Конспект урока по теме Витамины

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме ВитаминыКонспект урока по теме ВитаминыКонспект урока по теме ВитаминыКонспект урока по теме ВитаминыКонспект урока по теме ВитаминыКонспект урока по теме ВитаминыКонспект урока по теме ВитаминыКонспект урока по теме ВитаминыКонспект урока по теме Витамины8 класс

Тема урока: Витамины, их значение.

Задачи:

- образовательные: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержании их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ;

- развивающие: развивать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи;

-воспитательные : формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего здоровья.

Оборудование: учебник, презентация «Витамины», компьютер и мультимедиа для демонстрации презентации и слайдов.

План урока:

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

  2. Изучение новой темы:

1.Вводное слово учителя. Загадка о витаминах.

2. История открытия и изучения витаминов.

3.Классификация витаминов.

4. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

5. Проверка выполнения задания.

6. Правила сохранения витаминов.

3) Рефлексия.

4) Первичное закрепление знаний.

5)Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.

6) Д/задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

  2. Изучение новой темы (слайды 1-4):

  1. Вводное слово:Сегодня мы поговорим о веществах, которые называют «пламень жизни». Эти вещества оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, без них невозможен обмен веществ. Посмотрите, что изображено на картинках? (яйцо, картофель, рис, хлеб, яблоко, лимон, веточка сосны).
    Что их объединяет, что содержится в них? (уч-ся высказывают свои мнения)

  2. Итак, сегодня на уроке речь пойдет о витаминах (слайд 5).

Что такое витамины? Для чего проникли в лук,

В молоко и мандарины, в черный хлеб, в морковь, урюк?

Рассмотрю их в окрошке через дедовы очки.

Кто они? Соринки? Мошки? Человечки? Паучки?

Может в перце и петрушке, незаметные на взгляд,

Очень маленькие пушки по бактериям палят?

Если так, то витамины мне нужны наверняка.

Съем на полдник апельсины, на ночь выпью молока.

Вопрос классу: Что такое витамины? (учитель выслушивает ответы учащихся).

Учитель: Витамины - вещества, относящиеся к незаменимым факторам питания человека и животных.

Витамины (Vita - жизнь, amine - азот) - это биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма.


  1. История открытия и изучения витаминов (слайды 6 - 10 ):

  • До конца XIX века наши предки даже не догадывались о существовании витаминов. Считалось, что наличие в продуктах питания белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды достаточно для нормальной работы организма. Научные авторитеты того времени такие, как Макс Рубнер, Карл Фойт и Макс Петтенкофер, также поддерживали данную теории. Однако на практике дела обстояли совсем иначе. С древних времен люди страдали от классических авитаминозов, таких как цинга, куриная слепота, пеллагра, бери - бери, рахит. Эти специфические заболевания были вызваны недостатком или полным отсутствием в пище особых веществ, ныне называемых витаминами.

  • Чаще всего авитаминозам подвергались мореплаватели, совершавшие длительные путешествия, участники экспедиций, военные, путешественники, заключенные, жители осадных городов. Как правило, в их рационе питания не хватало свежих овощей, фруктов, мяса.

  • Так, моряки перед тем, как пуститься в долгое плавание, обычно запасались соленой свининой и сухарями - продуктами длительного хранения. В результате чего заболевали цингой - опасным заболеванием, при котором стенки сосудов становятся очень хрупкими, кровоточат десна, выпадают зубы, на коже появляются кровоизлияния. В тяжелых случаях наступает смерть. По подсчетам историков, за время великих географических открытий от цинги умерло порядком 1 млн. моряков.



  • Знаменитая экспедиция в Индию под руководством Васко де Гама завершилась тем, что 100 человек из 160 заболело и скончалось от цинги. Команда Магеллана также страдала от этой болезни.

  • Несмотря на это ученые и медики тех времен считали, что причинами авитаминозов являются токсины, пищевые яды и инфекции, а не нехватка витаминов в пищевом рационе. Так продолжалось вплоть до конца XIX века…

  • Еще в древние времена люди интуитивно догадывались, что причина авитаминозов кроется в дефекте питания, и использовали целебные свойства некоторых продуктов в борьбе с этими специфическими заболеваниями.

  • Древние египтяне знали, что сырая печень, богатая витамином А, спасает от куриной слепоты (неспособность видеть в темное время суток). Древнегреческий врач Гиппократ также назначал печень для лечения глаз. В 1330 году в Пекине придворный медик и диетолог Ху Сыхуэй опубликовал трехтомный труд «Важные принципы пищи и напитков», в котором указал на необходимость комбинировать различные продукты питания в ежедневном рационе для поддержания крепкого здоровья.

