Программа по биологии (7 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена на основе Федерального  Государственного стандарта, Программы  основного общего образования по биологии. 6 – 9 классы; авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е.Т. Захарова   // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. М. Дрофа, 2009 г.; стр. 28 – 47//, полностью отражающей содержание Примерной программы основного общего образования по биологии. Рабочая программа 7 – го класса предусматривает обуч...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Дальнереченского городского округа

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Заседание методического Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №5»

совета школы _________ Цымбал Т.Ю. _______ С.Ю. Летовальцева

(протокол № от _____ 2014 г.) « » сентября 2014 г. « » сентября 2014 г.





ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ


7 класс

на 2014 - 2015 учебный год


(общий курс - 68 часов, недельная нагрузка - 2 часа).








Учитель: Летовальцева С.Ю.


















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6 - 9 классы; авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е.Т. Захарова // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы. М. Дрофа, 2009 г.; стр. 28 - 47//, полностью отражающей содержание Примерной программы основного общего образования по биологии. Рабочая программа 7 - го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю. Рабочая программа предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространённости и экологии. Результаты обучения представлены в графах «Обучающийся должен знать» и «Обучающийся должен уметь».

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной деятельности. В связи с этим при организации учебно - познавательной деятельности предполагается работа:

с тетрадью с печатной основой (В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов.7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс). В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Эти задания выполняются по ходу урока, в качестве домашних заданий. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений - М. Дрофа), а также методического пособия для учителя: «Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. 7 класс» издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.; дополнительной литературы для учителя: «Поурочные разработки по биологии к учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. 7 - 8 классы», издательство «ВАКО», Москва, 2004 г.; «Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6(7) класс», издательство «ВАКО», 2005 г.;

для учащихся: учебник (В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений - М. Дрофа); рабочая тетрадь с печатной основой к учебнику.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Учебно - методический план

Наименование раздела , темы.

Кол-во часов всего

Лабораторные

работы.

Практические

работы.

Проверочные

работы.

1

Введение

3

2

Царство Прокариоты

3

3

Царство Грибы

4+1

1

1

1

4

Царство Растения

16+1

4

1

2

5

Царство Животные

37

8

1

5

6

Царство Вирусы

2

7

Заключение

1

ИТОГО:

66+2

13

3

8







ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Сроки изучения учебного материала по неделям

Обучающийся должен знать

Обучающийся должен уметь

Элементы дополнительного содержания

Тип урока, домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

1

Многообразие живых организмов.

1 неделя сентября

Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.

Называть основные царства живых организмов

Вирусы. Основные систематические категории.

Комбинированный

Стр. 5-6

2

Уровни организации и свойства живого.

1 неделя сентября

Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно - видовой, биогеоценотический, биосферный.

Свойства живого: обмен веществ, рост, развитие, питание, дыхание, движение, размножение, наследственность, изменчивость, раздражимость, ритмичность, энергозависимость и др.

Называть основные уровни организации живой материи, свойства живого.


Комбинированный

Стр. 5-6

3

Учение

Ч. Дарвина о естественном отборе.

2 неделя сентября

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Перечислять факторы эволюции. Объяснять значение классификации живых организмов.


Комбинированный

Стр.6-10

РАЗДЕЛ №1: ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ (3 часа)

Тема 1.1: Многообразие, особенности строения и происхождение

прокариотических организмов (3 часа).

4

Происхождение и эволюция бактерий.

2 неделя сентября

Понятия: прокариоты (лил доядерные), бактерии, микробиология.

Подцарства прокариот: Архебактерии, Настоящие бактерии, Оксифотобактерии.

Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Классифика-

ция бактерий по форме и значению.

Комбинированный

Стр. 12


5

Общая характеристика бактерий.

3 неделя сентября

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. Понятие о типах обмена у прокариот.

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки, объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.


Комбинированный

Стр. 13-16

6

Многообразие и значение бактерий.

3 неделя сентября

Распространённость и роль в биоценозах. Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно - кислые, болезнетворные.


