Урок по биологии на тему Дыхание (8 класс)

Цели по содержанию: 1.Образовательная – изучить процесс регуляции дыхательных движений, рассмотреть понятие ЖЗЕЛ, уяснить расположение дыхательного центра регулирующего дыхательные движения. 2. Развивающая – формировать умения устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу узнать, узнал» и чтение с остановками. 3.Воспитательная – создать условия для увлечённого учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.   Методы обучения: ...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Жизненная емкость легких. Нейрогуморальная регуляция дыхания.

Тип урока: комбинированный (проверка знаний, изучение нового материала и первичное закрепление)

Цели по содержанию:

1.Образовательная - изучить процесс регуляции дыхательных движений, рассмотреть понятие ЖЗЕЛ, уяснить расположение дыхательного центра регулирующего дыхательные движения.

2. Развивающая - формировать умения устанавливать причинно - следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу узнать, узнал» и чтение с остановками.

3.Воспитательная - создать условия для увлечённого учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Методы обучения: частично - поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы:

1.Учебник§41, авторы Е.А.Очкур, Л.Е.Аманжолова, Р.Е.Джумбаева. Алматы «Мектеп» 2012

2.Рельефная таблица « Органы дыхания »

3.Презентация «Дыхание»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно-мотивационный момент

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Актуализация знаний учащихся.
Стадия вызова

Стратегия Мозговой штурм

Стратегия ЗУХ

Обращает внимание учащихся на тему урока и предлагает ребятам вспомнить и назвать то, что им известно о регуляции дыхания?

На основе ответов учащихся начинает на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу « знаю»

(см. Приложение №1).

Предлагает учащимся обсудить вопросы : чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать?

Продолжает заполнять таблицу на доске, графу «хочу знать»

(см. Приложение №1)

Вспоминают материал.

Работают в своей тетради, заполняют таблицу ЗХУ, графу «знаю»

Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Делают записи в тетради.

Изучение нового материала и его закрепление
Стадия осмысления

Стратегия «Думай - общайся в паре»

Предлагает учащимся сравнить свои суждения с научной информацией.
Организует самостоятельную работу с текстом учебника с. 1146 - 147 используя приём «чтение с остановками».


Выслушивает предположения учащихся о содержании текста абзаца №2, корректирует уточняющими вопросами.

Задаёт вопросы: 1) Что вызывает чихание и кашель? 2) Для чего происходят эти процессы в организме?

Заслушивает ответы, корректирует их.

Как углекислый газ влияет на частоту дыхания?

Как осуществляется регуляция дыхания?

Влияние курения на дыхание

Читают абзац №1,высказывают свои предположения о ЖЗЕЛ у взрослого человека и спортсмена, как о показателе здоровья и физического развития организма.

Читают абзац №2. Сравнивают свои высказывания с научной информацией. Делают предположения о нервной регуляции дыхания.

Делают предположения, читают абзац №3

Сравнивают свои суждения, дают устные ответы..

Вырабатывают общее предположение, читают абзац №4, сравнивают со своими предположениями.

Формулируют определение и сравнивают его с определением, данным в текст.

Делают вывод о вреде курения читая абзац №6.

Подведение итогов урока
Стадия рефлексии

Предлагает проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали о регуляции дыхания? Заканчивает заполнение таблицы ЗХУ (графу «узнал») на доске.

Формулируют выводы, заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графу «узнал»)

Домашнее задание

1). Прочитать содержание учебника §41, тест на странице 151
2). Проработать записи в тетради
3). По желанию, подготовить сообщения о болезнях органов дыхания.

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Приложение

Записи в ученической тетради и на доске (образец).

Знаю

Хочу знать

Узнал

Люди вдыхают и выдыхают определенное количество воздуха и выполняют в минуту 16- 18 дыхательных движений.

С чем это связано? Почему спортсмены более выносливы, чем простые люди? Почему про них говорят, что у них открылось второе дыхание?

Легкие человека могут в состоянии покоя вдыхать около 500 см3 воздухи и столько же выдыхать. Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха называется - жизненная емкость легких. У взрослого человека она составляет 3500см3. У спортсменов она может быть увеличена до 6-7л., что позволяет им переносить большие физические нагрузки. Измеряют жизненную емкость легких прибором - спирометром.

Мы кашляем и чихаем.

Почему так происходит?

Различные химические раздражители окружающей среды вызывают возбуждение в рецепторах носовой полости, гортани, трахеи и бронхов. В этих случаях дыхательным центром проводятся защитные рефлексы, как кашель и чихание.

Работа системы дыхания контролируется нервной системой.

--------------------------------------Углекислый газ влияет на частоту дыхания

Где в ЦНС находиться дыхательный центр?


-------------------------------------Каким же образом?-

Дыхательный центр расположен в продолговатом отделе головного мозга. Происходит нервная регуляция дыхания.

-----------------------------------

В дыхательном центре клетки чувствительны к изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток его возбуждает дыхательный центр, это вызывает учащение дыхания. Лишний углекислый газ удаляется, частота дыхания снижается.

Происходит гуморальная регуляция дыхания.

Курение вредно для дыхания

Какое влияние оказывает курение на дыхание?

Курение приносит большой вред организму человека. Самое вредное вещество - никотин, одной капли чистого никотина достаточно, чтобы умертвить человека.










4

© 2010-2022