- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 10-11 класс
Рабочая программа по биологии 10-11 класс
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гнездилова Т.Н. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ. 10 - 11 КЛАССЫ.
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ПО ПРОГРАММЕ В.Б.ЗАХАРОВА
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2009), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнением, не превышающим требований к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии на профильном уровне отводится 207 часов, в том числе в 10 классе - 105 часов, в 11 классе - 102 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает изучение биологии в объеме 3 часов в неделю в 10 классе и 3 часов в неделю в 11 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
-
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
-
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
-
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.
Требования к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
-
выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
-
определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
-
отличать научные методы, используемые в биологии;
-
определять место биологии в системе естественных наук;
-
доказывать, что организм - единое целое;
-
объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
-
обосновывать единство органического мира;
-
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
-
отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной куртины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:
-
определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
-
приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
-
объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
-
указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
-
отличать биологической системы от объектов неживой природы.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрерараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.
Перечень лабораторных и практических работ
КЛЕТКА
№
Название лабораторной работы
№
Название практической работы
1
Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.
1
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
2
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
2
Сравнение процессов брожения и дыхания.
3
Опыты по определению каталитической активности ферментов
3
Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.
4
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
4
Сравнение процессов митоза и мейоза.
5
Изучение клеток дрожжей под микроскопом.
5
Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.
6
Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке
6
Решение задач по молекулярной биологии.
7
Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.
ОРГАНИЗМ
8
Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
7
Составление схем скрещивания.
8
Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание.
9
Решение генетических задач на неполное доминирование.
10
Решение генетических задач на сцепленное наследование.
11
Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.
12
Решение генетических задач на взаимодействие генов.
13
Выявление источников мутагенов в окружающей среде.
14
Сравнение процессов бесполого и полового размножения.
15
Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.
16
Сравнительная характеристика пород (сортов).
17
Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
ВИД
9
Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.
18
Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.
10
Выявление изменчивости у особей одного вида.
19
Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.
11
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
20
Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.
12
Выявление идиоадаптаций у растений.
21
Сравнение процессов экологического географического видообразования.
13
Выявление идиоадаптаций у животных.
22
Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.
23
Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции.
24
Выявление ароморфозов у растений.
25
Выявление ароморфозов у животных.
26
Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.
27
Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека.
28
Анализ и оценка различных гипотез возникновения формирования человеческих рас.
ЭКОСИСТЕМЫ
14
Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов.
29
Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепях и сетях).
15
Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем.
30
Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.
16
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
31
Решение экологических задач.
17
Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).
32
Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота.
18
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.
33
Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.
Итого: 18 лабораторных работ.
Итого: 33 практические работы.
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.
В 10 классе:
-
увеличено количество часов на темы «Структурно-функциональная организация клеток зукариот», «Обмен веществ и энергия», «Основные закономерности наследственности», «Генетика человека» - так как вышеуказанные темы являются наиболее сложными в курсе Общей биологии и включают в себя большое число лабораторных и практических работ;
-
расширен раздел «Индивидуальное развитие» за счет темы «Жизненные циклы растений и животных», так как вопросы этой темы включены в Примерную программу по биологии профильного уровня в объеме 5 часов;
-
уменьшено количество часов по темам: «Предпосылки возникновения жизни на Земле» - на 1 час, «Современные представления о возникновении жизни на Земле» - на 3 часа.
В 11 классе:
-
увеличено количество часов на тему «Понятие о биосфере» на 2 часа (в рабочей программе по этой теме предусмотрено изучение биохимических циклов азота, фосфора, углерода на отдельных уроках);
-
уменьшено количество часов по темам: «Развитие представлений об эволюции живой природы» - на 1 час, «Дарвинизм» - на 1 час, «Основные черты эволюции» - на 2 часа, «Жизнь сообщества» - на 3 часа;
-
увеличено количество часов на тему «Взаимоотношения между организмами» на 5 часов. В соответствии с Примерной программой в рабочую программу включены уроки по теме «Агроценозы», не предусмотренные программой В.Б.Захарова, а также выделены в отдельные уроки лабораторные и практические работы. Такое перераспределение часов создает условия для формирования умений и навыков основных видов деятельности,предусмотренных Государственным стандартом (учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной).
Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения резервного времени. Уменьшение количества часов осуществлялось за счет концентрации и интеграции учебной информации, не предусмотренной Примерной программой по биологии и включенной в авторскую программу в качестве дополнительных элементов содержания.
Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
-
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. Ч. 1 / Под ред. Проф. В.Б.Захарова. - М.: Дрофа, 2012;
-
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Общая биология 11 класс. Профильный уровень. Ч. 2 / Под ред. Проф. В.Б.Захарова. - М.: Дрофа, 2012;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
-
Козлова Т.А. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология. 10 - 11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2008.
-
Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10 - 11 классы. Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология. - М.: Дрофа, 2008.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2008.
-
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2009.
дополнительной литературы для учителя:
-
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
-
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир образования», 2005;
-
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6 - 11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
-
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
-
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Прсвящение, 1997;
-
Фросин В.Н., Сивоглазова М.А. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2008;
для учащихся:
-
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.:Дрофа, 2004;
-
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2008.
Литература, задания в которой рекомендуются в качестве измерителей:
-
Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997;
-
Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000;
-
Захаров В.Б., Мустафин А.Г. Общая биология: Тесты, вопросы, задания: 9 - 11 классы. - М.: Просвящение, 2002;
-
Иванова Т.В. Сборник задач по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.В.Иванова, Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвящение, 2002;
-
Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997;
-
Калинова Г.С., Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. Сдаем единый государственный экзамен. Биология (ФИПИ). 10 - 11 класс. - М.: Дрофа, 2008;
-
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
-
Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10 - 11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2009;
-
Общая биология: Учеб. Для 10 - 11 кл. с углубленным изучением биологии в шк. / Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев, Г.М.Дымшиц и др.: под ред. В.К.Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии. Медиа-поддержка курса не ограничивается приведенным ниже списком и используется по усмотрению учителя и обучающихся.
MULTIMEDIA - поддержка курса "Общая биология»
-
Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004
-
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание). Дрофа, Физикон, 2006
-
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание. Дрофа, Физикон, 2006
-
Лаборатория КЛЕТКА
-
Лаборатория ЕНЕТИКА
-
Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
Адреса сайтов в Интернет
bio.1september.ru - газета «Биология», приложение к «1 сентября»
bio.nature.ru - научные новости биологии
eidos.ru - Эйдос, центр дистанционного образования
km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»