Конспект урока по биологии Царство Прокариоты

Конспект урока по биологии "Царство Прокариоты"Цель урока: ü Создание условий для изучения групп бактерий, их роли в природе и жизни человека. ü Создать условия для осознания и осмысления новой информации через  самостоятельную работу с  учебником. ü Развивать познавательный интерес к предмету через умения работы с учебником и дополнительной литературой. ü Воспитывать бережное отношение к природе, расширять санитарно - гигиенические навыки учащихся. ü Учащиеся должны уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками    учебника, логически мыслить, делать выводы. ü  Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, развивать умение работать в группах, коллективе; осуществлять экологическое  воспитание через содержание  изучаемого материала. ü Оборудование: таблица «Бактерии». Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока биологии в 7 классе

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Цель урока:

  • Создание условий для изучения групп бактерий, их роли в природе и жизни человека.

  • Создать условия для осознания и осмысления новой информации через самостоятельную работу с учебником.

  • Развивать познавательный интерес к предмету через умения работы с учебником и дополнительной литературой.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, расширять санитарно - гигиенические навыки учащихся.

  • Учащиеся должны уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, логически мыслить, делать выводы.

  • Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, развивать умение работать в группах, коллективе; осуществлять экологическое воспитание через содержание изучаемого материала.

  • Оборудование: таблица «Бактерии». Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

План урока.


1.Организационный момент

2.Изучение материала. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

3.Закрепление изученного материала

4.Проверочный тест

5.Домашнее задание

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Слайд№2.Подумайте, о ком идет, речь в следующих стихах.

1.Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной. (Бактерии)

Слайд№3. 2. Без меня не сваришь сыра,

И не сделаешь кефира.

Простоквашу и творог,

Приготовить я помог. (Бактерии)

На этом уроке речь пойдет о бактериях.

И так, отправляясь в путешествие, мы в наших полевых дневниках должны сделать записи: указать дату путешествия и тему.

(Слайд № 4.)Результаты своих наблюдений вы будете заносить в таблицу. Сделайте ее в дневниках. Работа в тетради по биологии.

Бактерии

Среда обитания

Способ питания

Значение в природе, жизни человека


(Слайд № 5.)Ученые утверждают, что бактерии появились на Земле более 3 млрд. лет назад. Бактерии - одни из самых древних организмов на Земле Они обитают в самой глубокой котловине в океане и на высочайшей горной вершине Земли - Эвересте, их находят во льдах Арктики и Антарктиды, в подземных источниках горячих вод, верхних слоях атмосферы. Особенно их много в почве - от 200-500млн. до 2 млрд. и более особей на 1 г в зависимости от типа почв, их состояния, глубины расположения слоев.

(Слайд № 6.) Что такое бактерии .Название «бактерия» произошло от древнегреческого слова «bacterion» - палочка.

Бактерии - это простейшие одноклеточные организмы. Одну бактерию можно разглядеть только под микроскопом. А вот скопления множества бактерий иногда видны даже невооруженным глазом.

Слайд№7 Бактерии были одними из первых живых организмов на Земле, появившись около 3,9 млрд. лет назад. Одними из древнейших бактерий являются Цианобактерии. В породах, образованных 3,5 млрд. лет назад, обнаружены продукты их жизнедеятельности - строматолиты. Бесспорные свидетельства существования Цианобактерии относятся ко времени 2,2-2,0 млрд. лет назад. Благодаря ним в атмосфере начал накапливаться кислород. Слайд № 8 1675 год. Голландский натуралист Антонии Ван Левенгук впервые увидел бактерий в оптический микроскоп и описал их. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули» (зверушки).

Слайд №9 1828 год. Христиан Эренберг ввёл в употребление название «бактерии».

  1. 1850 год Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

1905 год Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни, за что он был удостоен Нобелевской премии. Предложил способы дезинфекции.

Слайд№10.Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930 году.

Слайд № 11. Клетки разных бактерий имеют различную форму.

Каждая из форм бактериальных клеток имеет свое название.

  1. Посмотрите, вот мелкие бактерии-шарики. Такие шарообразные бактерии называются "кокки". Кокки - это не вид бактерий, а название формы бактериальной клетки.

  2. А вот бациллы. Они похожи на палочки, но это тоже живые бактериальные клетки.

Слайд№12 Самостоятельная работа с учебником. Прочитав текст учебника, выясните, в чем заключается особенность строения бактериальной клетки. Видишь, в ней нет ядра.

  1. Оказывается, наследственный материал клетки бактерии - молекула ДНК - замкнута в кольцо и расположена среди цитоплазмы.

  2. На поверхности оболочек бактерии могут образовываться различные жгутики и ворсинки. Жгутики совершают вращательные движения, благодаря чему бактерия движется. Да еще как быстро! За 1 секунду бактерия может преодолеть расстояние в 20 раз большее, чем ее собственный диаметр!

