Практические работы по биологии

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологииПрактические работы по биологии

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Нефтекумский региональный политехнический колледж»






Сборник

Практических и лабораторных работ

учебной дисциплины

Биология


основной образовательной программы (ОПОП)

по специальностям:

131003 Бурение нефтяных и газовых скважин

131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений;

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.







Одобрен

На заседании методического объединения

Протокол № ____ от __________________

Руководитель МО

Г.А. Джумангельдиева____________________



Утверждаю


Заместитель директора по УМР

Е.С. Шведова_______________________ «____»________________________ 20____ г.

Составитель: преподаватель ГБОУ СПО НРПК Л.Н. Николайчук





















Пояснительная записка.

Дисциплина «Биология» ставит задачей дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни и историей ее развития на Земле. Особое внимание уделяется анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.

В соответствии с учебным планом на изучение общеобразовательной дисциплины Биология отводится 78 часов, из них на проведение практических работ - 40 часов для специальностей: 131003 Бурение нефтяных и газовых скважин; 131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Практические работы проводятся с целью систематизации и углубления знаний, полученных при изучении дисциплины «Биология», а также облегчают восприятие любого, самого трудного материала..

Преподавателем разработано семнадцать практических работ и четыре лабораторных.

В результате выполнения практических работ обучающиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки в составлении таблиц, объяснении рисунков и схем; показывают умение решать генетические задачи, строить вариационные кривые, применять знание о строении, химическом составе клетки, коде ДНК, клеточном метаболизме для доказательства материального единства живой природы. Показывают знание основной теории биологии (эволюционной), причины эволюции, ее закономерности, движущие силы; показывают знание особенности жизни, как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах и умение объяснять процессы митоза и мейоза, характеризовать сущность полового и бесполого размножения.

При составлении содержания практических работ использовалась учебная литература, указанная после практических работ. Каждый обучающийся получает работу, оформленную на отдельных листах.

При оценке знаний обучающихся используется шкала оценки образовательных достижений:

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно









Практическая работа№1

Тема: « Критерии живых систем».

Цель работы: сформировать знания о критериях живых систем, изучить особенности живых систем и отличия их от неживой природы.

Задание№1 Заполнить таблицу« Критерии живых систем»..

Название критерия

характеристика критерия

Задание№2

В чем принципиальные отличия свойств живой и неживой материи?

Задание№3

В чем заключается необходимость качественной характеристики свойств живого?

Учебная литература В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г. §1.2 Критерии живых систем стр. 19-27.





Практическая работа№2

Тема: «Строение и функции нуклеиновых кислот и АТФ»

Цель работы: изучить особенности строения и функции молекулы ДНК, различных видов РНК, рассмотреть строение АТФ и ее роль в клетке. Задание№1. Определите, какое соединение изображено на схеме:

Аденин

Остаток фосфорной кислоты

дезоксирибоза

Аден

а

Аденин

рибоза

Остаток фосфорной кислоты

Урацил

Остаток фосфорной кислоты

рибоза

Задание№2

Впишите в схемы названия составных частей:

а)нуклеотида ДНК

б) комплементарного ему нуклеотида и-РНК

Задание №3

В молекуле ДНК адениновых нуклеотидов насчитывается 26% от общего числа нуклеотидов. Определите количество тиминовых и цитозиновых нуклеотидов.

Задание № 4

В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниновых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите: а) сколько содержится других нуклеотидов ( по отдельности) в этой молекуле ДНК? Б)какова длина ДНК?

Задание № 5

Укажите порядок нуклеотидов в цепочке ДНК, образующейся путем самокопирования цепочки:

Ц-А-Ц-Г-Т-А-А-Ц-Г-Г-А-Т-Ц-Т…

Какова длина полученной цепочки ДНК и ее масса?

Задание №6

Какое строение будет иметь участок молекулы и-РНК, если известно, что участок одной из цепей ДНК имеет следующий состав: Г-Г-Г-А-А-Ц-Т-Т-Т-Ц-А-А-А-Ц-А?

Задание №7

Известно не менее 20 видов т-РНК. Чем обусловлено такое разнообразие?

Задание№8

Заполнить таблицу:

Виды РНК

Отличительные особенности

Выполняемые функции



Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г. §3.2.4 Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты стр. 105-112.

