- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юрченко Т.Н. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная цель совершенствования российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает приведение содержания образования в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные организации должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечить возможность успешной социализации.
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
-
Лапшина В. И. Биология. Рабочая программа по учебному предмету. 5-9 кл.: учебно-методическое пособие \ В. И. Лапшина, Д. И. Рокотова, В. А. Самкова. Шереметьева. М.: Академкнига,2015.
-
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждение Брянской область на 2015-2016 учебный год
-
Нормативных документов МБОУ «Витовская оош» на 2015-2016 учебный год.
-
Учебного плана и годового календарного учебного графика МБОУ «Витовская оош» на 2015-2016 учебный гол.
-
Приказа МИНОБРНАУКИ от 23.11.2009 г. № 655
-
Самкова М. А. Биология 5 кл.: учебник \ В. А. Самкова, Д. И. Рокотова. - стереотип. - М.: Академкнига \ Учебник, 2015
Цели :
-
социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
-
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
-
ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
-
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
-
овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
-
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;
Задачи:
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
В программу 5 класса были внесены следующие изменения.
Резервное время 5 часов было распределено: 3 часа уроки повторения и обобщения по теме. Это позволит обучающимся закрепить свой знания и навыки по данным темам и выявить уровень знаний и умений, обучающихся по данным темам; 2 часа на проектную деятельность. Проект «Биологические иллюстрации»
Проект «Азбука экологической культуры» Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся.
Специфика курса «Биология» структурировано в соответствии с тремя основными содержательными линиями: многообразие и эволюция органического мира; уровневая организация живой природы; биологическая природа и социальная сущность человека. Даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Учебный предмет «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создает условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. В основу реализации содержания предмета положен системно-деятельный подход. Для вовлечения учащихся в разнообразную учебную деятельность и для активного получения знаний в курс включены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений и экспериментов. Это дает возможность повысить мотивацию к изучению предмета, сформировать интерес и обучить приемам самостоятельной творческой деятельности, направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, способствовать развитию любознательности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания человеком. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования - повышение качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой, создать фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.
Рабочая программа по биологии создана на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование - это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В данном курсе соблюдается преемственность с курсами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов, выделенных на изучение каждого раздела курса.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях, вступать в диалог и т.д.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В ОБЩЕМ ПЛАНЕ И В КУРСЕ
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. 35/70 ч, 1/2 ч в неделю (5 класс);
Биология. 35/70 ч, 1/2 ч в неделю (6 класс);
Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 280-350 ч.
По учебному плану 35 ч., 1ч. в неделю.
Содержание кукрса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Биология» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Описание ценностных ориентиров (Предметные, метопредметные и личностные результаты обучения)
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
-
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
смысловое чтение;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
-
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
-
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
-
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
-
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
-
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
-
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
-
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание предмета
Введение (1/2 ч)
Самое удивительное на планете - это жизнь. Земля - живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу (7/14 ч)
Познание - процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека - постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие - процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
Естествознание - система знаний о природе. Биология - дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.
Научные методы познания. Наука - один из способов познания человеком* окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке - важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований*.
Опыт с элодеей (работа в группе).
Измеряем рост (работа в группе).
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
основные методы биологических исследований;
основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;
значение микроскопа для биологических исследований.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в жизни человека;
объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;
приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;
описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (13/26 ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Биологические системы - живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления - изменения в биологических системах.
«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера - живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.
Вид - единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция - совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм - неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни - существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.
Клетка - наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы - особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, Структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы
Изучаем кожу (индивидуальная работа).
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
что означает понятие «система»;
взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;
какие явления называют биологическими;
уровни организации жизни;
от чего зависит устойчивость биосферы;
структуру экосистем и популяций;
что такое вид;
в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;
основные возрастные периоды в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры природных и искусственных систем;
описывать особенности биологических систем;
приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;
доказывать единство организма и окружающей среды;
описывать принципиальное строение клетки;
давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;
объяснять уникальные особенности вирусов.
