Конспект урока по русскому языку Правописание безударных гласных 3 класс

  Цель данного урока: развивать умения находить при письме гласные, требующие проверки, и проверять написание  безударных гласных в корне.   Формируемые УУД:   Личностные: формировать  внутреннюю позицию школьника, самооценку,  интерес к познанию русского языка,   Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу; планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать правильность выполнения действий.   Познавательные: осуществлять   анализ, синтез, сравнение средств язык...
Раздел Биология
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Правописание безударных гласных.

Цель: развивать умения находить при письме гласные, требующие проверки, и проверять написание безударных гласных в корне.

Формируемые УУД:

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника, самооценку, интерес к познанию русского языка,

Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу; планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные: осуществлять анализ, синтез, сравнение средств языка; делать выводы, обобщать изученные тайны русского языка.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание и высказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов, слушать мнение других, договариваться о совместной деятельности, соблюдать правила речевого поведения.

1. Оргмомент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в путешествие в страну Грамоты, в город Орфографии. Правит городом Королева Грамматика. Считаете ли вы себя грамотными? Почему?

Девиз нашего урока «Грамоте учиться - всегда пригодится» (слайд 2).

У вас на партах лежат «Листы достижений». В них вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.


  1. Актуализация знаний. Фонетическая разминка.

Дорога предстоит дальняя, поэтому я предлагаю небольшую разминку. Угадайте, какие слова я задумала (Слайд 3)

Правило - орфограмма. В слове - отгадке все согласные звуки твердые.

Корень - суффикс. В задуманном слове все согласные звуки глухие. Приставка - окончание - основа. В каком слове звуков больше, чем букв?


  1. Постановка проблемы и введение в тему урока.

Однажды в городе произошла такая история - повздорили два мальчика. И вот почему. Однажды Ваня прочитал на своем телефоне следующее СМС - сообщение.(слайд 4). А когда он вечером вышел на улицу с мечом, Саша обиделся, так как ждал Ваню играть в футбол.

Как вы думаете, какую ошибку допустил Саша? Почему?

Так какова же тема и цель нашего урока?

4. Наблюдение над гласными, требующими проверки.

Ну что ж, в путь! Чтобы не скучать в дороге, я предлагаю вам разгадать следующие ребусы. (Слайд 5).

Что объединяет все эти слова?

Запишите слова. Назовите «лишнее». Почему?

Назовите гласные, которые в безударном положении требуют проверки.

Всегда ли надо проверять безударную гласную?

Как правильно написать слово, если безударные гласные находятся в приставке или суффиксе? А в корне?

(слайд 6)

Учащиеся формулируют выводы.


  1. Наблюдение над проверочными и проверяемыми словами.

Вот мы и в городе Орфографии. Кому знакомо название города - Орфография?

Перед нами улица Проверочных слов.

Какое слово является проверочным для остальных? Почему?

Запишите сначала проверочное слово, а затем слово, требующее проверки. Каким алгоритмом будете пользоваться? (Работа по вариантам.) (Слайд 7)

Трава, травянистый, травушка, травинка, травяной.

Хвастун, хвастать, хвастливый, хвастунишка.

Пятачок, пятёрка, пять, пятнадцать.

Больница, боль, больной, болезнь, болеть, болячка.

Солонка, солить, соль, солёный, рассольник.

Ледник, лёд, ледниковый, ледяной, наледь, заледенеть.

Чем отличается проверочное слово от проверяемого?

Взаимопроверка.

6. Упражнение в выборе слов на заданную орфограмму. Работа с фразеологизмами.

Королева - Грамматика подготовила для вас сегодня очень много интересных заданий.

Вспомните, из какого стихотворения эти строки? Кто автор? (слайд 8)

Побежал он на перрон,

Сел в отцепленный вагон,

Внес узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном.

◊ Выберите из этого отрывка слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (работа в парах). Учащиеся находят слова, записывают, подбирают проверочные.