2.В.М.Константинов. Общая биология. Издание Москва «Академия»2010. §1.1.3. Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке стр13-16



Практическая работа№3

Тема: « Основные структурные компоненты клетки»

Цель работы: продолжить изучение клеточного уровня организации жизни. Сформировать знания о строении и выполняемых функциях одномембранных, двухмембранных и немембранных органоидов в клетке.

Задание №1.

Расставьте цифры, соответствующие органоидам клетки.

Практические работы по биологии

  1. Цитоплазма

  2. Клеточная мембрана

  3. Ядерная оболочка

  4. Ядро

  5. Ядрышко

  6. Митохондрии

  7. Лизосомы

  8. Цетросомы

  9. Аппарат Гольджи

  10. Эндоплазматическая сеть

  11. Пиноцитозный пузырек

  12. Рибосомы


Задание №2

Назовите органоиды клетки, обозначенные цифрами

Практические работы по биологии







Задание №3. Заполните таблицу

Название органоидов

клетки

Основные особенности строения

Функции клетки

Для каких клеток характерны


Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г. §5.2 Эукариотическая клетка стр. 143-163.

2.В.М.Константинов. Общая биология. Издание Москва «Академия»2010. §1.2 Строение и функции клеткистр16-29

Практическая работа№4

Тема: «Формы размножения организмов. Деление клетки эукариот.

Цель работы: рассмотреть особенности полового, бесполого и вегетативного размножения организмов; значение размножения для поддержания численности популяций в природе.

Задание № 1. Заполнить таблицу:

Изменения в клетке во время митоза и мейоза

Название процесса

Основные изменения

I фаза

II фаза

III фаза

IVфаза

митоз


мейоз


Задание № 2. Назовите фазыПрактические работы по биологии

Изображенного процесса







Задание № 3.Практические работы по биологии

Дайте краткую характеристику изменений происходящих в каждой фазе





Задание № 4.

1.Определите на схеме и назовите фазы деленияПрактические работы по биологии

2.Дайте им краткую характеристику





Задание № 5.

Заполнить таблицу: Сравнение митоза и мейоза

Вопросы для сравнения

митоз

мейоз

1.Какие изменения происходят в интерфазе?

2.Каковы фазы деления?

3.Характерна ли конъюгация гомологичных хромосом?

4.Какое число дочерних хромосом образуется?

5.Какое число хромосом ?

6. какое значение имеет для существования вида?


Задание № 6. В схемах запишите количество хромосом .

Клетка дрозофилы Клетка человека

46

8



митоз мейоз



Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г. Глава 6 Размножение организмов стр. 193-209.

2.В.М.Константинов. Общая биология. Издание Москва «Академия»2010. §1.4 Деление клетки стр39-52

Практическая работа№5

Тема: «Сцепленное наследование генов»

Цель работы: рассмотреть хромосомный механизм определения пола организма, сущность наследования признаков, сцепленных

Задача№1

У человека доминантный ген А определяет стойкий рахит, который наследуется сцеплено с полом. Какова вероятность рождения больных детей, если мать гетерозиготна по гену рахита, а отец здоров?

Задача№2

Классическая гемофилия наследуется как рецессивный признак. Ген гемофилии располагается в Х- хромосоме. У- хромосома не содержит гена, контролирующего свертываемость крови. Девушка, отец которой страдает гемофилией, а мать здорова и происходит из благополучной по гемофилии семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фенотипы детей от этого брака.

Задача№3

Гипертрихоз ( вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У- хромосомой. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где отец страдает гипертрихозом?

Задача№4

Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь - дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым , а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящемся в Х- хромосоме. какова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет иметь такой же фенотип?

Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г. §9.4 Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом стр. 286-290.

2.В.М.Константинов. Общая биология. Издание Москва «Академия»2010. §2.1.3 Генетика пола. Сцепленное с полом наследование стр70-74

Практическая работа№6

Тема: «Решение задач по генетике»

Цель работы: продолжить формирование умений решать генетические задачи.

Задание №1

Задача: Найдите возможные варианты гамет для организмов со следующими генотипами: АА, Вв, Сс,ДД.

Задание №2

Задача: Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

Задание №3

Задача: Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Задание №4

Задача: Полидактия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам?

Задание №5

Задача: У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок - доминантные признаки, которые наследуются независимо, Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?

