Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)

Цель:интеграция учебного материала по теме «Зрительный анализатор, направленный  на развитие познавательного интереса. Задачи:   Образовательные :систематизация знаний по геометрической оптике, анатомии; использование знаний по смежным дисциплинам; познакомить с психологическими особенностями восприятия окружающего мира человеком показать, что восприятие мира - это творческий процесс, привить интерес к предмету. Развивающие:развить логическое мышление, коммуникативных навыков;  умения правильно ...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Визитная карточка к уроку биологии.


Учитель: Доронина Анна Викторовна, первая квалификационная категория,

8 класс

Тема урока: Как мы видим то, что видим?

Цель: интеграция учебного материала по теме «Зрительный анализатор, направленный на развитие познавательного интереса.

Задачи:

Образовательные : систематизация знаний по геометрической оптике, анатомии; использование знаний по смежным дисциплинам; познакомить с психологическими особенностями восприятия окружающего мира человеком показать, что восприятие мира - это творческий процесс, привить интерес к предмету.

Развивающие: развить логическое мышление, коммуникативных навыков; умения правильно формулировать свою точку зрения, развить критическое мышление при получении новой информации.

Воспитательные: воспитать деятельное отношение к происходящим событиям; воспитание нравственности, привитие гигиенических навыков.

Оборудование: таблицы «Зрительный анализатор», компьютер, проектор, презентация результаты предварительного эксперимента.

Предварительно проводится эксперимент: 1) на одном из уроков показываю фотографию незнакомого им человека и прошу описать характер этого человека, зная, что он...

а) в одном классе даю установку, что перед вами жестокий убийца;

б) в другом классе, что перед вами видный ученый, прекрасный семьянин.

2) на этом же уроке по моей просьбе забегают в класс мальчик и девочка, девочка замахивается книжкой на мальчика и убегают. Ребят в классе прошу описать увиденную ситуацию.

Тип урока: проблемный, интегрированный.

Педагогические технологии: развивающее обучение (проблемное изложение учебного материала).

Ожидаемые результаты: умение использовать знания по смежным дисциплинам на уроках биологии; развитие познавательного интереса.

План:

1. Вступление.

2. Строение глаза.

3. Зрительный анализатор.

4. Построение изображения в линзах.

5. Решение проблемы о восприятии окружающего мира.

6. Анализ эксперимента.

7. Оптические иллюзии.

8. Рефлексия.


  1. Вступление.

...Ее глаза как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Учитель. Очень часто художники обращаются к написанию портретов, поэты часто воспевают глаза. Глаза способны выразить испуг и радость, любовь и ненависть, покой и тревогу. Всмотритесь в глаза ребенка - как они чисты! И глаза старца. Они туманны, умудренные опытом жизни (2слайд презентации, обсуждается эмоциональное состояние человека но выражению глаз).

Посмотрим в глаза животных (3 слайд презентации, на котором выразительные фотографий животных).

Ответьте на вопросы:

1.Кто самый глазастый? (Обладателем самых больших глаз среди животных считаются головоногие моллюски -осьминоги, кальмары, каракатицы. Особенно отличился гигантский осьминог - диаметр его глаза 40 см., что составляет одну десятую длины тела. Никто в подводном мире не может тягаться с ними в остроте зрения (3 слайд-глаза осьминога). Сетчатка глаз головоногих моллюсков гораздо более чувствительнее, чем у рыб. Каракатица, например, способна воспринимать 150 тыс. зрительных элементов, а карп -лишь50 тыс. Способность видеть на различных расстояниях достигается за счет приближения хрусталика к сетчатке или удаления от нее).

  1. У каких насекомых самые высокоорганизованные органы зрения? (Интересны глаза насекомых (4 слайд, глаза стрекоз). Самые высокоорганизованные органы зрения в мире насекомых - это глаза стрекоз. Они не только служат для охоты, но и помогают защититься от хищников. Глаз стрекозы состоит из 28 000 шестигранных ячеек, каждая из которых является полностью оборудованной зрительной системой с линзой, светопередающим устройством и светочувствительной сетчаткой.Хотя каждая ячейка регистрирует только один фрагмент изображения, в целом они обеспечивают угол зрения почти 180° и дают достаточно четкую мозаичную картину. Согласно некоторым энтомологам, зрение стрекозы весьма острое: она отчетливо видит движущийся объект с расстояния 15м.

2. Козьма Прутков сказал: « Зри в корень!». Мы последуем его наставлению и попробуем ответить на вопросы:

  • как устроена наша оптическая система?

  • как устроен наш глаз?

  • как мы вообще видим?

Увидеть мир как картинку - значит увидеть не то, что мы бессознательно ожидаем увидеть, а то, что показывается нам независимо от нашего знания об окружающем мире. Все на свете должно начаться сначала.

  1. Строение глаза (рассказ с использованием таблицы «Зрительный анализатор»).

