Рабочая программа по внеурочной деятельности. биология 5 кл

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Зеленая планета»



Класс: 5 кл.

Педагог разработчик программы: Мартынова Лариса Анатольевна



















Пояснительная записка

Рабочая программа построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы ГБОУ « Школа №2036», авторской программы В.В.Пасечника.

Согласно действующего базисного учебного плана ГБОУ «Школа № 2036» рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Зеленая планета» рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Возраст учащихся: 5 класс.

В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание кружка составлено в соответствии с курсом биологии в 5 классе обеспечивающим развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Занятия внеурочной деятельности способствуют развитию обучающихся. Система занятий строится с опорой на знания, полученные ребятами на уроках биологии. В свою очередь эта программа выступает дополнением к школьной программе. Содержание предусматривает более глубокое изучение растений( комнатных) разных экологических видов, способов ухода и размножения. Теоретический материал подбирался таким образом, чтобы сформировать представления о растениях, как об одном из самых важных направлениях изучения природы в области цветоводства, что способствовало бы познавательному развитию ребенка.


Данная программа предусматривает интеграцию деятельности обучающихся во внеурочное время. Полученные теоретические и практические знания на занятиях учащиеся закрепляют в повседневной жизни, под первичным контролем учителя. Обучающиеся ухаживают за растениями, наблюдают действие эксперимента, заложенного на занятиях, фиксируют результаты, собирают необходимую информацию .

Обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей современного образования.

На занятиях создаются условия для реализации потребности в поисковой активности. Обучающийся учится планировать и проводить эксперимент, начиная с выбора темы, умения выдвигать гипотезу, сбора информации, создания плана и условий проведения опыта. В процессе практической работы ребята сами приходят к выводам и обобщениям. Обучающиеся должны научиться использовать дополнительную литературу и другие источники информации.

Темы внеурочной деятельности подобраны с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся, учитывая наклонности, интерес. На занятиях учащиеся будут учиться ставить проблемные вопросы и находить их решения, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить. Выделено много времени на практическую работу: выращиванию комнатных растений и уходу за ними.

Одно из направлений внеурочной деятельности - увеличение гибкости, мобильности программы. Принципиальность возможность этого заложена в самом характере занятий. Можно комбинировать тему, сокращать, перестраивать в зависимости от требований жизни и местных обстоятельств. Имеется так же возможность выбора различных вариантов практической деятельности учащихся с учетом их перспективности для данного района. Гибкость программы дает учителю возможность осуществлять индивидуальную и коллективную работу учащихся над заданием, обеспечивая свободный выбор темы, поощряя стремление ребят самостоятельно находить пути решения поставленных задач. Эти возможности развивают способности к творческой деятельности, включая речевую коммуникацию, стремление к знаниям, умения работать с литературными источниками, ответственность за порученное дело, аккуратность, настойчивость и точность в работе.

Программа занятий "Зеленая планета" - это курс обобщения, закрепления и расширения знаний обучающихся о растениях, составленный, исходя из интересов детей и месторасположения школы. Комнатные растения - благодатный материал для организации учебных занятий в творческой группе.

Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений.

Программа имеет научную основу, поэтому данный курс актуален как для любителей комнатных растений, так и для детей, интересующихся ботаникой.

Большое внимание уделено в программе формированию практических навыков ухода за растениями, сделан определённый акцент на географическое происхождение объектов изучения.

Большое значение для формирования у юных исследователей научного мировоззрения имеют занятия по систематике. Изготавливая этикетки, учащиеся получают понятие о латинском языке, приобретают знания по классификации растений, учатся определять растения.

Важную роль играют различные виды работы. Учащиеся совершенствуют учебные умения и навыки, что является важным качеством юного исследователя природы.

Программа разработана с учётом сезонной периодичности у комнатных растений, что обеспечивает выполнение практических работ в течение всего учебного года.

Экскурсии - это форма обобщения и закрепления полученных знаний, поэтому они планируются в конце года, в весенний период. Важно, что обучающиеся здесь выступают не только как экскурсанты, но и экскурсоводы, знакомя младших школьников с растениями демонстрируют свои знания.

Курс представлен для проведения занятий внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов общеобразовательных учебных заведений, желающих как можно больше узнать о комнатном цветоводстве. Изучение курса требует от школьников хорошего знания учебного материала

Цель курса: Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Задачи занятии внеурочной деятельности по биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения.





Задачи:

Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии растений, о значении растений в природе и жизни человека, познакомить учащихся со строением и составлением бонсаи и икебан

Воспитательные - продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений.

Развивающие - продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, с микропрепаратами, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать красивой школу.

