• Преподавателю
  • Биология
  • Методические указания по проведению практических работ по Экологическим основам природопользования

Методические указания по проведению практических работ по Экологическим основам природопользования

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента экологического мировозрения и способности оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды. При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая работа №1.

по теме «Общая экологическая оценка территории Нижегородской области »

  • Цель: определение уровня состояния экологической ситуации на территории Нижегородской области на основе различных информационных источников.


  • Студенты должны уметь:

  1. обобщать знания об экологическом состоянии территории своей области,

  2. выявлять комплекс экологических проблем, присущих этой территории и определить перспективы их решения,

  3. анализировать карты и справочные материалы.

  • Студенты должны знать: демография, урбанизация,эрозия, рекультивация, полигон, реакклиматизация, основные предприятия Нижегородской области.


  • Оборудование:

- экологическая карта Нижегородской области,

- справочные материалы по Нижегородской области,

- публикации в периодической печати,

- атлас Нижегородской области.

Порядок выполнения работы.


  1. Теоретическое введение.

В Нижегородской области состояние производственной базы и инфраструктуры городов оказывает достаточно сильное негативное влияние на воздушный бассейн области. Главными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленное производство, автомобильный транспорт. Суммарный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников и автотранспорта составляет несколько сотен тонн в год. Уровень загрязнения воздушного бассейна в населенных пунктах области соответствует среднему по России, кроме крупнейшего химического центра страны - г. Дзержинска, где он выше среднего Российского уровня.
В промышленности области по выбросу основных загрязняющих веществ (взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода и диоксид азота) лидирующее положение занимают следующие отрасли: машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, черная металлургия, промышленность строительных материалов, пищевая промышленность. Все эти отрасли являются основной градообразующей базой городов Нижегородской области.1

На территории Центральной зоны Нижегородской области, которая является промышленно-урбанистской, сосредоточено 87% товарного выпуска промышленной продукции области и более 80% химических нагрузок на воздушный бассейн и водные ресурсы. При этом химическая опасность нагрузок существенно выше, чем в среднем по области, то есть по сравнению с другими зонами.

2. Задания для студентов (аудиторная работа)


  1. Оцените площадь и плотность населения Нижегородской области. В чем особенности размещения населения? Каковы демографические показатели населения области? Как высокая плотность населения и урбанизированность территории влияет на здоровье людей?


  1. Назовите отрасли промышленности, виды транспорта, формы сельского хозяйства, развитые на территории области. В чем особенности размещения производств на территории области? Как высокий уровень концентрации производств влияет на состояние окружающей среды?


  1. Оцените состояние атмосферного воздуха. Назовите основные источники загрязнения и загрязнители. Чем они опасны? Приведите примеры наиболее загрязненных городов. Укажите источники теплового загрязнения, загрязнения серой. Какие встречаются экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха в вашей местности.


  1. Оцените состояние водных ресурсов. Какие гидрографические объекты встречаются на территории области? Назовите виды загрязнения и их источники. Укажите реки, имеющие особый вид загрязнения в связи со сплавом леса; районы с понижением грунтовых вод и высоким уровнем их загрязнения. Перечислите малые реки своей местности, оцените их общее состояние, назовите причины загрязнения рек. Приведите примеры мероприятий, направленных на достижение положительных экологических изменений.


  1. Оцените состояние земельных ресурсов. Какие области человеческой деятельности наносят ущерб состоянию земель области? Существует ли возможность эрозии, прямого разрушения почв; создание промышленных и городских полигонов отходов? Назовите виды рекультивации земли, проводимой в вашей местности.


  1. Укажите растения и животные, которые охраняются в Нижегородской области. Какие из них встречаются в вашей местности. Назовите животных относящихся к категории акклиматизированных и реакклиматизированных? Какое количество видов растений используется в качестве лекарственных? Приведите примеры.


  1. Сделайте выводы

  • Комплекс каких экологических проблем вами определён?

  • Изменяется ли сегодня экологическая ситуация?

  • Каковы перспективы и пути решения экологических проблем?

  • Назовите условия, способные ускорить этот процесс.










Практическая работа № 2. Составление экологических памяток


  • Цель: формирование экологической культуры у населения.


  • Студенты должны уметь: принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач и личностного развития.

  • Студенты должны знать: различные виды загрязнений и способы их устранения, меры по профилактике загрязнений.

  • Оборудование: карточка с заданием, бумага формата А4, ручка.

Порядок выполнения работы.

1. Теоретическое введение.


