• Преподавателю
  • Биология
  • Формирование ИКТ-компетенций учителя и учащихся в аспекте требований ФГОС основного общего образования

Формирование ИКТ-компетенций учителя и учащихся в аспекте требований ФГОС основного общего образования

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование ИКТ-компетенций учителя и учащихся в аспекте требований ФГОС основного общего образованияФормирование ИКТ-компетенции учащихся на уроках биологии

Библиографическое описание: Лыкова И. В. Формирование ИКТ-компетенции учащихся на уроках биологии [Текст] / И. В. Лыкова // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 939-941.

Ключевые слова: ИКТ-компетенции, информационно-коммуникационные технологий (ИКТ), активные методы обучения.

В современном обществе, исходя из стандартов второго поколения, ИКТ-компетенцией должны обладать все учащиеся школы. Большинство педагогов до сих пор считают, что данную компетенцию должен и может сформировать только учитель информатики. Так ли это на самом деле?

Как же трактует ИКТ-компетенцию учащихся ФГОС? ИКТ-компетентность - это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

В III разделе ФГОС «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» прописано, что программа развития универсальных учебных действий(программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и развитиекомпетенции обучающихсявобласти использованияинформационно-коммуникационных технологийна уровне общего пользования, включаявладениеинформационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основамиинформационной безопасности, умением безопасного использования средствинформационно-коммуникационных технологий(далее - ИКТ) исетиИнтернет [3,c.30].

Таким образом получается, что отвечает за формирование ИКТ-компетенции не только учитель информатики, но и все остальные педагоги, работающие в школе.

Поэтому я в своей работе, по формированию ИКТ-компетенции учащихся на уроках биологии, выделила несколько достаточно эффективных средств (опираясь на работы Погодиной И. А., кандидата педагогических наук) [2,c.60]:

1) компетентностная интерпретация содержания образования и его результатов;

Похожая статья: Особенности организации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии

2) применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе курса «Биология», проектирование уроков на основе ИКТ;

3) использование активных методов обучения на уроках биологии;

Остановимся подробнее на последних двух пунктах.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии позволяют максимально индивидуализировать обучение, создают все необходимые условия для самостоятельной работы учащихся, повышают мотивацию к изучаемому предмету, способствуют выработке самооценки у обучаемых, тем самым создают достаточно комфортную для ребенка среду обучения [1,c.72]. Чаще всего в рамках своих уроках использую:

- мультимедийные презентации (подготовленные мной или учащимися)- все чаще используем для составления презентаций сервис Prezi, ведь при его помощи получаются удивительные, динамичные, «летающие» презентации;

- использование образовательных порталов в сети Интернет для поиска информации необходимой к уроку (как самим педагогам, так и учащимися по заданной тематике);

- участие в интернет олимпиадах по биологии;

- подготовка и организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (например, используя обучающую площадку;

- использование ИКТ технологий во внеклассной и внеурочной деятельности по биологии;

Похожая статья: Организация проектной деятельности как средство развития исследовательских умений учащихся 7 класса на уроках биологии

- работа с интернет-технологиями на основе сервисов Web 2.0 (создание фотоальбомов по определенной тематике в Panoramio, составление опорных схем или интеллект карт в MindMeister, работа по созданию интерактивных плакатов в Glogster, размещение познавательной информации в блог учителя, создание мини-сайтов учащимися по определенной тематике, участие) [3,c.28].

- работа с ЭОРами и ЦОРами по биологии и т. д.

Использование активных методов обучения на уроках биологии подразумевает, прежде всего, увеличение познавательной активности учащихся, усиление их интереса и мотивации, развитие способности к самостоятельному обучению.

Чаще всего на своих уроках я применяю следующие методы активного обучения:

Таблица 1

Методы активного обучения на уроках биологии в средней школе

Метод

Характеристика

Пример использования

Метод проектов

Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Исследовательская работа

«Влияние фитонцидов растений на рост и размножение плесневых грибов», «Воздействие антисептиков на микроорганизмы», «Польза или вред газированных напитков» и т. д.

