Рабочая программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание программы

Пояснительная записка_________________________________________________________2-4

Учебный план__________________________________________________________________5

Календарно-тематическое планирование_________________________________________5-13

Прохождение практической части______________________________________________13-14

Содержание тем учебного курса________________________________________________15-22

Требования к уровню подготовки учащихся______________________________________22-23

Перечень учебно-методического обеспечения:______________________________________23

Контрольно-измерительные материалы_________________________________________23-35

Список литературы__________________________________________________________35-36



Пояснительная записка

Статус документа

Данная программа составлена для основного общего образования по биологии 8 класс составлена на основании:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Обобразовании в Российской Федерации»

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010 образовании в Российской Федерации"

  • Примерной программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г.

  • Положению о рабочей программе МОУ «Уринская СОШ»

  • УМК по биологии 8 класс

Актуальность

Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и7 классах соответственно.

В данной программе уделено внимание теоретическим знаниям, что должно способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения о природе. Строении и функциях человеческого организма, его месте в биосоциальной среде.

Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о человеке и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания сущности человека как живого организма

Практические работы ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд опытов и самонаблюдений.


Цели и задачи

Цель:

Обеспечить понимание учащимися научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа

Задачи:

Образовательная:

  • Обеспечить ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Здоровья своего и других людей

Воспитательные:

  • Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека

Развивающие:

  • Формирование умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления школьников

  • Развивать интеллектуальные, творческие возможности каждого ученика, учитывать его индивидуальные особенности, желание самостоятельно приобретать знания

  • Валеологические:

  • Создавать здоровый психологический климат на уроках, повышать мотивацию учащихся.

  • Вести учебный процесс согласно с САНГИН

Характеристика учебного курса


Программа «Биология. Человек» содержит сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Изучение анатомии и физиологии проводится в определенной последовательности. Вначале даны общие сведения о положении человека в природе. О его росте и развитии, особенно у детей и подростков. Затем излагаются краткие данные о клетках. Тканях, органах, системах и аппаратов органов. Образующих целостный организм человека. В дальнейшем, в соответствии с логикой представлений по анатомии и физиологии, тело человека изучается по системному плану. В соответствии с традициями отечественной биологической науки. Вначале рассматриваются органы опорно-двигательного аппарат а, которые образуют также вместилища (полости) для головного и спинного мозга, внутренних и иммунных органов, сердца, кровеносных и лимфатических сосудов, органов чувств. Достаточно полно изучается функции всех органов, а также образованных ими систем и аппаратов.

Анатомические и физиологические знания нужны каждому учащемуся не только для расширения кругозора, эрудиции, но и для понимания жизненных отправлений собственного организма.


Характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности


Основная особенность подросткового возраста - начало перехода от детства к взрослости. В 14-15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На данном этапе происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой, составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определенные понятия. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание , характеристика, разъяснение, сравнение, различие, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения. Структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.


Специфика преподавания курса


Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и7 классах соответственно.

В данной программе уделено внимание теоретическим знаниям, что должно способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения о природе. Строении и функциях человеческого организма, его месте в биосоциальной среде.

Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о человеке и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания сущности человека как живого организма

Практические работы ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд опытов и самонаблюдений.


Количество учебных часов


Программа разработана на основе программы «Биология» с использованием учебно-методического комплекса автора Н.И.Сонина и адаптирована для учащихся 8 класса Уринской средней общеобразовательной школы. На изучение биологии отводится 2 часа в неделю. Учебный объем всего курса «Биология. Человек » составляет 68 часов.


Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе, авторских принципов, новизны в построении рабочей программы


Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Для изучения курса «Биология. Человек.» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН, викторина.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

УМК


Н.И Сонин «Биология. Человек» 8 класс

Н.И Сонин Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 кл.- М.: Дрофа, 2009

Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. - М.: Просвещение, 1998


Учебный план


Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля ( тест, контрольная работа, диктант, проект и т.д.)

теоретических

практических

1

Тема 1. Человек как биологический вид

2

2

0

Тест

2

Тема 2. Происхождение человека

3

3

0

Тест

3

Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека

1

1

0

4

Тема 4. Общий обзор организма человека

4

2

2

Тест

5

Тема 5. Координация и регуляция

12

12

0

Тест

6

Тема 6. Опора и движение

8

7

1

Тест

7

Тема 7. Внутренняя среда организма

4

3

1

Тест

8

Тема 8. Транспорт веществ

4

1

3

Тест

9

Тема 9. Дыхание

5

4

1

Тест

10

Тема 10. Пищеварение

5

4

1

Тест

11

Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины

2

2

0

Тест

12

Тема 12. Выделение

2

2

0

Тест

13

Тема 13. Покровы тела

3

3

0

Тест

14

Тема 14. Размножение и развитие

3

3

0

Тест

15

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

5

0

Тест

16

Резервное время

5

5

0

Тест

Итого:

68

59

9


Календарно-тематическое планирование


Тема раздела, урока

Количество часов

Вид занятия

(теоретические или практические)

Формы и методы контроля

Дата

По плану

Факт.

