- Преподавателю
- Биология
- Примерная рабочая программа по биологии 6 класс
Примерная рабочая программа по биологии 6 класс
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Стельмахова А.Е. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена: с учетом Федерального Государственного стандарта, на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология», разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2010 г. Рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю).
Данная программа скорректирована согласно действующему Базисному учебному плану, который предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов (2 часа в неделю).
Общее количество часов сохранено, но в связи с особенностями класса внесены изменения количества часов по разделам:
-на 2 часа увеличено количество часов в разделе «Общее знакомство с растениями»;
- на 2 часа больше отведено на изучение раздела «Органы цветковых растений»;
- на 1 час увеличены разделы «Основные процессы жизнедеятельности растений», «Основные отделы царства растений» и «Природные сообщества»;
- 3 часа отводится на заключение.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Планируемые результаты», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой и с изучением местной флоры и фауны. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в учебнике. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Все лабораторные работы проводятся с учетом возможностей и оснащения школы.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2009. -240с.;
№ п/п
Название раздела
Количество часов по программе
Количество часов в календарно-тематическом планировании
Введение. Общее знакомство с растениями.
5
7
Клеточное строение растений
4
4
Органы цветковых растений
16
18
Основные процессы жизнедеятельности растений
10
11
Основные отделы царства растений
9
10
Историческое развитие органического мира на Земле.
4
4
Царство бактери
3
3
Царство Грибы. Лишайники.
3
3
Природные сообщества
6
7
Заключение
3
3
Всего часов - 70, лабораторных - 17
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
-
химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
-
типы деления клеток, их роль в организме;
-
особенности строения тканей, органов и систем органов растительных организмов;
-
основные жизненные функции всех важнейших групп растительных организмов (питание, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, размножение, рост и развитие);
-
характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
-
узнавать основные формы цветкового растения;
-
распознавать органы и системы органов изученных организмов;
-
составлять простейшие цепи питания;
-
размножать комнатные растения различными вегетативными способами;
-
пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты;
-
описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы;
-
различать в описании опыта или наблюдения: цель, условия его проведения и полученные результаты.
Учебно-тематический план:
№ раздела/
темы
Название раздела темы
Количество
часов
В том числе
Контрольных работ
Экскурсии
Лабораторных работ
1
Введение. Общее знакомство с растениями.
7
2
1
2
Клеточное строение растений
4
2
3
Органы цветковых растений
18
1
7
4
Основные процессы жизнедеятельности растений
11
1
5
Основные отделы царства растений
10
1
5
6
Историческое развитие Растительного мира на Земле.
4
7
Царство Бактерий
3
8
Царство Грибы. Лишайники.
3
1
9
Природные сообщества.
7
10
Заключение по курсу биологии 6 класса.
3
3
Итого
70
1
7
17
Первая четверть
17
2
5
Вторая четверть
14
2
5
Третья четверть
20
5
Четвертая четверть
17
1
3
1
Тематическое планирование
(70 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п
Тема уроков
Кол-во часов
Дата
проведения
Глав 1. Введение. Общее знакомство с растениями. - 7
1.1
Наука о растениях - ботаника. Мир растений.
2.2
Разнообразие растений. Экскурсия «Мир растений вокруг нас»
3.3
Особенности внешнего строения растений. Лаб. раб. №1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»
4.4
Растение - живой организм.
5.5
Условия жизни растений.
6.6
Четыре среды жизни растений.
7.7
Контрольно-обобщающий урок. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»
Глава 2. Клеточное строение растений - 4 ч.
8.1
Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения растений. Лаб. раб. № 2 «Приготовление микропрепарата»
9.2
Особенности растительной клетки. Лаб. раб. № 3 « Знакомство с клетками растений»
10.3
Жизнедеятельность клетки.
11.4
Ткани растений и их виды
Глава 3.Органы цветковых растений - 18 ч
12.1
Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Лаб. раб. № 4 « Изучение строения семени фасоли»
13.2
Условия прорастания семян.
14.3
Значение семян.
15.4
Корень. Внешнее строение корня.
16.5
Внутреннее строение корня. Лаб. раб. №5
« Строение корня у проростка»
17.6
Значение корней и их разнообразие.
18.7
Побег. Строение и значение побега. Лаб. раб. № 6 « Строение вегетативных и генеративных почек»
19.8
Развитие побегов из почек растения
20.9
Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Лаб. раб. №7 « Внешнее строение листа»
21.10
Значение листа в жизни растений.
22.11
Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение. Лаб. Раб. № 8 « Внешнее и внутреннее строение стебля»
23.12
Видоизменения побегов. Лаб. раб. №9 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
24.13
Цветок - генеративный орган, его строение и значение. Лаб. раб. №10 «Типы соцветий»
25.14
Цветение и опыление растений.
26.15
Соцветия, их биологическое значение
27.16
Плод. Разнообразие и значение плодов.
28.17
Растительный организм как живая система.
