Об эффективности работы учителя биологии в экологическом образовании

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Об эффективности работы учителя биологии в экологическом образовании.

Учитель биологии: Калиева Б.С.

Роль экологического воспитания в образовании.

Под экологизацией учебного предмета, в настоящее время понимается такой подход к раскрытию знаний об объектах, явлениях и процессах природы и общественной жизни, который позволяет выявить и глубоко познать связи в системе «человек-общество-природа», наметить пути рационального природопользования с целью формирования качественно нового типа отношений человека и общества к природе. Экологизация присуща практически всем школьным предметам, но прежде всего дисциплина естественнонаучного цикла.

Экологическое образование - это база экологического воспитания. Под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Несомненно, на формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране своей местности.

Экологическое воспитание - это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли подростков, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода учебно-воспитательная работа предполагает расширение педагогически организованных контактов школьников с природной средой, организацию целенаправленного общения учеников между собой и со взрослыми, в условиях обучающих (игровых и реальных) ситуаций. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся - потребности заботливо относиться к окружающей среде. Ответственное отношение учащихся к природе является целью и желаемым результатом экологического воспитания в школе. Экологическая ответственность включает в себя понимание человеком ценности своего правильного поведения в окружающей природной среде, осознание природы как национального общественного достояния, умения предвидеть последствия поведения, способности опираться на научные знания при выборе решения по отношению к природе.

XXI век поставил перед школьным образованием задачу - воспитание экологически грамотной личности.

В школах Казахстана сегодня нет самостоятельного предмета «экология». Поскольку время не ждёт - экология изучается в интегрированном варианте.

Направление работы на уроках биологии - это экологическое воспитание в учебном процессе.

Моя работа по экологическому воспитанию на уроках биологии.

Нравственно-экологическое воспитание личности начинается на обыкновенном школьном уроке и продолжается во внеурочной деятельности.

Нравственно-экологические задачи моей педагогической деятельности:

- Увеличение доли % уроков с элементами экологических проблем;

Класс

Количество часов (%) по экологии

Всего часов в год

6

30

68

7

25

68

8

10

68

9

27

68

-Проведение практических работ с ресурсами своей местности (почва, вода, растительность);

- Мониторинг хозяйственного воздействия человека на окружающую природу;

-Обеспечение взаимосвязи биологии с другими предметами школьного курса, проведение интегрированных уроков;

-Вовлечение социума к решению экологических проблем;

-Активизация внеурочной деятельности, направленной на экологические проблемы своего региона;

- Формирование гражданской ответственности учащихся через уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность;

- Расширение информационной среды на уроках биологии.

Так ,благодаря , расширению часовой нагрузки в 6 классах, на 0,5часов в неделю, позволяет более расширено, углубленнее изучать проблемы экологии на уроках биологии. Новая программа дает возможность выделить необходимое количество времени на проведение экскурсий, что позволяет подробнее изучить флору и фауну своего региона, так как эта сфера образования неотделима от непосредственного взаимодействия с природой. Так, количество экскурсий по классам составляет:6класс- 10, 7 класс-5, 9 класс-1.

Вся моя работа по экологии тесно связана с городом. Экскурсии по производственным предприятиям, в парки, на реку, на улицы города учат детей наглядности пагубного влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Эти данные наблюдения учащиеся используют на уроках биологии, делая выводы, и ставят задачи на ближайшее будущее развития нашего города. Результаты этих обсуждений дети записывают в специальные дневники наблюдения, многие вопросы экологии приходится решать вместе с родителями. Учащиеся оперируют этими данными на предметных олимпиадах в районе и области, принимают участие в экологических конкурсах. Самостоятельно проводят внеурочные мероприятия по экологии в пределах школы.

Экологическое воспитание прослеживается на многих уроках не только 6 классов, так в 7 классе в данном учебном году, изучается только мир животных, при прежней часовой нагрузки, с увеличением часов на все изучаемые разделы, поэтому ,я, в каждом разделе выделила по одному уроку, на которых можно подробнее остановиться об экологии животных. Это позволяет учащимся больше узнать об экологических проблемах не только Казахстана, но и более подробнее, рассмотреть регион с его экологией, что невозможно было сделать при прежней программе. Часовая нагрузка и программный материал в 8-9 классах остался прежней распределение времени на экологическое образование прослеживается так же, как и ранее, на определенных уроках. Так для эффективности внедрения экологического образования я, придерживаюсь определенной системы на своих уроках.

Приоритетными в моей работе по формированию экологического образования на уроках биологии становятся экологические принципы:

  • Умей договариваться. Не дави на природу. Тогда она будет к тебе терпелива.

  • Системы построены на принципе целостности. Сохраняй целостность везде и всегда, в себе и в окружающем тебя мире.

  • Входя в систему, « вытирай ноги».

  • Участвуй в общем круговороте веществ в природе, но не ломай его.

  • Экологическая ниша - это чей-то дом. Может быть, и твой. Уважай его. Поэтому « не плюй в колодец».

  • Хозяйствуй, но не хозяйничай. Не меняй ничего, пока не понял того, что ты хочешь изменить и зачем.

  • Человек уже везде. И это он должен помнить.

Основополагающим для меня, как учителя предметника в воспитательной системе является:

1)ступенчатый характер: а)формирование экологических представлений; б)развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

(-непрерывность определяется поэтапным овладением разнообразными знаниями, устойчивыми убеждениями и интеллектуальными умениями, накопленными в процессе экологического образования и развития личности; необходимостью постоянного обновления сведений по мере быстрого научно-технического развития человечества; необходимостью обеспечивать и связывать воедино все звенья образовательной, воспитательной, информационной и культурной систем);

2) системность;

При разработке учебных планов и программ системность предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание экологического образования как логической системы формируемых знаний, умений и навыков;

3) сложность (научность);

В основу положено научное обоснование изучаемых природных явлений, законов, закономерностей, позволяющее учащимся познавать их сущность.