Тема 1. Человек как биологический вид

2



1

Место человека в системе органического мира

1

Теорет.

Текущий контроль



2

Особенности человека

1

Теорет.

Текущий контроль



Тема 2. Происхождение человека

3



3

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза.

1

Теорет.

Текущий контроль



4

Происхождение человека. Этапы его становления

1

Теорет.

Текущий контроль



5

Расы человека. Их происхождение и единство

1

Теорет.

Текущий контроль



Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека

1

Теорет.

Текущий контроль



6

История развития знаний о строении и функциях организма человека

1

Теорет.

Текущий контроль



Тема 4. Общий обзор организма человека

4

Теорет.

Текущий контроль



7

Клеточное строение организма

1

Лабораторная работа №1 Строение животной клетки».



8

Ткани и органы

1

Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения тканей».



9

Органы. Системы органов. Организм

1

Теорет.

Текущий контроль



10

Взаимосвязь органов и систем органов

1

Теорет.

Текущий контроль



Тема 5. Координация и регуляция

12



11

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

1

Теорет.

Текущий контроль



12

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее. нарушения

1

Теорет.

Текущий контроль



13

Зачетный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности»

1

Тест

Контр.тест



14

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

1

Теорет.

Текущий контроль



15

Спинной мозг

1

Теорет.

Текущий контроль



16

Строение и функции головного мозга

1

Теорет.

Текущий контроль



17-18

Полушария большого мозга

2

Теорет.

Текущий контроль



19

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор

1

Теорет.

Текущий контроль



20

Анализаторы слуха и равновесия

1

Теорет.

Текущий контроль



21

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

1

Теорет.

Текущий контроль



22

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах

1

Тест

Контр.тест



Тема 6. Опора и движение

8



23

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение

1

Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей».



24

Строение, свойства костей, типы их соединений

1

Теорет.

Текущий контроль



25

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

1

Теорет.

Текущий контроль



26

Мышцы, их строение и функции

1

Теорет.

Текущий контроль



27

Работа мышц

1

Теорет.

Текущий контроль



28

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

1

Теорет.

Текущий контроль



29

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

1

Теорет.

Текущий контроль



30

Повторение и обобщение материала по темам «Опора и движение», «Происхождение человека»

1

Тест

Контр.тест



Тема 7. Внутренняя среда организма

4



31

Внутренняя среда организма и ее значение

1

Теорет.

Текущий контроль



32

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции

1

Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)».



33

Иммунитет

1

Теорет.

Текущий контроль



34

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор

1

Теорет.

Текущий контроль



Тема 8. Транспорт веществ

4



35

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

1

Теорет.

Текущий контроль



36

Работа сердца

1

Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления».



37

Движение крови и лимфы по сосудам

1

Практическая работа №6«Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».



38

Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

1

Практическая работа №7 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений».



Тема 9. Дыхание

5



39

Потребности организма человека в кислороде. Строение органов дыхания

1

Теорет.

Текущий контроль



40

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция

1

Практическая работа №8 «Определение частоты дыхания».



41

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

1

Теорет.

Текущий контроль



42

Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения

1

Теорет.

Текущий контроль



43

Повторение и обобщение материала по темам «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Дыхание»

1

Тест

Контр.тест



Тема 10. Пищеварение

5



44

Пищевые продукты и питательные вещества

1

Теорет.

Текущий контроль



45

Пищеварение в ротовой полости

1

Теорет.

Текущий контроль



46

Пищеварение в желудке и кишечнике

1

Лабораторная работа №9 «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал».



47

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

1

Теорет.

Текущий контроль



48

Определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах

1

Теорет.

Текущий контроль



Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины

2



49

Обмен веществ

1

Теорет.

Текущий контроль



50

Витамины

1

Теорет.

Текущий контроль



Тема 12. Выделение

2



51

Выделение. Строение и работа почек

1

Теорет.

Текущий контроль



52

Заболевания почек, их предупреждение

1

Теорет.

Текущий контроль



Тема 13. Покровы тела

3



53

Строение и функции кожи

1

Теорет.

Текущий контроль



54

Роль кожи в терморегуляции организма

1

Теорет.

Текущий контроль



55

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви

1

Теорет.

Текущий контроль



Тема 14. Размножение и развитие

3



56

Половая система человека

1

Теорет.

Текущий контроль



57

Возрастные процессы

1

Теорет.

Текущий контроль



58

Повторение и обобщение материала по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. витамины», «Выделение», «Покровы тела», «Размножение и развитие»

1

Тест

Контр.тест



Тема 15. Высшая нервная деятельность

5



59

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни

1

Теорет.

Текущий контроль



60

Торможение, его виды и значение

1

Теорет.

Текущий контроль



61

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

1

Теорет.

Текущий контроль



62

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

1

Теорет.

Текущий контроль



63

Типы нервной системы

1

Теорет.

