Рабочая программа по биологии 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Петуховская средняя общеобразовательная школа» Ключевского района Алтайского края Рабочая программапо природоведению для 5 класса (основное общее образование)на 2014–2015 учебный год Рабочая программа составлена на основе авторской учебной программы под редакцией А.А.Плешаков,Н.И.Сонин «Природоведение», учебное издание ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «Биология» 5-11 классы, издательство «Дрофа», 2011 г. Составитель:Сниткин...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Петуховская средняя общеобразовательная школа»

Ключевского района Алтайского края


«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

_________ Воробьева Н.А.

Протокол № ___ от

«____»____________2014

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель МО ________Сниткина И.Г. Протокол № ___ от

«____»____________2014

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

_________Пирязева Л.И.

Приказ № ___ от «___»____2014 г.





Рабочая программа

по природоведению для 5 класса


(основное общее образование)

на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской учебной программы под редакцией А.А.Плешаков,Н.И.Сонин «Природоведение», учебное издание ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «Биология» 5-11 классы, издательство «Дрофа», 2011 г.

Составитель:

Сниткина И.Г.

учитель биологии и химии


Петухи, 2014






1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии. 5-11 классы (составитель И.Б.Морзунова ) к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. М.: Дрофа, 2011.

Тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием и структурой программы и учебника по природоведению для учащихся 5 класса авторов А.А.Плешакова, Н.И. Сонина, М.: ДРОФА ,2011

Издание рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.

Главной задачей основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Содержание учебно-методического комплекта:

  • учебник « Природоведение 5 класс» авторов А.А.Плешакова, Н.И. Сонина, М.: ДРОФА ,2011

  • мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина

На изучение курса отводится 70 часов (2 часа в неделю, 1 час из регионального компонента), как это предусмотрено рабочим учебным планом. Из 70 часов предусмотрены часы на экскурсии, новые практические работы, наблюдения, опыты, на закрепление тем, контроль и проверку знаний учащихся.




п/п

Раздел

Кол-во

часов

Практические,

лабораторные работы

Контрольные работы

Обобщение

1

Изучение природы

3

Пр3

1

2

Вселенная

12

Пр4

1

1

3

Земля

24

пр6, 1лр

2

1

4

Жизнь на Земле

17

пр4,3лр

1

1

5

Человек на Земле

12

Пр 2

1

ИТОГО

68

19 пр.р

4 л.р

6

3

Формы организации учебного процесса:

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестового контроля. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные, главным образом, на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, уроки закрепления знаний, комплексного применения ЗУН учащимися, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок. Биологический материал может изучаться на интегрированных занятиях с химией, географией.

Виды учебных занятий: лекция, экскурсия, лабораторная или практическая работа, собеседование, консультация, практикум, семинар, конференция, круглый стол, тестирование.

2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

Знать/понимать

  • Основные биологические понятия и термины; результаты выдающихся биологических открытий.

  • Биологические явления и процессы в природе и живых организмов, взаимодействия между ними; изменение окружающей среды в результате деятельности человека; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды; охрана природы и перспективы рационального природопользования.

  • Образование Земли, этапы ее формирования, их характеристика, появление первых живых организмов и их эволюция.

  • Многообразие живого мира; основные свойства живой материи; уровни организации живой материи; критерии живых систем.

  • Химическая организация клетки; неорганические вещества, входящие в состав клетки;

органические вещества, входящие в состав клетки.

  • Размножение организмов; бесполое размножение; половое размножение.

  • Биосфера, ее структура и функции; круговорот веществ в природе.

  • Жизнь в сообществах, основы экологии; история формирования сообществ живых организмов; основные биомы суши, их флора и фауна; взаимодействие организма и среды; абиотические и биотические факторы, воздействующие на живые организмы; основные типы взаимоотношений между организмами.

Уметь

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений;

  • Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения биологических объектов и явлений.

  • Приводить примеры использования и охраны окружающей среды, адаптации живых организмов к условиям местообитания; влияние абиотических и биотических факторов на живые организмы.

  • Составлять краткую биологическую характеристику разных типов биологических объектов, явлений и процессов, на основе разнообразных источников биологической информации и форм ее представления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Учета биологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными биологическими явлениями, объектами и процессами, их изменений в результате биотических, абиотических и антропогенных воздействий; оценка их последствий;

  • Приблизительно определять фенотипы поколений, по фенотипам родителей; определять периоды развития животных организмов; вегетативно размножать растения.

  • рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среды; определять пищевые цепи и сети своей местности, образ жизни живого организма по его внешнему облику; рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среды.


4.Тематический поурочный план

Номер

урока

Тема урока (включая контрольные и практические работы по теме)

Основное содержание урока (основные понятия и планируемая деятельность обучающихся по их освоению)

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Тема 1. Изучение природы-3

Познакомить с комплексом наук о природе; обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения;

показать роль и место человека в природе

1.

Изучение природы. Что такое природоведение?

Сформировать у учащихся представление о Вселенной: её строении, развитие взглядов на модель Вселенной, её видение в древности.

Тип :изучение нового материала

Вид: объяснительный

2.

Методы изучения природы.

П/Р №1 «Измерения. Знакомство с оборудованием»

Продолжить формировать у школьников представлений о строении Вселенной, познакомить их с системами мира Аристотеля и Птолемея.

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный с эл. практики.

3.

Практическая работа №2 «Великие естествоиспытатели

Познакомить учащихся с системой мира, созданной Н. Коперником; показать её отличия от моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею

Тип: комбинированный

Вид :урок- презентация

Тема 2.Вселенная -10

Сформировать у учащихся представление о развитии учения Н. Коперника итальянскими учёными Дж. Бруно и Г.Галилеем.

4.

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Дать первоначальные сведения о Солнечной системе, её составе и возникновении; познакомить учащихся с планетами земной группы

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный

5.

От Коперника до наших дней.

Продолжить формировать у школьников представлений о планетах Солнечной системы, их размерах, форме, спутниках и других особенностях.

Тип :комбинированный

Вид: объяснительный

6.

Соседи Солнца.

Познакомить учащихся со спутником Земли - Луной и спутниками других планет

Тип: комбинированный

Вид: объяснительный с эл. беседы

7.

Луна - естественный спутник Земли.

Сформировать у школьников представление об астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы.

Тип :комбинированный

Вид :объяснительный с эл. беседы

8-9

Планеты- гиганты и маленький Плутон.

Сформировать у школьников представление о многочисленных мелких телах и частичках космической пыли, движущихся в межпланетном пространстве вокруг Солнца.

Тип: комбинированный

Вид :урок- презентация

10.

Астероиды. Кометы. Метеоры и метеориты.

Дать учащимся первоначальное представление о звёздах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде.

Тип: комбинированный

Вид: урок- презентация

11.

Мир звезд. Солнце.

Дать учащимся представление о звёздах, как о гигантских пылающих шарах, находящихся на очень больших расстояниях от нашей планеты, их многообразии.

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

12-13

Созвездия. П/Р №3 «Наблюдение за звездным небом, нахождение созвездий»

Познакомить учащихся с созвездиями, как с участками звёздного неба в пределах установленных границ; научить находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, дракона, Цефея, Кассиопеи

Тип: комбинированный

Вид: урок- практикум

14.

П/р № 4 «Работа с подвижной картой звёздного неба» Галактики.

Дать учащимся представление о Галактике, её возникновении, составе, расстояниях между звёздами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины - светового года.

Тип :комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

15.

Проверочная работа по теме «Вселенная».

Сформировать у учащихся представление о множестве галактик во Вселенной, методах их изучения

Тип: урок обобщения и систематизации

Вид: контрольная работа

Тема 2. Земля -25

Систематизировать и обобщить представления учащихся о строении Вселенной, Солнечной системы, о звёздном небе и созвездиях; о галактиках.

16.

Как возникла Земля

Проверка знаний учащихся

Тип: изучение нового материала.

Вид: объяснение с эл. беседы

17.

«Что у Земли внутри»

Внутреннее строение Земли

Познакомить учащихся с различными гипотезами возникновения Земли; с учёными, внёсшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе и Земли.

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

17.

Горные породы и минералы. Л/Р №1 «Свойства и состав горных пород»

Развить представление о причинах возникновения Солнечной системы, в том числе и Земли; познакомить учащихся с гипотезой О.Ю.Шмидта и современными взглядами учёных на эту проблему.

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

18.

Разрушение горных пород. П/Р № 5 «Горные породы»

Познакомить учащихся с внутренним строением Земли, особенностями земной коры.

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

19.

