- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа 8 класс биология
Рабочая программа 8 класс биология
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Носова Е.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Левобережного района г. Воронежа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Носовой Е. В.
I квалификационная категория
по учебному курсу
«Биология»
8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования 2014г. по предмету «Биология», программы курса «Человек и его здоровье» Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу биологии для 8 класса разработана на основе примерной программы курса «Человек и его здоровье» для общеобразовательных учреждений (М.: Вентана - Граф, 2011). Использовала планирование Н.Ф.Бодровой.
Рабочая программа по биологии опирается на учебник - А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Вентана - Граф. 2010.И рассчитана на 70 учебных часов.
Формы промежуточной аттестации: срезовые работы (3), устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, лабораторные и практические работы.
Лабораторные и практические работы (22):
1.Ткани
2.Исследование рефлекторных реакций человека
3.Состав костей
4. Рассмотрение внешнего вида отдельных костей
5. Знакомство с приёмами оказания первой помощи при повреждениях скелета.
6. Выявление факторов, влияющих на развитие утомления мышц.
7. Определение правильности осанки.
8. Определение наличия плоскостопия
9. Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки.
10. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки.
11 Измерение артериального давления.
12.Знакомство с приёмами искусственного непрямого массажа сердца
13. Знакомство с приёмами остановки кровотечения
14. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
15.Жизненная ёмкость лёгких
16. Дыхательные движения
17. Знакомство с приёмами искусственного дыхания
18. Действие ферментов слюны на крахмал
19. Знакомство с приёмами ухода за новорождёнными.
20. Изучение устойчивости внимания и его зависимости от установки.
21. Объём внимания
22.Выявление объёма кратковременной памяти.
Форма итоговой аттестации: срезовая работа
Содержательная основа программ - биоцентризм и полицентризм в раскрытии живой природы, её закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей
Цель программ:
Развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Обучающие цели:
-
усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов;
-
формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
-
развитие знаний об основных методах биологической науки;
-
овладением умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
-
развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, поводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
Развивающие цели:
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные цели:
-
воспитание позитивного ценностного отношения к природе;
-
развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия.
-
духовно - нравственное воспитание
При составлении рабочей программы использован учебно - методический комплект.
Программа. Человек и его здоровье. 8 класс. - А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, 2010
Учебник. А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана - Граф. 2010.г
Книга для учителя. Н.Ф. Бодрова. Изучение курса «Человек и его здоровье». 8 класс.2002
Календарно - тематическое планирование составлено согласно количеству часов указанному в программе, так каждая тема насыщена учебным материалом, имеющим большое практическое значение. Практические работы запланированы в соответствие с особенностью учащихся, возможностями кабинета, практической значимостью.
Формы контроля различны, кроме лабораторных и практических работ преобладает тестирование, которое позволяет быстро проверить большой объём материала. Самостоятельные работы планируются в виде задач, ответы на которые помогают объяснять различные закономерности в животном мире путём логического рассуждения.
Учебно - тематический план
Название темы
Количество часов
Лабораторные и практические работы
Введение
1
Тема 1. Общий обзор строения организма человека
3
1
Тема 2 Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма
8
1
Тема 3. Опорно - двигательная система
6
6
Тема 4. Внутренняя среда организма
4
1
Тема 5. Кровообращение. Лимфообращение.
6
4
Тема 6 Дыхание
6
4
Тема 7 Пищеварение
5
1
Тема 8. Обмен веществ и энергии
4
Тема 9 Выделение
2
Тема10. Кожа
4
Тема 11.Воспроизведение и развитие человека
4
1
Тема 12. Органы чувств
4
Тема 13. Поведение и психика
7
3
Тема 14. Человек и окружающая среда
4
Резервное время
2
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
-
признаки человека, клеток человеческого организма;
-
сущность обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости;
Учащиеся должны уметь:
-
уметь объяснять роль биологии в формированиисовременной естественнонаучной человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявление иммунитета , роль гормонов и витаминов в организме;
-
изучать биологические объекты и процессы;
-
распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
-
сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окр. среды, факторов риска на здоровье;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации;
-
использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний; оказания первой помощи при простудных заболеваний, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Календарно - тематическое планирование
№ урока
Дата
Тема урока
Тип урока
Вид контроля
по плану
фактически
Введение (1ч)
1
3.09.15
Науки о человеке и их значение
ИНМ
Тема 1. Общий обзор строения организма человека (3 часа)
1/2
8.09.
