Рабочая программа биология Пасечник В. В. 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Княженская средняя общеобразовательная школа

457323 П.Княженский, ул. Генерала Григорьева 36,

Брединского района Челябинской области


«Рассмотрено»

На заседании ШМО

Протокол №

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________/А.С. Сагандыкова /

«Утверждаю»

Директор

_____/Т.С. Клексина./






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса «Биология. Животные» - 7 класс

для основного общего образования










Учитель: химии и биологии

первой квалификационной

категории Горковлюк В.И.









2015-2016 учебный год









СОДЕРЖАНИЕ



1. Пояснительная записка……………………………………………………3


2. Содержание учебного предмета………………………………………..…4


3. Требования к уровню подготовки………………………………………...5


4. Контроль уровня обученности………………………………………….…6


5. Календарно-тематическое планирование………………………………...7


6. Литература………………………………………………………………….15


7. Средства обучения…………………………………………………………16



























Данная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования



Цель:

  • знакомство учащихся с зоологией - наукой о животных, этапами её развития,

  • раскрытие роли животных в природе и их значения для человека.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса к изучению природы,

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,

  • формирование понятия о необходимости охраны животных.

Межпредметные связи:

  • химия,

  • история,

  • география,

  • изобразительное искусство,

  • информационно-коммуникативные технологии.

Формы промежуточной и итоговой аттестации:

  • устные ответы,

  • тематические сообщения,

  • самостоятельные работы,

  • контрольные работы,

  • тесты,

  • зачётно-обобщающие уроки.








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Преподавание учебного предмета «Биологии» в основной школе 7 класс осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно методическими материалами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

  • Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования по биологии, утвержденный приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 г №1089 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Приказ МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»;

  • Областной базисный план Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г № 01/1839).

  • Примерные программы основного общего и среднего (полного) образования по биологии (письмо Департамента государственной политике в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 №03-126)

  • Учебный план МКОУ Княженская СОШ на 2015 - 2016 учебный год;

  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2015-2016 учебном году".

  • Образовательная программа МКОУ Княженская СОШ на 2015 - 2016 учебный год;

  • Программа курса Биология 5-11 классы: для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. -М:Дрофа,2011.


Общая характеристика учебного предмета «Биология»7 класс

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени




основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной

программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного

стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков,

универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7 ого класса включает в себе сведения о строении и

жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом

развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием

деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую

программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на

формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей

достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску,

отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их

мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-

позновательной предлагается работа с тетрадью с печатной основой:

Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.:

Дрофа, 2011.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб.

заведений. -М.: Дрофа, 2011. - 304с: ил.

Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых

организмов;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и

явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами,

справочниками; проводить наблюдения за животными;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в

процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических

экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной__для ухода за домашними животными






Описание места учебного предмета «Биология» 7 класс



В федеральном базисном учебном плане для основного общего образования на изучение биологии выделено 245 ч. В 7 классе - 68 учебных часов (из расчета по 2 ч/неделю). Учебный предмет «Биология. Животные» 7 класс - это один из разделов систематического курса биологии для основной школы.



































2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Введение (2 часа)


РАЗДЕЛ I. Многообразие животных (34 часа)


Тема 1. Простейшие (2 часа)

Тема 2. Многоклеточные животные


Беспозвоночные (16 часов)


Позвоночные (18 часов)


РАЗДЕЛ II. Многообразие животных (34 часа)


Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов)


Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа)


Тема 5. Биоценозы (6 часов)


Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6 часов)




Лабораторных, практических работ - 10


Количество учебных часов - 68



















Содержание рабочей программы

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её

структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1. Многообразие животных (34ч)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические

особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и

экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие

и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз,

видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические

и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические

и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и

поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни

человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа Изучение представителей отрядов насекомых.

Позвоночные 18 часов. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ

жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и

жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания,

образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в

природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда

обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности.

Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и

экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие

и охраняемые виды. Лабораторная работа Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда

обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности.

Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у

животных (14ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела.

Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и

энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система,

инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы

Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами

передвижения животных.

Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания

животных. Знакомство с различными органами чувств у животных

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения.

Периодизация и продолжительность жизни.

Развитие животного мира на Земле (4ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические,

палеонтологические.

4. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и

разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

Биоценозы (6ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный

пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии.

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Закономерности размещения животных на Земле

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории.

Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.












































Лабораторные работы 7 класс

№ п/п

№ урока

Название

1

3

Лабораторная работа №1 «Знакомство с разнообразием водных простейших»

2

9

Лабораторная работа№2«Знакомство с разнообразием кольчатых червей

3

10

Лабораторная работа № 3«Внешнее строение дождевого червя »

4

14

Лабораторная работа № 4«Знакомство с разнообразием ракообразных»

5

15

Лабораторная работа№5 Изучение представителей отрядов насекомых

6

22

Лабораторная работа № 6«Внешнее строение и передвижение рыб»

7

28

Лабораторная работа № 7«Изучение внешнего строения птиц

8

39

Лабораторная работа № 8«Изучение особенностей покровов тела»

9

42

Лабораторная работа № 9«Изучение способов дыхания животных

10

50

Лабораторная работа № 10«Определение возраста животных»













Учебно-тематический план

Биология. 7класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Контрольные работы

Лабораторные работы

1

Введение

3



РАЗДЕЛ 1. Многообразие животных 34 часа

2

Тема 1.простейшие

2


Лаб.работа №1

«Знакомство с разнообразием водных простейших»

3

Тема 2. Многоклеточные животные

15

Контрольно-обобщающий по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»

Лаб.работа №2

«Знакомство с разнообразием кольчатых червей»

Лаб.работа №3

Внешнее строение дождевого червя

Лаб.работа №4

Знакомство с разнообразием ракообразных

Лаб.работа №5

Изучение представителей отрядов насекомых


4

Позвоночные

18

Контрольно-обобщающий по теме «Многоклеточные хордовые животные»

Лаб.работа №6

«Внешнее строение и передвижение рыб»

Лаб.работа №7

«Изучение внешнего строения птиц»


Раздел 2.Многообразие животных 34 часа

5

Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем

14

Контрольно-обобщающий по теме «Эволюция строения и функций органов и систем»

Лаб.работа №8

«Изучение особенностей покровов тела»

Лаб.работа №9

«Изучение способов дыхания животных»

Лаб.работа №10

«Определение возраста животных»


6

Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле

4



7

Тема 5. Биоценозы

6

Контрольно-обобщающий по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»


8

Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

6




Всего часов

68

4

10





3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ



В результате изучения предмета учащиеся должны:



Знать/понимать:

  • основные черты сходства и отличия животных и растений,

  • основные виды животных своей местности,

  • биологические и экологические особенности животных своей местности,

  • связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания,

  • сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных,

  • связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями,

  • особенности индивидуального и исторического развития животных,

  • роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами ценоза и факторами среды,

  • значение животных в природе и жизни человека,

  • законы об охране животного мира

Уметь:

  • пользоваться лабораторным оборудованием,

  • определять принадлежность животных к систематическим категориям,

  • вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты.






















4. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Для контроля уровня обученности используются две основные системы:

  1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:

  • за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;

  • за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок

  1. Зачетная система (10-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.

Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.


Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».



Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

№ урока

Дата

Тема

Новые понятия, термины

Демонстацион.опыт, лабор. и практич.работы

Домашнее задание

Примечание




Введение (2 часа)






1

1


История развития зоологии


Систематические категории


§1


2

2


Современная зоология

Этология, зоогеография, энтомология


§2





РАЗДЕЛ I. Многообразие животных (34 часа)









Тема 1. Простейшие (2 часа)





3

1


Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики

Циста, раковина

Лаб.работа №1

«Знакомство с разнообразием водных простейших»

§3


4

2


Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории

Колония


§4





Тема 2. Многоклеточные животные








Беспозвоночные (16 часов)





5

1


Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

Скелетные иглы


§5


6

2


Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

Симметрия, щупальца, эктодерма, энтодерма


§6


7

3


Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные

Гермафродит


§7


8

4


Тип Круглые черви

Разнополость


§8


9

5


Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты

Параподии, щетинки

Лаб.работа №2

«Знакомство с разнообразием кольчатых червей»


§9


10

6


Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки

Гирудин, анабиоз

Лаб.работа №3

«Внешнее строение дождевого червя»

§10


11

7


Тип Моллюски

Мантия, тёрка, железы


§11


12

8


Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

Перламутр, чернильный мешок

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин

§12


13

9


Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры

Водно-сосудистая система

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильм

§13


14

10


Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные

Хитин, партеногенез

Лаб.работа №4

«Знакомство с разнообразием ракообразных»

§14


15

11


Класс Насекомые


Лаб.работа №5

«Изучение представителей отрядов насекомых»

§15


16

12


Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки



§16


17

13


Отряд насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

Развитие с превращением


§17


18

14


Отряд насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи



§18


19

15


Отряд насекомых: Перепончатокрылые

Мёд, прополис, воск, соты


§19


20

16


Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»








Позвоночные (18 часов)





21

1


Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

Хорда, череп


§20


22

2


Классы рыб: Хрящевые, Костные


Лаб.работа №6

«Внешнее строение и передвижение рыб»

§21


23

3


Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные


Демонстрация видеофильма об акулах и скатах

§22


24

4


Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные



§23


25

5


Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


Головастик

Демонстрация видеоклипа о редких земноводных

§24


26

6


Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые




§25


27

7


Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы



§26


28

8


Класс Птицы. Отряд Пингвины

Гнездовые, выводковые, инкубация

Лаб.работа №7

«Изучение внешнего строения птиц»

§27


29

9


Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные



§28


30

10


Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные



§29


31

11


Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые



§30


32

12


Экскурсия «Изучение многообразия птиц»


Демонстрация видеофильма о многообразии птиц



33

13


Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

Яйцекладущие


§31


34

14


Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

Резцы


§32


35

15


Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные


Миграции, бивни

Демонстрация видеофильма о китообразных

§33


36

16


Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные

Сложный желудок


§34


37

17


Отряд млекопитающих Приматы


Демонстрация видеофильма о приматах

§35


38

18


Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные»