Образование почв и их разнообразие.

Углубить знания учащихся о горных породах, минералах, полезных ископаемых, известные им из нач. классов; показать свойства и особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов.

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

20.

Полезные ископаемые. Металлы.

Сформировать у учащихся представление о землетрясении, как о грозном явлении природы, причинах его происхождения; познакомить с зонами распространения на Земле, их предсказанием.

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

21.

Вещества в окружающем мире. П/р № 6 « Описание и сравнение признаков веществ»

Продолжить формирование представлений о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов; познакомить учащихся с причинами и последствиями извержения вулканов, с их видами.

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

22.

Многообразие явлений природы.П/р № 7 « Наблюдение признаков химических реакций»

П24ознакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику.

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

23.

Землетрясения.

Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику.

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

24.

Вулканы и гейзеры. П/ Р № 8. «Нанесение на контурную карту действующих вулканов»

Сформировать у учащихся представление о составе и строении атмосферы, атмосферных явлениях; раскрыть значение атмосферы в жизни планеты, человечества.

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

25-

26

«Суша».

Суша планеты. П/Р №9 «Нанесение на к/к материков, островов, архипелагов»

Сформировать у учащихся представление о погоде и климате, о разнообразии климатических условий на земле; показать влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе и на человека.

Тип: комбинированный

Вид: урок- практикум

27- 28

Рельеф суши. Горы. Равнины.

П/Р № 10 «Нанесение на карту гор, равнин».

Продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей, раскрыть их причины.

Тип: комбинированный

Вид: урок- практикум

29.

Характеристика материков.

Сформировать у учащихся знания о гидросфере, её составных частях, их взаимосвязи;

Познакомить с крупнейшими морями и океанами планеты.

Тип: актуализация знаний

Вид: беседа с эл. объяснений.

30.

Проверочная работа по теме «Строение Земли»

Познакомить учащихся с основными источниками пресной воды, показать их роль в круговороте воды.

Тип: урок обощения и систематизации

Вид: контрольная работа

31.

«Воздушная одежда Земли»

Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

Развить и углубить знания учащихся о нашей планете: её месте в Солнечной системе, вращении вокруг Солнца и своей оси; акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли - существовании на ней живых организмов.

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

32.

Свойства воздуха.

Значение Солнца для жизни на Земле, роль гидросферы и круговорота воды, роль зелёных растений

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

33.

Движение воздуха. Ветер.

П/Р № 11

«Погодные явления. Ветер».

Систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении Земли, её строении; о грозных явлениях природы; о суше, водной и воздушной оболочках Земли; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни.

Тип: комбинированный

Вид: урок- практикум

34.

Осадки. Погода. Климат.

Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Земля»

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

35.

«Вода на Земле».

Что такое гидросфера? Свойства воды.

Тест по теме «Воздушная одежда Земли»

Систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении Земли, её строении; о грозных явлениях природы; о суше, водной и воздушной оболочках Земли; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни.

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

36.

Воды суши.П/Р № 12 «Нанесение на к/к крупных рек, озёр, ледников».

Познакомить уч-ся с современными взглядами на развитие жизни на Земле; с древними животными, населявшими планету миллионы лет назад

Тип: комбинированный

Вид: урок- практикум

37.

Неповторимая планета.

Продолжить формирование представления о развитии жизни на Земле, о древних животных, их ископаемых останках, по которым можно узнать историю развития жизни на Земле

Тип: актуализация раннее усвоенных знаний

Вид: беседа

38.

Что мы узнали о Земле (обобщающий урок)

Дать представление о клеточном строении организмов, познакомить уч-ся с историей строения клетки, с разнообразием клеток, процессами их жизнедеятельности

Тип: урок обобщения и систематизации

Вид: зачёт

Тема 3. «Жизнь на Земле». -17

Познакомить уч-ся с увеличительными приборами, правилами работы с ними;

Формировать умение готовить микропрепараты кожицы чешуи лука, пользоваться готовыми микропрепаратами

39.

Развитие жизни на Земле.

Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; познакомить с основными царствами живой природы.

Тип: изучение новой темы

Вид: объяснение

40.

Доказательства эволюции. П/Р №13 «Ископаемые остатки организмов»

Познакомить уч-ся с разнообразием грибов и растений, показать их отличительные черты, роль в природе.

Тип: комбинированный

Вид: урок- практикум

41.