Задание №6

Задача: Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как рецессивные признаки.

Вопросы:

  1. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями, где родители гетерозиготны по двум парам генов?

  2. Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями, где один из родителей страдает катарактой и глухонемой, а второй супруг гетерозиготен по этим признакам?

Задание №7

Задача: тыкву, имеющую желтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?

Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г. §9.2, Законы Менделя стр. 265-282.

2.В.М.Константинов. Общая биология. Издание Москва «Академия»2010. §2.1.1 Законы Менделя стр59-66



Практическая работа№7

Тема: «Закономерности модификационной изменчивости»

Цель работы: сформировать знания о модификационной изменчивости, причинах ее появления, приспособительном характере модификаций.

Задание №1

Заполните таблицу: « Закономерности изменчивости»

термин

Определение термина

Модификационная изменчивость

Норма реакции

Вариационный ряд

Вариационная кривая


Задание №2

Можно ли использовать модификационную изменчивость для создания новых пород животных?

Задание №3

Какие закономерности характерны для модификационной изменчивости?

Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г. Глава 10. Закономерности изменчивости стр311-319

2.В.М.Константинов. Общая биология. Издание Москва «Академия»2010. §2.2.2 Модификационная, или ненаследственная, изменчивости стр79-81

Практическая работа№8

Тема: «Сравнение модификационной и мутационной изменчивости».

Цель работы: сформировать знания о наследственной изменчивости и ее основных типах. Найти черты сходства и отличия между модификационной и мутационной изменчивостью

Задание№1

Заполните таблицу: « сравнительная характеристика типов мутаций

Типы мутаций

Причины их возникновения

примеры



Задание№2

Заполните таблицу

модификации

мутации

Черты сходства

Черты отличия

Задание№3

Заполните таблицу: Типы мутаций

Примеры изменчивости

Типы мутаций

Причины мутаций

Де Фриз столкнулся с появлением новых форм у энотеры. Он описал в качестве одной из мутаций гиганскую форму этого растения. Оказалось, что она имела 28 хромосом вместо 14.

У людей с болезнью Дауна, в клетках содержится 47 хромосом


У человека редко, но наблюдается локальное поседение волос на голове, с образованием белой пряди . однако появление такой же пряди у его потомков - явление чрезвычайно редкое.

Задание№4

Заполните таблицу:» сравнение модификационной и мутационной изменчивости»

Вопросы для сравнения

модификационная изменчивость

мутационная изменчивость

Связана ли с материальными основами наследственности (генами, хромосомами)?

Под влиянием каких факторов происходит?

Проявляется ли в фенотипе?

Наследуется или нет?

Связана ли с влиянием внешней среды?

Какова роль в эволюции:

- способствует приспособлению и сохранению вида

-дает материал для естественного отбора



Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г. Глава 10. Закономерности изменчивости стр. 302-319.

2.В.М.Константинов. Общая биология. Издание Москва «Академия»2010. §2.2 . Закономерности изменчивости стр. 75-88.



Практическая работа№9

Тема: «Особенности методов селекции»

Цель работы: рассмотреть общность принципов селекционной работы и их специфику.

Задание №1

Заполните таблицу: Характеристика опыления у растений.

явление

Краткая характеристика

Возможный результат

Значение для селекционной практики

положительный

отрицательный

перекрёстное опыление


самоопыление


Задание №2

Заполните таблицу: Методы селекции растений

Название метода

характеристика

Примеры сортов, полученных данным методом


Задание №3

Заполните таблицу: Типы скрещивания в животноводстве

Типы скрещивания

Краткая характеристика

Цель применения

Результат скрещивания

примеры

положительный

отрицательный

родственное


неродственное


Задание №4

Заполните таблицу: Методы селекции растений и животных

Методы, общие для селекции растений и животных

Особенности методов селекции растений

Особенности методов селекции животных


Задание №5

Заполните таблицу: Методы селекции микроорганизмов

Название метода

характеристика


Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г Глава 11 Основы селекции стр. 320-344.

2.В.М.Константинов. Общая биология. Издание Москва «Академия»2010. §2.3 Основы селекции стр92-114

Практическая работа№10

Тема: «Метафизический период в истории биологии»

Цель работы: познакомить учащихся с историей эволюционных идей.

