассмотрение внешнего вида отдельных костей

5. Знакомство с приёмами оказания первой помощи при повреждениях скелета.

6. Выявление факторов, влияющих на развитие утомления мышц.

7. Определение правильности осанки.

8. Определение наличия плоскостопия

9. Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки.

10. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки.

11 Измерение артериального давления.

12.Знакомство с приёмами искусственного непрямого массажа сердца

13. Знакомство с приёмами остановки кровотечения

14. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

15.Жизненная ёмкость лёгких

16. Дыхательные движения

17. Знакомство с приёмами искусственного дыхания

18. Действие ферментов слюны на крахмал

19. Знакомство с приёмами ухода за новорождёнными.

20. Изучение устойчивости внимания и его зависимости от установки.

21. Объём внимания

22.Выявление объёма кратковременной памяти.

Форма итоговой аттестации: срезовая работа

Содержательная основа программ - биоцентризм и полицентризм в раскрытии живой природы, её закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей

Цель программ:

Развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.

Обучающие цели:

  • усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов;

  • формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;

  • развитие знаний об основных методах биологической науки;

  • овладением умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

  • развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, поводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

Развивающие цели:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

Воспитательные цели:

  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе;

  • развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия.

  • духовно - нравственное воспитание

При составлении рабочей программы использован учебно - методический комплект.

Программа. Человек и его здоровье. 8 класс. - А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, 2010

Учебник. А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана - Граф. 2010.г

Книга для учителя. Н.Ф. Бодрова. Изучение курса «Человек и его здоровье». 8 класс.2002

Календарно - тематическое планирование составлено согласно количеству часов указанному в программе, так каждая тема насыщена учебным материалом, имеющим большое практическое значение. Практические работы запланированы в соответствие с особенностью учащихся, возможностями кабинета, практической значимостью.

Формы контроля различны, кроме лабораторных и практических работ преобладает тестирование, которое позволяет быстро проверить большой объём материала. Самостоятельные работы планируются в виде задач, ответы на которые помогают объяснять различные закономерности в животном мире путём логического рассуждения.

Учебно - тематический план


Название темы

Количество часов

Лабораторные и практические работы

Введение

1


Тема 1. Общий обзор строения организма человека

3

1

Тема 2 Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма

8

1

Тема 3. Опорно - двигательная система

6

6

Тема 4. Внутренняя среда организма

4

1

Тема 5. Кровообращение. Лимфообращение.

6

4

Тема 6 Дыхание

6

4

Тема 7 Пищеварение

5

1

Тема 8. Обмен веществ и энергии

4


Тема 9 Выделение

2


Тема10. Кожа

4


Тема 11.Воспроизведение и развитие человека

4

1

Тема 12. Органы чувств

4


Тема 13. Поведение и психика

7

3

Тема 14. Человек и окружающая среда

4


Резервное время

2



Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

  • признаки человека, клеток человеческого организма;

  • сущность обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости;

Учащиеся должны уметь:

  • уметь объяснять роль биологии в формированиисовременной естественнонаучной человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявление иммунитета , роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы;

  • распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окр. среды, факторов риска на здоровье;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации;

  • использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний; оказания первой помощи при простудных заболеваний, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Календарно - тематическое планирование


№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

по плану

фактически

Введение (1ч)

1

3.09.15

Науки о человеке и их значение

ИНМ

Тема 1. Общий обзор строения организма человека (3 часа)

1/2

8.09.

Клетка, её химический состав, строение и процессы жизнедеятельности

ИНМ

2/3

10.09

Ткани. Л.Р. Ткани

К

Л.Р.

3/4

15.09

Органы. Системы органов. Организм - единое целое

К

Тема 2 Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма (8ч)

1/5

17.09

Нервная система: строение, функции, принцип деятельности

Л.Р.Исследование рефлекторных реакций человека.

ИНМ

2/6

22.09.

Безусловные и условные рефлексы

К

3/7

24.09.

Спинной мозг.

К

тест

4/8

29.09.

Головной мозг

К

5/9

1.10.

Вегетативная нервная система

ИНМ

6/10

6.10.

Эндокринная система, строение и функции

К

7/11

8.10.

Нарушение деятельности эндокринной системы

К

8/12

13.10.

Обобщающий урок по теме «Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма»

ОСЗ

тест

Тема 3. Опорно - двигательная система (6часов)


1/13

15.10.

Общий план строения и функции опорно - двигательной системы. Кости: химический состав, строение, способы соединения Л.Р.Состав костей

ИНМ

Л.Р.

2/14

20.10.

Строение скелета человека

П.Р. Рассмотрение внешнего вида отдельных костей

К

П.Р.

3/15

22.10.

Первая помощь при повреждениях скелета. П.Р. Знакомство с приёмами оказания первой помощи при повреждениях скелета.

К

П.Р.

4/16

27.10.

Строение и функции мышц. Их работа Л.Р. Выявление факторов, влияющих на развитие утомления мышц.

К

Л.Р.

5/17

29.10

Развитие опорно - двигательной системы Л.Р. Определение правильности осанки.

Л.Р. Определение наличия плоскостопия

СЗУН

Л.Р.

Л.Р.

6/18

10.11

Обобщающий урок по теме «Опорно - двигательная система»

ОСЗ

тест

Тема 4. Внутренняя среда организма (4часа)

1/19

12.11

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Л.Р. Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки.

ИНМ

Л. Р.