РАЗДЕЛ II. Многообразие животных (34 часа)









Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов)





39

1


Покровы тела

Плоский эпителий, кутикула, эпидермис

Лаб.работа №8

«Изучение особенностей покровов тела»

§36


40

2


Опорно-двигательная система

Наружный скелет, пояс конечностей, сустав

Демонстрация скелетов различных животных

§37


41

3


Способы передвижения животных. Полости тела

Амебоидное движение


§38


42

4


Органы дыхания и газообмен

Диффузия, газообмен

Лаб.работа №9

«Изучение способов дыхания животных»

§39


43

5


Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Ферменты


§40


44

6


Кровеносная система. Кровь

Аорта, лейкоциты, эритроциты, гемоглобин


§41


45

7


Органы выделения

Канальцы, почка, мочеточник, мочевой пузырь


§42


46

8


Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

Раздражимость, нервы


§43


47

9


Органы чувств. Регуляция деятельности организма


Монокулярное зрение


§44


48

10


Продление рода. Органы размножения

Размножение: половое, бесполое


§45


49

11


Способы размножения животных. Оплодотворение

Почкование, живорождение


§46


50

12


Развитие животных с превращением и без превращения

Метаморфоз

Лаб.работа №10

«Определение возраста животных»

§47


51

13


Периодизация и продолжительность жизни животных

Онтогенез


§48


52

14


Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»








Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле

(4 часа)





53

1


Доказательства эволюции животных

Филогенез, атавизм, рудимент


§49


54

2


Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира

Наследственность, изменчивость


§50


55

3


Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Дивергенция, видообразование


§51


56

4


Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Эндемик, космополит, реликт


§52





Тема 5. Биоценозы

(6 часов)





57

1


Естественные и искусственные биоценозы

Продуценты, консументы, редуценты


§53


58

2


Факторы среды и их влияние на биоценозы

Абиотические, биотические, антропогенные


§54


59

3


Цепи питания. Поток энергии


Пищевая пирамида


§55


60

4


Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу



§56


61

5


Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»





62

6


Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»








Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

(6 часов)





63

1


Воздействие человека и его деятельности на животный мир


Промысел


§57


64

2


Одомашнивание животных


Отбор, селекция


§58


65

3


Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

Биосферный заповедник


§59


66

4


Охрана и рациональное использование животного мира

Акклиматизация, Красная книга

Демонстрация видеофильма о редких животных

§60


67

5


Экскурсия «Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных»





68

6


Заключительный урок по курсу «Биология: животные. 7 класс». Летние задания






И Т О Г О: 68 часов










6. ЛИТЕРАТУРА



Основная литература

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. М.: Дрофа, 2002.


Дополнительная и научно-популярная литература
  1. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

  2. Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы. Волгоград: Издательство Учитель-АСТ, 2002.

  3. Серия «Эрудит». Мир животных. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

  4. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

  5. Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.




















7. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Объекты натуральные


  • вредители важнейших сельскохозяйственных культур (коллекция раздаточная),

  • вредители леса (коллекция раздаточная),

  • представители отрядов насекомых не примере вредителей (коллекция раздаточная),

  • пчела медоносная (коллекция раздаточная),

  • раковины моллюсков (коллекция раздаточная),

  • развитие насекомых (коллекция раздаточная),

  • виды защитных окрасок у животных (коллекция раздаточная),

  • форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная),

  • внутреннее строение лягушки (влажные препараты),

  • внутреннее строение крысы (влажные препараты),

  • внутреннее строение птицы (влажные препараты),

  • внутреннее строение рыбы (влажные препараты),

  • набор микропрепаратов по разделу «Животные»,

  • чучело вороны серой, совы, утки,

  • мозг позвоночных (демонстрационная модель),

  • скелет конечностей лошади (пластм.),

  • скелет конечностей овцы (пластм.),

  • скелет кошки, кролика,

  • таблицы по зоологии,

  • видеофильм «Жизнь в микромире»,

  • видеофильм «Животные-экстремалы».



Оборудование лабораторное


Приборы

  • Лупа (7-10*)

  • Лупа препаровальная


Приборы (демонстрационные)

  • Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)

  • Микропроектор (р) или насадка для микропроекции

  • Микроскоп учебный УМ-301


Оборудование для опытов

  • Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80

  • Зажим пробирочный ЗП

  • Колба коническая Кн-1-500-34

  • Колпак стеклянный с кнопкой и рантом

  • Ложка для сжигания веществ ЛСЖ

  • Мензурка 500 мл

  • Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП

  • Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2

  • Цилиндр измерительный 250 мл

  • Чаша выпарительная

  • Чаша коническая с обручем 190 мм

  • Шпатель фарфоровый

  • Штатив лабораторный Шлб

  • Лоток для раздаточного материала

  • Препаровальные инструменты

  • Иглы препаровальные

  • Пинцет анатомический с насечкой

  • Ножницы с одним острым концом

  • Скальпель брюшистый

  • Рулетка (10 м)

  • Укладка для луп (по 10 шт)


15


© 2010-2022