Программа элективного курса по биологии Здоровье человека и окружающая среда 9 класс

Данная программа предназначена  для предпрофильного курса  в 9-х классах и рассчитана на 17часов.  Содержание данного курса  носит надпредметный характер и направлено на формирование компетентностей в вопросах о здоровье и здоровом образе жизни. Курс знакомит учащихся с путями реализации здорового образа жизни человека, с возрастными аспектами обеспечения здоровья, рационального построения режима дня и питания; знакомит учащихся с вопросами психофизиологии, социальной и школьной гигиены. Данный...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Элективный курс


для 9 класса

«Здоровье человека и окружающая среда»














автор: учитель биологии

МБОУ ДР «Дубовская СОШ № 1»

Попова Светлана Геннадьевна.

Пояснительная записка.

Данная программа составлена для предпрофильного курса в 9-х классах и рассчитана на 17часов.

Содержание учебного материала носит надпредметный характер и направлено на формирование компетентностей в вопросах о здоровье и здоровом образе жизни. Курс знакомит учащихся с путями реализации здорового образа жизни человека, с возрастными аспектами обеспечения здоровья, рационального построения режима дня и питания; знакомит учащихся с вопросами психофизиологии, социальной и школьной гигиены. Данный курс способствует профориентации учащихся, помогает ориентироваться во множестве профессий, связанных с биологией. Изучение курса связано с такими дисциплинами, как экология, биология, психология, гигиена.

Главная цель курса-показать значимость здоровья для современного общества, научить бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих; показать, как много зависит от нашего внимательного отношения к своему организму.

Задачи курса:

--формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья;

--развитие знаний о гигиене;

--создание условий для формирования позитивного отношения к своему здоровью и окружающих.

Программой предусмотрено проведение уроков-практикумов, тестирование, проведение игровых занятий.






Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

Виды деятельности


I

Здоровье доступно каждому (введение)

1

II

Факторы здоровья.

16


1

«Еда - мой друг или враг?»


1

Проблемная дискуссия.

2

Нормы питания. Диеты.

2

Практическая работа.

3

« Что такое хорошо и что такое плохо»

1

Тест.

4

Здоровое тело-продукт здорового рассудка.

2

5

В здоровом теле- здоровый дух.

2

Практическая работа.

6

Слагаемые здоровья

2

7

Жизнь без стрессов и конфликтов - жизнь без болезней.

1

8

Наши органы чувств.

2

9

Лекарственные средства. Яды.

1

10

Шум- медленный убийца.

1

Практическая работа.

11

Итоговое занятие «Круглый стол»

1

Обсуждение результатов работы.




Содержание программы.

Тема № 1.Введение. Что изучает валеология. Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Тест «Мой образ жизни».

Тема № 2. Факторы здоровья.

  1. «Еда - мой друг или враг?» Значение пищи и пищеварения. Экологическичистые продукты. Витамины. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу».

  2. Нормы питания. Диеты. Режим и культура питания. Рациональное питание. Вред и польза диет. Голодание. Христианский пост. Биодобавки

3) Что такое хорошо и что такое плохо. Привычки вредные и полезные. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства.

4)Здоровое тело-продукт здорового рассудка. Зависимость здоровья от физических нагрузок и двигательной активности; гиподинамия. Тренировки. Тренировочный эффект. Бодибилдинг.

5) В здоровом теле-здоровый дух. Зарядка как фактор здоровья. Нарушение осанки и плоскостопие - основные нарушения скелета школьников. Профилактика. Русская баня.

6) Слагаемые здоровья. Иммунитет. Наследственные заболевания. Закаливание. Выработка механизмов, повышающих адаптации. Укрепление иммунитета.

7) Жизнь без стрессов и конфликтов-жизнь без болезней. Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых состояний. Эмоции положительные и отрицательные. Тип темперамента.

8) Наши органы чувств. Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма.

9) Лекарственные средства. Яды. Лекарственные средства и их воздействие на организм. Нормы и правила приёма лекарственных средств. Вред самолечения. Лекарственные растения. Яды пауков, насекомых и змей; их разрушающее действие на организм.

10) Шум -медленный убийца. Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму. Практическая работа по определению уровня слуха.

11) Итоговое занятие «Круглый стол»

Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты. Обсуждение результатов.

Методические рекомендации.

Практическая работа № 1.(Занятие 3) Расчёт калорийности пищи.

Учащимся предлагаются таблицы калорийности продуктов и энергозатрат в зависимости от вида деятельности. Нужно рассчитать калорийность своего рациона. Используя данные о дневных энерготратах (1900ккал) и энергетической ценности суточного рациона (2300 ккал) сделать вывод о своём рационе и режиме питания.

Практическая работа № 2 (Занятие 5) Выявление нарушений осанки и плоскостопия.

Измерить сантиметровой лентой расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча (отступив на 3-5 см вниз от плечевого сустава) со стороны груди и спины. Первый результат разделить на второй. Если получается число близкое к 1 или больше-значит нарушений нет. Если полученное число меньше 1-осанка нарушена.

-Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Если между спиной и поясницей проходит кулак-осанка нарушена; если ладонь - в норме.

На лист бумаги встать мокрой ногой. Контуры следа обвести карандашом. Соединить центр пятки и центр третьего пальца прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию-плоскостопия нет.

Практическая работа № 3.(Занятие 10) Определение остроты слуха.

Приближайте механические часы к уху, пока не услышите звук.

Приложите часы плотно к уху отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.

Измерьте в первом и втором случаях линейкой расстояние, найдите среднюю величину сравните со стандартным показателем (15-20 см), сделайте вывод.
















Литература

1.Аршавский И.А. Ваш ребенок у истоков здоровья. - Москва, изд. «Наука», 1992. 2.Апанасенко Г. Л., Попова Л. А., Медицинская валеология, Москва, изд. «Наука» 2000

3.Блинова К.Ф. «Ботанико- фармакогностический словарь» - Москва, изд. «Высшая школа»,1990г.

4.Грин.Н,.Стаут У «Биология» т.1-3.- Москва, изд. «Мир» 2000 г.

5.Донецкая Э.Г. «Актуальные вопросы биологии.», Саратов изд. «Лицей», 2009 г.

6.Журнал «Биология в школе» №№ 1-8, 2006-2010год.

7.Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. - Москва, Научный центр здоровья детей РАМН, 2002.

8.Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ М.: АРКТИ, 2006

9.Орлов. Б.Н., Д.Б. Гелашвили «Ядовитые растения и животные СССР» Москва, изд. «Высшая школа», 1990г.






© 2010-2022