Мозговой штурм

Является элементом технологии развития критического мышления. Происходит в небольших группах и направлен на генерацию большего количества идей. Ни одна идея не должна быть отвергнута.

Урок в 7 классе по теме Класс Пресмыкающиеся, мозговой штурм по теме «Гипотезы вымирания динозавров».

Баскет-метод

Во время урока происходит имитация какой - либо ситуации.

Например, в 6 классе, при изучении темы «Многообразие растений и животных», ученику предлагается выступить в роли экскурсовода по «музею Природы» или при изучении темы «Система кровообращения, в 8 классе, учащимся предлагается «стать врачом - кардиологом» и исследовать проблему «Влияния алкоголя и табака на работу сердца».

Тренинги

Практическая отработка каких-либо навыков по определенной теме.

Тренинги в 8 классе: «Оказания первой медицинской помощи при переломе», «Оказание первой медицинской помощи при кровотечении» и т. д.

Деловые игры

Метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной деятельности. Как правило используется на уроках в 9-11 классах.

11 класс, деловая игра «Современные проблемы экологии Свердловской области», «Человек. Природа. Земля», «Генетика и медицина» и т. д.

Таким образом, развитию ИКТ-компетенции учащихся должны способствовать все педагоги школы. Наиболее эффективными средствами по формированию этих компетенций, на мой взгляд. Являются активные методы обучения и применение ИКТ технологий на уроках.

Литература:

1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании («ИТО-Екатеринбург-2011"): мат. V Международной науч.-практ. конф., проводимой в рамках Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании», 12-13 мая 2011 г. / Минобрнауки России, Правительство Свердл. обл., ГБОУ ДПО СО «ИРО», Киевский обл. ин-т последиплом. образования пед. кадров, АНО «Информационные технологии в образовании»; отв. ред. вып. Л. И. Долинер. - Екатеринбург: [ИРО], 2011. - 540 с.

2. Погодина И. А. Информационно-коммуникационная компетенция учащихся: проблемы и модель формирования // Открытое и дистанционное образование. 2009. - № 4 (36). - С. 58-63.

3. Шпарута, Н. В. Современные сервисы Интернет в педагогической практике (Web 2.0): учебно-методические материалы для для слушателей образовательной программы / Н. В. Шпарута, И. А. Волкова, Н. Ю. Сероштанова; ГБОУ ДПО СО «Ин-т развития образования», Каф. информационных технологий в образовании. - Екатеринбург: ИРО, 2012. - 117 с. - Библиогр.: с. 117 (16 назв.).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии для формирования ключевых компетенций учащихся

  • Лозинская Татьяна Марьяновна, учитель биологии

Разделы: Преподавание биологии

В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности.

Но что же такое "компетенция". В книге "Мониторинг качества образования" авторы пишут: "Кажется решенным, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря учению".

Что же значит - "ключевые компетенции"? Наиболее общее определение этого термина: ключевая компетенция - это определяющая компетенция, потому что она соответствует условиям реализации до определенной степени универсальным.

В условиях перестройки системы образования, по мнению Кальнея В. А. и Шишова С. Е. невозможно точно определить перечень ключевых компетенций, можно говорить лишь о некоторой совокупности компетенций. Например: для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

  • коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

  • информационная - владение информационными технологиями;

  • автономизационная - способность к самоопределению, самообразованию;

  • социальная - умение жить и работать в коллективе;

  • нравственная - способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.

Педагог на уроках биологии способен развивать данные ключевые компетенции, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности. Для развития ключевых компетенций на уроках биологии необходимо: создание условий, апробирование и внедрение информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета. Для развития коммуникативной, информационной, автономизационной, социальной компетенций мной была разработана и успешно использовалась типология заданий с использованием интегрированных способов учебной деятельности: терминологические диктанты, задания на классификацию, интерпретировать текст в графическое изображение в схему, таблицу или слайд, задания на сравнения и сопоставление, составление характеристик, составить конспект, план ответа по материалам сайта, статьи, задания, связанные с мыслительными операциями синтеза, анализа, оценки.

