- Преподавателю
- Биология
- Внеклассное мероприятие Природа и мы!
Внеклассное мероприятие Природа и мы!
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Агапчева Р.Е. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГБОУ ООШ с.Заволжье м.р.Приволжский Самарской области
ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА "ПРИРОДА И МЫ"
6 - 7 КЛАССЫ
Учитель: Агапчева Раиса Емельяновна
ПРИРОДА И МЫ
(экологическая игра для учащихся 6-7-х классов и их родителей)
Цели: углубление знаний учащихся по биологии, воспитание культуры поведения в природе, развитие навыков наблюдательности в природе.
Эпиграф (на экране):
«Лес для умного, внимательного человека - это целый мир, для ученого - огромная книга, для поэта - полная переливов радуга»
(Л. Леонов).
Оборудование: компьютер, магнитофон, проектор, набор дисков для викторины, репродукции картин, карточки с вопросами.
Домашнее задание:
-
Заранее, используя Интернет-ресурсы, родители и учащиеся готовились к конкурсам.
-
До мероприятия учитель с учащимися провели две экскурсии в лес, где они наблюдали наиболее интересные лесную жизнь.
-
Каждый подготовил поделку из натуральных материалов и памятку туристу об охране природы.
I. Выступление учителя
Фоном тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Ты человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши,
Она - твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
На экране идёт показ слайдов по теме "Природа".
Слово «экология» в переводе с греческого означает знание о доме. Человек обитает на нашей старушке-Земле (т.е. в нашем общем доме) всего 2 миллиона лет. И только 10 тысяч лет назад, можно сказать, мы шагнули в сторону от звериной тропы - стали выращивать растения и приручать животных, словом, обзавелись собственным сельским хозяйством. В то далекое время реки и озера кишели рыбой, по берегам гнездились утки. Леса были полны дичью. Земля была тучной и урожайной. Но человеку этого было мало, ему всегда хотелось иметь больше: земли, урожая, скота. Оно и понятно, ведь и население росло. Человек научился побеждать сорняки, использовать минеральные удобрения, придумал всякие технические новшества и в начале прошлого столетия изобрел трактор. С этого все и началось. Называлось это научно-технической революцией. Но беда вовсе не в научно-техническом прогрессе - изобретай и исследуй на здоровье, только дружи с природой, учись у нее и помогай ей. Многого стоит такая наука! А теперь, как ни обидно, признаемся: далеко не все люди спохватились и поменяли жезл победителя на ученическую ручку. Пока это сделали лишь в развитых странах. А Россия... Ей еще предстоит - и, надеюсь - с вашей, ребята, помощью поладить с природой и возродить леса и пашни, родники и реки. Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны природы, мы будем учиться беречь и понимать наш общий дом.
Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на Земле поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. (На экране - лесные цветы).
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
А сколько нежности в их названиях: ветреница, маргаритка, незабудка.
II. Конкурс «Знаете ли вы названия цветов?»
(к каждому вопросу на экране возникает соответствующий слайд)
-
Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок.
Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на Земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок - символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник.)
-
Ее Родина - Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная... (Сирень.)
-
В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток-фей и нежных эльфов. Его Родина - Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в XIX в. попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме за три луковицы цветка были куплены два каменных дома. Этот цветок - ... (Тюльпан.)
-
Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царица и ушла. А из ее прекрасных глаз покатились слезы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. Как называется этот цветок? (Ландыш.)
III. Конкурс «Если вы сбились с дороги»
Человек оказался в лесу один. Не жажда, не голод и холод, как правило, более всего удручают попавшего в беду грибника, туриста, а страх и первобытный ужас, парализующий волю даже сильных людей.
Самое главное в такой ситуации - не волноваться, сесть, расслабиться и обдумать ситуацию. Ведь есть много простых и верных способов ориентирования на незнакомой местности. Итак, уметь ориентироваться - это значит: в любое время дня и ночи уверенно и ясно представлять себе, где север, юг, запад и восток, в каком направлении двигаться. Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам? Итак, каждая команда получает свои ориентиры. (Показываются слайды).
-
Вы в лесу, немного заблудились, и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? (Башня муравейника всегда направлена к югу от дерева или пня.)
-
Перед вами только сосна или ель. Как ориентироваться? (Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу.)
-
Вам стал попадаться подорожник... (Значит, где-то рядом дорога.) Индейцы называют подорожник следом белого человека.