Клетка, её химический состав, строение и процессы жизнедеятельности
ИНМ
2/3
10.09
Ткани. Л.Р. Ткани
К
Л.Р.
3/4
15.09
Органы. Системы органов. Организм - единое целое
К
Тема 2 Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма (8ч)
1/5
17.09
Нервная система: строение, функции, принцип деятельности
Л.Р.Исследование рефлекторных реакций человека.
ИНМ
2/6
22.09.
Безусловные и условные рефлексы
К
3/7
24.09.
Спинной мозг.
К
тест
4/8
29.09.
Головной мозг
К
5/9
1.10.
Вегетативная нервная система
ИНМ
6/10
6.10.
Эндокринная система, строение и функции
К
7/11
8.10.
Нарушение деятельности эндокринной системы
К
8/12
13.10.
Обобщающий урок по теме «Нейрогуморальная регуляция физиологических функций организма»
ОСЗ
тест
Тема 3. Опорно - двигательная система (6часов)
1/13
15.10.
Общий план строения и функции опорно - двигательной системы. Кости: химический состав, строение, способы соединения Л.Р.Состав костей
ИНМ
Л.Р.
2/14
20.10.
Строение скелета человека
П.Р. Рассмотрение внешнего вида отдельных костей
К
П.Р.
3/15
22.10.
Первая помощь при повреждениях скелета. П.Р. Знакомство с приёмами оказания первой помощи при повреждениях скелета.
К
П.Р.
4/16
27.10.
Строение и функции мышц. Их работа Л.Р. Выявление факторов, влияющих на развитие утомления мышц.
К
Л.Р.
5/17
29.10
Развитие опорно - двигательной системы Л.Р. Определение правильности осанки.
Л.Р. Определение наличия плоскостопия
СЗУН
Л.Р.
Л.Р.
6/18
10.11
Обобщающий урок по теме «Опорно - двигательная система»
ОСЗ
тест
Тема 4. Внутренняя среда организма (4часа)
1/19
12.11
Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Л.Р. Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки.
ИНМ
Л. Р.
2/20
17.11
Иммунитет
К
3/21
19.11
Заболевания крови, нарушение деятельности иммунной системы. Лечение и профилактика
К
4/22
24.11
Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма»
ОСЗ
тест
Тема 5. Кровообращение. Лимфообращение.
1/23
26.11
Кровеносная и лимфатическая системы: строение и функции
К
2/24
1.12
Строение и работа сердца
К
3/25
3.12
Движение крови в организме Л. Р. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки Л.Р. Измерение артериального давления
К
Л.Р.
4/26
8.12
Гигиена сердечно - сосудистой системы. П.Р. Знакомство с приёмами искусственного непрямого массажа сердца
СЗУН
П.Р.
5/27
10.12
Первая помощь при кровотечениях. П.Р. Знакомство с приёмами остановки кровотечений
П.Р.
6/28
15.12
Обобщающий урок по теме «Кровообращение. Лимфообращение»
ОСЗ
тест
Тема 6 Дыхание (6часов)
1/29
17.12
Строение и функции дыхательной системы
ИНМ
2/30
22.12
Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях Л.Р.Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
К
Л.Р.
3/31
24.12
Дыхательные движения. Регуляция дыхания Л.Р. Жизненная ёмкость лёгких. Л.Р, Дыхательные движения
К
Л.Р.
Л.Р.
4/32
Болезни органов дыхания и их предупреждение
К
5/33
Меры первой помощи при поражении органов дыхания. П.Р, Знакомство с приёмами искусственного дыхания
К
П.Р.