Архео-

бактерии

Комбинированный

Стр. 13-20

РАЗДЕЛ №2: ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 часа) + 1 час из резерва

Тема 2.1: Общая характеристика грибов (3 часа)

7

Общая характеристика грибов.

4 неделя сентября

Эукариоты. Происхождение и эволюция грибов.

Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты, симбионты. Распространённость и экологическое значение.

Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять особенности царства Грибов.


Комбинированный

Стр. 21-25

8

Плесневые грибы. Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба мукора».

4 неделя сентября

Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи. Роль грибов в природе и хозяйственной деятельности человека.

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов.

Классифика-

ция грибов

Практический

Стр.26

9

Шляпочные грибы. Практическая работа №1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

5 неделя сентября

Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые). Первая помощь при отравлении грибами. Роль грибов в природе и хозяйственной деятельности человека.

Приводить примеры шляпочных грибов. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые грибы.


Практический

Стр.27-31

Тема 2.2: Лишайники (1 час)

10

Лишайники.

1 неделя октября

Лишайники - симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение.

Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности.

Типы слоевищ лишайников

Комбинированный

Стр. 32-36

11

Зачёт №1 «Царство Прокариоты. Царство Грибы».

1 неделя октября

Царства живой природы. Прокариоты. Эукариоты.

Объяснять особенности организации клеток прокариот, строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространённости прокариот, грибов и лишайников, характеризовать их и их роль в биоценозах.


контроль, оценка и коррекция знаний

повторить понятия

РАЗДЕЛ №3: ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (16 часов) + 1 час из резерва

Тема 3.1: Общая характеристика растений (2 часа)

12

Общая характеристика царства Растения.

2 неделя октября

Признаки царства растения. Клетки, ткани, органы и системы органов растений.

Называть признаки царства Растения. Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения.


Комбинированный

Стр. 37-38

13

2 неделя октября

Растительный организм как целостная система. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений: низшие и высшие растения.


Комбинированный

Стр. 39

Тема 3.2: Низшие растения (2 часа)

14

Строение и жизнедеятельность водорослей. Лабораторная работа №2 «Изучение внешнего строения водорослей».

3 неделя октября

Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространения.

Давать определение термину: низшие растения. Распознавать и описывать строение водорослей. Выделять признаки водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей.


Практический

Стр. 40-44

15

Значение и многообразие водорослей.

3 неделя октября

Значение водорослей в природе и жизни человека. Отделы водорослей: зелёные, бурые, красные. Места обитания.

Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли разных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

Фитопланктон

Комбинированный

Стр. 45-49

Тема 3.3: Высшие растения (4 часа)

16

Общая характеристика высших растений.

4 неделя октября

Происхождение. Характеристика. Особенности организации и индивидуального развития. Споровые растения. Понятия: спорофит, гаметофит. Общая характеристика, происхождение.

Давать определение понятиям: высшие растения, спорофит, гаметофит, споровые растения.

Характеризовать высшие растения. Распознавать высшие и низшие растения.


Комбинированный

Стр. 50-51

17

Отдел Моховидные. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения мхов».

4 неделя октября

Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность.

Давать определение термину: высшие споровые растения. Распознавать и описывать строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные.

Гаметофит, спорофит

Практический

Стр. 52-56

18

Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные.

5 неделя октября

Основные признаки. Значение в природе и в жизни человека.

Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Сравнивать хвощи и плауны.


Комбинированный

Стр. 57-60

19

Отдел Папоротниковидные. Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения папоротника».

2 неделя ноября

Места обитания и условия жизни. Основные признаки папоротников. Строение. Размножение. Значение в природе и жизни человека.

Называть места обитания и условия жизни. Распознавать растения отдела Папоротникообразные. Распознавать и описывать строение папоротников. Объяснять роль в природе и в жизни человека.


Практический

Стр. 61-65

Тема 3.4: Отдел Голосеменные растения (2 часа) + 1 час из резерва

20

Отдел Голосеменные растения.

2 неделя ноября

Места обитания и условия жизни. Строение голосеменных растений. Появление семян. Размножение.