Текущий контроль



Резервное время

8



64

Зачет по темам «Опора и движение»,

«Происхождение человека

1

Тест

Контр.тест



65

Зачет по темам

«Координация и регуляции», «Высшая нервная деятельность»

Тест

Контр.тест



66

Повторение материала о месте человека в системе органического мира, об эволюции человека, клеточном строении организма, тканях и органах, система органов и темы ».«Общий обзор строения и функций организма человека», «Координация и регуляция»,,

1

Тест

Контр.тест



67

Повторение и обобщение материала по темам «Обмен Веществ и энергии», «Выделение» и «Покровы тела»

1

Тест

Контр.тест



68

Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье»

1

Тест

Контр.тест



Теор - 59. Практ-9




Прохождения практической части программы:


Четверть

Темы лабораторных и практических работ

Дата проведения по плану

Фактическое проведение работы

Примечание

1

Лабораторная работа №1 Строение животной клетки».

2

Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения тканей».

2

Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей».

3

Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)».

3

Практическая работа №2 «Измерение кровяного давления».

3

Практическая работа №3«Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

3

Практическая работа №4 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений».

4

Практическая работа №5 «Определение частоты дыхания».

4

Лабораторная работа №5 «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал».


Содержание тем учебного курса


Название разделов и тем курса

Количество часов для изучения

Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Формы занятий используемые при изучении темы (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др.)

1. Место человека в системе органического мира

(2 ч)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Происхождение человека

(3 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

(1 ч)

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.

Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.

Общий обзор строения и функций организма человека

(4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека

Координация и регуляция

(12 ч)

Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Тесты, направленные на выяснение объема внимания, эффективности запоминания.

Опора и движение

(8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов.

Внутренняя среда организма

(4 ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

. Транспорт веществ

(4 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные работы. Изучение строения клеток крови под микроскопом.

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Проведение инструментальных анализов и функциональных проб. Оценка пульса, измерение артериального давления, оценка степени тренированности испытуемого.

Основы техники и методики самомассажа. Оказание первой помощи при артериальных и венозных кровотечениях.

Дыхание

(5 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы. Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки.

Гигиеническая оценка микроклимата помещений (измерение температуры, влажности и скорости проветриваемости помещения).

Дыхательные упражнения для формирования дикции.

Пищеварение

(5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторные работы. Воздействие желудочного сока на белки.

Качественное определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах.

Обмен веществ и энергии

(2 ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Выделение

(2 ч)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

Демонстрация модели почек.

Покровы тела

(3 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Лабораторные работы. Изучение строения кожи, волос, ногтей (макро- и микроскопическое).

Приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

Размножение и развитие

(3 ч)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

Высшая нервная деятельность

(5 ч)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.


Резерв

5 ч

Повторение пройденного материала

Тестовый контроль


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

  • основы экологии человека

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Перечень учебно-методического обеспечения


Литература для учителя

И.А.Шмарин «Тесты по биологии» к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Человек » 8кл - Экзамен М.,2008

С.В.Выготский Тестовые задания к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Человек » 8 кл - Дрофа М., 2003

Мастер-класс . И.А. Акперова «Уроки биологии в 8 классе» Дрофа. М., 2005

Журналы «Биология в школе», «Биология для школьников»

Газета «Биология. 1 сентября»

Литература для учащихся

Н.И Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 8 класс

Н.И Сонин Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 кл.- М.: Дрофа, 2009

Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. - М.: Просвещение, 1998


Контрольно- измерительные материалы


Пищеварительная система.

Вариант 1.

  1. Выберите среди перечисленных органы пищеварения:
    а) трахея; в) почки;
    б) кишечник; г) желудок.

2. Чтобы человек не заболел гастритом, питание должно быть:
а) редким, обильным; в) регулярным;
б) всухомятку; г) быстрым.

3. Вещество, в виде которого в печени запасается глюкоза:
а) крахмал; в) инсулин; д) белок;
б) гликоген; г) билирубин; е) жир.

4. Какие вещества расщепляет фермент желудочного сока - пепсин?
а) белки; в) углеводы;
б) жиры; г) витамины.

5. Соляная кислота в желудке:
а) предохраняет стенки желудка от механических повреждений;
б) ускоряет процессы всасывания питательных веществ;
в) убивает бактерии и повышает активность ферментов;
г) расщепляет сложные углеводы до более простых.

6. В какой отдел пищеварительного тракта поступает желчь?
а) желудок; в) толстый кишечник;
б) печень; г) двенадцатиперстная кишка.

7. Что не является составным элементом кишечных ворсинок?
а) капилляры; в) гладкие мышечные волокна;
б) нервы; г) лимфатические сосуды.

8. Выберите верное утверждение:
а) регуляция выделения желудочного сока называется условно-рефлекторной потому, что осуществляется и на вид пищи;
б) пищевая ценность белков заключается в их способности расщеплять определенные ферменты;
в) из желудка пища поступает в двенадцатиперстную кишку, затем в подвздошную, затем в тощую, затем в ободочную.

9. Эндокринные свойства органов пищеварительной системы.

Пищеварительная система.

Вариант 2.

1. К какой системе органов относится кишечник?
а) нервная; в) эндокринная;
б) пищеварительная; г) дыхательная.

2. Как называется наружный слой зуба - самая твёрдая ткань в организме человека?
а) коронка; в) эмаль;
б) шейка; г) дентин.

