Конспект урока по биологии на тему Шляпочные грибы (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии в 5 классе по ФГОС (УМК Пасечника В.В.)

Шляпочные грибы

учитель биологии и химии МОУ Темповская ООШ Пархалина О.В.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с признаками шляпочных грибов, их строением, многообразием и ролью в природе и жизни человека.

2.Научить распознавать местные виды съедобных и ядовитых грибов.

3.Развивать внимание, творческое воображение.

4.Воспитывать бережное отношение к грибам, к природе, к своему организму.

Цели урока:

1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение шляпочных грибов.

2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов.

3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры;

Предполагаемые результаты:

Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов

Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника.

Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:

  1. научности

  2. доступности

  3. систематичности в обучении

  4. дифференцированного подхода

Здоровьесберегающий аспект урока: реализуется через разные виды деятельности, физкультминутка

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблица «Шляпочные грибы», ПК, проектор, презентация по теме «Шляпочные грибы», учебники, рабочие тетради.

Содержательная часть урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1.Организационный момент

1 мин.

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.


2. Актуализация

4 мин.

Выяснить степень усвоения ранее изученного материала;

На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы. Возьмите, пожалуйста, из конверта карточку №1 и выполните задания. (Приложение №1)

Тест:

А. «Выберите один правильный ответ»

1. Раздел биологии, изучающий грибы это:

А). Дендрология Б). Микология В). Альгология

2. Грибы представляют собой:

А). Отдельную группу растений Б). Отдельную группу животных В). Особую группу живых организмов

3. Грибы отличаются от животных тем, что они:

А). Имеют клеточное строение Б). Всасывают из почвы воду и минеральные соли В). Питаются готовыми органическими веществами

4. С растениями грибы объединяет:

А). Поглощение питательных веществ путем всасывания Б). Способность к фотосинтезу В). Являются автотрофами

5.Мицелий гриба образован:

А). Гифами Б). Спорами

Б. Фронтальный опрос:
1. Как размножаются грибы?

2. Признаки грибов, сближающие их с животными

3. Отличительные признаки грибов от растений?

Отвечают на вопросы теста

оценка и обсуждение результатов

слайд 2


Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий учащихся

3. Мотивация

1 мин.

Загадка: Кто носит шляпу на ноге? (гриб)

А как можно назвать грибы, которые носят шляпки?

Заслушать ответы учащихся

Огласить тему урока. (слайд 3)


Предполагаемый ответ: Шляпочные грибы!


слайд 3

4. Изучение нового материала.

34 мин.

Тема урока: Шляпочные грибы

Формулируем задачи урока.



1.Строение шляпочного гриба.

Раз­ме­ры, вид и форма шля­пок у таких гри­бов может быть раз­лич­ная…

В повседневной жизни мы называем грибами их плодовые тела. У большинства съедобных грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой. Отсюда и их название. Если в том месте, где снят гриб слегка разрыть почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся белые нити - грибницу.

Выполнить лабораторную работу р. т. №50

(на рисунке подпишите части шляпочного гриба)

2.Грибы трубчатые и пластинчатые

Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке они образуют два слоя - верхний, покрытый кожицей, окрашенной разными пигментами, и нижний. У одних грибов нижний слой состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы. Нижний слой плодовых тел других грибов образован многочисленными пластинками. Это пластинчатые грибы.

Закончить выполнение задания №50 в рабочей тетради

(привести примеры пластинчатых и трубчатых грибов)

Заслушать сообщение ученика «Ведьмины круги»

3.Образование спор.

В трубочках или на пластинках шляпки образуются особые клетки-споры, с помощью которых грибы размножаются. Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются и разносятся ветром. Также споры грибов могут разносить белки, зайцы, насекомые. Во влажной, богатой перегноем почве споры грибов прорастают, из них развиваются нити грибницы. Грибница, возникающая из одной споры редко образует плодовые тела. У большинства видов грибов плодовые тела развиваются на грибницах, образованных слившимися клетками нитей, берущих начало от разных спор. Поэтому клетки такой грибницы двухъядерные.

