Личностно — ориентированный подход в обучении биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно - ориентированный подход в обучении биологии


Каждый педагог решает для себя четыре главных вопроса: зачем учить, чему учить, как учить, чем учить. Первый вопрос - самый важный и самый смысловой. Вопрос «чему учить» относится к содержанию образования, «как учить» - к методам обучения, «чем учить» - к инструментарию учителя.

Цель личностно-ориентированного обучения - создание условий для формирования познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.

Смысл личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми и природой. В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Системно - деятельностный подход позволяет систематизировать, выявить взаимосвязи, выявить затруднения, увидеть перспективу работы учителя.

Какие результаты можно ожидать при личностно - ориентированном подходе в обучении детей? Это:

- повышение качества знаний учащихся.

- успешность учебной деятельности.

- формирование личностного смысла ученика.

- эмоциональное благополучие ребенка в классе.

Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.

Для успешного достижения положительных результатов необходимо, в первую очередь, создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

На мой взгляд, на уроках биологии через личностно - ориентированный подход возможно решать задачу нравственного воспитания.

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий, отсутствия у школьников элементарного уважения к старшим, к их опыту, достижениям. Существуют мнения, что молодежь выходит в жизнь стяжателями, потребителями, не имеющими ни малейшего желания что-либо делать самостоятельно.

Наши дети, дети XXI века, обделены любовью со стороны родителей, взрослых, сверстников. Ни в этом ли причина наших бед?

Можно сказать, что задачи личностно - ориентированного образования состоят в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Основой реализации новых образовательных стандартов является системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на достижение основного результата - развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Реализация личностно - ориентированной модели взаимодействия учителя с учащимися предполагает опору на так называемое правило трех «П»: понимание, принятие, признание.

Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка.

Принятие - положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности. Очень важно умение взрослого прощать.

Признание по сути своей тождественно наличию у ребенка права голоса в решении тех или иных проблем.

Биология имеет широкие возможности формирования у школьников таких качеств, как нравственность, духовность и патриотизм.

Для этого использую различные технологические приемы, предусмотренные личностно ориентированным обучением. Например, диалог.

В диалоге ученик чувствует себя равноправным партнером учителя, не только ведомым, но и ведущим. Он приобретает жизненно необходимый навык делового общения. Наиболее расположенными к ведению диалога являются такие виды деятельности, как организация диспутов и дискуссий, семинаров, групповой и исследовательской работы.

Личностно-ориентированный подход предусматривает также и дифференцированный контроль, учитывающий индивидуально-психологические особенности школьников, своевременное выявление затруднений и пробелов, так и прогресса у школьников разных уровней обученности.

Контроль выполняет ряд важных функций:

1) диагностическая функция - своевременно обнаружить успешность или неуспешность обучения и в зависимости от этого строить дальнейшее обучение;

2) стимулирующая и мотивирующая функции - контроль для большинства детей не безразличен. Для многих это прежде всего возможность получить удовлетворение от результатов своего труда и желание быть всегда преуспевающим в учебе.

Контроль может быть текущим и тематическим (после изучения крупной темы, раздела).

После изучения большого раздела эффективны обобщающие уроки в виде командного или индивидуального зачета.

Итак, подведем итог. Каждый из нас, как учитель в полном объеме этого слова, должен создать такие условия для развития каждого школьника, которые позволят ему быть более успешным и защищенным, быстрее адаптироваться к быстроизменяющимся и напряженным условиям учения, профессиональной деятельности, развития общества, науки биологии, жизни человека.


© 2010-2022