Данные задания использовались для обработки информации на компьютере, в качестве самостоятельных или проверочных работ, в качестве опережающих домашних заданий и так далее.

На бинарных уроках (биология + информатика) мы сочли нужным опираться на интегрированные способы деятельности и отслеживать умения учащихся в обработке информации на уроке, при выполнении домашнего задания, при проведении исследования и оформлении результатов. Оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ формируют положительную мотивацию к изучению биологии. Использование данных технологий для отслеживания качества результата образования позволяет: отслеживать умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки;

отслеживается динамика овладения способами обработки информации; повышается интенсивность мыслительной деятельности; развивается и проверяется скорость и качество мыслительных операций; происходит формирование информационной, коммуникативной компетенций; повышается мотивация, так как учащиеся привлекаются к подготовке уроков, заданий; происходит интеграция способов учебной деятельности, проверяются как специальные, так и общеучебные навыки.

В течение двух лет проводится компьютерный мониторинг по биологии с целью проверки биологической грамотности, умения классифицировать, работать по аналогии. Кроме этого, такая форма позволила ребятам организовать свои собственные приемы обучения, организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, а также противостоять неуверенности в новой ситуации.

Метод проектов позволяет учащимся обрести бесценный опыт аналитической и исследовательской деятельности в группах, возможность реализовать свои способности.

Хотелось бы отметить и предметные игры, оформленные в электронном варианте. Они позволяют проверить предметные знания, коммуникативные навыки, адекватность самооценки и уровень притязаний.

Мною использовались следующие ИКТ: компьютерное тестирование, метод проектов Intel "Обучение для будущего", уроки и игры с использованием интерактивной Smart-доски, Интернет-уроки, разработаны серии уроков или фрагменты к ним по биологии в программе Power Point (Приложение 1), используются электронные учебники, энциклопедии и практикумы, создаются презентации и буклеты. Использование умений работать на компьютере при проведении интегрированных уроков, проектов, интеллектуальных марафонов, НПК способствует созданию ситуации успеха у моих учеников, повышают их мотивацию.

Следует признать, что объективно оценить уровень сформированности компетенций невозможно, но, принимая положение "Ключевые компетенции проявляются в форме умений и навыков", можно по набору умений и навыков отследить личностный рост ребёнка. Мной были выделены следующие критерии оценки: уровень сформированности коммуникативных действий учащихся; уровень коммуникативных умений и навыков при групповой работе; уровень владения интегрированными способами учебной деятельности; типы мотиваций к изучению биологии и отношение к эксперименту; качество результата образования.

Для данной педагогической деятельности по внедрению ИКТ необходимо формирование особых условий.

На сегодняшний день данные условия в нашей школе созданы. Организовано информационно-образовательное пространство: компьютерный парк, программное обеспечение, локальная сеть с выходом в Интернет, электронный журнал, школьный сайт. Педагогам и учащимся обеспечен свободный доступ к рабочему месту, оборудованному компьютером. Создан образовательный ресурс: медиатека, её фонд насчитывает около 30 электронных пособий и учебников по биологии; создается банк тестов, проектов, контрольно-измерительных материалов, разработок уроков.

Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.

Список литературы:

  1. Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999.

  2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе иформационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Применение ИКТ на уроках биологии как средство формирования ключевых компетентностей школьника

Материалы к урокам Комментарии (1)

Яндекс.Директ

Готовые презентации на все темыОгромный каталог презентаций,более 264 890 000 презентаций,поиск. Заходите!naidipresentations.comСкрыть объявление

Спасибо. Объявление скрыто.

В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 г.г. первой задачей указано «совершенствование содержания и технологий образования». Предполагается внедрение государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода, новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы. ИКТ позволяют:

  • представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;

  • выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;

  • мобилизовать внимание обучаемого;

  • печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

  • выходить в мировое информационное сообщество;

  • использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.

Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В этом случае можно говорить о формировании ключевых компетентностей.

Компетентность - это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.

Компетентностный подход позволяет:

  • согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;

  • облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении;

  • разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;

  • не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;

  • подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже.

Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. По классификации, предложенной ученым А.В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:

  • учебно-познавательные;

  • информационные;

  • коммуникативные;

  • общекультурные;

  • компетенции личного самосовершенствования;

  • социальные.

Использование компьютерных технологий на уроках биологии позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Формирование коммуникативной компетенции обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Для более эффективного процесса обучения необходимо внедрение новой технологии. Ею стала информационно-коммуникационная технология.

Расскажу, в какой последовательности я строила свою работу по созданию мультимедиа урока. Этапы работы можно выделить следующие:

  • Поиск наглядности, аудио - и видеоматериалов в соответствие с темой урока («складывание» в отдельную папку).

  • Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе Power Point.

  • Вставка текстовой информации, таблиц, схем.

  • Оформление слайдов, анимация, навигация.

Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:

  • Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)

  • Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)

  • Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).

В процессе работы я поняла, что использовать данную технологию можно не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности.

Итак, использование ИКТ заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Школьники под руководством учителя тоже отрабатывают навык составления конспектов, который им пригодится в будущем. Кроме этого необходимо сказать о целесообразности использования компьютера в учебном процессе вообще, так как это дает детям:

  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности;

  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

  • развитие познавательных способностей и мотивации учения;

  • возможность быстро усваивать сложный материал (в корне изменяется качество и содержание урока);

ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:

  • фотографии животных, растений, известных людей и др.,

  • отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,

  • схемы и таблицы,

  • тесты, кроссворды для проверки знаний,

  • видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы» и др.,

  • аудиозаписи «Голоса животных;

  • музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.

В результате работы можно сделать общие выводы о возможности применения ИКТ на уроках:

  • Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения.

  • Использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии.

  • Использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.

  • ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники.

  • Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.

  • Применение ИКТ на уроках позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме.

  • Систематичное и активное использование ИКТ на уроках биологии приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.

Информационная и коммуникационная компетентность педагогов как необходимое условие внедрения нового ФГОС

«…если все учителя - предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки. Ребенок должен осознавать необходимость информационно-коммуникационных технологий при изучении других предметов, а эту мотивацию ему может создать только учитель-предметник. Только тогда мы достигнем успеха в решении поставленной перед нами задачи …»
В.А.Болотов