3. Выбери среди перечисленных питательные вещества, которые должны поступать в организм человека с пищей:
а) белки; в) ферменты; д) жиры;
б) витамины; г) углеводы; е) химус.

4. Какую первую помощь нужно оказывать при пищевых отравлениях?
а) напоить кефиром; в) вызвать рвоту;
б) наложить компресс; г) дать анальгин.

5. Какие вещества образуются при расщеплении белков в пищеварительном тракте?
а) аминокислоты; в) ферменты; д) глицерин;
б) пептоны; г) глюкоза; е) крахмал.

6. В каком отделе пищеварительного тракта отсутствуют ворсинки?
а) двенадцатиперстная кишка; в) толстый кишечник;
б) тонкий кишечник; г) желудок.

7. Какой фактор не влияет на перистальтику кишечника?
а) витамины; в) нервная система;
б) целлюлоза; г) гладкие мышцы.

8. Соотнесите орган и функцию, которую он выполняет:
а) слюнная железа 1) вырабатывает желчь;
б) печень 2) регулирует содержание глюкозы в крови;
в) поджелудочная железа 3) обезвреживает ядовитые вещества;
г) желчный пузырь 4) убивает бактерии, расщепляет крахмал

9. Механизмы всасывания веществ в кишечнике.

Пищеварительная система.

Вариант 3.

1. Система органов, к которой относится желудок:


а) эндокринная; в) пищеварительная;
б) дыхательная; г) выделительная.

2. Процесс механического измельчения и расщепления пищи до растворимых соединений, которые могут усваиваться организмом - это:
а) выделение; в) дыхание;
б) обмен веществ; г) пищеварение.

3. Продукты, которые содержат вещества, стимулирующие образование и выделение желудочного сока.
а) мясные и рыбные бульоны; в) клубника, смородина, абрикосы;
б) масло, сметана, молоко; г) конфеты, печенье, пирожные.

4. К пищеварительной системе относятся:
а) пищевод; в) почки; д) поджелудочная железа;
б) селезенка; г) печень; е) двенадцатиперстная кишка.

5. Где наиболее интенсивно происходит всасывание воды?
а) ротовая полость; в) тонкий кишечник;
б) желудок; г) толстый кишечник.

6. Окисление органических веществ с освобождением энергии происходит:
а) в полости желудка; в) в стенках кишечника;
б) в полости кишечника; г) в клетках тела.

7. Что не является причиной обязательного употребления растительной пищи?
а) содержит много витаминов, микроэлементов;
б) содержит все аминокислоты, необходимые для синтеза белков;
в) целлюлоза клеточных стенок усиливает перистальтику кишечника;
в) имеет в своем составе антитела и гормоны роста, нужные человеку.

8. Соотнесите процесс расщепления… и условия, в которых он осуществляется:
а) белки А) липаза 1) щелочная среда;
б) жиры Б) амилаза 2) кислая среда;
в) крахмал В) протеаза 3) наличие желчи;
г) целлюлоза Г) мальтаза 4) микрофлора.

9. Перечислите и опишите, какие вы знаете типы пищеварения.

Диагностический тест «Обмен веществ и энергии»

Вариант 1

1) Аминокислоты поглощаются из тонкого кишечника в:

а) кровь; б) лимфу;

в) тканевую жидкость.

2) Синтез собственных белков в клетках осуществляется в:

а) митохондриях; б) рибосомах;

в) гладкой ЭПС; г) лизосомах.

3) Неполноценными белками называются:

а) белки, содержащие весь набор аминокислот, необходимый для синтеза белков в организме;

б) белки, не содержащие всех необходимых для построения белков организма аминокислот;

в) животные белки;

г) животные и растительные белки.

4) Наибольшее количество углеводов содержится в:

а) растительной пище;

б) животной пище;

в) молочной пище;

г) растительной и животной пище.

5) При повышенном содержании сахара в крови он откладывается в:

а) печени и мышцах; в) почках и мышцах;

б) печени и почках; г) кишечнике.

6) В состав костей входят:

а) натрий и магний; в) натрий и калий;

б) кальций и фосфор; г) калий и фосфор.

7) Витамины открыл:

а) И. Павлов;

б) И. Сеченов.

в) Н. Лунин;

г) И. Мечников;

8). Гиповитаминоз - это:

а) недостаток витаминов в организме;

б) избыток витаминов в организме;

в) достаточное содержание витаминов в пище, но плохое усвоение их органами пищеварения;

г) отсутствие витаминов в организме.

9) Физиологическая роль витамина А заключается в следующем:

а) участвует в синтезе зрительного пигмента;

б) участвует в обмене кальция и фосфора;

в) предохраняет мембраны клеток и митохондрий от повреждений;

г) участвует в свертывании крови.

10) При авитаминозе витамина В1 развивается заболевание:

а) бери-бери;

б) светобоязнь;

в) рахит;

г) анемия.

Диагностический тест «Обмен веществ и энергии»

Вариант 2

1) При повышенном содержании сахара в крови он откладывается в виде:

а) глюкагона; в) холестерина;

б) гликогена; г) адреналина.

