- Преподавателю
- Биология
- Программа факультативного курса по биологии 10 класс «Практическая биология»
Программа факультативного курса по биологии 10 класс «Практическая биология»
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Суржик О.А. |
Дата | 11.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 138»
Согласовано
Заместитель директора
по учебной работе
И. Сергиенко
«___» ____________ 2013 года
Утверждаю
Директор ФГКОУ «СОШ № 138»
Т. Холявина
«___» ____________ 2013года
Приказ от «___» ______ 2013года № ___-ОД
Рабочая программа
факультативного курса
по биологии 10 класс
« Практическая биология»
на 2013- 2014 учебный год
Составитель программы:
Суржик Олеся Анатольевна
учитель биологии
первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании методического объединения
Протокол № ____ от «____» ______ 2013г.
Руководитель МО ______________ _______________
подпись расшифровка подписи
г. Трехгорный - 1
2013г
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-
Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и общего и среднего ( полного) общего образования»
-
Письмо Минобразования и науки Челябинской области « Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» от 24.07.2013г. №03-02/5639.
-
Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
Учебный план ФГКОУ « СОШ №138» на 2013-2014 учебный год
-
Положение ФГКОУ «СОШ №138» о рабочей программе
Рабочая программа по факультативному курсу «Практическая биология» составлена на основе примерной программы среднего полного (общего) образования по биологии.
2.2. Место факультативного курса в учебном плане ФГКОУ « СОШ №138»
В соответствии с учебным планом ФГКОУ « СОШ № 138» Программа предусматривает изучение материала в течение 35 часов 1 час в неделю) в 10 классе
Данная программа предназначена для подготовки учащихся старших классов. Её особенность состоит в фундаментальном характере изложения предмета, имеющего цель - сформировать у учащихся биологическое мышление и целостное естественнонаучное мировоззрение.
Факультативный курс «Практическая биология» составлен на базе нескольких модулей: «Молекулярная биология» (автор А.В.Зубрецкая), «Общие закономерности онтогенеза организмов» (автор Н.Н.Сахаров) и «Генетика человека» (автор Ю.В.Филичева).
Данный курс предусматривает изучение теоретических и прикладных вопросов из различных разделов биологии. Успешному освоению материала способствует выполнение лабораторных и практических работ, самостоятельная реферативная работа учащихся по некоторым темам.
Изучение факультативного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.
Большую роль в усвоении курса играют знания, полученные учащимися при изучении других предметов естественнонаучного цикла и общественных дисциплин.
Таким образом, данный курс обеспечивает не только углубление знаний по биологии, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нём, пониманию роли и предназначения современного человека.
Цель курса.
-Обеспечить расширение знаний по разделам «Молекулярная биология», «Закономерности онтогенеза» и «Основы генетики»
Задачи курса.
- Развитие интереса к предмету;
- Показать практическую значимость биологии для различных отраслей производства, селекции, медицины;
- Усвоение основных терминов, понятий по биологии;
- Закрепление навыков проведения лабораторных работ.
Учебно-тематическое планирование
Тема
Количество часов
Лабораторные и практические работы
1. Основы микробиологии
5
3
2. Общие закономерности онтогенеза
8
2
3. Закономерности наследственности
16
9
4. Закономерности изменчивости
7
3
Итого
35
17
Содержание курса.
1.1. Основы микробиологии
Биологические полимеры: белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК. Установление функциональной связи нуклеиновых кислот, белковых молекул, роли НК в передаче наследственной информации.
Пластический обмен. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Клеточная и генная инженерия.
Работы Ф.Мишера, Дж.Уотсона, Ф.Крика, Э.Чаргаффа, Р.Альтмана
1.2. Общие закономерности онтогенеза
Деление клетки - основа размножения и индивидуального развития организмов. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз (его фазы). Репликация молекул ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы. Значение деления клетки.
Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Гаметогенез. Особенности строения гамет. Гуморальная регуляция овуляции. Оплодотворение. Генетические и цитологические особенности способов размножения. Партеногенез и его виды. Работы К.Зибольда, И.Даревского, Л.Астаурова. Партеногенез и человек.