  • При составлении экологической памятки рекомендуется:

  • ознакомиться с различными источниками информации и сделать подборку нужных материалов;

  • изучить достоинства и недостатки ранее созданных памяток другими студентами;

  • придерживаться следующих правил:

1. материалы должны соответствовать заявленной теме;

2. в содержании может быть включён эпиграф в виде высказывания, отражающего актуальность темы;

3. фразы должны быть лаконичными, выступать в виде правил поведения; побуждать к экологически безопасному поведению;

4. для убедительности можно привести факты и примеры, подтверждающие правильность суждений;

5. ограничьте количество положений в памятке, чтобы она была отражена на одном листе и воспринималась как единое целое;

6. продумайте её графическое оформление.


  • Задания для студентов. Предлагаются следующие варианты заданий:


  • Составление экологической памятки для горожанина «Сделаем наш город чистым и уютным»

  • Составление экологической памятки для горожанина на тему «Как сберечь воду и уменьшить её загрязнение»

  • Составление экологической памятки для горожанина на тему «Как сберечь воздух от загрязнения»

  • Составление экологической памятки для горожанина на тему «Сбережем землю - кормилицу»

Практическая работа №3.

« Составление экологической характеристики микрорайона города»

  • Цель работы: формирование представления об экосистеме города.

  • Студент должен уметь: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач и личностного развития, проводить экологическую оценку микрорайона города, используя простейшие методы, выявлять основные экологические проблемы города, предлагать пути решения проблем.

  • Студент должен знать: основные проблемы города Нижнего Новгорода и пути их решения, понятие экополиса.

  • Оборудование: карточка с заданием, бумага формата А4, ручка.

Порядок выполнения работы.


1. Теоретическое введение.

Город - это искусственная урбанизированная экосистема, которая сравнима с экосистемой гетеротрофного типа или небольшим вулканом, где формируется пространство экологической ниши и для человека и для других видов организмов. Н. Рерих отметил: «Город, выросший из природы, угрожает природе. Город, созданный человеком, властвует над человеком».

2. Задания для студентов

  • Произведите комплексное обследование микрорайона вашего города, распределившись на микрогруппы (4-5 человек), используя метод наблюдения .

План:

  1. Название микрорайона.

  2. Число жителей.

  3. Основные промышленные предприятия и их влияние на окружающую среду, основные источники и виды загрязнения (см. приложение табл. 1)

  4. Размещение промышленных предприятий на территории города (хаотичное, наличие функциональных зон и их плановое распределение).

  5. Наличие очистных сооружений, в том числе и на промышленных предприятиях.

  6. Виды транспортных магистралей, их качество. Влияние транспорта на состояние окружающей среды.

  7. Озеленение города и его формы (см. приложение табл. 2,3).

  8. Благоустройство территории:

    • чистота улиц, их освещенность, техническое обслуживание,

    • наличие контейнеров для мусора и регулярность их вывоза,


  • наличие несанкционированных свалок,

  • наличие детских площадок,

  • наличие внутриквартальных цветников, скверов

  • наличие сушилок для белья,

  • наличие оборудованных остановок,

  • наличие пешеходных дорожек,

  • наличие специального оборудования для инвалидов.

Развитость социальной инфраструктуры:

  • наличие образовательных учреждений,

  • наличие библиотек,

  • наличие учреждений культуры,

  • спортивные залы, площадки, стадионы,

  • медицинские учреждения.

Комфортность жилищ:

  • этажность,

  • планировка,

  • качество стройматериалов.

11. Особенности состава флоры и фауны территории:

  • случаи пребывания на территории представителей дикой фауны,

  • оседлые, зимующие, кочующие, гнездящиеся птицы,

  • наличие бродячих кошек, собак,

  • виды деревьев и кустарников, устойчивых к загрязнению,

  • наличие растений индикаторов частоты воздуха.


  • Заполните аттестационный лист микрорайона.


  • Назовите основные выявленные проблемы города (района), как среды обитания человека и модели экологической системы. Является ли ваш микрорайон привлекательным для проживания людей? Можно ли его назвать экополисом?


  • Представьте свой экологический проект, содержащий пути и способы решения основных экологических проблем. Какие формы работы с населением по формированию экологической культуры вы предлагаете? Какая из проблем реально решаема совместными усилиями жителей города.

Приложение №1

Оцените степень загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями. Промышленные предприятия выбрасывают в окружающую среду значительное количество газообразных, жидких и твердых веществ. Для задержания этих веществ устанавливают различного рода фильтры, ловушки, принципы работы которых основаны на химическом связывании или физических свойствах веществ, например устройства типа циклон.