2) При распаде 1 г какого вещества в организме высвобождается больше энергии?

а) белков; в) углеводов;

б) жиров; г) витаминов.

3) Водный баланс - это:

а) отношение количества выделенной воды к количеству потребленной;

б) отношение количества потребленной воды к количеству выделенной;

в) количество водяных паров, выведенных из легких;

г) количество воды, выведенной из организма с потом.

4) В состав гемоглобина входит:

а) магний; в) никель;

б) железо; г) кобальт.

5) В состав соляной кислоты желудочного сока входит:

а) бор; в) фтор;

б) хлор; г) йод.

6) Гипервитаминоз - это:

а) недостаток витаминов в организме;

б) избыток витаминов в организме;

в) достаточное содержание витаминов в пище, но плохое усвоение их органами пищеварения;

г) отсутствие витаминов в организме.

7) В настоящее время известно более:
а) 10 витаминов; в) 25 витаминов;

б) 15 витаминов; г) 50 витаминов.

8) Все витамины делятся на:

а) твердые и жидкие;

б) водорастворимые и жирорастворимые;

в) легкоусвояемые и трудноусвояемые;

г) простые и сложные.

9) Физиологическая роль витамина D заключается в следующем:

а) участвует в синтезе зрительного пигмента;

б) участвует в обмене кальция и фосфора;

в) предохраняет мембраны клеток и митохондрий от повреждений;

г) участвует в свертывании крови.

10) При авитаминозе витамина A развивается заболевание:

а) бери-бери;

б) куриная слепота;

в) рахит;

г) дерматит

Диагностический тест «Обмен веществ и энергии»

Вариант 3

1. Что такое пластический обмен?

А. Совокупность реакции окисления и распада веществ

Б. Совокупность реакции биосинтеза веществ

В. Удаление конечных продуктов обмена веществ во внешнюю среду

Г. Выделение пищеварительных соков в желудок и кишечник

2. К питательным веществам относятся:

А. только белки;

Б. белки, жиры, углеводы;

В. неорганические вещества и витамины;

Г. гормоны.

3. Из каких веществ синтезируются молекулы человеческого белка в клетке?
А. Из различных аминокислот пищи Г. Из ферментов

Б. Из минеральных солей Д. Из глюкозы

В. Из глицерина и жирных кислот Е. Из воды

4*. Какие превращения веществ происходят при пластическом обмене?

А. Окисление и распад аминокислот

Б. Синтез белков из аминокислот

В. Синтез жиров из глицерина и жирных кислот

Г. Окисление и распад жиров

Д. Синтез гликогена из глюкозы

5. Какой органоид клетки участвует в синтезе собственных белков?

А. рибосомы В. гладкая ЭПС

Б. митохондрии Г. Лизосомы

6*. Какие энергетические процессы происходят при энергетическом обмене?
А. Превращение химической энергии в механическую в мышках

Б. Накопление химической энергии связи в молекулах сложных органических веществ в клетках

В. Превращение химической энергии в электрическую в нейронах

Г. Освобождение химической энергии связи в клетках

Д. Превращение химической энергии в тепловую

7*. К жирорастворимым витаминам относятся:

А. витамин С В. витамин В12

Б. витамин Д Г. витамин Е

8*. Из каких веществ синтезируются в клетках человека молекулы жира?
А. Из аминокислот Д. Из минеральных солей

Б. Из глюкозы Е. Из жирных кислот

В. Из воды Ж. Из глицерина

Г. Из витаминов и ферментов

9. Физиологическая роль витамина А заключается в следующем:

А. участвует в синтезе зрительного пигмента;

Б. участвует в обмене кальция и фосфора;

В. предохраняет мембраны клеток и митохондрий от повреждений;

Г. участвует в свертывании крови.

10. При авитаминозе витамина С развивается заболевание:

А. бери-бери; В. рахит;

Б. куриная слепота; Г. цинга.

Диагностический тест «Обмен веществ и энергии»

Вариант 4

1*. Каково значение воды в организме человека?

А. Растворитель и среда для химических реакций

Б. Источник энергии

В. Придает костной ткани твердость

Г. Поддерживает постоянство состава крови

Д. Участвует в свертывании крови

Е. Основной строительный материал живой клетки

2*. Каково значение минеральных солей в организме?

А. Растворитель и среда для химических реакций В. Придает костной ткани твердость

Б. Источник энергии Г. Поддерживает постоянство состава крови

3. При недостатке какого вещества в пище человек заболевает куриной слепотой?

А. Вода и минеральные соли В. Ферменты, хлорофилл

Б. Белки, жиры, углеводы Г. Витамин А

4. Какое вещество дает больше всего энергии для клеток человека?
А. Минеральные соли Г. Витамины

Б. Жиры Д. Вода

В. Углеводы Е. Белки

5*. Какие вещества пищи не дают энергии организму?
А. Минеральные соли Г. Белки
Б. Жиры Д. Вода

В. Углеводы Е. Витамины

6. Какие превращения химической энергии (ХЭ) происходят при окислении и распаде углеводов и других органических соединений в клетке?