Развитие зародыша (на примере животных). Дробление и его формы. Бластула, гаструла, их типы. Производные зародышевых листков. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека. Жизненные циклы со сменой поколений. Смена ядерных фаз.
1.3. Основы генетики
Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов. История генетики. Основные методы генетики. Моно- и дигибридное скрещивание. Анализ потомства.
Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения.
Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования и его цитологические основы. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов: кодоминирование, эпистаз, полимерия, множественный аллелизм
Генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивания, взаимодействие генов, сцепленное наследование, наследование признаков, сцепленных с полом.
Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность человека.
Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.
Мутации, их причины. Экспериментальное получение мутаций. Генетика популяций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.
Основные требования к знаниям и умениям:
- знание основных понятий, закономерностей и законов в области строения, жизни и развития растительного, животного организмов и человека, развития в целом органического мира;
- умение обосновывать выводы, используя биологические термины, объяснять явления природы, применять знания в практической деятельности.
В результате изучения факультативного курса учащиеся должны:
- решать задачи из различных разделов биологии;
- составлять генеалогические древа;
- знать основные методы генетического анализа;
- объяснять генетическую индивидуальность каждого организма;
- знать важнейшие достижения в области молекулярной биологии и генетики;
- изготавливать микропрепараты и работать с микроскопом;
- осуществлять реферативную работу;
- работать с учебной и научно-популярной литературой; использовать ресурсы сети Интернет и периодических изданий.
Рекомендуемая литература.
1Адельшина, Г.А., Адельшин, Ф.К Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологи.-2 изд., стериотипн.- М.: Планета, 2011.-174
2. Кемп Б., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1986.
3. Энциклопедия «Современное естествознание», т.8. Молекулярные основы биологических процессов. Под редакцией В.Н.Сойфера и Ю.А.Владимирова. М.: Издательский дом Магистр-Пресс, 2002.
4. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. Под редакцией А.О.Рувинского. М.: Просвещение,1993.
5. Сингер М., Берг П. Гены и геномы. М.: Мир,1998.
6. Шевченко В.А. Генетика человека: Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2002.
7. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. Общая и медицинская генетика. Ростов-на-Дону: Феникс,2002.
8. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
9. Соколовская Б.Х. Сто двадцать задач по генетике. М.: ЦРСПИ, 1992.
10. Сборник: Биология в вопросах и ответах. М.: МИРОС, 1993.
11. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.
12. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. М.: Дрофа, 1997.
13. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. М.: ОНИКС, 2006.
14. Итекс А.В. Вопросы и задачи по общей биологии и общей и медицинской генетике. М.: Гэотар-Медиа, 2004.
15. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1990.
Дубинин Н.П. Новое в современной генетике. М.: Наука, 1986.
№ | Дата (план/факт) | Тема урока | часовое планир | Виды деятельности | элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся |
Молекулярна биология 5ч | ||||||
1 | сентябрь | Структура и физико-химические свойства белковой молекулы
| 1 | Л.р.№1 «Влияние факторов среды на структуру белка» | Биополимеры. Белки. Строение и свойства. Пространственные структуры белка.
| Называть свойства белков. Объяснять механизм образования структуры белков. Устанавливать соответствие между пространственной структурой белка и типом химической связи. Характеризовать строение белков. |
2 | сентябрь | Биологические функции белков | 1 | Каталитическая активность ферментов в живых тканях | ||
3 | сентябрь | Структура и физико-химические свойства нуклеиновых кислот | 1 | Практикум «Решение задач с применением правила Чаргаффа» | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. ДНК Рибонуклеиновые кислоты. Генетическая информация. Виды РНК в клетке. | Знать особенности строения и функционирования нуклеиновых кислот. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Устанавливать взаимосвязь строения и функционирования молекул ДНК в клетке. Характеризовать свойства генетического кода Решать задачи по молекулярной биологии. |
4 | сентябрь | Генетическая информация и её реализация в клетке. Генетический код | 1 | Практикум «Решение задач с использованием таблицы «Генетический код» | ||
5 | октябрь | Семинар «Генная и клеточная инженерия» | 1 | Семинар | ||
Общие закономерности онтогенеза 8 ч
| ||||||
6 | октябрь | Формы размножения в природе, их биологическая роль. Генетические и цитологические особенности способов размножения | 1 | Описывают прецесс образования половых клеток. Осименения и оплодотворения. | Размножение, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение | Знать / понимать: сущность процессов размножения. Уметь: сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов. Уметь: выделять главные мысли прочитанного. Составлять таблицы и опорные конспекты по прочитанному. |
7 | октябрь | Практическая работа «Характер смены поколений в жизненном цикле в зависимости от формы размножения». | 1 | |||
8 | октябрь | Предэмбриональный период развития. Спермато- и овогенез.