Задание №1

Заполните таблицу

Ученые додарвиновского периода

Значение его работ

Определение понятия « вид»

Ошибочные воззрения, связанные с уровнем развития науки его времени

К. Линней

Ж.Б. Ламарк

Задание №2

Заполните таблицу: Эволюционные представления и идеи в трудах русских ученых.

Ученые

Эволюционные взгляды

Задание №3

Заполните таблицу: предпосылки появления эволюционной теории

Социально - экономические

научные

Задание №4

Заполните таблицу:

Название науки

Предмет её изучения

До середины19в.

После появления теории Дарвина


Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г. §12.1История представлений о развитии жизни на Земле стр. 347-360.

2.В.М.Константинов. Общая биология. Издание Москва «Академия»2010. §3.1 Общая характеристика биологии в додарвиновский период стр114-123



Практическая работа№11

Тема: «Микроэволюция. Современные представления о видообразовании»

Цель работы: сформировать умения давать материалистическое объяснение образования видов, обобщить знания учащихся.

Задание №1. Заполните таблицу « Способы видообразования»

Название способов

Сущность способа

примеры

Географическое видообразование

экологическое видообразование

Задание №2

Укажите, какие из перечисленных ниже факторов способствуют видообразованию, и объясните почему : малочисленность вида, многочисленность вида,сравнительно однообразные условия существования, маленький ареал, большой ареал, острая борьба за существование, изоляция, дивергенция.

Задание №3

Заполните таблицу: Сравнительная характеристика процессов дивергенции и конвергенции

Название процесса

Краткая характеристика

Причины сходства признаков

Причины различия признаков

Чем обусловлено действие процессов

Значение для эволюции

дивергенция


конвергенция


Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г. §12.4 Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция стр. 380-415.



Практическая работа№12

Тема: «Макроэволюция. Главные направления эволюции»

Цель работы: изучить понятия ароморфоза, идиоадаптации, биологического прогресса и регресса. Сформировать умение использовать знания основных путей и направлений эволюции в мире растений и животных.

Задание №1

Заполните таблицу: Сравнительная характеристика главных направлений органической эволюции

главные направления органической эволюции

Краткая характеристика

примеры

1

2

3

Задание №2

Заполните таблицу: Сравнительная характеристика этапов эволюционного процесса

Название этапа

Где протекает

К чему приводит

Движущие силы

микроэволюция

макроэволюция

Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г. §13.Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция стр. 416-428.

2.В.М.Константинов. Общая биология. Издание Москва «Академия»2010. §3.5 Макроэволюциястр149-165





Практическая работа№13

Тема: «Донаучные теории о самозарождении жизни;

Цель работы: познакомить учащихся с историей развития взглядов на происхождение жизни, обосновать наивность представлений о зарождении организмов из тел неживой природы.

Задание №1

1.Каковы основы и сущность жизни по мнению древнегреческих философов?

2.Охарактеризовать идеи самозарождения.

Задание №2

1.В чем заключается смысл опытов Ф. Реди?

2.Что собой представляют теории «вечности жизни»?

Задание №3

Опишите опыты Л. Пастера, доказывающие невозможность самозарождения жизни в современных условиях.

Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г. Глава2 Возникновение жизни на Земле стр. 31-36





Практическая работа№14

Тема: «Теории возникновения жизни на Земле»

Цель работы: изучить теории возникновения жизни на Земле

Задание №1

Название теории

Краткая характеристика

1.

2.

3.

4.

5.

Задание №2

Заполните таблицу: Этапы происхождения жизни (по А.И.Опарину)

этапы

Характеристика условий Земли

Характеристика синтеза на данном этапе






Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г. Глава2 Возникновение жизни на Земле стр. 38-72362.В.М.Константинов. Общая биология. Издание Москва «Академия»2010. §4.2 Возникновение жизни на Земле стр186-192





Практическая работа№15

Тема: « Этапы развития растительного и животного мира на Земле»

Цель работы: проверить усвоение знаний основных путей и направлений эволюции в каждую эру

Задание №1

Заполните таблицу: «Этапы развития растительного мира на Земле»

Этапы развития растительного мира

Время возникновения

Ароморфозы, способствовавшие становлению группы




Задание №2

Заполните таблицу: «возникновение важнейших ароморфозов в ходе эволюции животного мира»

эра

период

Ароморфозы животного мира




Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г. Глава 14 Развитие жизни на Земле стр. 436-467.