А. Освобождение ХЭ и расходование ее

Б. Накопление ХЭ в клетке для жизнедеятельности

В. Превращение энергии не происходит

7. Что такое энергетический обмен?

А. Выделение пищеварительных соков в желудок

Б. Совокупность реакции биосинтеза веществ в клетке

В. Совокупность реакции окисления и распада веществ в клетке

Г. Расщепление сложных органических веществ при пищеварении

Д. Удаление конечных продуктов обмена веществ в среду

8*. Какие превращения происходят с органическими веществами при энергетическом обмене?

А. Синтез глюкозы из Н2О и СО2 Г. Окисление и распад аминокислот

Б. Окисление и распад глюкозы на Н2О и СО2 Д. Окисление и распад жиров

В. Синтез белков из аминокислот

9. Какой энергетический процесс происходит при пластическом обмене?
А. Освобождение химической энергии связи в клетках

Б. Накопление химической энергии связи в клетках

В. Превращение химической энергии связи в тепловую энергию.

10. При авитаминозе витамина Д развивается заболевание:

А. бери-бери; В. рахит;

Б. куриная слепота; Г. цинга.

Биология 8 класс

Контрольная работа по теме «Внутренняя среда организма»

Вариант 1

Часть А

Задание № 1 Выберите правильный ответ

1. Общей для тромбоцитов и лейкоцитов является функция:

а) участие в свёртывании крови, б) выработка антител

в) фагоцитоз; г) ни одна из перечисленных.

2. Эритроциты участвуют в:

а) переносе кровью питательных веществ и продуктов обмена;

б) переносе кровью 02 и С02; в) свертывании крови; г) фагоцитозе.

3. Лейкоциты в отличие от эритроцитов:

а) передвигаются с током крови; б) способны активно передвигаться;

в) не способны проникать сквозь стенки капилляров;

г) передвигаются с помощью ресничек.

4. Средний слой стенки сердца образован:

а)соединительной тканью; б)мышечной тканью; в)эпителиальной тканью; г)нервной тканью.

5. Околосердечная сумка заполнена:

а) воздухом; б) соединительной тканью, в) жировой тканью; г) жидкостью.

6. Иммунитет обеспечивается способностью:

а) гемоглобина присоединять и отдавать кислород; б) крови образовывать тромб при ранениях;

в) организма усваивать органические вещества

г) организма вырабатывать антитела и фагоцитозом.

7. Организм человека постоянно подвергается воздействию огромного числа болезнетворных бактерий, грибов, вирусов, но не заболевает, если:

а) у него имеется естественный иммунитет;

б) человек постоянно принимает лекарства от многих болезней;
в) постоянно уничтожает все болезнетворные микроорганизмы вокруг себя;

г) соблюдает строгий режим питания.

8. Вещества, обезвреживающие в организме человека чужеродные тела и их яды:

а) ферменты; б)антитела; в) антибиотики; г) гормоны.

9. При планировании рождения ребенка важно учитывать наличие или отсутствие в крови родителей:

а) резус-фактора, находящегося в эритроцитах; б) антител против кори и скарлатины;

в) веществ, влияющих на свертывание крови; г) солей кальция и калия.

10. Фагоцитозом называют:

а)способность лейкоцитов выходить из сосудов; б)уничтожение лейкоцитами бактерий,

в) перенос эритроцитами кислорода от легких к тканям;

г) невосприимчивость организма к инфекции.

//. Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется:

а)тканевым дыханием; б)легочным дыханием;в)транспортом газов; г) обменом веществ.

12. Хрящевые полукольца составляют основу скелета:
а)трахеи; б) пищевода; в)гортани; г) мелких бронхов.

13. Жизненной емкостью легких называется:

а) средний объем воздуха, вдыхаемый при спокойном вдохе;

б) объем воздуха, вдыхаемый за одну минуту при максимальной физической нагрузке;

в)максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после самого глубокого вдоха;

г) нет верного ответа.

Задание №2 Если вы согласны с утверждением, вы отвечаете «да», если не согласны - «нет».

1. Лимфа - это просочившееся в лимфатические капилляры межклеточное вещество.

  1. Лейкоциты образуются в красном костном мозге.

3.Эритроциты образуются в желтом костном мозге

  1. Люди с IV группой крови - универсальные реципиенты.

  2. Венами называют сосуды, по которым течет венозная кровь.

  3. Голосовая щель находится в носоглотке.

  4. Трахея - это небольшая трубка длиной 9-11 см, состоящая из сплошных хрящевых колец.

Задание № 3 Заполните пробелы в приведенных ниже фразах.

  1. Кровь состоит из и .

  2. Гемоглобин содержится в_____________ .

  3. Большой круг кровообращения начинается в_________________ .

  4. Малый круг кровообращения заканчивается в_______________ .

  5. Голосовые связки находятся в _______________.

  6. Правое легкое состоит из долей, а левое - из__________ долей.

Часть В.

Выберите несколько верных ответов.

/. Внутренняя среда организма образована:

А) органами брюшной полости; Б)кровью; лимфой;

Г) содержимым желудка; Д) межклеточной (тканевой) жидкостью;

Е) ядром, цитоплазмой, органоидами клетки.

