• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока по биологии на тему: Формы размножения организмов. Бесполое размножение (10 класс)

Конспект урока по биологии на тему: Формы размножения организмов. Бесполое размножение (10 класс)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Формы размножения организмов.

Бесполое размножение.

Цель урока: возобновить в памяти учащихся общие сведения о размножении в живой природе;

расширить и углубить знания о бесполом размножении, его способах и практическом значении. (слайд 1)

Задачи урока:

Образовательные:

  • систематизировать сведения о формах размножения;

  • сформировать знания об особенностях разных способов и форм бесполого размножения в природе;

  • подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом размножении.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;

  • прививать практические умения и навыки при работе с раздаточным материалом;

  • продолжить формировать умения работать с учебной литературой, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки работы в паре, контроля и самоконтроля у учащихся.

  • развивать познавательный интерес;

  • способствовать формированию у детей экологического и эстетического воспитания путём показа значения размножения организмов для сохранения жизни на Земле.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый, самостоятельная работа в парах, тестирование, практическая работа.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, тест в электронном виде.

Девиз урока: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты».

Дэвид Хевелси


План урока:

1.Организация класса.

2.Стадия «вызов». Актуализация, целеполагание, мотивация.

3.Осмысление содержания. Изучение нового материала и его закрепление.

4.Рефлексия. Подведение итогов урока.

5.Домашнее задание.


Ход урока.

1.Организация класса.

Приветствие учителя и учащихся друг друга, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку.

2.Стадия «вызов». Актуализация, целеполагание, мотивация.

Учитель: Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч живых организмов. Одни от старости, другие из- за болезней, третьих съедают хищники. Погибают организмы в результате землетрясений, вулканов, наводнений и пожаров. Мы срываем в саду цветок, случайно наступаем на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смерть одних особей компенсируется рождением других. Но жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов.(слайд 2)

Учитель: О каком свойстве организмов идёт речь? (о размножении)

Учитель: Что такое размножение? (свойство организмов воспроизводить себе подобных)

Учитель: В процессе эволюции одни виды сменялись другими. Дошедшие до нас ископаемые остатки позволяют восстановить облик исчезнувших с лица Земли организмов. Почему же организмы, которые жили в те далёкие времена так похожи на ныне живущих? (слайд 3)

Комар, увязший в смоле, почти ничем не отличается от современного вида комара.

Учитель: Каков механизм передачи наследственной информации от предков потомству?

(В основе размножения и передачи наследственной информации лежит деление клетки митоз и мейоз и процесс удвоения ДНК).(слайд 4)

Учитель: Какие формы размножения вы знаете? (Половое и бесполое).

(слайд 5)

Учитель: Чем отличаются эти формы? (Сравнение бесполого и полового размножения).

Учитель: Большинство организмов обитающих на Земле размножаются как половым, так и бесполым способом. Мы сегодня на уроке более подробно рассмотрим бесполое размножение. И в конце урока вы должны составить кластер «Способы бесполого размножения».

3.Осмысление содержания. Изучение нового материала и его закрепление.

а) Учитель: Итак, характерный признак бесполого размножения - участие в размножении только одной родительской особи, которая может:

делиться, (слайд 6)

почковаться, (слайд 7)

образовывать споры, (слайд 8)

распадаться на части, (слайд 9)

размножаться частями тела. (слайд 10)

б) Практическая работа.

Организуется работа в парах. Прочитать текст учебника самостоятельно.

Каждая пара получает по одному раздаточному материалу, определяет и готовит небольшое сообщение об этом виде размножения. ( Раздаточный материал: рисунок амёбы, дождевого червя, клубень картофеля, черенок винограда, дрожжи).

в) Выступления учащихся.

Учитель: Современной формой бесполого размножения является клонирование. (слайд 11)

Клонирование - искусственный способ бесполого размножения. В естественных условиях не встречается.

Клон - генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения, В основе получения клона лежит митоз.

Клонирование - метод генной инженерии, при котором потомки получаются из соматической клетки предка и поэтому имеют абсолютно такой же геном. На экспериментальной ферме под Эдинбургом в Шотландии ещё недавно паслась овечка Долли, появившаяся на свет с помощью метода клонирования. Учёные взяли ядро, содержащее генетический материал, из клетки вымени овцы - матери и имплантировали его в яйцеклетку другой овцы, из которой был предварительно удалён собственный генетический материал. Полученный эмбрион был имплантирован в третью овцу, игравшую роль суррогатной матери.

Клонирование животных позволяет решать многие проблемы медицины и молекулярной биологии, но вместе с тем порождает множество социальных проблем.

Возможно ли клонирование человека? (слайд 12)

Этот вопрос вызывает бурные эмоции в обществе.

Пока генная инженерия рассматривает два вида клонирования: репродуктивное и терапевтическое.

Учитель: А как вы думаете, присуще ли способ бесполого размножения для человека? (Варианты ответов учащихся).

Учитель рассказывает о полиэмбрионии и клонировании. (Если позволяет время).

4.Закрепление.

Учитель: Какую характеристику дадим бесполому размножению?

Ответы учащихся: Происходит без образования гамет.

В основе размножения лежит митоз.

Участвует лишь один родитель.

Потомки наследуют генотип родителя.

Учитель: Каково биологическое значение бесполого размножения? (Быстрое увеличение особей данного вида в благоприятных условиях).

Учитель: В чём недостаток бесполого размножения? Не обеспечивает выживания в изменчивой непостоянной среде, по этой причине большинство организмов периодически или постоянно размножаются половым путём).

Учитель: Какие формы бесполого размножения человек использует в своей практической деятельности? (Человек использует многие виды вегетативного размножения при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений). (слайд 13)

Самостоятельная работа. Работа в парах. Составление общего итогового кластера «Способы бесполого размножения». (Учитель раздаёт каждой парте по схеме, учащиеся заполняют). (слайд 14)

Учитель: А теперь проверим правильность нашего кластера по слайду. (слайд 15)

Учитель: Ребята, какими новыми терминами вы познакомились на уроке? (Полиэмбриония, шизогония, клонирование).

Учитель: перепишите эти слова в рабочую тетрадь, а дома напишите значения этих слов.

5.Рефлексия. Итоговое тестирование. Задание теста по слайду. Учащиеся на белых листах пишут номер задания и отвечают «Да» или «Нет». (слайд 16)

(Дети обмениваются работами и проверяют работы по слайду). (слайд 17)

Критерии оценки:

5 и более ошибок - «2»

3 - 4 ошибок - «3»

2 ошибки - «4»

нет ошибок -«5»

6. Подведение итогов урока.

(Работа с оценочными листами).

7. Домашнее задание (слайд 18)

Кто ответил на «3», ещё раз прочитать п.31 и ответить на вопросы после п.

Кто ответил на «4» и»5» напишите мини - сочинение на тему: «Людям каких профессий необходимы знания о бесполом размножении организмов».










Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

а. Абрам - Тюбе.











Открытый урок по биологии

в 10 классе по теме:

«Формы размножения организмов».







Учитель биологии:

Эсполова Аминат Янпуевна.





2012г.


© 2010-2022