«Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка»

ТЕМА:  Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. ЦЕЛЬ:  изучение особенностей строения и функций отделов головного мозга. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях, раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условиях рефлексов и выяснить их значение.   РАЗВИВАЮЩАЯ:  продолжить обучение умениям находить необходимые сведения, раскрывать причинно-следственные связи; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений, дать сведения по профилактике травматизма головного мозга и его отделов. НОВЫЕ ЗНАНИЯ: Задний мозг: продолговатый мозг, мост; мозжечок, средний мозг; передний мозг: промежуточный мозг, большие головные полушарии головного мозга, желудочки мозга ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ: кора, ядра мозга, нервные волокна, передние и задние борозды спинного мозга, позвоночный канал, спинномозговая жидкость, центральный канал, серые столбы спинного мозга, белое вещество- восходящие и нисходящие пути, рефлекторная и проводящая функции, шок. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:  урок-беседа. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:  объяснительно-иллюстративный, мультимедийный, частично-поисковый. ТИП УРОКА:  урок усвоения новых знаний. ОБОРУДОВАНИЕ:  проектор, таблица “Строение головного мозга”, муляжи  головного мозга. ЛИТЕРАТУРА: v  Колесов Д. В. Биология. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование. - М.:Дрофа, 2003 v  Балабанова В.В. Предметные недели в школе:  биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2006г. -  114с. v  Ващенко О.Л. Биология:  Человек.  8 класс: поурочные планы по учебнику А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. -  Волгоград: Учитель, 2008г. -  198с. v  Н.А.Фонсова, В.А.Дубынин. Функциональная анатомия нервной системы.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

t′

1

Организационный момент

1


- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь. Давайте начнем урок. Дежурный, будьте добры, назовите отсутствующих.

- Хорошо, садись.

- Здравствуйте!

- Отсутствуют …


2

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся

7


- Что Вам было задано на дом?

- Хорошо. Заполнили таблицу?

- Хорошо. Давайте посмотрим на сколько Вы хорошо подготовили домашнее задание. Закрываем учебники и тетради. Каждой из Вас я сейчас раздам карточки с вопросами. У каждой из вас будут разные варианты, разные вопросы, то есть работа будет индивидуальной. Я буду проговаривать Ваши имена и Вы будете говорить мне цифры с 1 по 20, и эта цифра соответственно будет означать номер Вашего варианта. Итак, начинаем.

- Дежурный, соберите работы, пожалуйста. Оценки работ Вы сможете узнать в электронном журнале сегодня же.

- § 44, прочитать и проанализировать; ответить на вопросы после параграфа устно и заполнить таблицу.

- Да.





(выполняется письменная проверка домашнего задания)

(дежурный собирает работы)


3

Мотивация учения школьников и формирование у них положительного отношения к обучению

4


- Давайте начнем урок. Смотрим слайд (слайд 1). Как Вы прокомментируете выражение «Пусть думает тот, у кого голова больше!»

- А можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

- Предлагаю Вам сравнить массу головного мозга разных животных(слайд 2)?

- У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела(слайд 3). У слона оно невысокое, а у дельфина - выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Как Вы думаете , почему?

- (слайд 4). Посмотрим данный слайд . проанализируем. Перейдем к следующему слайду(слайд 5). Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вам приведена масса головного мозга разных выдающихся деятелей разных областей, вот к примеру мозг великого писателя И.С.Тургенева весил 2012 г, а известного политика В.И.Ленина 1340 г. На следующем слайде приведены такие же данные(слайд 6). Ознакомтесь с данными.

- Есть такая зафиксированная информация, что самый большой мозг 2850 г. принадлежал пациенту психиатрической лечебницы. Так в чем же на самом деле дело?

- А в чем?

- Вы на правильном пути(слайд 7). Все дело в строении мозга. И сегодня рассмотрим строение головного мозга.