2. Из левого желудочка сердца кровь вытекает :
А) по направлению к клеткам тела; Б) по направлению к легким; В)артериальная; Г) венозная; Д) по артериям; Е) по венам.

3. Из правого желудочка сердца кровь вытекает:

A) по направлению к легким; Б) по направлению к клеткам тела;

B) артериальная; Г) венозная; Д) по легочным артериям; Е) по легочным венам.

4. Установите последовательность событий при вдохе.

А) Увеличение объема грудной полости, растяжение легких.

Б) Поступление атмосферного воздуха в легкие.

В) Уменьшение давления воздуха в грудной полости и полости легких.

Г) Сокращение межреберных мышц и диафрагмы

Часть С.


1. Задание с развернутым ответом.

- Какие признаки характерны для артериального кровотечения?

2. Заполните пустующие графы.

ЦИКЛ СЕРДЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ


Фаза цикла

Длительность

Движение крови

Состояние клапанов


Створчатых

Полулунных

Сокращение предсердий

?

Из предсердий в желудочки

?

Закрыты

0,3 с

?

Закрыты

?

Пауза

?

?

Открыты

Закрыты

Контрольная работа по теме «Внутренняя среда организма»

Часть А

Вариант 2

Задание № 1 Выберите правильный ответ

1. При вдохе давление в плевральной полости

А) выше атмосферного Б) равно атмосферному

В) ниже атмосферного Г) равно нулю

2. Кровь обогащается углекислым газом непосредственно из


А) легких Б) клеток печени В) атмосферы Г) сердца

3. Из легких в атмосферу

А) кислорода переходит больше, чем из атмосферы в легкие

Б) кислорода переходит меньше, чем из атмосферы в легкие

В) кислорода переходит столько же, сколько из атмосферы в легкие

Г) кислород вообще не переходит

4.Дыхательный центр непосредственно активизируется

А) недостатком кислорода Б) избытком кислорода

В) недостатком углекислого газа Г) избытком углекислого газа

5. Дыхательные движения происходят по сигналам, периодически возникающим в

А) дыхательных мышцах Б) дыхательном центре В) сердце Г) легких

6. При выдохе давление в плевральной полости

А) выше атмосферного Б) равно атмосферному В) ниже атмосферного Г) равно нулю

7.Печень получает кислород непосредственно из

А) атмосферы Б) легких В) крови Г) кишечника

8. Из атмосферы в легкие

А) углекислого газа переходит больше, чем из легких в атмосферу

Б) углекислого газа переходит меньше, чем из легких в атмосферу

В) кислорода переходит столько же, сколько из легких в атмосферу

Г) углекислый газ вообще не переходит

9 На вершине горы Эльбрус трудно дышать из-за

А) недостатка азота Б) недостатка кислорода


В) избытка двуокиси углерода Г) избытка окиси углерода

10. При вдохе давление в легких

А) выше, чем в плевральной полости Б) равно давлению в плевральной полости

В) ниже давления в плевральной полости Г) равно нулю

11 Легкие обогащаются углекислым газом непосредственно

А) атмосферы Б) легких В) крови Г) кишечника


12 Из крови в легкие


А) кислорода переходит больше, чем из легких в кровь

Б) кислорода переходит меньше, чем из легких в кровь

В) кислорода переходит столько же, сколько из легких в кровь

Г) кислород вообще не переходит

13. Изменение частоты дыхания при снижении содержания кислорода в крови осуществляется

А) рефлекторно Б) гуморально В) сознательно Г) вообще не осуществляется

14. Наиболее опасен избыток в воздухе

А) кислорода Б) углекислого газа В) угарного газа Г) азота

15. При выдохе давление в легких

А) выше, чем в плевральной полости Б) равно давлению в плевральной полости

В) ниже давления в плевральной полости Г) равно нулю


16. Кровь обогащается кислородом непосредственно из

А) атмосферы Б) легких В) клеток печени Г) кишечника

17. Из легких в кровь

А) углекислого газа переходит больше, чем из крови в легкие

Б) углекислого газа переходит меньше, чем из крови в легкие

В) углекислого газа переходит столько же, сколько из крови в легкие

Г) углекислый газ совсем не переходит

18. Ощущение духоты в помещении связано с

А) недостатком кислорода Б) недостатком углекислого газа


В) избытком азота Г) избытком углекислого газа

19.В каком процессе принимают участие тромбоциты?

а) Свертываемость; б)транспорт О2;

в)иммунитет; г)определение групп крови.

20. Какая причина вызывает малокровие?

а) Недостаток лейкоцитов; б) недостаток тромбоцитов;

в) избыток лейкоцитов; г) недостаток эритроцитов.

21. Какая камера сердца дает начало малому кругу кровообращения?

а) Левое предсердие; б) правое предсердие;

в) левый желудочек; г) правый желудочек.

22. Как отличить левый желудочек от правого желудочка?

а) По расположению; б) по толщине мышечного слоя;

в) по направлению движения крови; г) не отличаются.