-
Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягода, где север, где юг? (Самая спелая ягода расположена на южной стороне.)
IV. Проверка домашнего задания
Представители команд поочередно подходят и выбирают один из четырех билетов.
-
Какие живые существа имеют три сердца? Чем это существо опасно? (У осьминогов, кальмаров, каракатиц, которые относятся к классу головоногих, три сердца. Одно гонит кровь по телу, а два других проталкивают ее через жабры. Цвет крови у моллюсков голубой. Темно-голубой, когда кровь насыщена кислородом, бледно-голубой в венах. Осьминоги, по последним исследованиям, вполне дружелюбны. Они не высасывают из человека кровь, как считалось раньше. Но надо знать, что осьминоги, даже мелкие, опасны своим ядом. К счастью, они редко и неохотно пускают в ход это оружие.)
-
Почему у полярной совы все птенцы разного возраста? (У полярной совы старшие птенцы появляются в июне, а младшие- в июле. Большой смысл заключен в этом. Родителям трудно прокормить одновременно всех птенцов. Совы своих птенцов по очереди выкармливают. Самка высиживает только первых, а затем улетает за едой и остальных птенцов высиживает урывками, а старшие птенцы согревают другие яйца. Старшие защищают младших.)
-
Чем опасна китовая акула для человека? (Ничем, она питается планктоном.)
-
Какая птица как бы кормит своих птенцов собственной кровью? (Ученые изучили состав пищи, срыгиваемой фламинго для кормления птенцов. Оказалось, что 1/4 этой пищи состоит из крови родителей. Каким образом это происходит, пока остается загадкой.)
V. Конкурс «Живые барометры»
Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие лета,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И морозов ранний хлад, опасный винограду.
Вот как сказал великий Пушкин. Последуем совету великого поэта и постараемся тоже стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию погоды угадать завтрашнее.
Вопросы 1-й команде:
-
Багряные зори. (К ветру.)
-
Утром туман стелется по воде. (К хорошей погоде.)
-
Дым столбом. (К морозу.)
-
Утром на траве роса. (Дождя не будет.)
-
Длинные сосульки. (К затяжной весне.)
Вопросы 2-й команде:
-
Вечером с реки поднимается пар. (К дождю.)
-
Бледный цвет луны. (К плохой погоде.)
-
Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи... (Днем быть грозе.)
-
Если ночью был иней... (Снега не будет.)
-
Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне. (Лето будет холодным.)
Вопросы 3-й команде:
-
Кукушка издает звуки, похожие на кваканье. (К дождю.)
-
Рыба выскакивает из воды. (К дождю.)
-
Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки. (Ясно, тепло.)
-
Иней на деревьях. (Мороз.)
-
Грачи рано прилетают весной. (Весна будет теплой.)
Вопросы 4-й команде:
-
Клен «плачет». (К дождю.)
-
Днем, в самую жару, паук вышел на охоту. (Почувствовал изменения в погоде, старается нагреться до непогоды.)
-
Сильно пахнут цветы акации, смородины, сон-травы, жимолости. (К дождю.)
-
Зимой туман. (К оттепели.)
-
Снег скоро тает, и вода бежит дружно - лето будет (дождливое).
Пока жюри подводит итоги, выбирается лучшая поделка.
VI. Викторина «Эрудит»
Командам поочередно задаются 20 вопросов. Задача учащихся - дать ответы на максимальное их количество.
Вопросы 1-й команде:
-
Какое растение - лучший медонос? (Липа, гречиха, медуница.)
-
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик.)
-
Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотелом.)
-
Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)
-
Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина.)
-
Где раки зимуют? (В норах на берегах рек.)
-
Самые крупные летающие птицы. (Дрофа, лебедь.)
-
Какая птица самая мелкая? (Колибри.)
-
Самое быстрое животное суши? (Гепард.)
-
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
-
Какая птица иногда кричит, как кошка? (Иволга.)
-
Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук-серебрянка.)
-
Назовите хищное растение. (Росянка, венерина мухоловка, непентес.)
-
Чем гиппопотам отличается от бегемота? (Ничем, одно и то же животное.)
-
Какую птицу все бьют и называют вором? (Воробей.)
-
Самое быстрое морское животное? (Касатка, дельфин.)
-
Каких птиц на Земле больше всего? (Кур, воробьев.)
-
Какое морское животное похоже на цветок? (Актиния, медуза.)