(слушают)

(обсуждение по слайду 1)

(слушают)

(обсуждение по слайду 1)

(слушают)

(обсуждение по слайду 2)

(слушают)



(обсуждение по слайду 3)

(слушают)





(выполняется ознакомление с данными и анализ информации)

(слушают)

- Значит дело не в массе мозга, а в чем то другом.

- В том, как устроен мозг.

(слушают)


4

Сообщение темы и цели урока

1


- Сегодняшняя тема урока «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка», и целью занятия является изучение особенностей строения и функций отделов головного мозга(слайд 8).

- Откройте, пожалуйста тетради, запишите число и тему урока.

(слушают)



(записывают)


5

Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала

20


- Головной мозг располагается в черепе человека и имеет сложную форму(слайд 9). Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины. Как Вы думаете, чем обусловлено это различие?

- Верно. Головной мозг - передний отдел ЦНС позвоночных животных и человека(слайд 10). Находится в мозговом отделе черепа, который защищает его от механических повреждений. Масса мозга у взрослого человека составляет около 1400-1600 г. От головного мозга отходят 12 пар нервов. Зафиксируйте данные в тетрадях, пожалуйста.

- Клетки мозга включают нейроны и глиальные клетки, выполняющие важные дополнительные функции(слайд 11). Нейроны делятся на возбуждающие (то есть активирующие разряды других нейронов) и тормозные (препятствующие возбуждению других нейронов). А из чего состоит спинной мозг?

- Верно. И головной мозг состоит из серого и белого вещества(слайд 12). Белое вещество образует проводящие пути(слайд 13). Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой. Серое вещество в виде отдельных скоплений - ядер - располагается снаружи белого вещества(слайд 14). Серое вещество образует кору головного мозга на поверхности головного мозга. От скоплений серого вещества разных отделов головного мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов. Итак давайте запишем следующую информацию: « Головной мозг состоит из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору головного мозга, а белое - проводящие пути, связывая части головного мозга и спинной мозг».

- Головной мозг подразделяется на передний, средний и задний мозг(слайд 15). К переднему мозгу относят промежуточный мозг и кору больших полушарий; к среднему - средний мозг; к заднему - мост, мозжечок и продолговатый мозг. Перенесите схему в тетради, пожалуйста.

- На уровне моста и продолговатого мозга проходит единый ствол мозга, но на уровне среднего мозга в нем возникают две симметричные половины(слайд 16). В переднем мозге они разобщены и сообщаются между собой перемычками. Центральный канал спинного мозга продолжается и в головном. Между продолговатым мозгом и мозжечком образуется IV желудочек, а между симметричными половинами промежуточного мозга III желудочек. В левой половине большого мозга расположен I желудочек, в правой - II желудочек. Зафиксируйте местонахождения желудочков в тетради.

- (слайд 17) Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями - ядрами. Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге лежат и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека.

Продолговатый мозг не только "большая дорога", но и "главный коммутатор телефонных связей" между головным и спинным мозгом. На уровне продолговатого мозга некоторые нервные пути перекрещиваются: левые идут к правому полушарию, а правые - к левому. Типичная форма бабочки серого вещества спинного мозга нарушается. Серое вещество имеет вид скоплений тел нервных клеток - ядер.

В продолговатом мозге множество нервных центров. Здесь сосредоточены центры, управляющие кровеносными сосудами (сосудодвигательный), центры регуляции сердцебиения, дыхания, глотания, слюноотделения, чихания, кашля, слезоотделения и др. Это все центры безусловных рефлексов. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга. Самое основное по данному отделу головного мозга зафиксируйте в тетради, Вам на помощь - слайд.

- (слайд 18) Мост тоже состоит из серого и белого вещества. Серое вещество представлено отдельными ядрами. В них находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Нервные пути, составляющие основную массу белого вещества моста, связывают полушария мозжечка и спинной мозг с другими отделами головного мозга. Через мост проходят в кору слуховые пути. Ребята, самое главное - в тетради.

- (слайд 19) Мозжечок принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека.

Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов. Записываем основную информацию в тетради.