  • . В 1536 году французскому землепроходцу Жаку Картье пришлось остановиться на зиму в Канаде. Дело в том, что 100 членов его команды заболели цингой.

Местные индейцы предложили больным лечебное средство: воду, настоянную на сосновой хвое. От безысходности люди Картье приняли целебный отвар, в результате чего поправились

  • В 1747 году экипаж британского военного корабля, на котором служил врачом шотландец Джеймс Линд, поразила цинга. Линд принял решение найти средство от цинги. Для своих экспериментов он выбрал 20 больных моряков и разделил их на несколько групп. Первой он к привычной еде добавил порцию сидра, второй группе - порцию морской воды, третьей - уксус, а четвертой - лимон и апельсин. В итоге, выздоровела только четвертая группа, в рацион которой входили лимоны и апельсины. Свои результаты Джеймс Линд опубликовал в 1753 году в трактате «Лечение цинги», в котором описал роль цитрусовых в предотвращении данного заболевания.

  • Примеру Линда последовал английский путешественник Джеймс Кук, совершавший плавание по Тихому океану с 1772 по 1775 гг. В экспедиции принимали участие два корабля. На одном корабле в рацион моряков были добавлены свежие овощи, фрукты, а также кислая капуста, лимонный и морковный сок. В результате длительного путешествия ни один из членов экипажа данного судна не заболел цингой. При этом четверть команды другого

  • корабля, на котором отсутствовали запасы овощей и фруктов, страдала от этой болезни.

  • Первым, кто установил, что в продуктах питания помимо белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды содержатся другие пищевые факторы, необходимые для жизни, был русский врач и биохимик Николай Иванович Лунин из Тартуского университета.

В 1880 году Лунин проводил эксперименты на мышах. Были взяты две группы мышей. Одних Николай Иванович кормил искусственным молоком, которое состояло исключительно из казеина (молочного белка), жира, молочного сахара, минеральных солей и воды. Мыши, питающиеся таким молоком, вскоре начинали терять в весе и погибали. Мыши из другой группы, которым давали в пищу натуральное молоко, росли здоровыми и крепкими. На основании полученных данных Лунин сделал следующий вывод: «…если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания». Это было первое серьезное открытие, касающиеся витаминов! Однако научный мир не принял всерьез заключение русского ученого.

  • В 1890 году аналогичные эксперименты провел К.А. Сосин. Результаты его исследований повторяли выводы Н.И. Лунина.


  1. Классификация витаминов.

В 1920 году английский биохимик Джек Сесиль Драмонд решил упорядочить номенклатуру витаминов. Гиповитаминозы. Авитаминозы. Гипервитаминозы (слайд 11)

витамины

Жирорастворимые

Водорастворимые

К

Е

Д

А

РР

С

В

  1. Характеристика каждой группы витаминов (слайды 12 - 20):

- название витамина;

-продукты питания, содержащие этот витамин;

-суточная потребность в витамине;

-авитаминозы

(самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа 49 учебника автор Е.О.Очкур)

  1. Проверка результатов выполнения работы.

  2. Как сохранить витамины (слайды 21 -22).

  • Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.

  • Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0...+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.

  • Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.

  • Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.

  1. Первичное закрепление знаний:

1.Почему безжировая диета часто приводит к авитаминозу? К каким именно? (Ответ: Потому, что в организм не поступают витамины А, D, Е, К, что может привести к рахиту, куриной слепоте, кровотечениям)

2. Витамины не являются строительным и энергетическим материалом нашего тела, но являются обязательной частью питания человека. Почему?

3.Загадки:

Я вам буду загадывать загадки о продуктах питания, а вы должны будете их отгадать, и назвать какие витамины они содержат.

  • И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покапай немножко:

Под кустом… (картошка, витамин С)

  • Скинули с Егорушки

Золотые перышки -

Заставил Егорушка

Плакать без горюшка (лук, витамины А, В, С).

  • В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут.

И так едят (помидоры, витамины А, С).

  • Сидит барыня Федосья,

Прирастрепаны волосья (капуста, витамины В, С).

  1. Рефлексия.

  2. Подведение итогов урока. Оценивание ответов учащихся.

  3. Д/задание: № 49 читать, составить мини-тест «Витамины».

© 2010-2022