• Преподавателю
  • Биология
  • Мастер - класс «Возможности цифрового микроскопа в обучении школьников способам обработки визуальной информации на уроках биологии»

Мастер - класс «Возможности цифрового микроскопа в обучении школьников способам обработки визуальной информации на уроках биологии»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Возможности цифрового микроскопа в обучении школьников способам обработки визуальной информации на уроках биологии»

Цель: ознакомить участников мастер-класса с возможностями использования цифрового микроскопа на уроках биологии для формирования исследовательских умений и навыков учащихся.

Задачи:

- показать возможности применения цифрового микроскопа;

- приготовить временные фиксированные микропрепараты;

-изучить с помощью цифрового микроскопа приготовленные микропрепараты.

Место проведения: МБОУ «Ютазинская СОШ»

Оборудование: цифровой микроскоп, компьютер, проектор, коллекция готовых временных микропрепаратов, покровные стекла, предметные стекла,

пипетки, пинцеты.

Продолжительность занятия: 20 мин.

Участники: директора ИМЦ РТ

Литература:

Инструкция по применения электронного цифрового микроскопа. MicroLife ML-12-1.3

Информация с сайтов Интернет

Формы и методы, применяемые к занятиям:

Рассказ-демонстрация, беседа-демонстрация, самостоятельная практическая работа, лабораторная работа, инструктаж, выполнение самостоятельных исследований

Ход мастер-класса

Организационный момент.

Тема нашего мастер-класса: «Возможности цифрового микроскопа в обучении школьников способам обработки визуальной информации на уроках биологии»

MicroLife

Микроско́п (греч. μικρός - маленький и σκοπέω - смотрю) - прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом.

В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Все, что связано с компьютерными технологиями, вызывает у учеников большой интерес - это особенно заметно на фоне общего падения познавательного интереса.

Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, приобщению учащихся к творческой и исследовательской деятельности. То есть необходима реализация деятельностного подхода. Для этого нужно постановить ученика в условия исследователя.


В данном мастер-классе мы рассмотрим вопросы по использованию цифрового микроскопа на практических занятиях и при проведении демонстрационных опытов на уроках биологии.

Вначале несколько слов о достоинствах работы с цифровыми микроскопами:

В первую очередь хочется отметить простоту работы с микроскопом, сочетающуюся с большими его функциональными возможностями.

Вторым преимуществом является возможность демонстрации результатов опытов с помощью цифрового проектора на экран, т.е. при проведении опыта или изучении объекта все учащиеся класса одновременно могут наблюдать результат опыта. К тому же появляется возможность проводить демонстрационные опыты. В результате удается воплотить один из самых важных принципов изучения естественных наук - принцип наглядности.

Третьим очень важным преимуществом является автономное освещение, которое дает возможность работы, как в отраженном, так и в проходящем свете. Кроме обычных микропрепаратов учащиеся могут рассматривать и непрозрачные объекты.

Четвертым преимуществом является возможность фотографирования отображаемого объекта.

Пятым преимуществом является возможность проведения видеосъемки для отображения промежуточных стадий длительных опытов, когда нет возможности показать превращения в режиме реального времени. Также его можно использовать для демонстрации движений различных объектов.

Шестым преимуществом можно назвать простоту выполнения подписей к рисункам. Этим удобно пользоваться во время проведения практических занятий с большим количеством опытов или с объектами, имеющими сложное строение.

Седьмым преимуществом является возможность работы в ручном режиме.

Приступим к работе с цифровым микроскопом

1. Брать микроскоп в руку следует по аналогии с ручкой.

2. Положить обследуемый предмет рядом с микроскоп

3.Отрегулировать фокус, вращая колесико большим пальцем. Сила увеличения тем выше, чем ближе микроскопом к объекту.

Далее работаем с компьютером.

Подключить цифровой микроскопом к компьютеру через USB. Появившееся изображение в правой части экрана - картинка в реальном времени с микроскопа, слева - панель инструментов и место для просмотра сделанных снимков.

Фотографирование объекта «Устьичные клетки растений»

Нажать на иконку «Фотоаппарат» на панели инструментов или выбрать вкладку «Фото». Фото появиться в окне просмотра снимков.

Сохранить снимок. Нажать на иконку «Дискета» на панели инструментов. В появившимся окне выбрать размер фотографии, затем написать имя файла и сохранить в нужную папку.

Видеосъемка объекта и просмотр видеозаписи «Явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»

Нажать на иконку «Видеокамера» на панели инструментов или выбрать вкладку «Видео».

В открывшимся окне выбрать параметры видеозаписи:

- частота кадров;

- временные рамки;

- наличие/отсутствие аудио записи (поставив/убрав галочку).

Видео появится в окне просмотра.

Сохранить видео. Нажать на иконку «Дискета» на панели инструментов. В появившимся окне написать имя файла и сохранить в нужную папку.

Для просмотра сделанного видео кликнуть на нужный файл. В появившимся окне появится видеозапись. Сверху на панели инструментов находятся иконки, с помощью которых можно:

- сохранить файл;

- включить следующее видео;

- воспроизвести;

- пауза;

- стоп;

- увеличить окно просмотра видео;

- уменьшить окно просмотра видео.

Для сохранения фотографий на компьютере нажать на кнопку «Export». В открывшимся окне выбрать нужную папку, дать имя фотографии и нажать на кнопку «Сохранить».

Для открытия уже сохраненной фотографии нажать на кнопку «Import».

Одна из самых больших сложностей, подстерегающих учителя биологии при проведении лабораторной работы с традиционным микроскопом, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят его ученики. Сколько раз зовут ребята совсем не к тому, что нужно - в поле зрения либо край препарата, либо пузырёк воздуха, либо трещина…

Использование цифрового микроскопа в образовательном процессе нацелено на:

  • повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;

  • проведение лабораторных и практических работ на уроках биологии индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, научно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

  • реализацию задач интеллектуально-направленной педагогики как средства развития и саморазвития одаренных детей в ИКТ - насыщенной среде;

  • изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности;

  • организацию исследовательской деятельности учащихся.

В заключение хотелось бы отметить, что использование разнообразных информационных технологий позволяет более эффективно организовать деятельность учителя и учащихся; повысить качество обучения; воплотить в жизнь принцип наглядности, столь важный при изучении наук естественной направленности;

Работа с цифровым микроскопом или разнообразными программными продуктами ни в коем случае не должна заменять классических приемов работы с натуральными объектами, гербариями, световыми микроскопами. Нужно понимать, что это всего лишь один из методических приемов, позволяющих разнообразить проведение урока.


© 2010-2022