29.18
Контрольно-обобщающий урок. Экскурсия «Жизнь растений зимой»
Глава 4. Основные процессы жизнедеятельности растений. - 11 ч
30.1
Минеральное ( почвенное) питание растений.
31.2
Воздушное питание растений - фотосинтез
32.3
Космическая роль зелёных растений.
33.4
Дыхание и обмен веществ у растений
34.5
Значение воды в жизнедеятельности растений
35.6
Размножение и оплодотворение у растений
37.6
Вегетативное размножение растений
38.7
Использование вегетативного размножения человеком. Лаб. раб. №11«Черенкование комнатных растений».
39.8
Рост и развитие растительного организма.
39.10.
Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды
40.11
Контрольно-обобщающий урок
Глава 5. Основные отделы царства растений - 10 ч
41.1
Понятие о систематике растений.
42.2
Водоросли и их значение. Лаб. Раб. № 12 «Знакомство с одноклеточными водорослями»
43.3
Многообразие водорослей.
44.4
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лаб. Раб. № 13 « Изучение внешнего строения моховидных растений»
45.5
Плауны. Хвощи. Папоротники. Лаб. раб. № 14 « Изучение внешнего строения представителей хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных».
46.6
Отдел Голосеменные. Лаб. Раб. № 15 « Изучение внешнего вида хвойных растений»
47.7
Отдел Покрытосеменные. Лаб. Раб. № 16 « Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»
48.8
Семейства класса Двудольные.
49.9
Семейства класса Однодольные.
50.10
Контрольно-обобщающий урок. Экскурсия «Представители отделов Царства растения в школьной аллеи. Весеннее пробуждение»
Глава 6.Историческое развитие Растительного мира на Земле. - 4 ч.
51.1
Понятие об эволюции растительного мира на Земле
52.2
Эволюция высших растений
53.3
Многообразие и происхождение культурных растений
54.4
Дары Старого и Нового Света.
Глава 7. Царство Бактерий. - 3 ч
55.5
Бактерии. Общая характеристика, строение.
56.6
Многообразие бактерий.
57.7
Значение бактерий в природе и в жизни людей.
Глава 8. Царство Грибы. Лишайники. - 3 ч
58.1
Царство Грибы. Общая характеристика. Лаб. раб. № 17 « Изучение строение плесневых грибов»
59.2
Многообразие и значение грибов.
60.3
Лишайники. Общая характеристика и значение.
Глава 9. Природные сообщества. - 7 ч
61.1
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.
62.2
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.
63.3
Смена природных сообществ.
64.4
Многообразие природных сообществ
65.5
Подготовка к итоговой контрольной работе
66.6
Итоговая контрольная работа
67.7
Жизнь организмов в природе.
Глава 10. Заключение по курсу биологии 6 класса. - 3 ч
68.1
Экскурсия «Жизнь растений в весенний период»
69.2
Экскурсия «Парк как природное сообщество»
70.3
Экскурсия «Весна в жизни природного сообщества»
Дополнительная литература для учителя:
1) И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2009
2) Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы.. Нестандартные уроки. Волгоград. «Учитель» 2005г.
3) В.Н. Ярыгина. Для поступающих в ВУЗы. - М. «Высшая школа»2001г.
4) Н.А. Калиничев. Для школьников и абитуриентов с тестовой хрестоматией. Брянск 2006 г.
5) А. В. Суханова. Тетрадь для лабораторных работ. М. «Интеллект-Центр» 2003 г.
6) Л.Д. Парфилова. Уроки биологии 6 - 7 классы. М.: «Творческий центр» - 2003 г.
7) Н.А. Калиничев. Твой биологический минимум. Брянск,2004 г.
8)Развернутое тематическое планирование по программе И.Н. Пономарёвой 5-11 классы. О.П. Дудкина. Волгоград: Учитель,2011 г.
для учащихся:
1) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. - 464 с.: ил.;
2) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. - 400 с.: ил.;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. - 480 с.: ил.;
4) Иллюстративная энциклопедия для детей. Книжный клуб. Харьков, Белгород,,2008 г.
5)Определитель растений. А.Д. Булохов, Э.М. Величкин. Брянск,1998 г
Литература
-
Рабочие программ мы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, образцы контрольно-измерительных материалов, Москва, «Глобус», 2007
-
Биология. 6 класс учебник И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Москва, «Вентана - Граф» 2008
-
Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, Москва, «Вентана - Граф» 2008
-
Биология 6 класс. Олимпиады, В.В. Асеева, Волгоград «Корифей», 2007
-
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, Москва, «Интеллект- Центр», 2005
-
Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. Н,А, Селезнёва, О.А. Пустохина, Е.В. Трахина, Волгоград, «Учитель», 2008
-
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы, Г.И. Лернер, Москва, «Эксмо», 2007
-
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, 6 класс, рабочая тетрадь. Тестовые задания к основным учебникам. Москва, «Эксмо», 2007
-
Программы. Природоведение. Биология. Экология. Москва Издательский центр « Вента - Граф» 2008.
4