Давать определение термину «голосеменные растения». Распознавать растения отдела Голосеменные. Описывать этапы развития голосеменных.

Строение мужской и женской шишки

Комбинированный

Стр.66-72

21

Многообразие голосеменных.

3 неделя ноября

Многообразие. Значение в природе и жизни человека.

Приводить примеры голосеменных растений. Распознавать и описывать наиболее распространённые голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека.


Комбинированный

сообщения

22

Зачёт №2 «Подцарство Низшие растения. Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные растения».

3 неделя ноября

Понятия: высшие, низшие растения, голосеменные растения. Строение. Характеристика. Размножение. Значение.

Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространённости организмов, характеризовать их и их роль в биоценозах.


контроль, оценка и коррекция знаний

повторить понятия

Тема 3.5: Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов)

23

Происхождение и особенности строения покрытосеменных. Лабораторная работа №5 «Строение покрытосеменных растений».

4 неделя ноября

Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Размножение.

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений.


Практический

Стр.73-79

24

Систематика отдела Покрытосеменные.

4 неделя ноября

Признаки классов Однодольные и Двудольные.

Называть классы покрытосеменных растений. Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные.


Комбинированный

Стр. 80-81

25

Семейства класса Двудольные растения.

5 неделя ноября

Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные (на примере 3 семейств).

Распознавать и описывать наиболее распространённые в данной местности растений семейств класса Двудольные. Определять принадлежность растений к классу Двудольные.


Комбинированный

Стр. 81

26

Семейства класса Однодольные растения.

1 неделя декабря

Признаки класса Однодольные. Значение растений основных семейств класса Однодольные (на примере 2 семейств). Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные.

Распознавать и описывать наиболее распространённые в данной местности растений семейств класса Однодольные. Определять принадлежность растений у классу Однодольные.


Комбинированный

Стр. 80

27

Многообразие, распространение Покрытосеменных. Практическая работа №2 «Распознаваниеи определение систематического положения Покрытосеменных».

1 неделя декабря

Сельскохозяйственные растения: овощные, плодовоягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры.

Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Объяснять роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.


Практический

Стр. 82-84

28

Зачёт №3 «Отдел Покрытосеменные растения».

2 неделя декабря

Понятия: покрытосеменные, плод. Значение появления плода. Жизненный цикл цветкового растения.

Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространённости организмов, характеризовать их и их роль в биоценозах.


контроль, оценка и коррекция знаний

повторить понятия

стр.85-86

РАЗДЕЛ №4: ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (37 часов)

Тема 4.1: Общая характеристика животных (1 час)

29

Общая характеристика Царства Животные.

2 неделя декабря

Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая, двусторонняя.

Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности: нервная, эндокринная, иммунная.

Систематика: одноклеточные, многоклеточные (беспозвоночные и хордовые).

Приводить примеры животных с разным типом симметрии тела. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные.


Комбинированный

Стр.87-88


Тема 4.2: Подцарство Одноклеточные (2 часа)

30

Общая характеристика простейших.

Лабораторная работа №6 «Строение инфузории туфельки».

3 неделя декабря

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения.

Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных.


Комбинированный

Стр.89-91

31

Многообразие и значение простейших.

3 неделя декабря

Среда обитания и условия жизни. Типы: Саркожгутиконосцы, Споровики, Инфузории. Роль простейших в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать строение простейших.

Споровики

Комбинированный

Стр.92-98

Тема 4.3: Подцарство Многоклеточные животные (1 час)

32

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.

4 неделя декабря

Признаки многоклеточных животных. Простейшие многоклеточные животные - губки; распространение, значение.

Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных.

Среда обитания. Специализация клеток

Комбинированный

Стр. 99-103

Тема 4.4: Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа)

33

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных.

4 неделя декабря

Признаки типа: лучевая симметрия, кишечная полость, стрекательные клетки, двухслойный мешок. Размножение: половое, бесполое. Классификация.

Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Описывать процессы жизнедеятельности. Выделять особенности кишечнополостных.


