Конспект на тему «Забота о здоровье учащихся в педагогических трудах»

В.А. Сухолинский в своей педагогической деятельности достаточно много уделял внимание состоянию здоровья детей, их физическому воспитанию, закаливанию, профилактике заболеваний, основам гигиены умственного и физического труда, режиму труда и отдыха, медико-санитарной грамотности и просвещенности. Анализируя его педагогическое наследие а именно, «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности», «Сто советов учителю», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа» и др....
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Донецкая специализированная

физико - математическая школа № 17





забота о здоровье учащихся в педагогических трудах

В.А. Сухомлинского, использование его приемов на уроках биологии


Подготовила

Учитель биологии:

Кошалковская Л.И..









г. Донецк

забота о здоровье учащихся в педагогических трудах В.А. Сухомлинского, использование его приемов на уроках биологии

Педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского многогранно, наполнено народной мудростью, традициями, глубоким знанием классической историко-педагогической науки. Особое место в своей педагогической деятельности он отводил состоянию здоровья детей, их физическому воспитанию, закаливанию, профилактике заболеваний, основам гигиены умственного и физического труда, режиму труда и отдыха, медико-санитарной грамотности и просвещенности. Василий Александрович писал: «Если измерить все мои заботы о детях ... , то добрая половина их - о здоровье».

В течение двадцати лет В.А. Сухомлинский вместе с коллегами Павлышской школы изучал, что представляют собой неуспевающие ученики, каковы причины неуспеваемости. Их научные исследования физического и умственного развития неуспевающих и отстающих детей привели к выводу, «что у 85 % неуспевающих и отстающих главная причина отставания, незнания, неудовлетворительной работы на уроках и дома, второгодничества - плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание, чаще всего незаметное для врача и поддающегося диагностированию только в результате совместных усилий матери, отца, врача, учителя».

По мнению педагога, при неудовлетворительном состоянии здоровья школьников, невозможно достичь высокого уровня успеваемости, наиболее полного усвоения знаний. Учеба - это тяжелый, повседневный, кропотливый труд, который становится непосильным для детей со слабым здоровьем.

В.А. Сухомлинский придавал большое значение культуре умственного труда, от которого зависит здоровье ребенка. Он не допускал увлечения теми приемами «эффективного» , «ускоренного» обучения, в основе которых взгляд на голову ребенка как, на электронный механизм, способный без конца усваивать и усваивать. Ребенок - живое существо, его мозг ­тончайший, нежнейший орган, к которому надо относится заботливо и осторожно.

Режим физического и умственного труда и отдыха - очень важное условие крепкого здоровья и бодрого духа. Сознательное соблюдение режима - серьезный фактор волевого воспитания.

На территории Павлышской школы на каждого ученика приходится 10 деревьев. Василий Александрович называл их «фабрикой кислорода». Педагог обращал внимание на то, что необходимо создавать зеленый барьер вокруг школы, а также стремиться озеленять и помещения школы. Чтобы дети как можно больше дышали кислородом, он предлагал проводить уроки на открытом воздухе. Сухомлинский отмечает, что некоторые « ... отклонения от нормального состояния здоровья ... возникают в результате длительного пребывания в помещении. При этом ребенок ... теряет способность к сосредоточенному умственному труду». Накапливающаяся усталость ведет к переутомлению, ослаблению защитных сил организма, вялости, сонливости. И Василий Александрович подводит к тому, что: « ... ни одной минуты в осенние, весенние, летние дни дети не должны находиться в помещении». Его наблюдения, позволяют сделать заключение, что «чем больше времени отводится на интенсивный физический и умственный труд на свежем воздухе, тем гармоничнее функционируют и развиваются все органы, здоровее усталость, выше восстанавливающая роль сна».

В.А. Сухомлинский в своих трудах и практической работе уделял большое внимание оборудованию кабинетов, а именно соответствие гигиеническим требованиям: воздушно­-тепловому и световому режиму классов, соответствие школьной мебели росту ученика.

К вопросу о режиме труда и отдыха он также подходит с гигиенических позиций. Центральным моментом режима, он считает правильное чередование труда и отдыха, бодрствования и сна. Неравномерность труда, чередование периодов чрезмерного, недопустимого напряжения - серьезный бич не только здоровья, но и нравственности. Недосыпание, вялость, переходящая в хроническое недомогание, отрицательно сказывается и на самочувствии и на умственном развитии.

«Восстанавливающая роль сна зависит не только от его продолжительности, но и от того, какую часть ночи человек спит, как и когда он трудится в течении дня». Сухомлинский подчеркивает, что лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять - десять часов после пробуждения ( в зависимости от возраста ). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряженный умственный труд, особенно заучивание, в последние пять - семь часов перед сном, а для ослабленных и перенесших болезнь этот труд недопустим в течении восьми - девяти часов перед сном. На многих фактах, Василий Александрович, убеждался в том , что, если ребенок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим. Пассивность умственного труда на уроках - это чаще всего результат того, что ребенок сидит над книгой в те часы, когда ему надо быть на воздухе, в саду, играть в снежки.

