Примерная рабочая программа по биологии 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена: с учетом Федерального Государственного стандарта, на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология», разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2010 г. Рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю).

Данная программа скорректирована согласно действующему Базисному учебному плану, который предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов (2 часа в неделю).

Общее количество часов сохранено, но в связи с особенностями класса внесены изменения количества часов по разделам:

-на 2 часа увеличено количество часов в разделе «Общее знакомство с растениями»;

- на 2 часа больше отведено на изучение раздела «Органы цветковых растений»;

- на 1 час увеличены разделы «Основные процессы жизнедеятельности растений», «Основные отделы царства растений» и «Природные сообщества»;

- 3 часа отводится на заключение.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Планируемые результаты», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой и с изучением местной флоры и фауны. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в учебнике. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Все лабораторные работы проводятся с учетом возможностей и оснащения школы.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2009. -240с.;

№ п/п

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов в календарно-тематическом планировании

Введение. Общее знакомство с растениями.

5

7

Клеточное строение растений

4

4

Органы цветковых растений

16

18

Основные процессы жизнедеятельности растений

10

11

Основные отделы царства растений

9

10

Историческое развитие органического мира на Земле.

4

4

Царство бактери

3

3

Царство Грибы. Лишайники.

3

3

Природные сообщества

6

7

Заключение

3

3

Всего часов - 70, лабораторных - 17





Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

  • типы деления клеток, их роль в организме;

  • особенности строения тканей, органов и систем органов растительных организмов;

  • основные жизненные функции всех важнейших групп растительных организмов (питание, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, размножение, рост и развитие);

  • характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать основные формы цветкового растения;

  • распознавать органы и системы органов изученных организмов;

  • составлять простейшие цепи питания;

  • размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

  • пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты;

  • описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы;

  • различать в описании опыта или наблюдения: цель, условия его проведения и полученные результаты.


Учебно-тематический план:

№ раздела/

темы

Название раздела темы

Количество

часов

В том числе

Контрольных работ

Экскурсии

Лабораторных работ

1

Введение. Общее знакомство с растениями.

7

2

1

2

Клеточное строение растений

4

2

3

Органы цветковых растений

18

1

7

4

Основные процессы жизнедеятельности растений

11

1

5

Основные отделы царства растений

10

1

5

6

Историческое развитие Растительного мира на Земле.

4

7

Царство Бактерий

3

8

Царство Грибы. Лишайники.

3

1

9

Природные сообщества.

7

10

Заключение по курсу биологии 6 класса.

3

3

Итого

70

1

7

17

Первая четверть

17

2

5

Вторая четверть

14

2

5

Третья четверть

20

5

Четвертая четверть

17

1

3

1


Тематическое планирование

(70 часов, 2 часа в неделю)

№ п/п

Тема уроков

Кол-во часов

Дата

проведения

Глав 1. Введение. Общее знакомство с растениями. - 7


1.1

Наука о растениях - ботаника. Мир растений.



2.2

Разнообразие растений. Экскурсия «Мир растений вокруг нас»



3.3

Особенности внешнего строения растений. Лаб. раб. №1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»



4.4

Растение - живой организм.



5.5

Условия жизни растений.



6.6

Четыре среды жизни растений.



7.7

Контрольно-обобщающий урок. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»



Глава 2. Клеточное строение растений - 4 ч.

8.1

Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения растений. Лаб. раб. № 2 «Приготовление микропрепарата»

9.2

Особенности растительной клетки. Лаб. раб. № 3 « Знакомство с клетками растений»

10.3

Жизнедеятельность клетки.

11.4

Ткани растений и их виды

Глава 3.Органы цветковых растений - 18 ч

12.1

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Лаб. раб. № 4 « Изучение строения семени фасоли»

13.2

Условия прорастания семян.

14.3

Значение семян.

15.4

Корень. Внешнее строение корня.

16.5

Внутреннее строение корня. Лаб. раб. №5

« Строение корня у проростка»

17.6

Значение корней и их разнообразие.

18.7

Побег. Строение и значение побега. Лаб. раб. № 6 « Строение вегетативных и генеративных почек»

19.8

Развитие побегов из почек растения

20.9

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Лаб. раб. №7 « Внешнее строение листа»

21.10

Значение листа в жизни растений.

22.11

Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение. Лаб. Раб. № 8 « Внешнее и внутреннее строение стебля»

23.12

Видоизменения побегов. Лаб. раб. №9 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

24.13

Цветок - генеративный орган, его строение и значение. Лаб. раб. №10 «Типы соцветий»

25.14

Цветение и опыление растений.

26.15

Соцветия, их биологическое значение

27.16

Плод. Разнообразие и значение плодов.

28.17

Растительный организм как живая система.

29.18

Контрольно-обобщающий урок. Экскурсия «Жизнь растений зимой»

Глава 4. Основные процессы жизнедеятельности растений. - 11 ч

30.1

Минеральное ( почвенное) питание растений.

