Рабочая программа по биологии 10-11 класс

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ. 10 - 11 КЛАССЫ.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ПО ПРОГРАММЕ В.Б.ЗАХАРОВА

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2009), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнением, не превышающим требований к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на профильном уровне отводится 207 часов, в том числе в 10 классе - 105 часов, в 11 классе - 102 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10 - 11 классов предусматривает изучение биологии в объеме 3 часов в неделю в 10 классе и 3 часов в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требования к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук;

  • доказывать, что организм - единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной куртины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологической системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрерараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.

Перечень лабораторных и практических работ

КЛЕТКА

Название лабораторной работы

Название практической работы

1

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

1

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

2

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

2

Сравнение процессов брожения и дыхания.

3

Опыты по определению каталитической активности ферментов

3

Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

4

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

4

Сравнение процессов митоза и мейоза.

5

Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

5

Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

6

Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке

6

Решение задач по молекулярной биологии.

7

Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

ОРГАНИЗМ

8

Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

7

Составление схем скрещивания.



8

Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание.

9

Решение генетических задач на неполное доминирование.

10

Решение генетических задач на сцепленное наследование.

11

Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.

12

Решение генетических задач на взаимодействие генов.

13

Выявление источников мутагенов в окружающей среде.

14

Сравнение процессов бесполого и полового размножения.

15

Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.

16

Сравнительная характеристика пород (сортов).

17

Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

ВИД

9

Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.

18

Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.

10

Выявление изменчивости у особей одного вида.

19

Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

11

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

20

Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

12

Выявление идиоадаптаций у растений.

21

Сравнение процессов экологического географического видообразования.

13

Выявление идиоадаптаций у животных.

22

Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.


23

Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции.

24

Выявление ароморфозов у растений.

25

Выявление ароморфозов у животных.

26

Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.

27

Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека.

28

Анализ и оценка различных гипотез возникновения формирования человеческих рас.

ЭКОСИСТЕМЫ

14

Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов.

29

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепях и сетях).

15

Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем.

30

Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

16

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

31

Решение экологических задач.

17

Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

32

Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота.

18

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.

33

Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.

Итого: 18 лабораторных работ.

Итого: 33 практические работы.


В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.

В 10 классе:

  • увеличено количество часов на темы «Структурно-функциональная организация клеток зукариот», «Обмен веществ и энергия», «Основные закономерности наследственности», «Генетика человека» - так как вышеуказанные темы являются наиболее сложными в курсе Общей биологии и включают в себя большое число лабораторных и практических работ;

  • расширен раздел «Индивидуальное развитие» за счет темы «Жизненные циклы растений и животных», так как вопросы этой темы включены в Примерную программу по биологии профильного уровня в объеме 5 часов;

  • уменьшено количество часов по темам: «Предпосылки возникновения жизни на Земле» - на 1 час, «Современные представления о возникновении жизни на Земле» - на 3 часа.

В 11 классе:

  • увеличено количество часов на тему «Понятие о биосфере» на 2 часа (в рабочей программе по этой теме предусмотрено изучение биохимических циклов азота, фосфора, углерода на отдельных уроках);

  • уменьшено количество часов по темам: «Развитие представлений об эволюции живой природы» - на 1 час, «Дарвинизм» - на 1 час, «Основные черты эволюции» - на 2 часа, «Жизнь сообщества» - на 3 часа;

  • увеличено количество часов на тему «Взаимоотношения между организмами» на 5 часов. В соответствии с Примерной программой в рабочую программу включены уроки по теме «Агроценозы», не предусмотренные программой В.Б.Захарова, а также выделены в отдельные уроки лабораторные и практические работы. Такое перераспределение часов создает условия для формирования умений и навыков основных видов деятельности,предусмотренных Государственным стандартом (учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной).

Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения резервного времени. Уменьшение количества часов осуществлялось за счет концентрации и интеграции учебной информации, не предусмотренной Примерной программой по биологии и включенной в авторскую программу в качестве дополнительных элементов содержания.

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. Ч. 1 / Под ред. Проф. В.Б.Захарова. - М.: Дрофа, 2012;

  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Общая биология 11 класс. Профильный уровень. Ч. 2 / Под ред. Проф. В.Б.Захарова. - М.: Дрофа, 2012;



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  1. Козлова Т.А. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология. 10 - 11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2008.

  2. Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10 - 11 классы. Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология. - М.: Дрофа, 2008.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2008.

  4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2009.

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир образования», 2005;

  3. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6 - 11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

  4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

  5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Прсвящение, 1997;

  6. Фросин В.Н., Сивоглазова М.А. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2008;

для учащихся:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.:Дрофа, 2004;

  2. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2008.

Литература, задания в которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997;

  2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000;

  3. Захаров В.Б., Мустафин А.Г. Общая биология: Тесты, вопросы, задания: 9 - 11 классы. - М.: Просвящение, 2002;

  4. Иванова Т.В. Сборник задач по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.В.Иванова, Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвящение, 2002;

  5. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997;

  6. Калинова Г.С., Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. Сдаем единый государственный экзамен. Биология (ФИПИ). 10 - 11 класс. - М.: Дрофа, 2008;

  7. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;

  8. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10 - 11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2009;

  9. Общая биология: Учеб. Для 10 - 11 кл. с углубленным изучением биологии в шк. / Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев, Г.М.Дымшиц и др.: под ред. В.К.Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии. Медиа-поддержка курса не ограничивается приведенным ниже списком и используется по усмотрению учителя и обучающихся.

MULTIMEDIA - поддержка курса "Общая биология»

  • Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004

  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание). Дрофа, Физикон, 2006

  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание. Дрофа, Физикон, 2006

  • Лаборатория КЛЕТКА

  • Лаборатория ЕНЕТИКА

  • Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ

Адреса сайтов в Интернет

bio.1september.ru - газета «Биология», приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru - научные новости биологии

eidos.ru - Эйдос, центр дистанционного образования

km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

© 2010-2022