Комбинированный

Стр. 104-107

34

Многообразие, распространение, роль в природных сообществах кишечнополостных.

5 неделя декабря

Роль кишечнополостных в природе и жизни человека.

Распознавать животных типа Кишечнополостных. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.


Комбинированный

Стр. 108-111

35

Зачёт №4 «Признаки царства. Одноклеточные. Двухслойные. Кишечнополостные».

3 неделя января

Признаки, особенности животных; характеристику, роль в природе и в жизни человека.

Объяснять особенности животного организма, его организации, приводить примеры распространённости.


контроль, оценка и коррекция знаний

повторить понятия

Тема 4.5: Трёхслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа)

36

Общая характеристика типа Плоские черви.

3 неделя января

Признаки типа: трёхслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Называть органы плоских червей и их функции, системы органов. Распознавать животных типа. Распознавать последовательность этапов цикла развития . Выделять особенности строения.


Комбинированный

Стр. 112-113

37

Многообразие и значение плоских червей.

4 неделя января

Среда обитания и образ жизни представителей типа. Роль в природе и в жизни человека. Меры профилактики паразитарных заболеваний.

Распознавать и описывать паразитических плоских червей. Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму. Объяснять роль в природе и в жизни человека.


Комбинированный

Стр. 114-118

Тема 4.6: Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час)

38

Общая характеристика типа Круглые черви.

4 неделя января

Образ жизни. Особенности строения и организации (на примере аскариды человеческой). Наличие полости. Значение в природе и в жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями.

Распознавать и описывать животных типа. Распознавать последовательность этапов цикла развития. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей.


Комбинированный

Стр. 119-124

Тема 4.7: Тип Кольчатые черви (3 часа)

39

Общая характеристика типа Кольчатые черви. Лабораторная работа №7 «Внешнее строение дождевого червя».

5 неделя января

Строение. Образ жизни. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы.

Распознавать и описывать строение. Выделять особенности строения. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.


Комбинированный

Стр.125127

40

Многообразие кольчатых червей.

1 неделя февраля

Образ жизни и особенности строения. Классы: Малощетинковые, Многощетинковые. Значение.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам. Сравнивать классы кольчатых червей. Объяснять роль.

Класс Пиявки

Комбинированный

Стр.127-131

41

Зачёт №5 «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви».

1 неделя февраля

Признаки, особенности животных; характеристику, роль в природе и в жизни человека, черты сходства и отличия.

Объяснять особенности животного организма, его организации, приводить примеры распространённости, находить черты сходства и отличия представителей разных типов червей.


контроль, оценка и коррекция знаний

повторить понятия

Тема 4.8: Тип Моллюски (2 часа)

42

Общая характеристика типа Моллюски. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение моллюсков».

2 неделя февраля

Среда обитания, образ жизни, особенности строения (мантия, смешанная полость тела, отделы тела), строение раковины.

Распознавать и описывать животных типа. Называть органы, их функции, системы органов. Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.


Комбинированный

Стр. 132-134

43

Многообразие и значение моллюсков.

2 неделя февраля

Многообразие (классы: Брюхоногие, Головоногие, Двустворчатые), практическое значение, роль в природе. Способы питания и передвижения.

Определять принадлежность моллюсков к классам. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека.


Комбинированный

Стр.135-142

Тема 4.9: Тип Членистоногие (7 часов)

44

Происхождение членистоногих и особенности организации.

3 неделя февраля

Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела.

Распознавать животных типа; распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих; объяснять происхождение; выделять признаки типа.


Комбинированный

Стр. 143

45

Класс Ракообразные.

3 неделя февраля

Образ жизни. Внешнее строение. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Высшие и низшие раки. Многообразие. Значение.

Называть органы, их функции, системы органов. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных.


Комбинированный

Стр. 144-150

46

Класс Паукообразные.

4 неделя февраля

Образ жизни. Особенности строения: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела. Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Значение.

Называть органы, их функции, системы органов. Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни. Распознавать на рисунках и описывать строение паукообразных. Объяснять роль в природе и в жизни человека.