Практическая работа№16

Тема: « Ч. Дарвин о происхождении человека от животных»

Цель работы: научить сравнивать человека с животными, на основании сходства делать вывод об их родстве и происхождении, а на основании различия установить особенности эволюции человека.

Задание №1

Заполните таблицу: Доказательства происхождения человека от животных

доказательства

примеры

Эмбриологические

анатомические

физиологические

палеонтологические

Задание №2

Заполните таблиц: Различия скелетов человека и обезьяны

Отделы скелета

Специфические особенности строения

У человека

У человекообразных обезьян

череп

шейный отдел позвоночника

грудная клетка

грудной отдел позвоночника

пояс верхних конечностей

поясничный отдел позвоночника

пояс нижних конечностей

нижние конечности



Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г.Глава 15 Происхождение человека, стр. 467-470.

2.В.М.Константинов. Общая биология. Издание Москва «Академия»2010. Глава 15 Происхождение человека стр193-197



Практическая работа№17

Тема: « Основные этапы антропогенеза»

Цель работы: сформировать знания основных стадий развития человека, применять учение о движущих силах для объяснения антропогенеза

Задание №1

Заполните таблицу: основные стадии эволюции человека.

Название стадии

Хронологический возраст

Места находок

Особенности строения

Орудия труда

Образ жизни







Задание №2

1.Докажите, что все расы принадлежат одному виду - человеку разумному.

2.Как можно объяснить возникновение человеческих рас?

3.Какими чертами отличаются человеческие расы?

Учебная литература

1.В.Б.Захаров. Биология. Общие закономерности. Издание Москва «Школа - Пресс»1996г., Глава 15 Происхождение человека стр. 473-486.

2.В.М.Константинов. Общая биология. Издание Москва «Академия»2010. Глава 15 Происхождение человека стр197-204





Лабораторная работа№1

Тема:«Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток».

Цель работы: основываясь на знании основных положений клеточной теории, выработать у обучающихся умение применять их для доказательства материального единства живой и неживой природы; продолжить формирование умений находить на микропрепаратах основные органоиды клетки; сравнить клетки растений, животных, грибов и бактерий.

Оборудование: таблицы: «Строение растительной и животной клетки», «Строение бактерий», «Грибы, дрожжи», готовые микропрепараты животной клетки.



Инструктивная карточка №1

«Строение растительной, животной,, грибной и бактериальной клеток»

1.Рассмотрите клетки под микроскопом, сравните и опишите их форму, размеры; перечислите, какие видны клеточные структуры, и назовите их.

2. Рассмотрите готовый г микропрепарат животной клетки, сопоставьте увиденное с изображением клетки животного на таблице. Запишите особенности строения животной клетки в тетрадь.

3. сделайте вывод о значении сходства и различия в строении клеток разных организмов ( письменно)

Вопросы:

  1. О чём свидетельствует сходство в строении клеток различных организмов?

  2. О чём свидетельствует различие в строении клеток различных организмов?





Лабораторная работа№2

Тема: « Ферментативное расщепление пероксида водорода»

Цель работы: продолжить формирование умения проводить опыты и делать соответствующие выводы с привлечением знаний, полученных на предшествующих уроках.

Оборудование: пероксид водорода, кусочки сырых и вареных картофеля, мяса, пробирки, растворы сульфата меди и аммиака веточки элодеи.

Инструктивная карточка

1.приготовте микропрепарат листа элодеи и рассмотрите под микроскопом.

2.зарисуйте в тетради состояние клеток листа.

3.капните на приготовленный вами микропрепарат раствор пероксида водорода и наблюдайте за изменением состояния клеток листа элодеи.

4.прилейте по 2 мл пероксида водорода в пробирку с кусочком сырого мяса, с сырым и вареным картофелем. Наблюдаемые явления зафиксируйте в таблице.

Объект

Явления, наблюдаемые при действии пероксида водорода

Объяснения наблюдений и выводы.

Сырой картофель

вареный картофель

Сырое мясо

Вареное мясо





Лабораторная работа№3

Тема: «Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Цель работы: выявить статистические закономерности изменчивости количественных признаков.

Оборудование: линейки, наборы листьев.

Инструктивная карточка.

1.расположите листья лавровишни в порядке нарастания их длины.