4.Симбиоз грибов и растений

Грибники знают, что подберезовики чаще всего встречаются в березняке, рыжики в сосновых и еловых лесах, а подосиновики - в осинниках. Это объясняется тем, что между определенными видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.

Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз)

Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза)

Физкультминутка. Сейчас мы сыграем в игру называемую: "Ладошки" и одновременно проведём физкультминутку. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать мне своими ладонями и вытянутыми руками.

"Да"- ладони поворачиваете ко мне.

"Нет" - тыльная сторона ладоней,

- Особое вещество в клеточных стенках грибов - это хитин? (да)

- Растения питаются за счёт процесса фотосинтеза? (да)

- Растения по способу питания - автотрофы? (да)

- При фотосинтезе из углекислого газа и воды, на свету растения создают органические вещества? (да)

- Фотосинтез у растений протекает в хлоропластах? (да)

- А как вы думаете, у грибов есть хлоропласты? (нет)

- Грибы способны к фотосинтезу? (нет)

- Грибы питаются готовыми органическими веществами? (да)

5. Грибы съедобные и ядовитые.

Как вы понимаете народную поговорку:

«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут?»

(Не все грибы можно употреблять в пищу. Некоторые из них ядовиты.)

  • Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах?

  • Какие грибы нельзя употреблять в пищу?

  • Какой гриб считают самым ядовитым?

Грибы

/ \

Съедобные Ядовитые



Информацию о съедобных грибах вы найдёте на рис. 44

Информацию о ядовитых грибах вы найдёте на рис. 45

При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (обьяснение). Памятка грибнику (Приложение №2)

6. Выращивание грибов (слайды 33-38)

Плодовые тела многих грибов содержат питательные вещества, полезные для человека. Поэтому некоторые шляпочные грибы издавна выращивают в искусственных условиях.

Во мно­гих стра­нах мира гри­бы куль­ти­ви­ру­ют более 300 лет, и сей­час каж­дый может ку­пить их в ма­га­зине даже зимой.

Рассказ и показ слайдов о разведении и выращивании опят, вешенок, шампиньонов.

Формулируют задачи урока.

1.Познакомиться с признаками шляпочных грибов, их строением, многообразием и ролью в природе и жизни человека.

2.Научиться распознавать съедобные и ядовитые грибы

слайды 4-9

слайд 10






самостоятельная работа

в раб. тетради


слайды 11-23

самостоятельная работа в раб. тетради











слайд 24



слайд 25







слайд 26

слайд 27

рис.42 учебника стр.71


Проговаривают определение вслух






слайд 28











слайд 29

слайды 30-32



Работа с учебником

рис. 44 на стр. 73

рис. 45 на стр. 73

Знакомятся с содержанием памятки грибнику (у каждого на столе)

слайды 33-38

Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные, логические:
синтез как составление целого из частей.



Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации.,

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

  1. Закрепление

3 мин.


Заполним соответствующие пропуски:

1. Главная часть гриба - __________________________

2. По строению шляпки грибы делятся на __________________ и __________________.

3. Чтобы сохранить своё здоровье человеку нужно знать, что грибы бывают _______________ и _________________.

4. Подпишите названия частей шляпочного гриба (Приложение №3)


Самостоятельная работа по карточкам (карточка №2)




Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


6. Рефлексия учебной деятельности

1 мин.

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Я научился…

Меня удивило…

слайд-пауза 39

Выбирают начало фразы и формулируют ответ

Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деяьельности.

7. Домашнее задание

1 мин.

1. В учебнике § 14, вопросы № 1-6.

2. Выполнить задания №51,52 в рабочей тетради


Слайд 40

Записывают д/з в дневник


Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.



© 2010-2022