- Преподавателю
- Биология
- Мастер - класс «Возможности цифрового микроскопа в обучении школьников способам обработки визуальной информации на уроках биологии»
Мастер - класс «Возможности цифрового микроскопа в обучении школьников способам обработки визуальной информации на уроках биологии»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Латыпова А.М. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Возможности цифрового микроскопа в обучении школьников способам обработки визуальной информации на уроках биологии»
Цель: ознакомить участников мастер-класса с возможностями использования цифрового микроскопа на уроках биологии для формирования исследовательских умений и навыков учащихся.
Задачи:
- показать возможности применения цифрового микроскопа;
- приготовить временные фиксированные микропрепараты;
-изучить с помощью цифрового микроскопа приготовленные микропрепараты.
Место проведения: МБОУ «Ютазинская СОШ»
Оборудование: цифровой микроскоп, компьютер, проектор, коллекция готовых временных микропрепаратов, покровные стекла, предметные стекла,
пипетки, пинцеты.
Продолжительность занятия: 20 мин.
Участники: директора ИМЦ РТ
Литература:
Инструкция по применения электронного цифрового микроскопа. MicroLife ML-12-1.3
Информация с сайтов Интернет
Формы и методы, применяемые к занятиям:
Рассказ-демонстрация, беседа-демонстрация, самостоятельная практическая работа, лабораторная работа, инструктаж, выполнение самостоятельных исследований
Ход мастер-класса
Организационный момент.
Тема нашего мастер-класса: «Возможности цифрового микроскопа в обучении школьников способам обработки визуальной информации на уроках биологии»
MicroLife
Микроско́п (греч. μικρός - маленький и σκοπέω - смотрю) - прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом.
В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Все, что связано с компьютерными технологиями, вызывает у учеников большой интерес - это особенно заметно на фоне общего падения познавательного интереса.
Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, приобщению учащихся к творческой и исследовательской деятельности. То есть необходима реализация деятельностного подхода. Для этого нужно постановить ученика в условия исследователя.
В данном мастер-классе мы рассмотрим вопросы по использованию цифрового микроскопа на практических занятиях и при проведении демонстрационных опытов на уроках биологии.
Вначале несколько слов о достоинствах работы с цифровыми микроскопами:
В первую очередь хочется отметить простоту работы с микроскопом, сочетающуюся с большими его функциональными возможностями.
Вторым преимуществом является возможность демонстрации результатов опытов с помощью цифрового проектора на экран, т.е. при проведении опыта или изучении объекта все учащиеся класса одновременно могут наблюдать результат опыта. К тому же появляется возможность проводить демонстрационные опыты. В результате удается воплотить один из самых важных принципов изучения естественных наук - принцип наглядности.
Третьим очень важным преимуществом является автономное освещение, которое дает возможность работы, как в отраженном, так и в проходящем свете. Кроме обычных микропрепаратов учащиеся могут рассматривать и непрозрачные объекты.
Четвертым преимуществом является возможность фотографирования отображаемого объекта.
Пятым преимуществом является возможность проведения видеосъемки для отображения промежуточных стадий длительных опытов, когда нет возможности показать превращения в режиме реального времени. Также его можно использовать для демонстрации движений различных объектов.
Шестым преимуществом можно назвать простоту выполнения подписей к рисункам. Этим удобно пользоваться во время проведения практических занятий с большим количеством опытов или с объектами, имеющими сложное строение.
Седьмым преимуществом является возможность работы в ручном режиме.
Приступим к работе с цифровым микроскопом
1. Брать микроскоп в руку следует по аналогии с ручкой.
2. Положить обследуемый предмет рядом с микроскоп
3.Отрегулировать фокус, вращая колесико большим пальцем. Сила увеличения тем выше, чем ближе микроскопом к объекту.
Далее работаем с компьютером.
Подключить цифровой микроскопом к компьютеру через USB. Появившееся изображение в правой части экрана - картинка в реальном времени с микроскопа, слева - панель инструментов и место для просмотра сделанных снимков.
Фотографирование объекта «Устьичные клетки растений»
Нажать на иконку «Фотоаппарат» на панели инструментов или выбрать вкладку «Фото». Фото появиться в окне просмотра снимков.
Сохранить снимок. Нажать на иконку «Дискета» на панели инструментов. В появившимся окне выбрать размер фотографии, затем написать имя файла и сохранить в нужную папку.
Видеосъемка объекта и просмотр видеозаписи «Явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»
Нажать на иконку «Видеокамера» на панели инструментов или выбрать вкладку «Видео».
В открывшимся окне выбрать параметры видеозаписи:
- частота кадров;
- временные рамки;
- наличие/отсутствие аудио записи (поставив/убрав галочку).
Видео появится в окне просмотра.
Сохранить видео. Нажать на иконку «Дискета» на панели инструментов. В появившимся окне написать имя файла и сохранить в нужную папку.
Для просмотра сделанного видео кликнуть на нужный файл. В появившимся окне появится видеозапись. Сверху на панели инструментов находятся иконки, с помощью которых можно:
- сохранить файл;
- включить следующее видео;
- воспроизвести;
- пауза;
- стоп;
- увеличить окно просмотра видео;
- уменьшить окно просмотра видео.
Для сохранения фотографий на компьютере нажать на кнопку «Export». В открывшимся окне выбрать нужную папку, дать имя фотографии и нажать на кнопку «Сохранить».
Для открытия уже сохраненной фотографии нажать на кнопку «Import».
Одна из самых больших сложностей, подстерегающих учителя биологии при проведении лабораторной работы с традиционным микроскопом, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят его ученики. Сколько раз зовут ребята совсем не к тому, что нужно - в поле зрения либо край препарата, либо пузырёк воздуха, либо трещина…
Использование цифрового микроскопа в образовательном процессе нацелено на:
-
повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;
-
проведение лабораторных и практических работ на уроках биологии индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, научно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
-
реализацию задач интеллектуально-направленной педагогики как средства развития и саморазвития одаренных детей в ИКТ - насыщенной среде;
-
изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности;
-
организацию исследовательской деятельности учащихся.
В заключение хотелось бы отметить, что использование разнообразных информационных технологий позволяет более эффективно организовать деятельность учителя и учащихся; повысить качество обучения; воплотить в жизнь принцип наглядности, столь важный при изучении наук естественной направленности;
Работа с цифровым микроскопом или разнообразными программными продуктами ни в коем случае не должна заменять классических приемов работы с натуральными объектами, гербариями, световыми микроскопами. Нужно понимать, что это всего лишь один из методических приемов, позволяющих разнообразить проведение урока.