| 1 | Л.р.№3 «Изучение микропрепаратов яйцеклетки и сперматозоида» | Развитие половых клеток. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных | Устанавливать связь между строением и функциями половых клеток. Характеризовать этапы гаметогенеза. Сравнивать процессы сперматогенеза и овогенеза. |
9 | ноябрь | Оплодотворение. Регуляция оплодотворения. Партеногенез. | 1 | Выделяют эволюционные преимущества полового размножения. Объясняют биологическое значение полового размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение. | Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. | Знать / понимать: сущность процессов оплодотворения. Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека. Уметь: объяснять особенности протекания процесса оплодотворения у представителей различных царств живой природы. Уметь: выделять главные мысли услышанного, Запоминать и воспроизводить услышанное. Вести диалог на материале учебных тем. |
10 | ноябрь | Зародышевый путь развития. Этапы эмбриогенеза. | 1 | Сравнивают стадии зиготы и бластулы, объяснять биологическое значение дробления, характеризуют процесс дробления. | Эмбриональный период развития. Стадии зиготы и бластулы, биологическое значение дробления. | Знать / понимать: особенности онтогенеза. Уметь: объяснять причины нарушений развития организмов. Уметь: воспроизводить услышанное; находить закономерности. |
11 | ноябрь | Жизненные циклы со сменой поколений | 1 | Рассматривают примеры смен поколений на примере низших растений | ||
12 | декабрь | Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле разных организмов.
| 1 | Практическая работа «Определение типов смены ядерных фаз» | Мейоз. Фазы мейоза, биологическом значении мейоза. | Знать фазы мейоза, описывать изменения с хромосомами в процессе кроссинговера, выделять особенности 1-го и 2-го мейотического деления. Раскрывать биологическое значение мейоза. |
13 | декабрь | Семинар «Этапы постэмбрионального развития». | 1 | Выступают со своими точкам и зрения | Эмбриональный период развития | Знать / понимать: особенности онтогенеза |
Закономерности наследственности 16 ч
| ||||||
14 | декабрь | Генетика как наука о наследственности и изменчивости. История генетики. | 1 | Основные методы генетики. Основные генетические понятия | История развития генетики. Основные понятия и термины генетики | Приводить примеры рецессивных и доминантных признаков, схематично обозначать хромосомы, расположения аллельных генов на диплоидном и гаплоидном наборах. |
15 | декабрь | Моногибридное скрещивание и его цитологические основы. I и II законы Менделя. Анализирующее скрещивание | 1 | Решение генетических задач Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи разного типа. | Моногибридное скрещивание. Первый закон Г. Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения | Называть условия проявления доминантных и рецессивных признаков. Раскрывать сущность гибридологического метода. Характеризовать моногибридное скрещивание. |
16 | январь | Практикум «Решение задач на моногибридное и анализирующее скрещивание. | 1 | |||
17 | январь | Неполное доминирование.
| 1 | Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков
| Множественного аллелизма. Неполного доминирования. | Знать причины неполного доминирования |
18 | январь | Наследование групп крови.
| 1 | Практикум «Решение задач на наследование групп крови» | Наследование групп крови.