- (слайд 20) Средний мозг нередко сравнивают с ручками управления качеством изображения на телевизионном экране. Чтобы что- то увидеть, надо настроить телевизор. Нечто подобное совершает средний мозг. Так, он обеспечивает настройку оптики глаза на нужную резкость и контрастность изображения.
В случае отклонения от устойчивого положения тела мозг восстанавливает нормальное положение. И как Вы уже догадались , все основное - в тетради.

(слушают)





- Это различие обусловлено разной массой их тел.

(слушают)



(пишут)

(слушают)



- Из белого и серого вещества.

(слушают)





(пишут под диктовку)



(слушают)



(пишут)

(слушают)





(пишут)

(слушают)

















(пишут)

(слушают)





(пишут)

(слушают)





(пишут)

(слушают)





(пишут)

(слушают)


6

Осмысление внутренних закономерностей, связей между изучаемыми предметами в процессе мыслительной работы и выполнение познавательных заданий

5


- (слайд 20) Давайте выполним данное задание. В тетради пишем соответствующие ответы.

- (слайд 21) А сейчас выполним второе задание, которое представлено в виде теста. Каждый делает свой вариант.

- А теперь давайте проверим Ваши ответы, первое задание - все вместе устно, а второе- Вам помогут соседи.

(слушают)

(выполняется задание)

(слушают)

(выполняют задание)

(слушают)

(проверяются задания, идет обсуждение ошибок)


7

Обобщение и систематизация изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний

4


- Давайте обобщим все полученные знания на уроке. Расскажите об отделах головного мозга.





- Очень хорошо. Следующий вопрос: расскажите мне о месторасположениях желудочков.



- Верно. Какие центры находятся в продолговатом мозге?



- Правильно. А что Вы можете сказать о мосте?





- Ответ точен и верен. Несколько слов о среднем мозге, пожалуйста.

- Хорошо. Правильный ответ. Думаю, тему Вы освоили хорошо и Вам она понравилась.

(слушают)

- Головной мозг состоит из следующих отделов: продолговатый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный и большие полушария головного мозга. Последние часто называют полушариями большого мозга, в отличие от полушарий мозжечка, малого мозга . Продолговатый мозг, мост и мозжечок относят к заднему мозгу, а промежуточный и большой мозг - к переднему мозгу.

- Между продолговатым мозгом и мозжечком образуется IV желудочек, а между симметричными половинами промежуточного мозга III желудочек. В левой половине большого мозга расположен I желудочек, в правой - II желудочек.

- В продолговатом мозге находятся центры связанные с питанием и дыханием - это центры вдоха и выдоха, слюноотделения, глотания и отделения желудочного сока.

- Мост тоже состоит из серого и белого вещества. Серое вещество представлено отдельными ядрами. В них находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Нервные пути, составляющие основную массу белого вещества моста, связывают полушария мозжечка и спинной мозг с другими отделами головного мозга. Через мост проходят в кору слуховые пути.

- Средний мозг - отдел мозга, где находятся центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха.

(слушают)


8

Подведение итогов урока. Оценка работы всего класса и отдельных учеников

2


- Давайте подведем итоги урока. Что мы сегодня изучили?



- Молодцы!

- За активное участие на уроке и выполнение домашнего задания ставлю отметки получают : … . Поставьте отметки в дневники.

(слушают)

- Сегодня мы прошли тему «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка» ,узнали что из каких отделов состоит головной мозг, за что отвечает каждый его отдел.

(слушают)

(ставят отметки)


9

Домашнее задание

1


- На дом Вам задаю :

1. § 45, прочитать и проанализировать;

2. Ответить на вопросы после параграфа устно;

3. Заполнить таблицу:

Отдел головного мозга

Особенности строения

Функции

Продолговатый мозг



Мост



Мозжечок



Средний мозг



Запишите это в дневники.

- Всем спасибо за внимание! Урок окончен! До свидания!

(слушают)

(пишут в тетрадях)





(записывают в дневники)

- До свидания!



© 2010-2022