-
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
-
Косой ли заяц? (Нет.)
Вопросы 2-й команде:
-
Самая большая змея? (Анаконда.)
-
Кто сильнее: лев или тигр? (Тигр.)
-
Какая змея плюется? (Кобра.)
-
Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
-
У кого самый большой язык? (У муравьеда.)
-
Какого цвета хамелеон? (Разного.)
-
Самая высокая трава? (Бамбук.)
-
Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (Передние.)
-
Чем стрекочет кузнечик? (Трением ног о крылья.)
-
Чем блеет бекас (кулик)? (Хвостом.)
-
Сколько ног у паука? (8)
-
Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатка, рябчик, тетерев.)
-
Какая птица носит название танца. (Чечетка.)
-
Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз.)
-
Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка.)
-
Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит.)
-
Глаза на рогах, дом на спине. (Улитка.)
-
Какой зверь после еды чистит зубы, полощет рот водой? (Тигр.)
-
Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи.)
-
Пингвин высиживает яйца, но выкармливает детенышей молоком. Кто он: птица или млекопитающее? (Птица.)
Вопросы 3-й команде:
-
Всегда ли рак пятится? (Нет, к пище движется вперед.)
-
Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины.)
-
У кого шея имеет больше позвонков: у жирафа или у свиньи? (Одинаково.)
-
Какая птица не имеет крыльев? (Киви.)
-
У какого животного цвет жира зеленый? (У крокодила.)
-
Растет ли дерево зимой? (Нет.)
-
Какой цветок раскрывается только ночью и ароматно
пахнет? (Душистый табак.) -
Умеют ли слоны плавать? (Да.)
-
Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный.)
-
Какая птица резко меняет цвет оперения весной? (Белая куропатка.)
-
Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)
-
У каких наших певчих птиц самцы желтые, а самки зеленые? (Клест.)
-
Кто вниз головой растет? (Сосулька.)
-
Весной или летом цветет сирень? (Весной.)
-
Спит на земле, утром исчезает? (Роса.)
-
Что за трава, которую знают слепые? (Крапива.)
-
Что ест зимой еж? (Ничего, он спит.)
-
Какие птицы еду себе добывают, ныряя в волу0 (Утки, чайки, гуси.)
-
Дышит ли цыпленок в яйце? (Дышит.)
-
Когда температура тела у птиц ниже: зимой или летом? (Одинаковая.)
Вопросы 4-й команде:
-
Назовите одомашненных насекомых. (Тутовый шелкопряд, пчелы.)
-
У кого скелет снаружи? (У раков, насекомых.)
-
Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (Голод.)
-
Что будет с вороной через 3 года? (4-й пойдет.)
-
В пруду купался, а сух остаётся? (Гусь.)
-
Куда осенью деваются бабочки? (Забиваются в щели.)
-
У какой птицы самые сильные ноги? (У страуса.)
-
Цветы ангельские, а когти дьявольские? (Роза.)
-
У кого всю жизнь меняются зубы? (У крокодила.)
-
Какие животные отращивают утраченные части тела? (Ящерицы, тритоны.)
-
Какую рыбу можно использовать, как доску? (Камбалу.)
-
Какая утка сама себя называет? (Утка-кряква.)
-
Насекомое - ближайший «родственник» козы?(Стрекоза.)
-
Кит - рыба или животное? (Морское млекопитающее.)
-
У какого животного дикий образ? (У дикобраза.)
-
Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конек.)
-
Кто носит все припасы с собой? (Верблюд.)
-
Назовите город, носящий имя рыбы. (Калуга, Судак.)
-
Цветок, сок которого вызывает сон? (Мак.)
-
У какой птицы бывает сотрясение мозга? (У дятла.)
VII. Работа с материалами экскурсий (фотографии, природный материал).
VIII. Заключительное слово учителя
Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что, узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.
Список литературы
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. М., 1998.
Вартаньян Э. Эти мудрые слова. Рассказы. М., 2000.
Григорян Л. Т. Язык мой - друг мой: Пособие для учащихся. М., 2008.
За край свой насмерть стой. Пословицы и поговорки народов СССР. М., 2004.
Кулагина Г.А. Сто игр по биологии: Пособие для учителя. М., 2003.
Нерестов Я.Н. Я познаю мир. Детская энциклопедия. М., 2008.
Я познаю мир. Детская энциклопедия: Биология. М., 2008.