Живые клетки. Методы их изучения.

Дать представление о разнообразии живых организмов, их роли в природе, связях с растениями и другими животными

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

42.

Увеличительные приборы..

Л/Р № 3. «Строение увеличительных приборов»

Инстр. по ТБ.

Дать представление о разнообразии живых организмов, их роли в природе, связях с растениями и другими животными

Тип: комбинированный

Вид: лабораторная работа

43.

Строение растительной клетки.

Л/Р №4 «Строение клетки кожицы лука под микроскопом».

Инстр. по ТБ

Сформировать представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред; раскрыть особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней.

Тип: комбинированный

Вид: лабораторная работа

44.

Организм и его свойства.

Исследовать приспособленность некоторых растений к наземно-воздушной среде

Тип: актуализация раннее усвоенных знаний

Вид: объяснение с эл. беседы

45.

Одноклеточные организмы. Л/Р №5 «Рассмотреть культуру одноклеточных организмов». Инстр. по ТБ

Познакомить уч-ся с особенностями водной среды обитания по сравнению с наземно-воздушной средой, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде.

Тип: комбинированный

Вид: лабораторная работа

46.

Многоклеточные организмы (грибы и растения) П/Р № 14 «Определение групп растений»

Раскрыть особенности почвы как среды обитания; продолжить формирование представления о приспособленности растений и животных к почвенной среде обитания

Тип: комбинированный

Вид: урок- практикум

47.

Среды обитания организмов.

Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира (Евразия, Африка, Австралия)

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

48.

Организмы разных сред обитания. П/Р № 15 «Представители животных и растений разных сред обитания»

Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира (Евразия, Африка, Австралия)

Тип: комбинированный

Вид: урок- практикум

49.

Жизнь на разных материках.

Познакомить уч-ся с природными зонами Земли; их расположением, особенностями животного и растительного мира в них, раскрыть причины распределения растений и животных на суше

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

50.

Природные зоны Земли.

Дать уч-ся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распространении;

Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

51.

Жизнь в морях и океанах. П/Р № 16«Растения различных природных зон».

Дать уч-ся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распространении;

Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Тип: комбинированный

Вид: смешанный

52.

Науки о природе.

Систематизировать и обобщить знания учащихся о развитии жизни на Земле; об отличительных чертах живых организмов, их клеточном строении; о средах обитания организмов и их приспособляемости к ним; о распределении растений и животных на материках и в океанах, в природных зонах Земли.

Тип: актуализация раннее усвоенных знаний

Вид: объяснение с эл. беседы

53.

Связь живого и неживого.

Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Жизнь на Земле»

Тип: актуализация раннее усвоенных знаний

Вид: беседа

54.

Сезонные явления природы.

Познакомить уч-ся с предками человека, их средой обитания и образом жизни

Тип: актуализация раннее усвоенных знаний

Вид: экскурсия

55.

Что мы узнали о живой природе.

Дать представление о первых людях на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития

Тип: урок обобщения и систематизации

Вид: урок - КВН

Тема 4. «Человек на Земле» -8

Познакомить уч-ся с естественными науками, объектами их изучения, значением в познании природы

56.

Человек- часть биосферы.

Тест по теме: «Жизнь на Земле»

Развить знания уч-ся о методах изучения природы, полученные в предыдущих классах; углубить знания о роли наблюдения при изучении природы, их использовании в практической деятельности

Тип: изучение новой темы

Вид: объяснение

57.

Как человек появился на Земле.

Развить знания уч-ся о методах изучения природы - эксперименте и измерении

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

58.

История географических открытий

Познакомить уч-ся с увеличительными и измерительными приборами, лабораторным оборудованием

Тип: изучение новой темы

Вид: объяснение с эл. беседы

59.

Великие путешественники.

Сформировать представление о географических открытиях материков нашей планеты

Тип: комбинированный

Вид: конференция

60.

Как человек изменил Землю.

Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с первооткрывателями Австралии и Антарктиды

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

61.

Глобальные экологические проблемы современности.

Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с путешественниками, внесшими большой вклад в открытие новых земель и доказательства шарообразности Земли

Тип: комбинированный

Вид: объяснение с эл. беседы

62.

Жизнь под угрозой.

Познакомить уч-ся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

Тип: актуализация раннее усвоенных знаний

Вид: беседа

63.

Не станет ли Земля пустыней?