Тема 3. Жизнь на Земле - явление космическое (5/10 ч)
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора - о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих - точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.
Человек разумный - один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Демонстрация
Репродукции картин 3. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
-
наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;
-
современные точки зрения о происхождении человека;
-
место человека в системе живой природы;
-
сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;
-
находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;
-
приводить примеры биологических ритмов.
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4/8 ч)
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) - разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая - Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Демонстрация
Изображения животных, вымерших за последние 200- 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
-
что такое биологическое разнообразие;
-
почему необходимо сохранять биоразнообразие;
-
какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие - к социальной;
-
главные причины исчезновения видов;
-
основные положения азбуки экологической культуры;
-
почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;
-
различать виды потребностей;
-
приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
-
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
-
ставить учебную задачу под руководством учителя;
-
составлять план выполнения учебной задачи;
-
работать в соответствии с поставленной задачей;
-
систематизировать и обобщать разные виды информации;
-
составлять простой и сложный план текста;
-
участвовать в совместной деятельности;
-
работать с текстом параграфа и его компонентами;
-
узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.
Личностные результаты
-
Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;
-
соблюдение правил поведения в природе;
-
осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
-
формирование любви к природе;
-
развитие эстетического восприятия живой природы;
-
формирование ответственного отношения к учению, труду;
-
умение слушать и слышать другое мнение;
-
формирование основ экологической культуры.
Резервное время - 5/10 ч.
Тематическое планирование
№ урока по порядку
Дата проведения
Тема урока с указанием часов
Основные виды деятельности обучающихся
Фактическая дата проведения урока
Введение - 1 час
Самое удивительное на планете - это жизнь.
Приводит доводы, подтверждающие справедливость высказывания «Жизнь на Земле - величайшее чудо». Объясняет, с помощью какого опыта Ф. Реди доказал невозможность самозарождения живых организмов
Тема 1. Человек изучает живую природу - 8 часов
Познание - процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира.
Объясняет роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой.
Биология дисциплина изучающая объекты и явления живой природы.
Дает характеристику науки биологии и объясняет роль биологических знаний в жизни человека. Приводет примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками.
Научные методы познания.
Определяет основные методы биологических исследований.
Наблюдение и эксперимент в биологии.
Описывает условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента. Предлагает эксперимент, с помощью которого можно выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян.
Моделирование в науке - важнейший метод получения новых знаний.
Объясняет, в чем заключается метод научного моделирования. Приводит пример модели из окружающей жизни.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы.
Лабораторная работа № 1 Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Определяет значение микроскопа для биологических исследований. Дифференцирует иллюстрации учебника.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Выполняет лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.
Биологические иллюстрации.
Дифференцирует иллюстрации учебника.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Обобщение и повторение по теме: «Человек изучает живую природу»
Выполняет задания учителя.
Знакомится с дополнительным материалом. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» - 13 часов
Системы природные и искусственные.
Определяет понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводит примеры природных и искусственных систем.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Знакомится с дополнительным материалом. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Биологические системы - живые объекты различной сложности.
Приводит примеры биологических систем, относящихся к каждому уровню.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняет практические и творческие задания. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
«Лестница жизни».
Называет уровни организации жизни. Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняет практические и творческие задания. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Биосфера - живая оболочка планеты.
Разбирает, от чего зависит устойчивость биосферы.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняет практические и творческие задания. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Экосистема.
Знакомится с тем, как устроены и как функционируют экосистемы.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняет практические и творческие задания. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Вид - единица живого мира.
Обсуждает, почему возникло множество различных видов. Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняет практические и творческие задания. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Популяция - совокупность особей одного вида.
Характеризуют структуру популяции.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняет практические и творческие задания. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Организм - неделимая единица живого мира.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Знакомятся с дополнительным материалом.
Единство организма и окружающего мира.
Описывает, как происходит обмен информацией между организмом и внешней средой. Различает факторы живой и неживой природы. Приводит примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на живую природу. Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Развитие организма.