6/34
Обобщающий урок по теме «Дыхание»
ОСЗ
тест
Тема 7 Пищеварение (5 часов)
1/35
Питание и пищеварение
ИНМ
2/36
Пищеварение в ротовой полости. Гигиена зубов Л.Р.Действие ферментов слюны на крахмал
К
Л.Р.
3/37
Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание питательных веществ.
К
4/38
Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения и их профилактика.
К
5/39
Обобщающий урок по теме «Пищеварение»
ОСЗ
тест
Тема 8. Обмен веществ и энергии (4 часа)
1/40
Обмен веществ и энергии. Регуляция обмена веществ
ИНМ
2/41
Превращение веществ и энергии в организме
К
3/42
Нормы питания.
К
4/43
Витамины
К
Тема 9 Выделение.(2часа)
1/44
Строение и функции почек
ИНМ
тест
2/45
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим
К
Тема10. Кожа (4часа)
1/46
Строение и функции кожи
ИНМ
2/47
Нарушение кожных покровов и повреждения кожи
К
3/48
Теплорегуляция и её нарушение в организме. Закаливание
К
4/49
Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви.
К
тест
Тема 11.Воспроизведение и развитие человека (4часа)
1/50
Размножение. Половая система человека
ИНМ
2/51
Эмбриональное развитие человека
К
3/52
Постэмбриональное развитие человека П.Р. Знакомство с приёмами ухода за новорождёнными.
К
П.Р.
4/53
Урологические, гинекологические и венерические заболевания и их профилактика.
К
тест
Тема 12. Органы чувств (4 часа)
1/54
Анализаторы. Орган зрения - глаз
ИНМ
2/55
Заболевания и повреждения глаз, их профилактика и меры первой помощи
К
3/56
Органы слуха и равновесия и их гигиена
К
4/57
Органы осязания, обоняния, вкуса
с.р.
Тема 13. Поведение и психика (7часов)
1/58
Врождённые и приобретённые формы поведения
ИНМ
2/59
Закономерности работы головного мозга Л.Р. Изучение устойчивости внимания и его зависимости от установки. Л.Р. Объём внимания
К
Л.Р.
3/60
Особенности высшей нервной деятельности человека
К
4/61
Память и её виды. Л.Р. Выявление объёма кратковременной памяти.
К
Л.Р.
5/62
Биологические ритмы. Бодрствование
К
6/63
Биологические ритмы. Сон и его значение
К
7/64
Обобщающий урок по теме «Поведение и психика»
ОСЗ
тест
Тема 14. Человек и окружающая среда (4 часа)
1/65
Человек как биологический вид
ИНМ
2/66
Человек как социальный вид. Личность и её свойства
К
3/67
Здоровый образ жизни - обязательное условие гармоничного развития личности
К
4/68
Деятельность человека - глобальный экологический фактор.
ОСЗ
5/69
Резервное время
6/70
Резервное время
Учебно - методическое обеспечение и литература
Программа. Человек и его здоровье. 8 класс. - А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, 2010
Учебник. А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана - Граф. 2010.г
Книга для учителя. Н.Ф. Бодрова. Изучение курса «Человек и его здоровье». 8 класс
Основная.
-
Воронин Л.Г. , Маш Р.Д..Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии, гигиене. Кн.для учителя. - М.:Просвещение,1983.
-
Маш Р.Д..Человек и е6го здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9(8) кл. общеобраз. Учреждений - Мнемозина, 2000г.
-
Резанова Е.А., Антонова И.П. Резанов А.А.. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах.- М.:Издат-школа,1999г.
Дополнительная.
-
Батуев А.С., Соколова. Л.В., Левитин М,Г, Человек: Основы физиологии и психологии: учебн. Для 9 кл - М.: Дрофа 1998
-
Зверев И.Д.. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. средн. Шк. -М.: Просвещение 1989
-
Рохлов в.С.. Школьный практикум. Биология. Человек 9 класс - М.: Дрофа,1998
-
Сухова Т.С. Тесты по биологии 6-11 кл.: учебно- метод. Пособие.- М.: Дрофа, 2000
-
Цузмер А.М., Петришина О.Л.. Биология: Человек и его здоровье- М. Просвещение, 2000