Комбинированный

Стр. 151-157

47

Общая характеристика насекомых. Многоножки.

4 неделя февраля

Образ жизни. Особенности внешнего строения: отделы тела, 3 пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата.

Называть органы, их функции, системы органов. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Распознавать на рисунках и описывать строение насекомых. Сравнивать представителей классов членистоногих.


Комбинированный

Стр. 158-164

48

Размножение и развитие насекомых.

1 неделя марта

Развитие: с полным и неполным превращением.

Приводить примеры насекомых с различными типами развития. Распознавать и описывать стадии развития.


Комбинированный

Стр.164-165

49

Значение и многообразие членистоногих. Лабораторная работа №9 «Внешнее строение и многообразие членистоногих».

1 неделя марта

Многообразие. Значение в природе и в жизни человека.

Приводить примеры редких и исчезающих членистоногих. Описывать представителей отрядов насекомых. Объяснять роль в природе и в жизни человека.


Практический

Стр. 165-169

50

Зачёт №6 «Тип Моллюски. Тип Членистоногие».

2 неделя марта

Признаки, особенности животных; характеристику, роль в природе и в жизни человека, черты сходства и отличия.

Объяснять особенности животного организма, его организации, приводить примеры распространённости, находить черты сходства и отличия представителей разных типов царства Животные.


контроль, оценка и коррекция знаний

повторить понятия

Тема 4.10: Тип Хордовые. Бесчерепные животные(1 час)

51

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

3 неделя марта

Происхождение Хордовых; классификация: подтипы бесчерепные и позвоночные. Общая характеристика типа. Признаки типа: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия, вторичная полость. Местообитание. Строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и в жизни человека.

Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей. Распознавать животных типа. Выделять признаки типа.


Комбинированный

Стр.176

Тема 4.11: Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)

52

Происхождение рыб. Хрящевые рыбы. Лабораторная работа №10 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

3 неделя марта

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика. Классы: хрящевые, костные. Строение.

Распознавать и описывать представителей надкласса Рыбы. Выявлять приспособленность к среде обитания.


Практический

Стр. 177-184

53

Костные рыбы.

4 неделя марта

Признаки класса. Отряды. Многообразие. Значение.

Распознавать и описывать представителей надкласса Рыбы. Выявлять приспособленность к среде обитания. Определять принадлежность костных рыб к отрядам. Объяснять роль в природе и в жизни человека.


Комбинированный

Стр.185-188

Тема 4.12: Класс Земноводные (2 часа)

54

Общая характеристика земноводных. Лабораторная работа №11 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

Многообразие и роль.

1 неделя апреля


Первые земноводные. Характеристика как первых наземных позвоночных. Строение.

Отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие. Значение. Охрана земноводных.

Распознавать и описывать строение земноводных. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни.

Определять принадлежность земноводных к отрядам. Объяснять роль в природе и в жизни человека.


Комбинированный

Стр.189-199

55

Зачёт №7 «Тип Хордовые. Бесчерепные и Черепные животные. Рыбы. Земноводные».

2 неделя апреля

Признаки, особенности животных; характеристику, роль в природе и в жизни человека, черты сходства и отличия.

Объяснять особенности животного организма, его организации, приводить примеры распространённости.


контроль, оценка и коррекция знаний

повторить понятия

Тема 4.14: Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

56

Общая характеристика пресмыкающихся.

2 неделя апреля

Происхождение. Общая характеристика. Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно - воздушной среде: покровы тела, веки, отсутствие желез.

Выявлять приспособления к среде обитания, образу жизни. Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных.


Комбинированный

Стр. 200-205

57

Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.

3 неделя апреля

Многообразие. Отряды: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые. Роль в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Распознавать по рисункам представителей класса. Определять принадлежность пресмыкающихся к отрядам. Объяснять роль в природе и в жизни человека.


