Программа Школьное лесничество Лянторец

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА


Школьное лесничество «Лянторец»


В настоящее время в соответствии с национальным проектом "Образование" экологическое воспитание школьников становится одним из наиболее перспективных направлений. При школах организуются детские и подростковые экологические объединения. Они различаются по форме, методам, приемам и стилю работы, однако задачи у них одни: привить учащимся любовь к родному краю, научить их бережно относиться к природе, расширить знания в области биологии, экологии и других естественных наук, сформировать трудовые умения и навыки.

Пояснительная записка.

Актуальность. Человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения.

Экологическое просвещение взрослого населения и подрастающих поколений - настоятельная потребность сегодняшнего дня и поэтому одной из важнейших задач современной школы является обучение учащихся глубоким экологическим знаниям и привитие им навыков осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Именно формирование экологической культуры у детей закладывает основы взаимоотношений человека с природой.

Хороший гражданин сразу не рождается, а длительно воспитывается. В воспитании гражданина, с активной жизненной позицией, сознательным отношением к долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения, немаловажным становится воспитание трудолюбия.

Но только словами трудолюбие не воспитаешь. Посильный для здоровья детей и возраста общественно-полезный труд- труд настоящий, необходимый обществу - обязательное условие.

Одной из форм труда, которая развивает детский организм, обостряет ум и укрепляет здоровье учащихся, является работа в школьном лесничестве.

Цели и задачи программы

Цель: воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю, научить бережному отношению к "зеленому другу".

Задачи:

• укрепление и расширение знаний об основах охраны природы, по лесоведению;

• развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, описания леса;

• осмысление связи между деятельностью человека и природой, выработка собственного нравственного отношения к окружающему миру, стремление улучшить его.

Отличительные особенности программы

По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебнотворческую деятельность через личностное познание края - экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-исследовательских работ.

Изучение книг, журнальных статей, народных традиций, получение знаний об охране и защите леса.

Тип и вид программы

4.1. Возрастной контингент обучающихся - 12-15 лет.

4.2. Статус - объединение.

4.3. Вид программы - межпредметная, ориентационная, активная (призывает вооружить учащихся определенными умениями, деятельностными навыками по экологическому образованию).

4.4. Состав группы - постоянный.

4.5. Срок реализации программы - 1 год.

Формы и режим занятий

Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, а также включение в учебную деятельность экскурсии в Пимское лесничество, работа на экологической тропе.

Режим занятий - 4,5 часов в неделю.

Ожидаемые результаты

Программа нацелена на следующие результаты:

• развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей - ценностносмысловых, учебнопознавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;

• профессиональную ориентацию лесотехнического направления;

• ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;

• привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;

• получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;

• умение осуществлять экологический мониторинг в закрепленном участке;

• практические навыки по выращиванию саженцев сосны, березы, тополя и уходу за ними;

• умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;

• умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;

• участие в экологических акциях: "Посади кедр", Чистый лес, День птиц, День Земли;

научнопрактических конференциях школьников "Шаг в будущее";

• воспитание юных хозяев леса - будущих кадров "зеленого цеха".

Подведение итогов реализации программы

Предусматриваются следующие формы:

• выставки;

• научно-практические конференции "Шаг в будущее";

• пресс-конференции "Войди в лес с другом";

• конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;

• экологический слет школьных лесничеств;

• конкурсы, соревнования, праздники и т. д.

Содержание программы

Основы лесоведения и лесоводства


  • Лес - богатство нашего края.

  • Основы лесоведения и лесоводства.

  • Общие сведения о лесе

  • Общие сведения о лесе

  • Лесной биоценоз, его охрана.

  • Лесная подстилка - "одеяло почвы".

  • Климатические, географические факторы и лес. Лесные почвы

  • Парад лесных ягод.

  • Грибное лукошко.

  • Лесная аптечка.

  • Лес и здоровье человека.

  • Роль леса. Биосферное значение леса.

  • Восстановление леса

  • Защитное лесоразведение. Лесопосадки в поселениях

  • Животный мир леса

  • Охраняемые животные округа

  • Мой любимый уголок леса.

  • Рубка леса. Очистка мест рубки.

  • Посади свое дерево.

  • Полезные насекомые леса.

  • Подведение итогов работы.

Исследовательская и практическая работа

• фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;

• ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;

• фенологическое состояние растений;

• учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;

Опыты в школьном лесничестве

• правила очистки лесов и лесных насаждений;

• определение грунтовой всхожести семян сосны в зависимости от срока посева. Организация подкормки птиц и зверей в зимнее время;

• наблюдение за поведением и образом жизни полезных и вредных птиц;

• проведение учета животного мира на закрепленном участке;

• организация патрулирования членами школьного лесничества в целях предотвращения незаконной рубки леса;

• создание уголка лесничества;

• создание зеленой зоны вокруг школы.



© 2010-2022