Результаты занятий внеурочной деятельности «Зеленая планета»

  1. Личностные результаты:

Обучающиеся продолжают образование и самообразование, осознанного планирования своего круга чтения, подготовки к трудовой и социальной деятельности;

обучающиеся научатся формированию действий по организации и планированию сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

обучающиеся научатся развитию речевой деятельности,

обучающиеся научатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

обучающиеся научатся оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

обучающиеся научатся использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

обучающиеся научатся использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

обучающиеся научатся работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

обучающиеся научатся использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

обучающиеся научатся отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

  1. Метапредметные результаты

Обучающиеся научатся выявлению и анализу связей между объектами; решению учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку навыков сотрудничества при работе в парах и группах;

  1. Предметные результаты

Обучающиеся научатся работать в биологической лаборатории: готовить биологические препараты, работать с микроскопом и лабораторным оборудованием, правильно вести себя в кабинете биологии;

обучающиеся изучат многообразие живой природы, представителей разных царств живых организмов.

Планируемые результаты освоения программы занятий внеурочной деятельности «Зеленая планета»

Обучающиеся научатся:

Правильно поливать комнатные растения;

Протирать, опрыскивать, удалять сухие листья;

Рыхлить почву;

Приготавливать почвенные смеси;

Правильно сажать семена растения;

Размножать комнатные растения разными способами вегетативного размножения;

Пересаживать, пикировать рассаду на постоянное место;

Наблюдать за ростом растений;

Составлять таблицы по уходу за комнатными растениями;

Правильно составлять этикетки для комнатных растений

обучающиеся овладеют:

правилами поведения в кабинете биологии;

навыками работы с лабораторным оборудованием, в том числе, микроскопом;

умением работать с текстом учебника, находить нужную информацию, комментировать рисунки учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

работы со справочной литературой; находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе и других источниках.

ознакомиться с агротехникой выращивания рассады; условиями жизни комнатных растений (свет, тепло, вода, воздух); условиями, необходимыми для прорастания семян;

эстетическим и гигиеническим значением комнатных растений;

повысить познавательный уровень по предмету;

научиться создавать комнатные композиции; составлять каталог комнатных растений; проводить экскурсии для младших школьников.

Примечание: В программе предусмотрено выполнение практических и лабораторных работ













Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во

часов

1

Введение.

1

2

Знакомство с растениями класса и щколы

2

3

Внешнее строение растений

3

4

Уход за комнатными растениями

4

5

Виды растений

9

6

Цветы своими руками

2

7

Цветочно - декоративные растения, их значение в жизни человека

12

8

Заключительное занятие

1


Итого:

34





Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение

1.Внеклассная работа по биологии.-Волгоград;Учитель-2006

2.Природа Москвы\ Под. общей ред. С.Б.Ткаченко .-М.ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», 2009

3.Е.Ю.Колбовский Изучаем природу в городе. Ярославль. Академия развития, 2006

4.Занимательно о ботанике. С.Ивченко Смоленск. «Русич». 2010

5.Природа Москвы и Подмосковья от А до Я. Государственный дарвиновский музей. Москва,2009

6.Внеклассная работа по биологии.-Волгоград;Учитель-2009

7.Встреча с растениями О.К.Разумовская, Е. Г.Козловский «Грамотей» 2012

8. Таблицы по курсу «Биология»

9.Гербарии

10.Муляжи; модели

11.Микроскопы; микропрепараты

12.Комплект лабораторного оборудования «Основы биологического практикума»







Календарно-тематическое планирование

Дата

№ п/п

Тема

Практическая работа


1

Введение



2

Знакомство с растениями класса



3

Знакомство с растениями пришкольного участка



4

Растения - наши друзья



5

Внешнее строение растений. Особенности строения, функции и разнообразие корней



6

Особенности строения, функции и разнообразие побегов



7

Что такое луковицы и клубни



8

Питание растений


9

Подготовка почвы, перевалка и подкормка растений.


Приготовление почвенной смеси, перевалка и подкормка растений.


10

Пересадка растений. Размещение комнатных растений


Пересадка растений Размещение комнатных растений к источнику света в рекреации, классной комнате.


11

Полив и банный день. Вредители и болезни комнатных растений


Правила полива и опрыскивания растений, удаление пыли с растений и сухих листьев, рыхление почвы


12

Суккуленты



13

Лианы



14

Ампельные растения



15

Декоративно - лиственные растения



16

Красивоцветущие растения



17

Значение комнатных растений в жизни человека.



18

Лекарственные растения



19

Ядовитые растения




20

Легенды, сказки, песни и стихи о цветах. Цветы на полотнах художников



21

Мои любимые цветы

рисунок, поделка


22

Мои любимые цветы)

рисунок, поделка


23

Что такое паспорт растения

Паспортизация растений


24

Растения влажных тропических лесов



25

Бегонии



26

Зигокактус



27

Монстера



28

Растения субтропиков



29

Абутилон



30

Узумбарская фиалка



31

Циссус



32

Растения пустынь



33

Насекомоядные растения



34

Заключительное занятие






© 2010-2022