Комбинированный

Стр. 206-207

Тема 4.15: Класс Птицы (4 часа)

58

Общая характеристика птиц. Лабораторная работа №12 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

3 неделя апреля

Происхождение птиц. Первоптицы и их предки, Настоящие птицы. Общая характеристика. Среда обитания. Особенности внешнего строения. Приспособленность к полёту.

Распознавать и описывать органы, системы органов. Выделять особенности строения птиц к полёту. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц.


Практический

Стр. 208-217

59

Экологические группы птиц.

4 неделя апреля

Классификация: Килегрудые (или летающие), Бескилевые (или бегающие), Пингвины (или плавающие).

Группы по местам обитания: птицы лесов, водоёмов и их побережий, открытых пространств, степей и пустынь, болот, дневные и ночные хищники, птицы леса, наземные килегрудые, пингвины.

Группы по типу питания: растительноядные, хищные, всеядные.

Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп. Выявлять приспособления к среде обитания, образу жизни.


Комбинированный

Стр.218-224

60

Роль птиц в природе и жизни человека.

4 неделя апреля

Охрана и привлечение птиц. Роль. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Распознавать домашних птиц. Приводить примеры промысловых и домашних птиц. Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека.


Комбинированный

Стр.225-226

61

Зачёт №8 «Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы».

1 неделя мая

Признаки, особенности животных; характеристику, роль в природе и в жизни человека, черты сходства и отличия.

Объяснять особенности животного организма, его организации, приводить примеры распространённости, сравнивать представителей классов.


контроль, оценка и коррекция знаний

повторить понятия

Тема 4.16: Класс Млекопитающие (4 часа)

62

Общая характеристика класса Млекопитающие. Лабораторная работа №13 «Особенности внешнего строения млекопитающих в связи с образом жизни».

1 неделя мая

Происхождение. Первозвери (утконос и ехидна). Признаки класса. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи, шерстяной покров, железы.

Называть органы, их функции, системы органов. Распознавать представителей класса. Объяснять происхождение.


Практический

Стр.227-234

63

Внутреннее строение млекопитающих.

2 неделя мая

Системы внутренних органов. Особенности обмена веществ.

Распознавать и описывать органы и системы органов. Выделять особенности строения.


Комбинированный

Стр.235-237

64

Размножение и развитие млекопитающих.














2 неделя мая

Строение органов размножения. Вскармливание молоком. Особенности развития. Внутриутробное развитие.

Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные).

Называть и описывать органы размножения. Описывать развитие детёныша.




Практический

Стр.238-246

Многообразие.

Практическая работа №3 «Систематическое положение и значение представителей класса Млекопитающих».


Отряды плацентарных: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др.

Значение. Домашние и промысловые млекопитающие.

Охрана.

Определять

принадлежность млекопитающих к отрядам. Выявлять приспособления к среде обитания, образу жизни.




РАЗДЕЛ №5: ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 часа)

66

Общая характеристика вирусов.

3 неделя мая

Общая характеристика. История открытия. Происхождение.Строение. Взаимодействие вируса и клетки.

Распознавать и описывать строение вируса. Выделять особенности жизнедеятельности.

Открытие вирусов.

Комбинированный

Стр.250-251

67

Значение вирусов.

4 неделя мая

Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики.

Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний. Объяснять роль вирусов в жизни человека.

Многообразие и использование вирусов.

Комбинированный

Стр.251-253


Заключение (1 час)

68

Многообразие живых организмов.

4 неделя мая

Многообразие живых организмов - результат эволюции.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.



65











Список литературы:


  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. Москва, Дрофа, 2009 год.

  2. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, Москва, «Глобус», 2009 год.

  3. Биология. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. Для преподавателей. Автор - составитель М.В. Высоцкая, Волгоград, «Учитель», 2008 год.

  4. Поурочные разработки по биологии к учебным комплектам А.И. Никишова, И.Х. Шаровой; В.В. Латюшина, В.А. Шапкина; В.М. Константинова и др. 7-8 классы. «Москва, «ВАКО», 2004 год.

  5. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6(7) класс. А.А. Калинина. Москва, «ВАКО», 2005 год.






© 2010-2022