  3. Вакуоли в бактериальной клетке отсутствуют, а капельки различных веществ могут находиться прямо в цитоплазме.

Слайд№13. Многие бактерии могут образовывать вокруг своей оболочки еще одну. Таким образом, образуются споры бактерий.

Слайд№14. Как вы думаете, каково значение спор? Они служат для того, чтобы клетка бактерии могла переносить неблагоприятные условия. Даже кипячение. В благоприятных условиях бактерии растут и очень быстро делятся. Причем этот процесс повторяется каждые 20 - 30 минут. Если наступают, неблагоприятные условия бактерии образуют споры. Но это не споры, которые служат для размножения, спора - плотная оболочка, в итоге они сохраняют жизнеспособность тысячи лет (в египетских мумиях, в трупах мамонтов и в вечной мерзлоте).

Слайд № 15 Беседа. А теперь рассмотрите таблицу, после чего вам предстоит ответить на вопросы:

  1. Как размножаются бактерии?

  2. Для чего бактерии образуют споры?

Выступление ученика. А знаете ли вы, что? Большинство бактерий гибнет при температуре+65-100 *С, но споры некоторых из них переносят нагревание до+140*С и охлаждение до-253*С.

Размножаются бактерии при благоприятных условиях простым делением через каждые 20-30 минут, за 5 суток способны создавать массу, которой можно заполнить моря и океаны. Однако в природе это не происходит, так как большинство бактерий погибают при действии солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100 градусов, под действием дезинфицирующих веществ

Слайд№16. Разрешите интригу.

Бактерия делится каждую секунду на две. Известно, что если одну бактерию посадить в пробирку, то пробирка наполнится бактериями за 1 минуту. Сколько времени понадобится, чтобы пробирка наполнилась, если сначала посадить в пробирку 2 бактерии?

Ответ: 59 секунд. Если бы посадили одну бактерию, то через секунду там было бы две...

Слайд № 17.В бактериальных клетках нет пластид с хлорофиллом, а значит, они не способны создавать органические вещества из неорганических под действием солнечного света. Так откуда же они получают органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности?

По способу питания бактерии делятся на две большие группы.

  1. Паразиты. Некоторые бактерии питаются готовыми веществами, которые создаются другими организмами. Такой способ питания называется паразитическим, а сами бактерии - паразитами. Знакомое слово? Оно всегда используется для обозначения тех, кто живет за счет других!

  2. Сапрофиты. Такие бактерии питаются выделениями других организмов или разлагают мертвые тела и используют их органические вещества. К этой группе относятся различные бактерии, вызывающие гниение.

  3. Симбионты. Помните, мы уже говорили о клубеньковых бактериях, которые поселяются в клетках корней бобовых растений? Эти палочковидные бактерии размножаются в клетках корня, образуя утолщения - клубеньки. Такие "гости" не вредят растению, а, наоборот, приносят большую пользу. Они усваивают азот из воздуха и снабжают им растение. Самостоятельно оно бы с этим не справилось!

Слайд № 18 Музыкальная физкультминутка.

Слайд № 19. Бактерии населяют все жизненные среды на нашей планете. Они обитают в почве, в воде и в воздухе.

Слайд№20. В воздухе должно содержаться меньше всего бактерий. Но это правило выполняется только "на природе". А вот в городах, особенно в людных местах, воздух просто кишит бактериями! Мало того - многие из них способны вызывать разные заболевания.

Слайд№21 Вода - очень благоприятная среда для жизни и размножения бактерий. В реках и озерах вблизи жилищ человека насчитывается до 400 000 бактерий в 1 кубическом сантиметре воды.

Слайд№22 Роль бактерий в природе. В природе бактерии работают, как незаменимые труженики.

  1. Они участвуют в образовании перегноя из отмерших частей растений (гнилостные бактерии).

  2. Когда перегной образовался, вступают в работу другие сапрофитные бактерии, которые преобразуют органические вещества перегноя в минеральные соли почвы, которые так необходимы зеленым растениям для нормального роста и развития.

  3. А помните, мы уже говорили о клубеньковых бактериях, которые поселяются в клетках корней бобовых растений? Эти палочковидные бактерии размножаются в клетках корня, образуя утолщения - клубеньки. Такие "гости" не вредят растению, а приносят большую пользу. Они усваивают азот из воздуха и снабжают им растение.

Слайд№23. Многие бактерии играют большую роль в жизни человека. Некоторые из них приносят пользу.

В природе есть такой процесс, который называется "брожение". Это разложение углеводов. В процессах брожения большую роль играют различные бактерии. Например, при образовании кефира и простокваши из молока, а также квашении капусты очень важны молочнокислые бактерии.