Называет основные возрастные периоды в жизни человека. Определяет возрастную группу, к которой относятся сами. Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Клетка - наименьшая единица живого организма.
Описывают строение клетки. образующие тело человека.
Используя иллюстрации учебника, описывают особенности клеток, образующих различные ткани.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняет практические и творческие задания. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Ткани.
Называют ткани,Называет функции, которые выполняют различные ткани.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняет практические и творческие задания. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Вирусы - особая неклеточная форма жизни.
Объясняет, почему о вирусах говорят, что они находятся на границе живого и неживого. Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Проект «Биологические иллюстрации»
Выполняет творческие задания. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Тема 3. Жизнь на Земле - явление космическое - 5 часов.
Возникновение и развитие жизни.
Определяет понятия, формируемые в ходе изучения темы. Рассказывает, как был установлен примерный возраст Земли. Описывает наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете. Находит известняк.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Знакомится с дополнительным материалом. Выполняет практические и творческие задания. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Работа палеонтологов.
Узнает, как ученые восстанавливают облик древних животных и растений. Обсуждает, можно ли точно восстановить внешний вид древнего животного или растения по ископаемым останкам.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Знакомится с дополнительным материалом. Выполняет практические и творческие задания. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Происхождение человека.
Знакомится с теориями происхождения человека. Обсуждает точку зрения о происхождении человека, которой придерживается большинство современных ученых. Приводит доводы в защиту этой точки зрения.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняет практические и творческие задания. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Человек разумный - один из миллионов видов организмов.
Определяет место человека в системе живой природы. Называет признаки строения человека, которые роднят его с человекообразными обезьянами.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Знакомится с дополнительным материалом. Выполняет практические и творческие задания. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Периодические явления в живой природе. Лабораторная работа № 2
Изучение мела под микроскопом
Приводит примеры ритмов в природе. Называет основные космические ритмы; объясняет, в чем они проявляются. Приводит примеры биологических ритмов.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Выполняет лабораторные, по изучаемой теме. Знакомится с дополнительным материалом. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материал
Обобщение и повторение по теме «Жизнь на Земле - явление космическое»
Тема 4. Человек и развитие жизни на Земле - 4 часа
Биологическое разнообразие - разнообразие жизни всех ее проявлениях.
Определяет понятия, формируемые в ходе изучения темы. Называет основные виды биоразнообразия и приводит примеры. Объясняет, почему необходимо сохранять биологическое разнообразие.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Среда, окружающая человека: природная, социальная.
Определяет, в чем проявляется взаимное влияние человека и окружающей его среды. Сравнивает природную и социальную среду человека. Приводит примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие.
Сравнивает и характеризует биологические и социальные, материальные и духовные потребности человека. Называет потребности, присущие только человеку. Объясняет, каковы главные причины исчезновения видов. Обосновывает опасность разрушения природных экосистем: лесов, болот, степей и др. Обсуждает, почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.
Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку.
Называет отрицательные качества человека, которые приводят к ухудшению экологической ситуации на планете. Объясняет значение основных положений азбуки экологической культуры. Работает с текстом и иллюстрациями учебника.
Проект «Азбука экологической культуры»
Выполняет творческие задания. Работает с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
Обобщение и повторение по курсу
Материально- техническое обеспечение
-
компьютер;
-
мультимедиа-проектор;
-
электронные учебники.
-
комплекты географических карт: физическая карта полушарий, России, мира, и печатных демонстрационных пособий (таблиц, портреты выдающихся географов и путешественников) по географии
-
Лапшина В. И. Биология. Рабочая программа по учебному предмету. 5-9 кл.: учебно-методическое пособие \ В. И. Лапшина, Д. И. Рокотова, В. А. Самкова. Шереметьева. М.: Академкнига,2015.
-
Самкова М. А. Биология 5 кл.: учебник \ В. А. Самкова, Д. И. Рокотова. - стереотип. - М.: Академкнига \ Учебник, 2015