Конспект урока по биологии на тему Семейство Розоцветные (6 класс)

Данный конспект по биологии на тему "Семейство Розоцветные" составлен для учащихся 6 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в парах и группах на разных этапах урока, выполняя задания разного характера, способствующие развитию логического мышления, творческой и познавательной активности школьников. на уроке используютс...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Поурочный план


Дата ______

Класс: 6 -ые

Предмет: биология

Тема урока № 44. Семейство Розоцветные.

Тип урока: комбинированный с элементами исследования и проектирования.

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками семейства Розоцветные.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками, многообразием и значением растений семейства Розоцветных; показать их биологические особенности;

Развивающие: продолжить формирование умения составлять морфологическую характеристику растения, развивать интеллектуальные умения (анализировать, выделять главное, обобщать), культуру речи учащихся.

Воспитательные: создать условия для воспитания коммуникативности; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания

Оборудование: презентация, гербарий растений семейства Розоцветных.

«На свете чудеса рассеяны повсюду

да не везде их всякий примечал…»

(И.А.Крылов)

ХОД УРОКА




Этап урока



Содержание учебного материала

МО

ФОПД

модули

I. Организаци

онный.

Организация учащихся на урок: «Сегодня замечательный день»:

Сегодня замечательный день! Сегодня со мной происходит только самое хорошее!

Я себе нравлюсь. Я счастливый человек. Я здорово учусь!

Р

Индивид

Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Управление и лидерство в обучении


Использование ИКТ в преподавании

Преподавание и обучение в соответствии

с возрастными особенностями учеников




Обучение критическому мышлению

II. Актуализация опорных знаний

а). Прием «Мозговой штурм»

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных:

  1. Плод - боб.

  2. Соцветие - кисть.

  3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.

  4. Венчик цветка состоит из 6 свободных лепестков.

  5. Плод - семянка.

  6. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.

  7. Соцветие - корзинка.

  8. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.

  9. Плод - стручок или стручочек.

  10. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.

Ответы: 2, 3, 6, 8. 9.

б). Из предложенного списка растений выберите те, которые относятся к семейству Крестоцветные:

1.Капуста белокочанная. 2. Фасоль обыкновенная. 3. Редька дикая. 4. Горох посевной. 5. Ромашка аптечная. 6. Горчица белая. 7. Клевер белый. 8. Вишня обыкновенная. 9. Ярутка полевая. 10. Сурепка обыкновенная.

Ответ: 1, 3, 6, 9, 10).

в). Устно:

  1. Назовите основные признаки покрытосеменных растений?

  2. Что такое цветок?

  3. Назовите главные части цветка?

  4. Какие цветки называются обоеполыми, какие раздельнополыми?

  5. Что называют соцветием? Каково биологическое значение соцветий?

  6. Что называют опылением?

  7. Какие способы опыления вы знаете?

  8. Что такое плод?

  9. Какую функцию выполняет плод?

  10. Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки?

  11. Что образуется из центральной клетки?

  12. Из чего образуется семя?

Р




Р


Р

Индивид




Индивид


Фронтал

III. Мотивация

У писательницы Анны Саксе есть сказка «Вишня».

Сказка о Вишне.

У Садовника была дочь Вишня. Однажды она сидела у ворот и стерегла родительский огород, на котором росли: редька, капуста, хрен, репа, горчица и т.д.

Вдруг налетел Северный ветер. «Что делать, как спасти огород?» - разволновалась Вишенка и не придумала ничего другого, как взять камень и бросить Северному ветру в бороду.

Разозлился Северный ветер и принялся ловить Вишенку. А та шмыгнула в мышиную нору. Северный ветер очень рассердился и уничтожил нору своим холодным дыханием.

Садовник горько плакал о своей Вишенке. Слезы садовника капали на землю, и на ней выросло дерево. В память о дочери Садовник назвал его Вишней.

2) Беседа

- Назовите героев сказки.

- Как сказка связана с эпиграфом урока?

- Что вам известно о растениях, которые упоминаются в сказке и эпиграфе?

(Сообщение темы, цели урока.)

ПП


Коллект


IV. Изучение нового материала

а). Название следующего семейства дало растение… Родовое название образовано от греческого слова rhodon - красный - из- за окраски плодов и цветков этого растения. Оно воспето поэтами всех времен и народов:

«О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток нежных лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей».

или

Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна.
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна.

У древних римлян царила настоящая «мания» этого растения: гостей украшали этими цветами, из них делали гирлянды. Это был цветок радости и любви. На картине итальянского художника Сандро Боттичелли (15 век). Весна изображена в виде юной девушки, разбрасывающей цветы. Остров, имя которому дало это растение, имеет на своих монетах изображение этого цветка (остров Родос). О каком растении идет речь? Это - … А семейство называется …

Правильно, наше следующее семейство называется Розоцветные.

б). К семейству относится около 120 родов и 3000 видов. В Казахстане произрастает 35 видов. Розоцветные распространены почти во всех областях земного шара, где могут расти цветковые растения, но основная их часть сконцентрирована в умеренной и субтропической зонах северного полушария.

в). Среди растений этого семейства встречаются древесные, кустарниковые и травянистые формы растительности.

Самостоятельная работа: используя материал учебника под редакцией К. Кайыма на стр. 89 выпишите жизненные формы растений данного семейства и приведите примеры.