Человеческий глаз представляет сложную оптическую систему. У человека хрусталик неподвижен, изменяется только его форма. Глаз почти сферичен (24 мм вдоль главной оптической оси и 22 мм в поперечном направлении) Желеподобное содержание глаза окружено плотной гибкой оболочкой - склерой, за исключением ее прозрачной наружной части (роговица) склера непрозрачна. Роговица обладает наибольшей оптической силой среди других оптических систем глаза. Показатель преломления роговицы равен 1,376. Пройдя роговицу, свет попадает в полость, заполненной водянистой влагой с показателем преломления равным 1,336. В водянистую влагу погружена радужная оболочка с отверстием -зрачком. Радужка представляет собой подвижную мышечную кольцевую диафрагму. Сжимаясь и растягиваясь, радужка изменяет размер зрачка и тем самым световой поток, попадающий в глаз (это улучшает четкость изображения на сетчатке). Через зрачок свет попадает на хрусталик - эластичную двояковыпуклую линзу диаметром 9 мм и толщиной 4 мм. Внутренняя структура хрусталика состоит из 22 000 тонких слоев. Показатель преломления хрусталика меняется от наружной области к внутренней от 1.386 до 1,406. Циллиарная мышца управляет кривизной хрусталика настраивая глаз на четкое видение как далеко расположенных так и близко расположенных предметов. В полости глаза за хрусталиком находится стекловидное тело с показателем преломления 1,337. Роговица, водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему глаза. Сетчатка находится на расстоянии 17.1 мм от хрусталика.

На сетчатке 125 млн. палочек, функционируют днем и ночью, и 7 млн. колбочек. Палочки воспринимают слабое освещение, колбочки - яркое. Колбочки различают три цвета: красное, зеленое, синее, это позволяет получить широкую гамму цветов (каждый 12 мужчина дальтоник, каждая 200 женщина -дальтоник). В клеточной мембране колбочек имеется пигмент, чувствительных к световым волнам определенной длины, то есть к цвету. С уменьшение освещенности острота зрения падает, ухудшается разрешающая способность глаза.

Глаз хорошо видит предметы на разных расстояниях. Это происходит за счет аккомодации. Аккомодация - это способность глаза к изменению его оптической силы, отсюда и хорошая видимость предметов на разных расстояниях. Для нормального глаза дальняя точка лежит бесконечно далеко, т.e. d = ∞,это означает, что минимальная оптическая сила В=1/Г= 1/17,1 10~3 = 58(5 дптр).

Расстояние наилучшего зрения -расстояние от объекта до глаза, при котором угол зрения оказывается максимальным, а глаз не утомляется при длительном наблюдении. Для нормального глаза расстояние наилучшего зрения принимают равным 25 см. Максимальная оптическая сила хрусталика равна 62,5 дптр.

4. Построение изображения в собирающих линзах. Идет обсуждение построения: ответив на вопросы: 1. Какого изображение предмета? (действительное уменьшенное и перевернутое). 2. Что нужно сделать, чтобы изображение на сетчатке было неперевернутым? (поместить еще оду собирающую линзу). 3. Почему мы видим мир неперевернутым? (проблема).

Первым, кто попытался жить в перевернутом виде, был американский психолог Стрэттон. На вопрос, который возник сразу, как только анатомы разобрались в устройстве глаза, так, чтобы на сетчатке возникло перевернутое изображение и для чего нужна эта система «хрусталик-сетчатка»? Вот если бы за сетчаткой поместить еще один хрусталик, тогда было бы все на своем месте За сетчаткой нет хрусталика. Да, и странно было бы, если бы он там оказался: природа расточительна, но не настолько. Значит, сетчатое изображение переворачивается обратно в мозгу. Хорошо. Но зачем мозгу лишние хлопоты. Вот у насекомых никакой сетчатки и ни какого хрусталика. Правда, насекомые дальше своего носа и не видят. Почему мозг извлекает изображение из перевернутого? Что означает этот каприз? Или это не каприз, а необходимость? Вот этот вопрос и задал себе Стрэттон, готовясь к эксперименту, одев инвертирующие очки, которые давали на сетчатке прямое изображение. 8 дней не снимал очков. Сначала все казалось вверх нотами, но на 6 день он заметил, что мир снова перевернулся.

Значит…(идет обсуждение ответов) и делается вывод: правильное видение не зависит не только от ориентации образа на сетчатке. Новый мир - плод умственной работы.

Видим, потому что мы думаем! Скажи мне, что ты видишь, и я скажу кто ты. На этом основаны знаменитые психологические тесты. Предлагаю психологический тест 1) выберите, какая фигура вам нравится : крут, квадрат или треугольник? 2) кем вы считаете золушку -жертвой обстоятельств или карьеристкой; 3) жизнь по вашему мнению -это бег с препятствиями или игра в покер? Выбравшие треугольник, золушку карьеристку и игру в покер - это будущие руководители.