2.измерьте длину листьев и запишите полученные данные.

3. постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости этого признака.

4.определите среднюю величину выраженности признака по формуле:

М=Практические работы по биологии, где М - средняя величина признака, υ -варианта ( размер листьев), р- частота встречаемости, n- общее число вариант вариационного ряда.

5.при построении вариационной кривой на оси (У) отметьте частоту встречаемости признака, а на оси (Х) - степень выраженности признака.

6.определите причины полученного распределения вариант в вариационном ряду.



Лабораторная работа№4

Тема: « Приспособленность организмов к среде обитания».

Цель работы: выявить приспособления и объяснить их возникновение.

Оборудование: карточки с изображением специализированных форм растений и животных, гербарные экземпляры, коллекции плодов и семян.

Инструктивная карточка

1.рассмотрите выданный вам объект и определите по внешнему облику его среду обитания

2.выявите у рассматриваемого вами растения как можно больше черт приспособленности к среде обитания

3.установите, в чём проявляется относительный характер приспособлений. Сведения о приспособлениях занести в таблицу

Задание №2

приспособления

Факторы среды, которым соответствуют приспособления

Относительный характер приспособлений

4.попытайтесь сформулировать гипотетическое объяснение возникновения одного из выявленных вами приспособлений в форме ответов на следующие вопросы:

- какому фактору среды соответствует приспособление?

- если предположить, что предки вида не обладали указанным приспособлением, жили в других условиях, то какими могли быть их среда обитания и приспособления к ней?

- как новые условия среды могли отразиться на выживании и размножении особей в популяциях предковых форм.

Перечень рекомендуемых учебных . изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы!

Основные источники:

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)». «Вестник образования России», 2004.

  2. «Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень)». «Вестник образования России», 2004.

  3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. «Биология». М.: «Школа-Пресс», 1996.

  4. «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии», М.: «Дрофа», 2002.

  5. Качанова Л.B. «Авторская программа по биологии». Колледж «Интеграл», 2008.

  6. Качанова Л.В. «Модульная программа по биологии». Колледж «Интеграл», 2007.

  7. Качанова Л.В. «Тематическое планирование по биологии». Колледж «Интеграл», 2008.

  8. Качанова Л.В. «Тестовые задания: различного уровня». Колледж «Интеграл», 2008.

  9. Качанова Л.В. «Лабораторные работы по биологии». Колледж «Интеграл», 2009.

Дополнительные источники:

  1. Айла Ф., Кайгер Дж. «Современная генетика». «Мир», 1999.

  2. Беляев д. К. «Общая биология», 1998.

  3. Биологический энциклопедический словарь, М., 1999.

  4. Грин Н. «Биология». М., 1999.

  5. Дарвин Ч. «Происхождение путем естественного отбора».

  6. Дегтярев В. В. «Охрана природы», 2002.

  7. Соломина С. Н. «Взаимодействие общества и природы». М.: «Мысль», 2000.

  8. Яблоков А. В. «Эволюционное учение». М.: «Высшая школа», 2001.

  9. Яненко И. Н. «Внеклассная работа по общей биологии с профнаправленностью». М.: «высшая школа», 1999.

  10. Яненко И. Н. «Современные направления развития биотехнологии». М.: «высшая школа», 2002.

  11. Большая энциклопедия знаний «Жизнь на Земле». М.: РОСМЭН, 2008.

  12. «Большая энциклопедия животного мира». М.: РОСМЭН, 2007.

  13. Энциклопедия для детей «Биология». М : «Аванта», 2005.

  14. Гиннес «Мировые рекорды». Изд. ACT, 2005.

  15. Кириленко А. А., Колесников С. И. «Биология ЕГЭ - 2007, 2008, 2009». Ростов-на-Дону: «Легион», 2008.

  16. Методическое пособие «Общая биология». М.: «Дрофа», 2006.

  17. mirrabot.com/work/work__39398.html

  18. dist.imit.ru/lms/course/category.php?id=21

  19. ed.gov.ru/prof-edu/sred/rub/oop/spoo.doc

  20. 59428s016.edusite.ru/pl6aal.html

21 - akvt.ru/studen/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny

  1. 2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm

  2. yuspet.narod.ru/disMeh.htm

  3. philist.narod.ru/articles/orlova.htm



© 2010-2022