Внешне розоцветные отличаются между собой строением органов. Например, листья у шиповника перистые, а у яблони и многих других растений - цельные. Стебли у большинстве розоцветных прямостоячие, с длинными междоузлиями, а у земляники - вертикальные, очень короткие, имеют розетку листьев, из пазушных почек образуются ползучие побеги - усы.

Почему же такие разнообразные по внешнему виду растения, принято относить к одному семейству?

Объединяющим признаком для растений большинства семейств является строение цветка.

г). Для того, чтобы выяснить строение цветка и плода растений семейства Розоцветные проведем лабораторную работу.

Лабораторная работа № 23 «Строение цветка и плода растений семейства Розоцветных».

Цель: изучить строение цветка и плода растений семейства Розоцветные.

Оборудование: гербарные образцы представителей семейств класса Двудольные.

Ход работы.

1. «Найдите формулу цветка»

1-я группа.

Определение формулы цветка семейства Розоцветные по диаграмме.

2-я группа.

Определение формулы с помощью модели цветка вишни.

3-я группа.

Определение формулы цветка с помощью гербария и рисунка цветка шиповника.

(Старая легенда о шиповнике:

полюбила девушка казачка пригожего, а атаман станичный сам на неё виды имел. Заслал сватов, но получил отказ. Решил атаман увести насильно девушку к себе. Но казачка вырвалась и убежала к реке, пронзила грудь кинжалом. Хлынула кровь на землю, и на этом месте вырос красный шиповник с шипами, защищающими от злых людей).

2. «Определите типы плодов»

1-я группа. Вишня

2-я группа. Яблоня.

3-я группа. Малина.

«Что-то в плоде «ложно»,

Но есть вполне возможно!»

3.Работая с гербарием определите тип соцветия:

1-я группа. Вишня

2-я группа. Яблоня.

3-я группа. Черемуха.

4.Внесите полученные результаты в таблицу.

Название растения

Жизненная форма

Формула цветка

Тип соцветия

Тип плода



5. Вывод: Почему шиповник, яблоню и лапчатку объединяют в семество Розоцветные?

е). Характеристика Семейства Розоцветные:

1. Формула цветка: * Ч5Л5ТП1 ; * Ч5Л 5ТП ;

2. Сильно разросшееся цветоложе (выпуклое, вогнутое или плоское).

3. Соцветие или одиночные цветки.

4. Плод - яблоко, ягода, орешек, многоорешек, костянка и многокостянка.

Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там продолжим наш рассказ.

ж). В виде кластера изобразите значение растений Розоцветные в природе и жизни человека.

лекарственные (шиповник, земляника);

плодовые (слива, груша, яблоня);

декоративные (роза, сакура);

сорные (лапчатка гусиная, манжетка);

очень хорошие медоносы.

Р

НО

ПП

ИП











Р

ИП

НО









Р





ИП


Коллект











Работа в группах









Коллект


Индивид




Работа в парах

Закрепление

а). Описание яблони обыкновенной (нужное подчеркнуть)

1.Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)

2.Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий)

3.Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое)

4.Листья (сложные или простые; с черешком или без черешка; характер жилкования: перистое,

дуговое, параллельное)

5.Формула цветка (Ч5 Л5 Т∞ П1, Ч5 Л5 Т∞ П∞)

6.Тип соцветия (зонтик, кисть, щиток)

7.Тип плода (костянка, яблоко, семянка)

Давайте проверим, правильно ли вы описали яблоню обыкновенную.

б). Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства розоцветных

  1. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.

  2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из 5 лепестков.

  3. В цветке пестиков много или один.

  4. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.

  5. В цветке много тычинок.

  6. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков одинаковой формы.

  7. Чашечка цветка состоит из 4 сросшихся чашелистиков.

  8. Чашечка цветка состоит из 5 свободных чашелистиков.

Учитель: Проверим правильность выполнения задания.

Ответы:3, 5, 6, 8.

в). Выпишите номера растений, относящихся к семейству розоцветных

  1. Ярутка полевая.

  2. Горох посевной.

  3. Малина обыкновенная.

  4. Вишня обыкновенная.

  5. Редька дикая.

  6. Боярышник кроваво-красный.

  7. Ромашка аптечная.

  8. Рябина обыкновенная.

  9. Паслен черный.

  10. Пастушья сумка.

Ответы: 3, 4, 6, 8.

Р




Р




Р

Работа в парах



Индивид




Фронтал

V. Подведе

ние итогов

Вывод: несмотря на подобное разнообразие в строении плодов, соцветий и многообразии жизненных форм, однотипность строения цветка очевидна. Именно по сходности строения цветков все многообразие растений и было объединено в общее семейство.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Р

Коллект

VI. Домашнее задание:

Выучить параграф 25 стр. 89- 91 учебника.

Творческое задание: составить продолжение сказки «Вишня».

По желанию: подготовить сообщение о растениях семейств Бобовые, Пасленовые.

Р

Индивид

VII. Рефлексия

Интерактивное упражнение «Микрофон»

На уроке мы выучили…

Мне больше всего понравилось…

Эти знания мне понадобятся…

Р

Индивид


Интернет - ресурсы:

  1. nsportal.ru›shkola…razrabotka-uroka…rozotsvetnye

  2. pandia.org›text/77/381/33237.php

  3. ilovedomain.ru›uchebnyj-material…razrabotka-uroka…

  4. maksimovaei.ru›lessons/17-2.htm

  5. school4r.ucoz.ru›load…ikt…semejstvo_rozocvetnye…57

  6. playroom.ru/content/view/1649/18



© 2010-2022