- Преподавателю
- Биология
- Диагностика творческого потенциала при работе с одаренными детьми
Диагностика творческого потенциала при работе с одаренными детьми
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гущина М.И. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Семинар: Диагностика учебных умений
Диагностика творческого потенциала при работе с одаренными детьми.
Гущина М.И. учитель биологии.
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»
А.Н. Колмогоров
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое в этом вопросе зависит от семьи и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть способности ребенка, задача школы - поддержать и развить его способности.
Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2%.
Жажда открытия, стремление проникнуться в самые сокровенные тайны бытия рождается на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь притворить их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Во многих странах Европы и Америки существуют управления по поиску и работе с одаренной молодежью, можно сказать, что в этих странах происходит «образовательная революция», направленная на поиск будущей научной элиты. С помощью тестирования отбирают одаренных старшеклассников и ассигнуют на их развитие деньги.
Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиться? Для этого надо начинать работу с учащимися как можно раньше, и НОУ одна из главнейших ступеней этого процесса.
Для того, чтобы учебное заведение действительно стало центром н/и работы необходимо провести большую подготовительную работу.
Изучить мнение родительского и ученического коллектива. Вот примерный круг вопросов для изучения мнения родителей и уч-ся.
(анкета №1 и №2)
Информация анализируется на административном или педагогическом совете.
Но необходимо помнить, что в исследовательской работе участвуют, как правило активные ребята. Это их мы называем интеллектуально одаренными. Но зачастую в стороне остаются дети так называемые интеллектуально-пассивные дети. Они обладают эрудицией. Конструктивным складом ума, но при этом могут быть не уверенные в себе, боязливы и инертны. Их иногда называют интеллектуальными улитками. Таких детей в нашей школе достаточно. Это дети, которые ждут, чтобы их заметили, помогли преодолеть свои комплексы.
Начинать работу с такими детьми необходимо с диагностики.
(школьный опрос)
Помимо данного опроса можно провести изучение коммуникативных умений уч-ся.
Ребятам предлагают инсценировать беседу и понаблюдать друг за другом в ходе беседы.
Участники делятся на группы по 5 человек и готовятся к дискуссиям по предложенным темам.
(примерные темы: Следует ли разрешить давать права в 16 лет? и т. д. ).
Каждая группа обсуждает свою тему, остальные наблюдают за ходом беседы с помощью оценочного листа.
(оценочный лист)
Такая оценка помогает увидеть проблемы коммуникативных умений уч-ся, степень их интеллектуальных возможностей и наметить план коррекционной работы как на уроке, так и на занятиях секции.
Для изучения интеллектуального потенциала старших школьников весьма полезным может быть тест для оценки нереализованного интеллектуального потенциала. Такой тест может прогнозировать успехи в тех сферах деятельности, которые основываются на использовании языковых средств.
Если вы выбрали вариант а) - 10 баллов
Б) - 5 баллов
В) - 0 баллов
Подсчитываем коэффициент нереализованного интеллектуального потенциала (КНИП)
КНИП - ниже 40 - слабый. - 40-60 - средний - (нормативная) группа, - выше 60 - высокий.
Слабый комментировать не приходится, нормативная группа - это люди с недостаточно развитыми креативными способностями. Такие люди не способны к творческому риску, не всегда наблюдательны. В исследовательской деятельности они не сделают вывода, идущего в разрез с общепринятыми нормами.
Этот тест может дать информацию не только о результатах дня сегодняшнего, но и о том, чего можно достичь в результате собственной интенсивной интеллектуальной деятельности. Полученные результаты помогают определить содержание развивающих занятий для коррекционной работы с учащимися.
Для этого предлагается подборка интеллектуальных занятий для развития памяти, внимания, логического мышления, дикции, лингвистических умений и т. д.
Итогом коррекционных занятий могут стать дебатные игры, ораторские марафоны, интеллектуальные бои, результаты которых фиксируются. Добившись высоких результатов, ребенок может заслужить право быть внесенным в школьную книгу «Рекордов Гиннеса», награждены памятным подарком и т. д. В школе может быть создана галерея, где будут представлены герои книги рекордов, причем это могут быть как ученики, так и педагоги.. аграждены памятным подарком и т. ок может заслужить право быть внесенным в школьную книгу "ьные бои, результаты которых фикси школе школе
Литература
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М: «Вербум-М», 2001.