Всякое восприятие начинается с движения, в нем участвуют все органы - от кончиков мизинца, до кончика языка. От глаза до ступни. Это работа, а не отдых для ума и не развлечение. Восприятие приспосабливается к объекту. Вот для вас новый объект, (дается неизвестный предмет одному из учеников и обсуждаются его действия по знакомству с новым предметом). Все мы повторяем опыт предков: начинаем с ощупывания, с хватания, а уж потом вступают в работу глаза» уши, нос. Некоторое время вся эта компания органов чувств играет на равных, но глаза быстро начинают верховодить. Мы ощупываем этот предмет как бы в уме и создаются навыки визуального мышления -создание форм, несущих смысловую нагрузку. Бывает, что эти навыки превращаются в галлюцинации, а бывает, что человек не может мыслить логически. И то и другое плохо.

Мы манипулируем образами, трансформируем их, лепим из них видимый мир. Один и тот же объект может прототипом многих чувственных образов. Наше опознание не свободно от пристрастности. Мы видим не то, что нам показывают, а то что нам хочется увидеть. И запоминаем то, что хотим запомнить (идет анализ данных первого эксперимента с фотографией незнакомого человека : в первом случае отмечают злые глаза, жестокость в выражении; во втором случае - доброту, целеустремленность). Существуют вещи, которые мы представляем себе, но не понимаем их; существуют такие вещи, которые мы не понимаем, но знаем их -понимаем частично. Осознание объекта не мысленно от объекта, но осознание дает трансформацию образа. Жизнь требует, чтобы мы видели то, что есть на самом деле, а не то, что нам кажется. Восприятие не является копированием действительности. Это постоянный творческий процесс. Значит, увиденное не обязательно является правдой. Нет грани между восприятием и осмыслением, запоминанием и воспроизведение, прошлым и будущим. Сами участники событий часто не в состоянии рассказать, как было дело.

6. Рассказать - ведь это значит перевести на язык слова то, что думалось, делалось. И это часто означает одно для одного, а для другого другое (идет анализ второго эксперимента и обсуждение). Вывод: осмысливая, увиденное, мы делаем выбор. Рассказать - это перевести на язык. Слова для одного означают одно, а для другого другое. Поэтому рассказанному не всегда приходится доверять. Обсуждаем ситуации о (обсуждаем похожие события в обыденной жизни и к чему они могут привести)

7. Оптические обманы. Большинство обманов зрения, как оказалось, зависит от того, что мы не только смотрим, но и бессознательно при этом рассуждаем. «Мы смотрим не глазами, а мозгом»- говорят физиологи. «Наши глаза познавать не умеют природу предметов. А потому не навязывай им заблуждений рассудка». - писал древние Лукреций.

Мы часто говорим об «обмане зрения», «обмане слуха». Но обманов чувств нет. Судит собственный мозг. Посмотрим на оптические иллюзии; (идет анализ рисунков на 5 слайде ). Как велика сила воображения. «Чувства не обманывают нас, обманывает нас наш мозг, наши суждения.

Закрепление.

Ответьте на вопросы:

  1. Что называется анализатором?

  2. Назовите составляющие зрительного анализатора.

  3. Назовите светочувствительные клетки.

  4. Что воспринимают палочки и колбочки?

  5. Назовите 3 оболочки глаза.

  6. Назовите вспомогательные части глаза.

  7. Назовите отдел ЦНС отвечающий за анализ зрительных образов?

Рефлексия. Поставьте оценку уроку, выбрав номер рисунка, соответствующего вашему мнению:

Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)

Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)

1 2 3

Заключение. Немецкому физиологу и физику Гельмгольцу принадлежит фраза: «Если бы оптик принес мне столь несовершенный инструмент, как человеческий глаз, я бы тотчас выбросил его за дверь». Если судить как об оптическом приборе, то можно согласиться с физиком. Но, если рассмотреть всю совокупность зрительного органа и оценить как один из основных анализаторов, воспринимающих внешний мир на нашу нервную систему, то какая слаженность, согласованность в этой системе!

Прошли годы эволюции, прежде чем появилось чудо природы - человеческий глаз. Мир выступает в своем красочном убранстве как реальный мир. Закройте глаза и ощутите богатый мир воображения слепой и глухой женщины по строкам ее стихотворения:

Я слышу запах и росы прохладу.

Легкий шелест листьев пальцами ловлю. Утопая в сумрак, я пойду по саду

И мечтать готова, и сказать: люблю...

Пусть я не увижу глаз его сиянье, Не услышу голос ласковый, живой, Но слова без звука - чувства трепетанья Я ловлю и слышу быстрою рукой..,

Литература:

  1. Блудов М.И. Беседы по физике. М. 1998.- 59с.

  2. Перелъман. Я.Й. «Занимательная физика»

  3. Удивительный мир природы. Насекомые.

  4. Птицы.

  5. Я.Й.Перелъман Я.Й. Занимательная физика.

  6. Ж. Вокруг света № 2 2002, №6 2002, № 9 2003, № 5 2003.

5


© 2010-2022