Сформировать представление о естественных и и искусственных источниках загрязнения атмосферы, познакомить уч-ся с видами опасности для всего живого, связанной с загрязнением атмосферы.

Тип: актуализация раннее усвоенных знаний

Вид: объяснение с эл. беседы

64.

Здоровье человека и безопасность жизни.П\Р № 17 Измерение своего роста и массы» П\Р № 18 « Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

Развить знания о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы; привести конкретные примеры негативной деятельности человека

Тип: актуализация раннее усвоенных знаний

Вид: дискуссия

65 -66.

Повторение по темам: «Вселенная», «Земля»,

«Жизнь на Земле».

Познакомить уч-ся с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ

Тип: урок обобщения и систематизации

Вид: повторение

67.

Итоговая контрольная работа по всему курсу природоведения

Сформировать у уч-ся понятие «опустынивание»; познакомить их с причинами и мерами его остановки, а также защиты Земли от этого процесса

Тип: урок обобщения и систематизации

Вид: контрольная работа

68.

П/р № 19 « Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Систематизировать и обобщить знания уч-ся о происхождении человека, постепенном освоении им новых земель, влияние деятельности человека на окружающую среду; сформировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды

Тип: урок обобщения и систематизации

Вид: повторение

69-70

резерв


5.Форы и средства контроля:

Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, уроки закрепления знаний, комплексного применения ЗУН учащимися, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок. Биологический материал может изучаться на интегрированных занятиях с химией, географией.

Виды учебных занятий: лекция, экскурсия, лабораторная или практическая работа, собеседование, консультация, практикум, семинар, конференция, круглый стол, тестирование.

Система оценивания результатов обучения по биологии

Оценивание по биологии осуществляет учитель-предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету, оценивание происходит на основе: устных ответов; письменных работ; практических и лабораторных работ.

Оцениваются следующие элементы:

• знания по предмету, указанные в программе;

• умение пользоваться биологическими терминами;

• умение связывать между собой знания, относящиеся к разным темам и использовать их, поиск, обработка информации и её оценка;

• умение делать из пройденного материала выводы;

• умение использовать полученные знания в новой ситуации (в повседневной жизни);

• умение самостоятельно работать с учебными материалами;

• отчёты по исследовательским проектам и групповым заданиям;

• сопроводительные тексты и комментарии к рисункам, схемам, диаграммам, графикам;

• умение пользоваться дополнительной литературой и составление рефератов и эссе;

• применять полученные знания от просмотра видеоматериала; умение комментировать и анализировать его;

• умение составлять опорные конспекты тем и отдельных уроков;

• умение самостоятельно подготавливать отдельные темы.

Оценивание итогов обучения делится на:

а) текущее оценивание: текущие оценки могут быть поставлены за устные ответы, письменные индивидуальные или фронтальные работы, выполнение письменного домашнего задания, за работу в группе, за практическую работу, доклад или реферат, за составление конспекта, за контрольную работу, за компьютерную презентацию.

б) итоговое оценивание: контрольная работа отражает результат обучения по какой-либо целостной части учебного материала. За основу при оценивании контрольной работы берутся требуемые результаты обучения, зафиксированные в программе обучения по биологии. Контрольная работа может быть проведена в форме теста. Сроки и форму проведения контрольных работ учитель сообщает ученикам в начале учебной четверти.

Ученик имеет право исправления неудовлетворительной оценки за контрольную работу в индивидуальном порядке в соответствии с графиком консультаций в течение 10 учебных дней после её получения.

Итоговыми являются четвертные, полугодовые, годовые оценки. Четвертная и полугодовая оценка ставится на основании не менее трёх оценок. Годовая оценка ставится на основании полугодовых (четвертных) оценок. Итоговая оценка выставляется как средний результат за данный период. В случае спорной оценки оценка выставляется в пользу ученика.

В конце 9, 11 классов ученик может выбрать биологию в качестве предмета, по которому сдаёт переводной экзамен.

Нормы оценивания знаний и умений учащихся по биологии

Оценка «5» (очень хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в полной мере соответствует требованиям программы обучения.

• Учащийся знает и правильно понимает изучаемый и ранее изученный программный материал, излагаемые положения подтверждает убедительными примерами, правильно истолковывает конкретные факты, делает правильные выводы и обобщения по ним; понимает фактическое значение усвоенных научных положений и выводов; отвечает последовательно и полно, не прибегая к дословному изложению текста учебника.