Основная цель перехода на федеральные государственные стандарты второго поколения состоит в достижении нового качества образования - качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России. Масштабные национальные проекты в сфере образования ставят задачи активного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы. Для обучения, воспитания и развития поколения, растущего в условиях информационно насыщенной среды необходимы изменения в системе образования, ее информатизация. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения средств ИКТ - это информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний, новые виды коммуникации - чаты, форумы, электронная почта, телеконференции и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.
Стремительное развитие и появление все новых возможностей использования компьютера в образовании заставляет искать различные подходы к организации процесса повышения квалификации учителей в сфере ИКТ. Задача формирования и развития ИКТ-компетентности педагогов стоит на всех уровнях государственной системы педагогического образования, а также в ряде негосударственных структур, занимающихся подготовкой учителей в области ИКТ (Институт «Открытое общество» - фонд Сороса, Федерация Интернет Образования, Intel и др.). Тем не менее, реальная обстановка в школах сейчас такова, что, несмотря на широкое вхождение ИКТ в школьную практику, одной из основных причин, тормозящих процесс информатизации образования, является именно недостаток кадров, владеющих новыми технологиями и способных включать их в свою профессиональную деятельность. Так, по данным отдела информатизации МОУ ДО «Центр развития образования» 70% педагогов школ города владеют компьютером на уровне базового пользователя. В условиях широкого применения новых информационных технологий и различной компьютерной техники в образовательном процессе, этих знаний учителю оказывается недостаточно.
В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении ИКТ-компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.
Отрадно, что и педагоги это тоже понимают. Анкетирование «ИКТ-активность педагога», проведенное в нашем образовательном учреждении показало, что 95% педагогов коллектива испытывают потребность в повышении уровня владения ИК-технологиями. Среди причин личной заинтересованности педагогов следующие: эффективность работы коллег, использующих ИКТ в работе; желание соответствовать статусу современного учителя; переход на новый уровень педагогического мас¬терства.
Что же должен знать и уметь современный учитель в области ИКТ-технологий? Чему современный учитель должен научить своих учеников? Наконец, как определить ИКТ - компетентность учителя и ее уровень?
Анализ приведенных публикаций [1], [5], [6], [8], [10], [11] позволяет сделать вывод о многоплановости понятия «информационная компетентность».
М.Б Лебедева и О.Н. Шилова рассматривает компетентность, как «взаимодействие знания и опыта в той или иной области, позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков» [6, с.96].
Н.И.Гендина понимает информационную компетентность как способность личности ориентироваться в потоке информации, как умение работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, как умение на основе полученного знания конкретно и эффективно решать какую-либо информационную проблему. Информационная компетентность рассматривается данным автором и как основополагающий компонент информационной культуры, которая, в свою очередь, является частью общей культуры личности [3, с.6].
Профессором Е.К. Хеннером информационная компетентность понимается как совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям (ИТ), а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью ИТ. В соответствии с этим, информационная компетентность складывается из трех компонентов: знать, уметь пользоваться, уметь применять в учебной деятельности [11, с.7].
По-мнению других ученых (Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В.) информационно-коммуникационная компетентность современного преподавателя, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образования, это:
- способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;
- особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ [8, с.12].
В рамках проекта ИСО, информационно-коммуникационная компетентность учителей определяется как способность использовать информационные и коммуникационные технологии для определения, доступа к информации, управления и оценки, а также ее интеграции и передачи, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях [7, с. 23].
Нам близка позиция отечественных ученых и практиков (Л.Н.Горбунова, А.М.Семибратов) о том, что информационно-коммуникационная компетентность учителя - это совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения информационным технологиям, а также готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности, это обладание ИКТ-компетенцией, или уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности.
Выделяют три уровня владения ИКТ-компетенциями (рис.1):Формирование ИКТ-компетенций учителя и учащихся в аспекте требований ФГОС основного общего образования
Рис.1. Уровни владения ИКТ-компетенциями.
- базовый - на данном уровне накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью; применение ИКТ на данном уровне минимально (владение общими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде, представление информации средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска информации в сети Интернет и т.д., выбор способа сетевого взаимодействия, наиболее соответствующего характеру проблемы);
- технологический (на данном уровне ИКТ становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности: оценка потенциала Интернет-ресурсов, степени их интерактивности и информативности с позиций предметной области; анализ программных средств и ресурсов сети с учетом основных технологических, экономических, эргономических и технических требований; оценка качества, средств и форм представления в Интернет программно-технологического и информационного обеспечения и др.);
- практический (профессиональный) - на данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности [9].