Циклон - аппарат для очистки воздуха от взвешенных в нем твердых частиц. Очищаемому воздуху придают вращательное движение, в результате чего под действием центробежной силы частицы твердых примесей оседают на стенках аппарата. Циклоны устанавливаются на вентиляционных трубах предприятий, загрязняющих атмосферный воздух. Циклон может иметь различные размеры и по внешнему виду напоминает грибок.

Мощность предприятия можно приблизительно определить по количеству вентиляционных труб. Разумеется, надо учитывать диаметр труб. Взяв за основу трубу диаметром 0,4 - 0,6 м, можно привести к этому общему знаменателю все остальные трубы.

Табл. 1. Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями

Степень загрязнения

Количество труб (диаметр 0,4-0,6 м)

Очень малая

Малая

Средняя

Сильная

Очень сильная

Менее 3

3

4 - 6

7 - 10

более 10

Приложение №2

Оцените степень озеленения района и используемые формы озеленения. По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя должно приходится не менее 50 м2 зеленых насаждений. На 1 га должно размещаться 90-150 деревьев. Дерево средней величины за 24 ч. выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Запыленность на озелененных участках на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зеленые массивы улавливают до 70-80% пыли.

Табл. 2. Озеленение района

Степень озеленения


Площадь зеленых насаждений м2/чел

Очень слабая

Слабая

Средняя

Сильная

Очень сильная

менее 10

11 - 20

21 - 30

31 - 50

более 50

Табл. 3 Формы озеленения района

Формы озеленения

Частота встречаемости

Древесные полосы вдоль дорог

Лесозащитные полосы (буферная зона) вокруг города

Внутриквартальные цветники

Внутриквартальные древесные насаждения

Аллеи

Парки

Скверы


не встречается

один раз

несколько раз

повсеместно


В конце работы сделайте выводы о практической работе.

Практическая работа №4.

«Вторая жизнь ТБО»

  • Цель : формирование представлений о вторичном использовании отходов и их рециклизации, привлечение внимания к проблеме увеличения количества твердых бытовых отходов (ТБО) и к возникновению экологических проблем, связанных с данным фактом.

  • Студенты должны уметь: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач, использовать информационно-коммуникационные технологии, креативно подходить к решению поставленных задач.

  • Студенты должны знать понятия: ТБО, тетрациклин производства, экологически чистое сырье.

  • Оборудование: карточка с заданием, различные предметы мусора, бумага формата А4, ручка.


Порядок выполнения работы.


  1. Теоретическое введение.

Формы предоставления работ: принимаются поделки, выполненные из твердых бытовых отходов (металл, стекло, пластик, дерево, резина, и т.п.); желательно приложить инструкцию по изготовлению поделки.

Требования к работам: к каждой работе должна быть приложена этикетка размером 5×10см с указанием названия работы, Ф.И. (полностью) исполнителя, группы.

2. Задания для студентов.

  • Составить анкету для собственных изобретений по плану:

    1. Какое вторичное сырье использовалось?

    2. Схема изготовления

    3. Сроки изготовления

    4. Степень сложности

    5. Для какой группы людей можно применять?

    6. Возможно ли промышленное использование?

    7. Новизна идеи.

    8. Фотография

ИЛИ:

Для студентов не подготовившихся к практическому занятию раздаются предметы мусора и предлагается за занятие создать свой мини - проект:

1) баночка из-под йогурта
2) пачка из-под сигарет
3) коробка из-под обуви
4) футляр от киндер-сюрприза
5) обрезки ткани

  • Продемонстрировать изобретение или мини-проект.

Критерии оценки

Критерии оценки

Полученные баллы

1.Степень творчества работы;.

2. Оригинальность работы

3. Новизна

4. Уровень профессионализма

5. Полезность и значимость работы для автора и других людей

6. Трудоемкость работы

7. Качество оформления работы




  • Какой вывод вы сделали для себя после работы над своими проектами.

  • Сделайте вывод по практической работе.












Практическая работа №5.

Мониторинг дома.


  • Цель работы: провести оценку и анализ состояния своего жилища, спрогнозировать влияние экологической обстановки на состояние собственного здоровья.


  • Студенты должны уметь: давать характеристику жилого помещения по плану(выполняя простейшие методы наблюдения), анализировать собранную информацию и формулировать выводы.

  • Студенты должны знать: краткие сведения о микрорайоне, технические данные жилого помещения.

  • Оборудование: карточка с заданием, бумага формата А4, ручка.

Порядок выполнения работы.

  1. Теоретическое введение.