31.2

Воздушное питание растений - фотосинтез

32.3

Космическая роль зелёных растений.

33.4

Дыхание и обмен веществ у растений

34.5

Значение воды в жизнедеятельности растений

35.6

Размножение и оплодотворение у растений

37.6

Вегетативное размножение растений

38.7

Использование вегетативного размножения человеком. Лаб. раб. №11«Черенкование комнатных растений».

39.8

Рост и развитие растительного организма.

39.10.

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды

40.11

Контрольно-обобщающий урок

Глава 5. Основные отделы царства растений - 10 ч

41.1

Понятие о систематике растений.

42.2

Водоросли и их значение. Лаб. Раб. № 12 «Знакомство с одноклеточными водорослями»

43.3

Многообразие водорослей.

44.4

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лаб. Раб. № 13 « Изучение внешнего строения моховидных растений»

45.5

Плауны. Хвощи. Папоротники. Лаб. раб. № 14 « Изучение внешнего строения представителей хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных».

46.6

Отдел Голосеменные. Лаб. Раб. № 15 « Изучение внешнего вида хвойных растений»

47.7

Отдел Покрытосеменные. Лаб. Раб. № 16 « Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»

48.8

Семейства класса Двудольные.

49.9

Семейства класса Однодольные.

50.10

Контрольно-обобщающий урок. Экскурсия «Представители отделов Царства растения в школьной аллеи. Весеннее пробуждение»

Глава 6.Историческое развитие Растительного мира на Земле. - 4 ч.

51.1

Понятие об эволюции растительного мира на Земле

52.2

Эволюция высших растений

53.3

Многообразие и происхождение культурных растений

54.4

Дары Старого и Нового Света.

Глава 7. Царство Бактерий. - 3 ч

55.5

Бактерии. Общая характеристика, строение.

56.6

Многообразие бактерий.

57.7

Значение бактерий в природе и в жизни людей.

Глава 8. Царство Грибы. Лишайники. - 3 ч

58.1

Царство Грибы. Общая характеристика. Лаб. раб. № 17 « Изучение строение плесневых грибов»

59.2

Многообразие и значение грибов.

60.3

Лишайники. Общая характеристика и значение.

Глава 9. Природные сообщества. - 7 ч

61.1

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

62.2

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

63.3

Смена природных сообществ.

64.4

Многообразие природных сообществ

65.5

Подготовка к итоговой контрольной работе

66.6

Итоговая контрольная работа

67.7

Жизнь организмов в природе.

Глава 10. Заключение по курсу биологии 6 класса. - 3 ч

68.1

Экскурсия «Жизнь растений в весенний период»

69.2

Экскурсия «Парк как природное сообщество»

70.3

Экскурсия «Весна в жизни природного сообщества»



Дополнительная литература для учителя:

1) И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2009

2) Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы.. Нестандартные уроки. Волгоград. «Учитель» 2005г.

3) В.Н. Ярыгина. Для поступающих в ВУЗы. - М. «Высшая школа»2001г.

4) Н.А. Калиничев. Для школьников и абитуриентов с тестовой хрестоматией. Брянск 2006 г.

5) А. В. Суханова. Тетрадь для лабораторных работ. М. «Интеллект-Центр» 2003 г.

6) Л.Д. Парфилова. Уроки биологии 6 - 7 классы. М.: «Творческий центр» - 2003 г.

7) Н.А. Калиничев. Твой биологический минимум. Брянск,2004 г.

8)Развернутое тематическое планирование по программе И.Н. Пономарёвой 5-11 классы. О.П. Дудкина. Волгоград: Учитель,2011 г.

для учащихся:

1) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. - 464 с.: ил.;

2) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. - 400 с.: ил.;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. - 480 с.: ил.;

4) Иллюстративная энциклопедия для детей. Книжный клуб. Харьков, Белгород,,2008 г.

5)Определитель растений. А.Д. Булохов, Э.М. Величкин. Брянск,1998 г


Литература


  1. Рабочие программ мы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, образцы контрольно-измерительных материалов, Москва, «Глобус», 2007

  2. Биология. 6 класс учебник И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Москва, «Вентана - Граф» 2008

  3. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, Москва, «Вентана - Граф» 2008

  4. Биология 6 класс. Олимпиады, В.В. Асеева, Волгоград «Корифей», 2007

  5. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, Москва, «Интеллект- Центр», 2005

  6. Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. Н,А, Селезнёва, О.А. Пустохина, Е.В. Трахина, Волгоград, «Учитель», 2008

  7. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы, Г.И. Лернер, Москва, «Эксмо», 2007

  8. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, 6 класс, рабочая тетрадь. Тестовые задания к основным учебникам. Москва, «Эксмо», 2007

  9. Программы. Природоведение. Биология. Экология. Москва Издательский центр « Вента - Граф» 2008.


4


© 2010-2022