Возможность экологического ориентирования существует на любом уроке биологии.

Педагогические цели экологически ориентированного урока должны быть пронизаны экологическими аспектами.

  • выступать как элемент содержания усваиваемых экологических знаний (образовательная цель);

  • как совокупность умений, образующих готовность учащихся использовать приобретаемые знания для решения экологических задач (развивающая цель);

  • как совокупность убеждений и потребностей, побуждающих учащихся к природоохранной активности (воспитательная цель);

Я выстраиваю экологически ориентированные уроки с учетом следующих параметров:

  • комплементарности, те есть, каждый последующий урок должен дополнять предыдущий и обеспечивать прирост убежденности, самостоятельности, инициативы в природоохранном поведении;

  • междисциплинарности;

  • непрерывности;

  • сочетания глобального и краеведческого подходов;

  • сочетания восприятия среды с практикой ее охраны.

На уроках я стараюсь использовать, учитывая возрастные особенности школьников, разнообразные формы, методы, приемы, средства в своей работе, которые, воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности, способствуют формированию экологического сознания. Это такие разновидности уроков, как:

  • урок-дискуссия, который активно воздействует на взгляды и отношение школьников к обсуждаемым проблемам, на котором учащиеся показывают свою эрудицию, где проводится глобальное обобщение экологической информации, например, урок-дискуссия «Спасет человеческий разум планету или погубит её?», перед которым учащиеся осмысливали эти вопросы в домашнем сочинении на эту же тему;

  • урок-лекция, который использую преимущественно в старших классах, например по теме «Абиотические факторы среды», «Биосфера - глобальная экологическая экосистема, её границы, структура и функции», где стараюсь подобрать яркий материал, заставляющий школьников удивиться и задуматься;

  • урок-семинар, который включает в себя результаты поисковой деятельности учащихся, дискуссии, защиту своих взглядов, так в 8 классе при изучении темы «Дыхание» я провожу урок-семинар «Дыхание и современный город». При подготовке к семинару, даю исследовательские задания малым группам: одни - изучают грузопоток машин на автомагистрали микрорайона школы, другая группа изучает влияние современных бытовых средств на дыхательную систему человека, третья - проводит эксперимент по влиянию фитонцидов комнатных растений на развитие бактерий, четвертая группа проводит социологический опрос на тему «Курение - большое ли это зло?». А все вместе, на семинаре после обсуждения составляют рекомендации по профилактике заболеваний дыхательной системы и принимают решение посадить в микрорайоне деревья для улучшения его атмосферы, выпустить газету «Курить - это не современно!»;

  • драматизированный урок, на котором учащиеся играют роли и имитируют форму общения взрослых - «журналиста», «фотокорреспондента», «историка», «эколога» и так далее.

  • проблемный урок, на котором выдвигается возникшая проблема.Например в 6 классе в разделе « Вегетативные органы» на уроке «Внутренне строение листа» ставится проблема « Что случилось бы на Земле, если бы не было растений?» Дети работают группами, выдвигают различные гипотезы.

  • В 7 классе в теме на уроке « Млекопитающие» с использованием таблицы ставится проблема: К чему приведет, истребление одного из звена цепи питания? Докажите, что все живые организмы взаимосвязаны, друг с другом. Дети работают в парах, выдвигают различные гипотезы.

В 8 классе в теме «Пищеварительная система» на уроке «Гигиена пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их профилактика», я даю ученикам прослушать магнитофонную запись, на которой школьник на приеме у врача жалуется на проблемы здоровья, перечисляет симптомы, рассказывает о своем рационе и режиме питании. Ставится проблема: «В чем причины нарушения здоровья школьника?». Дети работают группами, выдвигают различные гипотезы, одна из которых - использование пищи, содержащей большое количество консервантов, подсластителей, стабилизаторов и других добавок. Каждая группа разрабатывает свою гипотезу, составляет рекомендации «Здорового питания».

Для формирования экологического сознания на уроках биологии использую разнообразные методы и приемы: логические опорные сигналы, таблицы, диаграммы, тесты экологического содержания, экологические сказки.

В 7 классе в теме « Класс Млекопитающие», рассматривая вопрос «Охрана животных», учащимся предлагалось написать письмо от лица животного, определяя проблемы и их решения в жизни млекопитающего или от лица растения.

Я отдаю предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:

  1. стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки - деловые или сюжетно-ролевые игры, уроки - конференции, семинары, беседы, доклады учащихся, диспуты и викторины).

  2. способствовать развитию творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; это также традиционные методы: беседы, наблюдения, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся).

  3. обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания.

  4. вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного и регионального значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушений, определение факторов риска в районах проживания, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, рисунки, плакаты).

Практика показывает, что только знания не могут стать основой устойчивого развития общества. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием.

Считаю, что результатов в экологическом воспитании можно достичь с подключением чувственно- эмоциональной сферы, вовлечением учащихся в активные формы работы, превращением ребят из пассивных слушателей в соучастников учебного процесса. Как это сделать? Одним из основных средств активизации познавательной деятельности вижу разработку и использование на уроках различных наглядных пособий (таблиц, схем, рисунков). Являясь для учащихся предметом самостоятельного анализа, они позволяют концентрировать внимание на сущности явлений, выделять общую закономерность из совокупности фактов, то есть приближать к намеченной цели: формирование у обучающихся экологического сознания




© 2010-2022