Педагог рекомендовал, если ребенок младшего возраста поднимается, например, в шесть часов утра, то после двенадцати - тринадцати часов напряженный умственный труд для него недопустим. Для среднего и старшего возраста продолжительность интенсивного умственного труда при том же времени пробуждения может быть увеличена на два ­три, иногда и четыре часа.

Наблюдая, насколько эффективен умственный труд в разные периоды бодрствования, Сухомлинский убеждается, что интенсивный умственный труд ребенка младшего возраста после двенадцати - тринадцати часов (при пробуждении в шесть часов утра), а ученика среднего и старшего возраста после четырнадцати - шестнадцати часов пагубно отражается на здоровье и интеллектуальном развитии: ослабляется память и яркость восприятия, замедляются мыслительные функции, ухудшается сон и аппетит.

В Павлышской школе педагоги добивались того, чтобы дети младшего возраста ( от 7 -8 до 11 -12 лет) спали десять часов, дети среднего и старшего возраста - 8 - 8,5 часа, чтобы 40 -45% этого времени приходилось на конец суток ( до 12 часов ночи), остальное - на начало следующих суток (после полуночи) .

«Такое распределение отдыха в сочетании с интенсивным умственным трудом впервые 7-11 часов после пробуждения - важное условие здорового сна в следующую ночь и полного восстановления сил» - считает Сухомлинский.

Большое место в своей педагогической деятельности Василий Александрович отводил трудовому воспитанию, учитывая принципы посильности выполняемой работы, индивидуальные физиологические особенности возраста и пола ребенка. Сухомлинский утверждает, что физический труд играет столь важную роль в формировании физического совершенства, как и спорт. Без здоровой усталости человеку не может быть в полной мере доступно наслаждение отдыхом.

Своих учеников педагог с первых дней пребывания в школе приучал к физическому труду - в кабинете живой природы, в рабочей комнате, на учебно-опытном участке. Посильную работу находил и для семилетних детей: уход за плодовыми деревьями, выращивание саженцев, сбор семян декоративных и плодовых деревьев, отбор семян зерновых и технических культур. В среднем и старшем возрасте ежедневный труд на свежем воздухе достигает двух - трех часов.

Труд на открытом воздухе оказывает благотворное влияние на детей с большой нервной возбудимостью - раздражительных беспокойных. Некоторые дети приходят в школу с функциональными расстройствами нервной системы, источник которых в неправильном домашнем воспитании, чаще всего в излишней заботе об опеке... Важнейшим элементом системы лечения этих детей был труд на открытом воздухе, в спокойной обстановке, требовавшей не столько физических усилий, сколько сосредоточенности, внимательности (например, изготовление различных поделок из прутьев ивы и других материалов) » - так считает Василий Александрович.

Изучая особенности развития детского организма, В.А. Сухомлинский приходит к выводу о том, что число недомоганий школьников увеличивается в период полового созревания и бурного роста организма. Поэтому именно в этот период учитель должен больше заботиться прежде всего о гармонии физического и умственного труда учащихся. Многолетние наблюдения, педагогов, привели коллектив к выводу, что в подростковом возрасте большую опасность представляет угроза надорвать силы формирующегося человека непосильным, уродливым умственным трудом, зубрежкой. Нельзя допускать, чтобы 12-15 летний подросток сидел ежедневно по четыре - пять часов над домашним заданием, - это его калечит, на всю жизнь пагубно отражается на его здоровье, губит его красоту: его фигура, становится сутуловатой, узкогрудой, появляется близорукость.

Большую роль, Василий Александрович, в укреплении здоровья учащихся, возлагал на семью. Он проводил неустанную разъяснительную работу среди родителей по оздоровлению и закаливанию их детей, добивался того, «... чтобы родители не кутали детей в сто одежек, не надевали на них фуфаек и свитеров «про запас», «всякий случай», рекомендовал ежедневно проходить по два - три километра и больше, в зависимости от возраста и физической подготовки

Большое внимание Сухомлинский уделял и здоровью учителя. Он считает, что труд учителя требует больших затрат умственной энергии, является крайне ответственным и психически напряженным, что часто приводит к сердечнососудистым и неврологическим заболеваниям. Василий Александрович пишет о том, что «надо уметь бережно расходовать нервные силы в повседневном труде - это очень важный залог здорового сердца и здорового духа».

Пропагандируя здоровый образ жизни, учитель сам должен обладать высоким уровнем здоровья, «... знать особенности своей нервной системы и сердца. Нервная система человека по самой природе очень гибкая, и учителю надо уметь довести эту гибкость до степени искусства властвовать эмоциями».

