• Преподавателю
  • Биология
  • Русский язык. 9 класс. Развитие речи. Подготовка к сочинению – рассуждению «Счастье – это…»

Русский язык. 9 класс. Развитие речи. Подготовка к сочинению – рассуждению «Счастье – это…»

Тип урока: развитие речи Тема урока: «Работа с текстом: подготовка к сочинению – рассуждению «Счастье – это…». Цель урока:  Формирование навыка написания сочинения-рассуждения через применение технологии критического мышления.   Задачи урока: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления; способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростко...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе

Тип урока: развитие речи

Тема урока: «Работа с текстом: подготовка к сочинению - рассуждению «Счастье - это…».

Цель урока: Формирование навыка написания сочинения-рассуждения через применение технологии критического мышления.

Задачи урока: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления; способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростков; воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

Учитель. Сегодня мы проводим урок развития речи. У меня в руках хорошее настроение я передаю его вам, ловите и передайте другому.

Каким образом вы можете продемонстрировать степень овладения вами грамотной устной и письменной речью?

Ответы учеников. Правильно сформулированные ответы без речевых ошибок,

Письменные работы (изложения, сочинения).

Учитель. Предлагаю создать в ходе урока черновик вашего сочинения, а дома напишите окончательный отредактированный вариант. А материал для сочинения возьмете из содержания сегодняшнего урока.

Учитель. Что развивать будем, кроме речи, на уроке?

Ответы учеников. Будем учиться размышлять, анализировать, создавать что-то своё, развивать память…

Учитель. Я прошу вас быть максимально внимательными друг к другу, вежливыми и толерантными.

Регулирующий этап:

- структура урока

Учитель. Мы сегодня работаем над сочинением-рассуждением, какова структура данного типа речи? (ТДВ). Д = А и Ф

Структура нашего урока будет соответствовать этому же принципу.

- система оценки работы учащихся на уроке (оценочный лист):

Самооценка

III. Операционно - регулирующий этап.

После этого этапа вам предстоит написать тезис к вашему сочинению. Группа выбирает тип тезиса (см.приложение 1)

Презентация

Прогнозирование идеи урока (темы сочинения)

Учитель. Какой будет тема нашего сочинения?

Представьте, что вы в пустыне. Печет солнце, песок, вы устали, жажда. Что для вас сейчас глоток воды?

Раскаты грома. Молнии. Дождь стеной. И вот луч солнца. Что он дарит?

Симпатичный Вам молодой человек ответил вам взаимностью? Какое состояние у Вас? Заполните лист счастья , отметьте теперь ваше положение на нём.

Задание 1 группе. Прием «Слово- ассоциация»

Учитель. Напишите в столбик слово счастье и придумайте ассоциации к каждой букве слова. С какими понятиями вы связываете для себя это слово?

С - самостоятельность,

Ч - честность, чувственность,

А - авантюрность,

С - смелость, сила,

Т - твердость,

Ь -

Е - естественность.

Задание 2 группе. Прием «Кластер»

Учитель С какими понятиями вы связываете счастье? Напишите в центре «СЧАСТЬЕ», а от него проведите стрелки к вашим ассоциациям. У вас получится созвездие.

Вывод. У каждого из вас свои представления о счастье. Тема нашего сочинения «Счастье - это…» Почему многоточие ставим? (Будем размышлять над темой).

Прием «Инсерт»

Учитель. Начнем размышления с тезиса.

Перед вами текст с размышлениями Скудновой Екатерины предлагаю вашему вниманию. Прочтите. Сделайте пометки:

Напишите тезис вашего сочинения

осмысление

После этого этапа вам предстоит написать аргументы и факты в вашем сочинении - рассуждении (черновой вариант)

Учитель. С каким настроением пришли в школу?

Сегодня вы улыбались друг другу? Шутили?

Помогали выполнять задания друг другу на других уроках?

Можно ли назвать вашу школьную пору счастливой?

(Ответы противоречивые)

Учитель. Значит, счастье не всегда безоблачно. А в чем оно состоит?

Предлагаю рассмотреть противоположные точки зрения .

Стратегия «Чёрное-белое»(шляпы мышления)

Команды выдвигают противоположные точки зрения.

1-я Счастье не бывает безоблачным.

2-я Счастье - это радость без границ.

Заполняют дневник.

Фразы, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие или несогласие с автором

Ваше личное отношение к этим фразам (эмоции, ассоциации, точка зрения и т.д.)

Физкультминутка. Упражнение «Воздушный шарик»

Стратегия «Зигзаг»

Каждой группе дается текст 1 притчи (всего 2 разных текста 2группам).

Задание: прочитать текст, пересказать его членам группы по очереди по 1 микротеме всему классу. Сравниваем с роликом

Всё ли вы поняли так, как было рассказано в ролике? Почему?

прием «Письмо по кругу»

Каждый член группы записывает фразу или несколько предложений (дифференцированно) обобщающего характера по теме сочинения и передаёт соседу. Он, в свою очередь, продолжает размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая из них не вернётся к хозяину.

IV. Итоги урока

Учитель. Просмотрите все свои записи. Попробуйте создать вариант устного сочинения, опираясь на материалы сегодняшнего урока.

(Заслушивается 1 вариант)

Предложите свои варианты тем по данной философской проблеме.

Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение «Счастье - это…» (или по собственному варианту темы).

Зачитывает притчу «Мари и ангел» или «Две свечи»

Упражнение «Мешочек счастья»

Изменилось ли ваше отношение к счастью?

Какие ваши впечатления от урока?

С какими задачами справились?

Что особенно запомнилось?

Кто был наиболее активен?

Заполните лист счастья ещё раз, отметьте теперь ваше положение.

Заполните свои оценочные листы.

Спасибо за урок.




© 2010-2022