Мы много слышим по телевизору, в школе о проблемах экологии окружающей среды и других экосисем. Но мы никогда не задумываемся, что наше жильё - это то - же маленький мирок, маленькая экологическая система. Наше жилище, как и любая природная система, может быть экологически чистой или не совсем, но каждый из нас, хотя и частично может усовершенствовать эту систему. Наши действия по улучшению экологии нашего жилища станут первым шагом к улучшению экологического равновесия во всей окружающей среде.


  1. Задание для студентов - характеристику жилища дать по плану.


  1. Общие сведения о жилом микрорайоне.

    1. Расположение микрорайона на плане города (области).

    2. Непосредственное и ближайшее окружение дома: другие жилые дома, промышленные предприятия, площади, улицы, шоссейные и железные дороги, парки, водоемы и т.д.

    3. Характеристика зеленых насаждений (видовой состав, состояние).

    4. Удобство транспортной связи с другими районами города.

2. Технические данные жилого здания.

    1. Дата постройки.

    2. Этажность, количество квартир, примерное число жильцов.

    3. Виды строительных материалов.

    4. Особенности тепло-, водо-, электро-, газоснабжения.

    5. Общее санитарно-гигиеническое состояние здания.

3. Паспорт комнат, бытовых и подсобных помещений.

    1. Размеры помещений.

    2. Характеристика потолка, пола, стен каждого помещения.

    3. Характеристика освещения (естественного и искусственного).

    4. Радиационный фон.

    5. Источники и сила шумового загрязнения.

4. Наличие домашних электроприборов и их количество.

5. Сведения,об имеющихся препаратах бытовой химии, представляющих

потенциальную опасность для здоровья человека.

6. Характеристика мебели (из каких материалов изготовлена).

7. Наличие комнатных растений (видовой состав, состояние).

8. Наличие домашних животных.

9. Вывод (должен касаться каждого раздела, с указанием положительных и отрицательных факторов вашего жилья, указание потенциальных угроз на здоровье жильцов).

В заключении работы подвести выводы по практической работе.









Практическая работа №6.

Составление перечня ООПТ Нижегородской области


  • Цель работы: сравнительная оценка категорий и принципов организации заповедного дела в России и за рубежом, знакомство с основными категориями ООПТ, составление перечня природных достопримечательностей на территории Нижегородской области и путей оптимизации системы ООПТ.

  • Студенты должны уметь: анализировать таблицы, строить графики по предложенным данным, собирать необходимую информацию и заносить данные в таблицы.

  • Студенты должны знать:виды ООПТ, ООПТ Нижегородской области.

  • Оборудование: карточка с заданием, бумага формата А4, ручка, карандаш, линейка.

Последовательность выполнения работы:


  1. Теоретическое введение.

В Нижегородской области насчитывается 397 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) трёх категорий: 1 государственный заповедник, 18 государственных заказников и 378 государственных памятников природы. В настоящее время наиболее многочисленные из них государственные памятники природы имеются в 6 районах Нижнего Новгорода из 8.. Они весьма разнообразны по величине, объектам охраны и своему значению . В суммарной площади ООПТ существенно снизилась доля охотничьих заказников, которые ранее преобладали, не обеспечивая при этом достаточной охраны природных комплексов и объектов. Благодаря созданию в Нижегородской области заповедника, ряда комплексных природных заказников и большого числа памятников природы с режимом охраны, близким к заповедному, доля данных территорий (со строгим режимом охраны) сейчас составляет около 2/3 от общей площади ООПТ.

2. Задания для студентов.

1. Познакомьтесь с международной классификацией ООПТ и ее соотнесением с отечественными категориями ООПТ (табл 1).

Таблица 1

Международная классификационная шкала и охраняемые природные территории бывшего СССР (Соколов и др., 1997)


Класс

Категория по международной шкале

Категории ООПТ, выделенные для бывшего

СССР

1

Природные научные резерваты

строгого режима

Заповедники, заповедные участки леса

2

Национальные парки

Национальные парки, природные парки

3

Памятники природы, примеча -

тельные природные объекты

Памятники природы, заказники (комплексные,

ландшафтные, гидрологические)

4

Резерваты природоохранного на

значения: управляемые резерва-

ты природы, убежища дикой

природы

Заказники (ботанические, охотничьи), ботанические сады, дендрарии, плантации редких видов растений, зоопарки, питомники редких видов животных и др.