В соответствии с трехуровневой моделью ИКТ-компетенции у преподавателя-предметника мы выделяем:
I уровень (базовый) - инвариант знаний, умений и опыта, необходимый преподавателю-предметнику для решения образовательных задач средствами ИК-технологий общего назначения;
II уровень (технологический, предметно-ориентированный) - освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
III уровень (психолого-педагогический, методический, творческий) - разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач.
Как же вывести учителя на второй, а в идеале на третий уровень?
В последние годы широко развернута система обучения педагогов ИК-технологиям. Существуют различные проекты, курсы повышения квалификации, благодаря которым педагоги могут научиться использовать базовые информационные технологии в своем повседневном труде. Однако не все учителя, освоившие ИКТ, могут эффективно использовать полученные знания и навыки в профессиональной педагогической деятельности, так как владение персональным компьютером на уровне пользователя не сопровождается разработкой педагогических основ организации обучения с использованием компьютерной техники и не означает умения эффективно использовать персональный компьютер в решении профессиональных задач. В сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов и предоставления новых образовательных сервисов, в том числе, сетевых. Поэтому процесс подготовки учителей к использованию ИКТ не может носить только единовременный и краткосрочный характер (традиционно учителя повышают квалификацию 1 раз в пять лет). Если же цель - привить информационную грамотность всему педагогическому коллективу, повысить имеющийся уровень информационно-коммуникационной компетентности коллектива, то обучение необходимо организовать в стенах родной школы.
Процесс обучения, на наш взгляд, может быть представлен несколькими этапами.
На первом этапе происходит повышение формирование и развитие базовой ИКТ-компетентности, т.е. формирование оптимального инварианта знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя.
Второй этап связан с подготовкой тьютора, наставника обучения (педагога-тьютора или учителя-тьютора), который должен обладать организационно-управленческой ИК-компетентностью, рассматриваемой как способность и готовность передать свои знания в сфере ИКТ коллегам и учащимся. Роль тьютора в процессе повышения ИК-компетентности значительна и многообразна. Позицию тьютора может занимать методист, руководитель методического объединения, завуч, выполняющий методическую функцию. В нашей школе в эту группу входят, прежде всего, учителя информатики, и педагоги, владеющие технологиями на достаточном уровне. Предназначение тьютора в системе повышения информационно-коммуникационной компетентности определяется задачей подготовки педагогов, обладающих компетенцией технологического уровня.
На следующем этапе осуществляется формирование предметно-углубленной ИКТ-компетентности учителя, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вторым, так и за первым этапом, не каждый учитель-предметник может и должен выполнять роль тьютора). Обладание предметно-углубленной компетентностью позволяет учителю стать педагогом-консультантом.
Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ-компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого межшкольного взаимодействия и т.п.
О присвоении учителем информационной компетентности второго уровня можно судить на основе анализа его практической деятельности, которой присущи, в этом случае, следующие особенности:
• внутренняя мотивация, потребность и готовность к проведению уроков с использованием ИКТ;
• осознанное перенесение полученных теоретических знаний и практических навыков в практическую педагогическую деятельность в целом, что способствует развитию профессионально-педагогической компетентности учителя;
• использование готовых мультимедиа - программ в учебном процессе, образовательных ресурсов Интернет, в том числе ЦОР единой коллекции (ЕКЦОР), внедрение ИКТ и ресурсы сети Интернет в различные этапы традиционного урока;
• общение в сетевых сообществах, пользование социальными сервисами;
• создание и использование в учебном процессе собственных простейших и имеющихся программных продуктов, образовательных сайтов.
• применение новых технологических решений в учебном процессе: телеконференции, видеоконференции, цифровые, интерактивные доски и др.
Нерешенных вопросов еще много и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих проблем, для того, чтобы процесс формирования информационной компетентности всех участников образовательного процесса был не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии - это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя.
«…технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя». Председатель директоров Intel Крейг Баррет.
Литература.

1. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая Семерка (Б 7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для тестирования учителей.- М., 2007 - 56 с.
2. Гендина Н.И. Информационная культура личности в контексте формирования общества знаний [Электронный ресурс] / eilc2005.c-bit.ru/reg.php?action=get-doctxt&id=44.
3. Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. Кемерово, 1999. С. 6-7.
4. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. Кемерово: КемГАКИ, 1999. 146 с.
5. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2) [Электронный ресурс] / asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/index.html).
6. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать //Информатика и образование. - 2004 - №3. - с.95-99.
7. МС ИСО серии 9000:2000.
8. Отчет «ИКТ-компетентность в мировой практике. Показатель ИКТ-компетентности учащихся и работников образования как индикатор результативности Проекта ИСО». - М.: НФПК, 2005.
9. Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников// [Электронный ресурс] belpc.ru/krirpo/index.php]
10. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: Практическое руководство. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 406 с.
11. Хеннер Е. К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. 2004. №12. С. 5 - 9.

© 2010-2022