Часть В

  1. Выберите правильный ответ

Значение дыхания для организма человека:

а) обеспечение питательными веществами;

б) охлаждение организма;

в) поглощение кислорода;

г) выделение паров воды;

д) выделение углекислого газа;

е) освобождение энергии.

2. Вставьте пропущенные слова.

Дышать нужно через______. Носовая полость

выстлана , покрыта многочисленными____________, которые задержива-

ют . Клетки носовой полости выделяют __________, которая задерживает частички пыли и микробы.


Часть С

Опишите признаки венозного кровотечения. Какую помощь необходимо оказать пострадавшему с этим кровотечением?

Контрольная работа по теме «Внутренняя среда организма»

Часть А

Вариант 3

Задание № 1 Выберите правильный ответ

1. В каком процессе принимают участие лейкоциты?

а) Свертываемость; б)транспорт 02; в)иммунитет; г) определение групп крови.

2. Какую группу крови можно переливать человеку, имеющему II группу крови?

а) I и IV группы крови; б) 1 и II группы крови;

в) II и IV группы крови; г)только II группу крови.

3.Какой камерой сердца заканчивается большой круг кровообращения?

а) Левым предсердием; б) правым предсердием;

в) левым желудочком; г) правым желудочком.

4. Назовите основную причину движения крови по сосудам?

а) Работа сердца; б) сокращение стенок сосудов;

в) сокращение скелетных мышц; г) ритм дыхания.

5. Алую окраску артериальной крови придают

А) лейкоциты Б) эритроциты В) тромбоциты Г) плазма крови

6 .Пульс 120 ударов в минуту

А) пониженный Б) нормальный В) повышенный Г) чрезмерно высокий

7. Кровь людей I группы можно переливать людям:

а) только с I группой крови; б) только со II группой крови;

в) с любой группой крови; г) только с IV группой крови.

8 Людям с I группой крови можно переливать кровь:

а) II группы; б) III и IV группы; в)любой группы г)только I группы.

9. Кровь людей II группы нельзя переливать людям, имеющим:

а) I группу; б) II группу; в) III группу; г) IV группу.

10. Кровь людей IV группы можно переливать только людям, имеющим:

а) II группу; б) III группу; в) IV группу; г) I группу.

11. Свертывание крови происходит благодаря:

а) сужению капилляров; б) разрушению эритроцитов;

в) разрушению лейкоцитов; г) образованию фибрина.

12. Курение приводит:

а) к увеличению частоты сердечных сокращений;

б) не оказывает вредного влияния на организм;

в) к сужению кровеносных сосудов;

г) к нарушению газообмена в организме.

13. Как влияет алкоголь на сердце и сосуды:

а)не оказывает вредного влияния; б) разрушает красные клетки крови;

в)стенки сосудов становятся хрупкими, ломкими; г)приводит к учащению сокращений сердца;

д)вызывает перерождение сердечной мышцы, замену ее жировой.

14.Гиподинамия:

а) не оказывает вредного влияния; б) способствует ослаблению мышц сердца и тела;

в) укрепляет кости скелета; г) улучшает кровоснабжение органов.

15. В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в

1) камерах сердца, 2) артериях большого круга кровообращения

3) венах малого круга кровообращения, 4) капиллярах большого круга кровообращения

16. Какой цифрой на рисунке обозначен левый желудочек сердца человека?

1) 1 , 2) 2 , 3) 3, 4) 4

Рабочая программа по биологии 8 класс

17. Какой фактор вызывает увеличение частоты дыхания человека при тяжелой физической работе?

1) насыщение крови углекислым газом 2) увеличение числа эритроцитов

3) накопление в мышцах молочной кислоты 4) удаление гликогена из печени

18. В альвеолах легких у человека происходит

1) окисление органических веществ 2) синтез органических веществ

3) диффузия кислорода в кровь 4) очищение воздуха от пыли

19. Самое высокое давление крови в

1) аорте 2) капиллярах 3) бедренной артерии 4) нижней полой вене

Часть В

Задание № 2 Выпишите номера правильных утверждений

  1. Во время вдоха межрёберные мышцы сокращаются

  2. Выдох происходит без затрат энергии.

  3. Во время вдоха ребра грудной клетки поднимаются

  4. Во время выдоха диафрагма принимает плоскую форму.

  5. Во время выдоха мышцы диафрагмы расслабляются.

  6. Вдох осуществляется без затрат энергии.

  7. Во время вдоха давление в легочных пузырьках выше атмосферного.

  8. Выдох осуществляется с затратами энергии.

  9. Во время выдоха объем грудной клетки увеличивается.

10.Во время выдоха объем грудной клетки уменьшается

Часть С

Чем отличается артериальное кровотечение от венозного?


Список литературы


  1. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с;

  2. а также методических пособий для учителя:

  3. 1.Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;

  4. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

  5. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

  6. дополнительной литературы для учителя:

  7. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

  8. Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.

  9. Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

  10. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

  11. для учащихся:

  12. Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8
    класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с;

  13. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005.

  14. -96с

  15. MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

  16. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  17. Интернет-ресурсы:

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» bio.nature.ru - научные новости биологии edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»








35


© 2010-2022