| |
19 | февраль | Дигибридное скрещивание и его цитологические основы. III закон Менделя | 1 | Практикум «Решение задач на дигибридное скрещивание» | 3 закон Менделя | Рассчитывать число типов гамет и составлять решетку Пеннета. Объяснять цитологические основы третьего закона Г. Менделя (закона независимого наследования). Решать биологические задачи по теме. |
20 | февраль | Хромосомная теория наследственности. Работы Т.Моргана. Хромосомные карты | 1 | Решать биологические задачи по теме. | Хромосомные карты | |
21 | февраль | Сцепленное наследование.
| 1 | Практикум «Решение задач на сцепленное наследование» | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. | Формулировать закон сцепленного наследования Т. Моргана. Объяснять причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом. Объяснять цитологические основы проявления закона сцепленного наследования. |
22 | февраль | Генетика пола. Хромосомный механизм определения пола |
| Объясняют причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом. Объясняют цитологические основы проявления закона сцепленного | ||
23 | март | Наследование признаков, сцепленных с полом
| 1 | Практикум «Решение задач на сцепленное с полом наследование» | Механизм генетического определения пола, Причины соотношения полов 1:1, механизмы наследования гемофилии и дальтонизма. Решение задач | Уметь объяснять механизм генетического определения пола, приводить примеры механизмов определения пола. Объяснять причины соотношения полов 1:1, механизмы наследования гемофилии и дальтонизма. Решать простейшие задачи на сцепленное наследование. |
24 | март | Нарушение сцепления. Перекрёст хромосом | 1 | |||
25 | март | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
| 1 | Практикум «Решение задач на взаимодействие генов» | Множественного аллелизма | Описывать проявление множественного аллелизма. Составлять схему неполного доминирования. Решать биологические задачи по теме. Объяснять сущность неполного доминирования. |
26 | март | Практикум «Решение различных типов генетических задач» | 1 | Решение генетических задач Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи разного типа. | Основные генетические понятия. | Решать биологические задачи по теме. Объяснять сущность неполного доминирования |
27 | апрель | Генетика человека. Методы изучения генетики человека. | 1 | Практикум «Составление родословных» | Особенности генетики человека. Методы изучения генетики человека. | Называть методы изучения наследственности человека. Выделять трудности в применении методов в генетике человека. Анализировать схемы родословной. |
28 | апрель | Основы медицинской генетики. | 1 | Факторы, влияющие на наследственное здоровье человека. Наследственные болезни человека | ||
Основы изменчивости 7ч
| ||||||
29 | апрель | Понятие и виды изменчивости | 1 | Приводят примеры | Взаимодействие генотипа и среды. Фенотипическая изменчивость. «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» | Описывать проявление модификационной изменчивости. Объяснять причины ненаследственных изменений. Обосновывать влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания. Характеризовать биологическое значение модификаций. |
30 | апрель | Модификационная изменчивость. Норма реакции
| 1 | Л.р.№4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» Называют уровни возникновения комбинаций генов. Приводить примеры комбинативной изменчивости. Объясняют причины проявления комбинативной изменчивости у организмов, размножающихся половым путем. | ||
31 | май | Мутационная изменчивость. Виды и причины мутаций. Работы Г. де Фриза | 1 | Приводят примеры разных типов классификации мутаций. Описывают проявление свойств мутаций. | Мутационная изменчивость. Типы мутаций, уровни их возникновения. Свойства мутаций. | Объяснять причины наследственных изменений; генных и хромосомных мутаций. Приводить примеры разных типов классификации мутаций. Описывать проявление свойств мутаций. Характеризовать типы мутаций |
32 | май | Генетика популяций. Закон Харди-Вайнберга.
| 1 | Практикум «Решение задач с применением закона Харди-Вайнберга» | Наследование групп крови.
| Решать простейшие задачи |
33 | май | Мутагенные факторы.
| 1 | Л.р.№5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)». | Сравнивать свойства мутационной и модификационной изменчивости. | Решать простейшие задачи |
34 | май | Решение генетических задач |
| Решение задач | Наследование групп крови.
| Решать простейшие задачи |
35 |
| Обобщение материала по курсу |
| Обобщение материала |
|
|