Оценка «4» (хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа,

практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, если ответ в основном соответствует тем же требованиям, которые установлены для оценки «5», но в ответе прослеживается один из следующих недочётов:

• ученик допускает одну - две неточности в изложенном материале или истолковании фактов;

• при ответе не отступает от текста учебника, но по контрольным вопросам учителя обнаруживает понимание излагаемого материала;

• правильно выполняя практическую работу, затрудняется в некоторых выводах, недостаточно полно обобщает результаты выполненной работы.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Учащийся обнаруживает знание и понимание основного программного материала, но его ответ страдает одним из следующих недостатков:

• материал излагается схематично, опуская отдельные существенные подробности и допуская неточности в определениях;

• затрудняется в выводах, обобщениях и истолковании фактов, но справляется с этим при помощи учителя;

• правильно излагает теоретический материал, но затрудняется в подтверждении излагаемых положений конкретными фактами;

• при ответе только пересказывает текст учебника, а при контрольных вопросах учителя обнаруживает недостаточное понимание отдельных излагаемых положений;

• при выполнении практических работ допускает небрежность, без помощи учителя затрудняется в выводах по результату проведенной работы.

Оценка «2» (недостаточно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная

работа, практическая деятельность или их результат частично соответствует требованиям программы обучения. Имеются существенные недостатки и ошибки.

Учащийся:

• обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;

• не может истолковывать конкретные факты и не понимает практического значения излагаемого;

• не может самостоятельно и последовательно ответить на поставленный основной и наводящий вопросы учителя;

• при выполнении работ практических работ, не может самостоятельно выполнить задание.

При оценивании биологических диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 - 7 минут), состоящих из 10-ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания: 9 - 10 правильных ответов - «5»

7 - 8 правильных ответов - «4»

5 - 6 правильных ответов - «3»

3 -0 правильных ответов - «2»

• При оценивании работ (рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.

• Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.

• При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради.

При оценивании контрольной (письменной) работы учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала: 90 - 100% правильно выполненной работы - оценка «5»

65-89% правильно выполненной работы - оценка «4»

40-64%правильно выполненной работы - оценка «3»

0- 39% правильно выполненной работы - оценка «2»

6.Перечень учебно-методических средств обучения

а) литература для учащихся:


  1. Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение/ К. Ламперт: Под ред. А.И. Быховца. - Мн.: Харвест

  2. Бугаев А./ Птицы. - СПб.: «А.В.К. - Тимошка»

б) литература для учителя:


  1. Поучроные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина/ Авт. -сост. Н.И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2005.


  1. СД диск природоведение.







Лист изменений



№ п/п

Дата

Характеристика изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника внёсшего изменение















Рабочая программа по природоведению 5 класса составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089

Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ. Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2008. Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).

Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению А. А. Плешакова, Н.И. Сонина, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования 2004 года.

Общая характеристика учебного предмета. Содержание природоведения для 5 класса сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приемов исследовательской деятельности. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.

Цели и задачи: • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека

• овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Резервное время 2 часа используется на проведение экскурсий.

Программой предусмотрено проведение: - контрольных работ - 4; - практических - 14.

Количество учебных часов:

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ.

Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни».

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

Приемы элементарной исследовательской деятельности;

 Способы работы с естественнонаучной информацией;

 Коммуникативные умения;

 Способы самоорганизации учебной деятельности.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Важными формами деятельности учащихся являются:

Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

Работа в малых группах;

 Проектная работа;

 Подготовка рефератов;

 Исследовательская деятельность;

 Информационно-поисковая деятельность;

 Выполнение практических и лабораторных работ.

 Формы контроля знаний: Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;

 Фронтальный и индивидуальный опрос;

 Отчеты по практическим и работам;

 Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)

Презентация творческих и исследовательских работ с использованием информационных технологий. В рабочей программе конкретизируется содержание предметных разделов с распределением учебных часов, а также перечнем необходимых демонстраций и практических работ, межпредметные связи, средства обучения, перечень учебно - методического обеспечения, поурочное планирование.

Рабочие программы по биологии составлены на основе следующих нормативных документов: Федеральный Государственный стандарт. 1. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). 2. Программа основного общего образования по биологии. VI - IX классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова ( Сборник нормативных документов).


© 2010-2022