- Преподавателю
- Биология
- Разработка открытого урока по биологии на тему Генетика человека
Разработка открытого урока по биологии на тему Генетика человека
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Григоренко Ю.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Генетика человека
Цели урока:
- рассмотреть особенности генетики человека;
- продолжать формирование знаний о генах и генотипе, доминантных и рецессивных аллелях;
- развивать навыки решения генетических задач и умения использовать генетические термины и закономерности для решения практических заданий;
- развивать культуру речи, логическое мышление;
- развивать умение работать в группах;
- осознание важности полученных знаний для здоровья будущих поколений
Методы экспириентивного обучения:
-активное обучение;
-получение знаний обучением других;
-ситуативное обучение
I. Организационный этап.
II. Мотивация учебной деятельности:
Создавая семью, молодые люди часто ставят себе вопрос: Кто родится - мальчик или девочка? Родится ли ребенок здоровым? Каким будет цвет ее глаз и волос?
На многие из этих вопросов помогает ответить генетика человека. Генетика человека - одна из интенсивнее всего развивающихся отраслей науки. Она является теоретической базой медицины, раскрывает биологические основы наследственных болезней. Знание генетической природы заболеваний позволяет своевременно поставить точный диагноз и провести необходимое лечение. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.
III. Актуализация опорных знаний:
Чтобы выполнить все поставленные задачи, нам необходимо вспомнить некоторые генетические понятия.
1)Генетическая разминка (дифференцированные задания):
«Сильные» ученики составляют синквейны, а «слабые» придумывают высказывания, с которыми остальные соглашаются или нет («верю - не верю») по понятиям на слайде
• Наследственность
• Хромосомы
• Ген
• Фенотип
• Генотип
• Мутации
Так же как успешная работа хирурга немыслима без знания анатомии, так и работа генетика невозможна без сведений о строении хромосом.
2)Эстафета:
Учащиеся делятся на 3 команды, участники которых по очереди отвечают на вопросы
1. Сколько всего хромосом в клетках тела человека?
2. Сколько хромосом в половых клетках?
3. Сколько пар половых хромосом в клетках тела человека?
4. Какими символами обозначаются половые хромосомы мужчин, женщин?
- К чему приведет изменение числа или структуры хромосом?
Слайды мутаций.
Генетика человека дала ответы на многие вопросы, давно интересовавшие людей, например:
- От чего зависит пол ребенка? (от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку: если сперматозоид, несущий Х-хромосому, развивается женский организм; если Y-хромосому, развивается мужской организм).
Просмотр видеоролика оплодотворения
IV. Основная часть
1. Составление пазла:
До последнего времени генетические исследования на человеке заметно отставали, например, от уровня знаний в области генетики дрозофилы, кукурузы, кишечной палочки. Вопрос для обсуждения: Почему человек является очень неудобным объектом для генетических исследований?
Учащимся предлагаются варианты ответов, написанные на обратной стороне пазлов:
- малое количество хромосом;
- невозможность направленных скрещиваний;
- поздняя половая зрелость
- редкая (25-30 лет) смена поколений;
- большое число потомков в каждой семье;
- влияние социальных факторов
Если пазл собран верно (варианты 2,3,4,6), получится нормальный ребенок. Если одобрены варианты 1 и (или) 4, получается мутант.
2. Работа в группах (сильные ученики дают задания на карточках)
1)Почему нежелательным является брак двоюродных брата и сестры?
Многие заболевания вызываются рецессивными мутантными аллелями. При родственном браке, в сравнении с неродственным, значительно возрастает вероятность появления гомозиготного состояния генов уродства, ранней смертности в потомстве.
2) Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?
Назначить дополнительную ДНК-экспертизу, отцовство возможно.
3)У женщины, которая забеременела в первую брачную ночь, родился ребенок с заячьей губой (слайд). Может ли это быть связано с большим количеством алкоголя, выпитого молодым во время свадьбы?
Употребление алкоголя вызывает повреждение сперматозоидов, в том числе мутации их хромосом, а, следовательно, есть вероятность, что оплодотворение произошло с участием дефектной спермы. Могут быть у детей умственная отсталость и различные уродства: изменение черт лица, заячья губа, волчья пасть.
V. Подведение итогов:
Генетика человека - это молодая наука, но мы с вами видим, что она помогает понять механизмы наследования признаков, возникновения некоторых наследственных заболеваний и предлагает варианты их лечения. Я надеюсь, что в жизни основы этой науки вам пригодятся. Если вы сомневаться в глубине своих знаний, посетите генетическую консультацию, она есть во всех крупных городах.
VI. Домашнее задание:
Составить портрет будущего ребенка:
1) монеткой определить пол ребенка (орел - мальчик, решка - девочка);
2) пользуясь учебником (стр. 105), выбрать 5 значимых внешних признаков;
3) определиться с генотипом потенциального супруга ;
4) составить схемы скрещивания по каждой паре признаков,;
5) в случае различных вариантов у ребенка выбрать те, что больше нравятся;
6) нарисовать портрет
VII. Рефлексия (заполнение листков самоанализа)