  1. Некоторые бактерии постоянно живут в организме человека (в пищеварительной системе). Без них переваривание пищи происходило бы гораздо труднее!

Слайд№24. Среди бактерий выделяется целая группа болезнетворных. Это бактерии-паразиты, которые при попадании в организм человека вызывают различные заболевания.

В древних рукописях описывается, как от страшных болезней погибали целые города. Эпидемии распространялись очень быстро, и с ними не умели бороться.

  1. Таким страшным бедствием для людей была, например, чума. Причиной этого ужасного заболевания является микроскопическая бактерия. А переносится эта бактерия блохами, которые живут на мышах и крысах.

  2. Еще одним страшным заболеванием является холера. И опять виной всему микроскопическая клетка бактерии - холерный вибрион. У этой клетки даже и ядра-то настоящего нет, а сколько бед она приносит людям!

Такое инфекционное заболевание, как туберкулез легких, возникает при попадании в организм туберкулезной палочки.

Слайд№25 Профилактика заболеваний. Французский врач Луи Пастер первым разработал метод предупреждения инфекционных заболеваний при помощи прививок.

  1. Прививка - это введение человеку вакцины (специального препарата), благодаря которой он становится невосприимчив к данному заболеванию.

Слайд№26. Закрепление знаний. Охарактеризуйте размножение бактерий. Выберите правильный ответ.

  • Бактерии размножаются
    с помощью спор.

  • Бактерии размножаются путем деления клетки (правильный ответ)


  • Бактерии размножаются
    с помощью половых клеток.

  • Бактерии размножаются
    с помощью оплодотворения.

Слайд№27. Формы бактерий. Кокки - бактерии сферической формы. Как правило, неподвижны, спор не образуют. В зависимости от плоскости деления образуют различные скопления:

  1. диплококки - 2 клетки,

  2. стрептококки - цепочки клеток,

  3. сарцины - пакеты правильной формы,

  4. стафилококки - скопления неправильной формы.

Слайд№28. Бациллы - палочковидные Бактерии, одиночные или в цепочках. Подвижные бациллы имеют один или несколько жгутиков, расположенных на одном или двух полюсах клетки, или по всей ее поверхности. Среди бацилл имеется много спорообразующих видов.

Спириллы и вибрионы - бактерии изогнутой формы. Спор, как правило, не образуют.

Вибрионы - мелкие бактерии в виде запятой с одним полярным жгутиком.

  1. Спириллы - крупные извитые спирально палочки с полярно расположенными жгутиками.

  2. Спирохеты - тонкие и длинные, винтообразно закрученные клетки с опорной нитью. Передвигаются, винтообразно изгибаясь и сокращаясь.

Слайд № 29. Групповая работа. 1группа. Какие утверждения верны.

1.Все бактериальные клетки имеют ядро.

2.Археобактерии принимают участие в образовании горючего газа-метана.

3.Все бактерии гетеротрофы.

4.Бактерии относятся к царству прокариот

5.Процесс квашения пищевых продуктов связан с бактериальной деятельностью.

6.Обогащение почв соединениями азота невозможно без участия бактерий.

7.Цианобактерии могут фиксировать атмосферный азот.

Ответы(2,4,5,6,7)

Слайд № 30. 2группа. Перепишите текст, вставив пропущенные буквы.

Бактериальная клетка снаружи покрыта-------------, под которой находится--------. В цитоплазме рассеяно--------------. При неблагоприятных условиях бактерии образуют----------. Размножаются бактерии-----------.

Ответы: плотной оболочкой, цитоплазма, ядерное вещество, споры, делением клетки пополам.

Слайд№31 3 группа. Какие утверждения верны

1. Когда в комнате больше бактерий?

а) до урока, б) после урока.

2. Бактерии, которые питаются, готовыми органическими веществами отмерших организмов называются:

а) паразиты, б) сапрофиты.

3. Для уничтожения бактерий в помещении проводят:

а) стерилизацию, б) дезинфекцию.

Ответы(1б,2а,3б)

Слайд № 32. 4 группа. Какие утверждения верны 4. Как называются шарообразные бактерии?

а) бациллы, б) кокки, в) спириллы,

г) вибрионы, д) спирохеты.

5. Какое значение имеет образование спор у бактерий?

а) размножение, б) перенесение неблагоприятных условий.

Ответы(4б,5б)

Слайд № 33. Рефлексия.

Вырази свое мнение

Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...

Слайд № 34 Домашнее задание:№5,6. Творческое задание на выбор.

  • Кроссворд «Бактерии»

  • Стихи, загадки, афоризмы, высказывания о бактериях.

Подведение итогов урока, выставление оценок по ответам учащихся

© 2010-2022