◊ Слова на какую орфограмму встречаются еще в данном отрывке?

◊ Подберите подходящий к стихотворению фразеологизм.

Подберите фразеологизмы к иллюстрациям. (слайд9)

◊ Подберите синоним к слову «рассовал», антоним к слову «сел».

7. Упражнение в списывании.

Наше путешествие продолжается. И вот мы на Улице Корней с безударными гласными. (слайд 10 ).

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

Кому знакомо это стихотворение? А автор? Как вы думаете, почему Королева Грамматика предлагает нам отрывки из стихотворений именно этих поэтов - С. Я. Маршака и И. С. Никитина?

Списывание стихотворения (по системе П. С. Жедек).

Предложите задания к данному предложению (дать характеристику предложению, найти главные члены, указать части речи и др.).

8. Физминутка. Зарядка для глаз.

9. Работа с пословицами.

А сейчас я предлагаю свернуть на улицу Пословиц (слайды 11-13).

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Слушай больше, а говори меньше.

Не спеши языком - спеши делом.

Других не суди - на себя погляди.

Найдите в пословицах слова, отвечающие теме нашего сегодняшнего урока. Объясните их написание.

После разбора слова «прячутся» (слайд 12). Дети записывают пословицы, выделяют в словах орфограммы.

Взаимопроверка. (Слайд 13)

10. Упражнение в подборе проверочных слов.

Королева - Грамматика расставила нам на пути опасные «ловушки». Мы должны срочно их обойти. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

(Слайд 14)

Я ружьишко зар..дил

И морковку прор..дил,

В огороде ув..дал,

Как кустарник ув..дал.

Шарик рану зал..зал,

С костью в будку зал..зал.

Он от хол..да др..жал,

Маму воем раздр..жал.

Самостоятельная работа с последующей проверкой

11. Упражнение в исправлении ошибок в тексте.

Сегодня Королева Грамматика была очень возмущена. Оказывается, ей в руки попала тетрадь ученика 3 класса. Просмотрите и вы эту запись (на карточках)

Земой руский лес чюдесен. Снек укрошает пушыстые ветки диревев. Смалистые шышки весят наелях.

Догадались, что же так возмутило Королеву Грамматику? А сейчас возьмите ручки и исправьте все ошибки (работа в парах). Учитель контролирует работу детей.

Каких правил не знает мальчик?

Коллективная проверка.

11. Работа с текстом.

У вас на столах лежат карточки еще с одним заданием от Королевы Грамматики. Посмотрите внимательно, какие правила вы должны вспомнить, чтобы правильно написать этот текст? Озаглавьте текст. Какова его главная мысль? Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

(Работа по вариантам)

◊ В..сной р..ка вышла из б..регов. В..да зал..ла весь луг. По р..ке поплыли б..льшие льдины. На одной из них - телёнок. Он р..вёт от испуга. Надо сп..сать! Р..бята багром зац..пили льдину и пот..нули к бер..гу. Телёнок был сп..сён.

◊ Витя и Саша шли д..мой из школы. Они спустились к р..ке. Мал..чики поб..жали по л..ду. Хру..кий лёд треснул. Витя оч..тился в х..лодной в..де. Он хв..тался за кромку льда, но тонкий лёд кр..шился. Саша помог другу: он выт..щил его на бер..г.

12. Подбор слов на заданную орфограмму.

Наше путешествие подходит к концу. На прощание давайте подарим Королеве Грамматике подарки. В городе Орфографии подарками являются слова. (Дети пишут на карточках фломастерами или маркером слова и складывают карточки в нужную коробку). Работа в группах. (Слайд 15)

Учитель контролирует работу детей.

14. Итог урока. Рефлексивно-оценочный этап.

Наше путешествие подходит к концу. Какие задания вам показались наиболее интересными? А трудными? (с опорой на «Лист достижений»). Покажите Королеве Грамматике, с каким настроением вы возвращаетесь домой ( карточка настроения).

Молодцы! Спасибо! (Слайд 16)


© 2010-2022