Вопросы, посвященные непосредственно охране и укреплению здоровья учащихся молодежи, отражены в таких педагогических трудах В. А. Сухомлинского, как «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности», «Сто советов учителю», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа» и др..

Традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления. Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.

Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, игра).

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

  • Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

  • Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

  • Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

  • Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

  • Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

  • Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

В своей деятельности использую игровые приемы на уроках биологии

а) Игры - упражнения.

Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

б) Игра-поиск.

Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игры - соревнование.

Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

г) Сюжетно -ролевые игры.

Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

д) Познавательные игры - путешествия.

В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

Пример игры - путешествия.

Условия игры:

1) К следующей станции можно двигаться, лишь ответив на вопросы.

2) За ответы на каждой станции получаете 5 баллов.

Станция 1 «Муравейник»

Вопросы:

1) Могут ли муравьи предсказывать погоду?

2) Что такое мирликология?

3) Какие муравьи строят гнёзда в грибах?

Станция 2 «Айболит»

Вопросы:

1) Какие насекомые могут быть лекарями?

2) Какие продукты насекомых оказывают лечебное действие?

3) Что такое «муравьиный спирт» и где он применяется?

Станция 3 «Природоохранная»

Вопросы:

1) Как можно защитить муравьев?

2) Какие ещё членистоногие нуждаются в защите?

3) Назовите членистоногих, занесенных в Красную книгу Украины?

Станция 4 «Летающие цветы»

Вопросы:

1) Какое значение имеет окраска бабочек?

2) Почему некоторые виды самок бабочек бескрылы?

3) Чем пахнут бабочки репницы, брюквенницы, капустницы?

4) Почему птицы не нападают на бабочку большую тополёвку?

Станция 5 «Жуки»

Вопросы:

1) Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих и почему?

2) Какие жуки пахнут розами?

3) Как красива жужелица. Почему же её неприятно брать в руки?

4) Какого водного жука опасно держать в аквариуме вместе с рыбками? Почему?

Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка. Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

У учащихся в подростковом возрасте чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:

а) Чередование различных видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач

б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.

  • метод свободного выбора (беседа, свобода творчества).

  • активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь).

  • методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).

Примером, могут быть решение некоторых видов задач на уроке биологии, а именно, задачи:

  1. На формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

Задача 1. Замечено, что содержащиеся в аквариуме пиявки перед грозой или снегопадом выползают из воды и присасываются к стеклу над её поверхностью. В ясную солнечную погоду они обычно находятся на дне водоёма или плавают в толще воды.

- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.

- Какие из них кажутся наиболее вероятными?

Задача 2. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.

  1. Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

Задача 1. Земноводные могут различать окраску предметов, цветов. Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра.

- Какими опытами можно подтвердить эту реакцию амфибий?

- Какие опыты вы могли бы предложить по изучению этого явления?

  1. Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

Задача 1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?

  1. Задачи, связанные с самонаблюдением.

Задача 1. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течение дня.

Задача 2. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки - это вены.

Установлено, что оптимальная устойчивая работоспособность у младших школьников составляет 10 - 15 минут, в среднем звене - 20 - 25 минут, в старших классах - 25 - 30 минут, затем развивается утомление, работоспособность снижается, и информация детьми не усваивается. Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Для решения данной проблемы рационально использовать физкультминутки - кратковременные серии физических упражнений, используемых для активного отдыха. Использование физкультминуток приводит к уменьшению утомления и снижению отрицательного влияния однообразной рабочей позы, активизируют внимание и повышают эмоциональный фон. Время, которое затрачивается на проведение физкультпауз и физкультминуток не превышает 2 - 3 минуты, комплекс упражнений должен зависеть от особенностей урока, для каждого класса целесообразно выработать 2 - 3 условных вербальных поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключаться.

Требования:

  • Они должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес).

  • Проводится на начальном этапе утомления.

  • Предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

  • Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью.

  • Работа по предупреждению утомления глаз.

  • Дыхательная гимнастика. Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.

Примеры физкультминуток используемые на уроке.

  • Мозговая гимнастика. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

  • «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

  • «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

  • Корригирующая гимнастика для глаз. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): Моргайте на каждый вдох и выдох.

  • «Вижу палец!»: Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

  • «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии):

Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.

«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):

Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

  • «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

  • «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Критерием здоровьесберегающих является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через создание у них заинтересованного отношения к обучению.

Таким образом, здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

Оздоровительная система, применяемая В.А. Сухомлинским, еще недостаточно изучена и требует специальных исследований. Но, не смотря на это многие ответы на вопросы, которые сегодня нас волнуют, можно найти в его творчестве, а также применить в своей работе.



© 2010-2022