2/20

17.11

Иммунитет

К

3/21

19.11

Заболевания крови, нарушение деятельности иммунной системы. Лечение и профилактика

К

4/22

24.11

Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма»

ОСЗ

тест

Тема 5. Кровообращение. Лимфообращение.

1/23

26.11

Кровеносная и лимфатическая системы: строение и функции

К

2/24

1.12

Строение и работа сердца

К

3/25

3.12

Движение крови в организме Л. Р. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки Л.Р. Измерение артериального давления

К

Л.Р.

4/26

8.12

Гигиена сердечно - сосудистой системы. П.Р. Знакомство с приёмами искусственного непрямого массажа сердца

СЗУН

П.Р.

5/27

10.12

Первая помощь при кровотечениях. П.Р. Знакомство с приёмами остановки кровотечений

П.Р.

6/28

15.12

Обобщающий урок по теме «Кровообращение. Лимфообращение»

ОСЗ

тест

Тема 6 Дыхание (6часов)

1/29

17.12

Строение и функции дыхательной системы

ИНМ

2/30

22.12

Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях Л.Р.Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

К

Л.Р.

3/31

24.12

Дыхательные движения. Регуляция дыхания Л.Р. Жизненная ёмкость лёгких. Л.Р, Дыхательные движения

К

Л.Р.

Л.Р.

4/32

Болезни органов дыхания и их предупреждение

К

5/33

Меры первой помощи при поражении органов дыхания. П.Р, Знакомство с приёмами искусственного дыхания

К

П.Р.

6/34

Обобщающий урок по теме «Дыхание»

ОСЗ

тест

Тема 7 Пищеварение (5 часов)

1/35

Питание и пищеварение

ИНМ

2/36

Пищеварение в ротовой полости. Гигиена зубов Л.Р.Действие ферментов слюны на крахмал

К

Л.Р.

3/37

Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ.

К

4/38

Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения и их профилактика.

К

5/39

Обобщающий урок по теме «Пищеварение»

ОСЗ

тест

Тема 8. Обмен веществ и энергии (4 часа)

1/40

Обмен веществ и энергии. Регуляция обмена веществ

ИНМ

2/41

Превращение веществ и энергии в организме

К

3/42

Нормы питания.

К

4/43

Витамины

К

Тема 9 Выделение.(2часа)

1/44

Строение и функции почек

ИНМ

тест

2/45

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

К

Тема10. Кожа (4часа)

1/46

Строение и функции кожи

ИНМ

2/47

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи

К

3/48

Теплорегуляция и её нарушение в организме. Закаливание

К

4/49

Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви.

К

тест

Тема 11.Воспроизведение и развитие человека (4часа)

1/50

Размножение. Половая система человека

ИНМ

2/51

Эмбриональное развитие человека

К

3/52

Постэмбриональное развитие человека П.Р. Знакомство с приёмами ухода за новорождёнными.

К

П.Р.

4/53

Урологические, гинекологические и венерические заболевания и их профилактика.

К

тест

Тема 12. Органы чувств (4 часа)

1/54

Анализаторы. Орган зрения - глаз

ИНМ

2/55

Заболевания и повреждения глаз, их профилактика и меры первой помощи

К

3/56

Органы слуха и равновесия и их гигиена

К

4/57

Органы осязания, обоняния, вкуса

с.р.

Тема 13. Поведение и психика (7часов)

1/58

Врождённые и приобретённые формы поведения

ИНМ

2/59

Закономерности работы головного мозга Л.Р. Изучение устойчивости внимания и его зависимости от установки. Л.Р. Объём внимания

К

Л.Р.

3/60

Особенности высшей нервной деятельности человека

К

4/61

Память и её виды. Л.Р. Выявление объёма кратковременной памяти.

К

Л.Р.

5/62

Биологические ритмы. Бодрствование

К

6/63

Биологические ритмы. Сон и его значение

К

7/64

Обобщающий урок по теме «Поведение и психика»

ОСЗ

тест

Тема 14. Человек и окружающая среда (4 часа)

1/65

Человек как биологический вид

ИНМ

2/66

Человек как социальный вид. Личность и её свойства

К

3/67

Здоровый образ жизни - обязательное условие гармоничного развития личности

К

4/68

Деятельность человека - глобальный экологический фактор.

ОСЗ

5/69

Резервное время

6/70

Резервное время

Учебно - методическое обеспечение и литература

Программа. Человек и его здоровье. 8 класс. - А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, 2010

Учебник. А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана - Граф. 2010.г

Книга для учителя. Н.Ф. Бодрова. Изучение курса «Человек и его здоровье». 8 класс

Основная.

  • Воронин Л.Г. , Маш Р.Д..Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии, гигиене. Кн.для учителя. - М.:Просвещение,1983.

  • Маш Р.Д..Человек и е6го здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9(8) кл. общеобраз. Учреждений - Мнемозина, 2000г.

  • Резанова Е.А., Антонова И.П. Резанов А.А.. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах.- М.:Издат-школа,1999г.

Дополнительная.

  • Батуев А.С., Соколова. Л.В., Левитин М,Г, Человек: Основы физиологии и психологии: учебн. Для 9 кл - М.: Дрофа 1998

  • Зверев И.Д.. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. средн. Шк. -М.: Просвещение 1989

  • Рохлов в.С.. Школьный практикум. Биология. Человек 9 класс - М.: Дрофа,1998

  • Сухова Т.С. Тесты по биологии 6-11 кл.: учебно- метод. Пособие.- М.: Дрофа, 2000


  • Цузмер А.М., Петришина О.Л.. Биология: Человек и его здоровье- М. Просвещение, 2000



© 2010-2022