5

Охраняемые ландшафты

Курортные леса, лесопарки, зеленые зоны городов, охраняемые участки морских побережий

6

Ресурсоохранные резерваты

Резервные леса, орехопромысловые зоны, почво- и водозащитные лесонасаждения, речные

бассейны и участки морей, закрытые для промысла рыбы и крабов

7

Антропологические резерваты

(резерваты, охраняющие дея-

тельность людей)

Парки - памятники садово-паркового искусства, мемориальные музеи-заповедники

8

Ресурсоохранные местности и

территории многоцелевого

управления и использования

Лесоохотничьи хозяйства с интенсивным воспроизводством, островные хозяйства на морского зверя, рыбные хозяйства

9

Биосферные резерваты

Заповедники, входящие в состав биосферных

станций

10

Местности мирового наследия

Историко-культурные и природные музеи-заповедники, города-заповедники

Какой основной критерий, на Ваш взгляд, положен в основу данной классификации? Сделайте вывод о степени четкости выделения функционального назначения охраняемых территорий.

2. Переведите в графическую форму данные табл. 2 (нарисуйте график) и про-

комментируйте полученные результаты. О чем свидетельствуют изменения числа и площади заповедных территорий?

Таблица 2

Изменение количества и площади заповедников Российской Федерации

Показатели

1920

1930

1937

1950

1952

1970

1975

1983

1988

1996

2000

Число заповедников

4

15

31

45

20

33

37

50

66

94

100

Общая пло-

щадь, млн.га

0.2

2,9

8,6

10

0,9

4,5

5,2

10,4

18,1

30,9

33,7

3. Составить перечень ООПТ Нижегородской области.

Таблица 3

Виды ООПТ

Примеры ООПТ Нижегородской области


Сделайте вывод о различных ООПТ Нижегородской области, их количестве на территории нашей области.


  1. Предложите меры по оптимизации системы ООПТ Нижегородской области.


  1. Сделайте вывод о проделанной работе.








Практическая работа №7. Составление экологического проекта по охране окружающей среды.


  • Цель: пробудить познавательный интерес через знакомство с различными видами творческих заданий и видами информации; активизировать творческое мышление студентов; продолжить формирование чувства патриотизма и актуальности экологизации населения.

  • Студенты должны уметь: использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, эффективно общаться с коллегами, руководством.

  • Студенты должны знать: экологические проблемы современности и пути их решения.

  • Оборудование: карточка с заданием, бумага формата А4, ручка, карандаш, линейка.

Порядок выполнения работы.

Практическая работа выполняется в 2 варианта.

  1. Кто выполнил задание дома - чертит таблицу и выходит защищать свой проект. После защиты пишет вывод о проделанной работе.

Содержание проекта по охране окружающей среды:

  1. Название темы проекта;

  2. Актуальность проекта, проблема;

  3. Основополагающий и проблемные вопросы;

  4. Цели и задачи проекта;

  5. Гипотеза;

  6. Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;

  7. Использованная литература и информационные ресурсы;

  8. Сведения об авторе;

  9. Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились.

Критерии оценивания проектов студентов

Формы и методы контроля: защита проектов.

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Кол-во баллов

Баллы

Актуальность поставленной проблемы

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Соответствие содержания проекта заявленной теме

От 0 до 1

Практическая значимость проекта

Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1

Качество содержания проектной работы

выводы работы соответствуют поставленным целям

2

оригинальность, неповторимость проекта

2

информативность

1

эстетичность оформления

От1 до 5

использование краеведческого материала

1

есть ли у работы перспектива развития

1

Уровень выступления на защите проекта

интересная форма представления, но в рамках делового стиля

От 0 до 2

логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д.

От 0 до 2

форма материала соответствует задумке

1

текст легко воспринимается,

1

отсутствие грамматических ошибок, стиль речи.

1

ИТОГО

СУММА БАЛЛОВ

21


  1. Кто не выполнил задание дома, тот практическую работу выполняет на занятии, в любой предложенной вам форме.

Предлагаются следующие виды творческой работы на экологическую тематику для индивидуальной работы:

1. Написать сказку или рассказ по экологической тематике.

2. Выполнить плакат или рисунки в защиту природы.

3.Составить сборник загадок, кроссвордов или ребусов о представителях животного или растительного мира родного края.

5. Подобрать пословицы или поговорки, высказывания выдающихся людей призывающие беречь окружающий мир(не менее 10).

В процессе подготовки рекомендуется:

- Выбрать определённый вид задания и тему.

- Определить цели.

- Продумать структуру творческого проекта и его оформление.

- Выполнить проект.

- Подготовится к защите проекта.

Написать вывод о проделанной работе.










Перечень рекомендуемых учебных изданий.



  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. - М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.

  2. Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2010.

  3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2011.

  4. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов.: Высшая школа, 2008.

  5. Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев.: Ученик для вузов, М, 2009.

  6. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 2010


© 2010-2022