Урок Охраняемые птицы Байкала

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»








занятие

Охраняемые виды птиц Байкала


































Пояснительная записка.

Предлагаем Вам познакомиться с планом проведения занятия «Охраняемые виды птиц Байкала». Занятие было разработано нами и проведено для детей, обучающихся в детском объединении по программе «Мастерская Сибирячка». Основная цель проведения занятия - развитие общеучебных умений детей во внеурочное время и использование для этого возможностей системы дополнительного образования. Изучение проблем экологии происходит в процессе выполнения практической работы. Дети, работая в группе, самостоятельно составляют и знакомятся экологическими проблемами и самостоятельностью решения . На занятии используются разные виды деятельности, сменяющие друг друга. Материал занятия могут быть использованы на уроках биологии в 5 - 6 классе при изучении соответствующей темы.

Цель Привлечь внимание детей к проблеме охраны птиц и вызвать интерес к изучению природы и желание принять участие в охране природы

Задачи:

Познакомить детей с охраняемыми птицами Байкала

Развивать познавательную активность обучающихся, формировать навыки практической работы по изучению охраны и образа жизни птиц..

Формировать навыки работы в группе и приятия самостоятельных решений

Воспитывать у обучающихся эстетический вкус и бережное отношение к природе.

Тип занятия: Изучение нового материала , обобщение.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой, практическая работа.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, видеофрагмент «Животные Красной книги», слайд-презентация «Охраняемые виды птиц Байкала», схема -кросворд «Птицы Байкала», оборудование для практической работы.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Приветствие.

Ход урока

Здравствуйте ребята!

Вы готовы к уроку?

На Вас надеемся друзья!

Вы хороший дружный класс,

Всё получится у Вас!

II. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.

- На занятиях мы изучаем природу родного края. Животных и растения Иркутской области и нашего знаменитого озера Байкал.

Ответьте на вопросы викторины по теме «Животные Байкала, нерпа»

(викторина)

- Мир природы Байкала разнообразен.

- Птицы, рыбы, насекомые ,пресмыкающиеся, земноводные - всё это ?

-Какие группы животных самые многочисленные на земле?

(насекомые, птицы)

Ребята сегодня мы поговорим с вами о Птицах. Наш урок будет не только познавательным, но и тревожным.

III. Определение цели занятия.

Давайте посмотрим с вами видеофильм

Звучит мелодия песни О. Газманова «Красная книга»

- Ребята, мы начинаем урок с этих слов-никогда.

- Сегодня мы узнаем о птицах, которые находятся на грани исчезновения в нашем родном крае, где мы с вами живем-в Прибайкалье. Если человек не поможет выжить этим видам птиц-то они могут навсегда исчезнуть.

- Величава, богата, могущественна природа нашей Иркутской области, Тайги Прибайкалья и священного озера Байкал. Но и зелёный лес великан и речка за околицей, и природа Байкала и растения и животные и птицы нуждаются в нашем внимании, в нашей защите.

Сегодня на занятии мы узнаем какие птицы нашего региона взяты под охрану нашим государством, что делается для того чтобы они не исчезли с нашей планеты.

IV. Изучение нового материала. ( Показ презентации)

- Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому в нашей области ведется большая работа по охране природы. На месте вырубленных лесов сажают новые. Многие фабрики и заводы переоборудованы. Запрещено собирать редкие и исчезающие растения и охотится на редких животных.

Конечно, животным лучше живется на воле, в естественных условиях. Во многих странах созданы для этого особо охраняемые территории - заповедники и национальные парки.

- Заповедники позволяют сохранить первозданную природу, дают прибежище диким животным. Заповедник - это значит оставить кусочек природы в покое, не трогать. Это участок природы, который охраняется и изучается. А национальные парки - это музеи под открытым небом. Здесь тоже занимаются охраной природы, но в отличие от заповедников, парки открыты для туристов.

- На побережье озера Байкал находятся 3 заповедника: Баргузинский, Байкало - Ленский, Байкальский

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Физкультминутка. Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
- Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногою,
Снова - левою ногою.
После - правою ногою,
После - левою ногою.
И тогда придешь домой.

А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю

-Куда человек записывает птиц оказавшихся на гране исчезновения?

- В 2010 году в Иркутской области впервые вышла Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.

В издание Красной книги Иркутской области, 408 видов грибов, растений и животных, нуждающихся в охране. Среди них 25 видов грибов, 50 - лишайников, 40 - мхов, 173 - сосудистых растений, по 1 виду амебоидных и пиявок, 14 видов ракообразных, 10 - насекомых (в т.ч. абия прибайкальская,оруссус паразитический), 12 - рыб (стерлядь, сибирский осётр, ленок, таймень, арктический голец, тугун, нельма,линь и другие), по 2 вида амфибий (монгольская жаба, обыкновенная жаба) и рептилий (узорчатый полоз,обыкновенный уж), 62 вида птиц и 17 видов млекопитающих (в т.ч. ирбис, , солонгой, [3].

Каждому виду присвоен статус редкости от "вероятно, исчезнувших" до "занесенных в Красную книгу России", числе почти не встречаемых в Прибайкалье и на озере Байкал находятся такие животные, как красный волк, снежные барс, птицы балобан и орлан-белохвост, белорыбица и сибирский осетр

- Сейчас мы и выясним, кто же нуждается в охране?

Из птиц к краснокнижным видам относятся ряд очень редких видов, которые встречаются в области во время пролёта и залётом: кудрявый пеликан, горный гусь, степной лунь, орлан - долгохвост, стерх, восточная дрофа, белая чайка и некоторые другие. А вот лебедь-клоктун, ранее обычный и даже многочисленный вид, в настоящее время стал очень редким.

Многие виды краснокнижных хищных птиц: скопа, степной орёл, орлан - белохвост, кречет, балабан и сапсан - снижают свою численность. Численность балабана очень низка (нелегальный отлов на продажу).

- В целом для хищных птиц ситуация в области улучшилась. Как вы думаете, ребята, почему?

(Ответы учащихся). Это связано с уменьшением количества удобрений и химикатов, используемых для обработки полей, ростом численности длиннохвостого суслика и других видов мелких грызунов.

Численность чёрного аиста особенно в Байкало-Ленском заповеднике начала заметно расти. В южных районах чаще стала встречаться журавль красавка. Не вызывает опасений и состояние филина.

Редкими видами птиц являются камышовая овсянка, серая цапля, бородатая куропатка, перепел, белая лазоревка, голубая сорока, огарь, клинтух, серый журавль, малый перепелятник, чёрная крачка, таёжный гуменник и др.

Демонстрация Красной книги:

Книга"Редкие животные Иркутской области". В эту книгу занесены животные тех видов, которые занесены в Международную Красную книгу и редкие виды, относящиеся к нашему региону. (Ответы детей).

- Молодцы! Сделаем паузу! Для этого вы должны, закрыв глаза представить себя каким - то птицами? Расскажите, кем вы были!

Игра «Суд»

-А сейчас мы поиграем в игру "Суд"

-Что такое суд?

- Кто присутствует на суде?

Каждому ряду дается свое творческое задание. Сейчас мы проверим как вы с ним справились.

1 ряд - выступают от имени птиц, которые обвиняют людей в нарушении экологических правил.

  • 2 ряд - выступают от имени людей, которые оправдывают свое поведение.

  • 3 ряд - присяжные заседатели, которые сформулируют нам правила поведения человека в природе.

(Работа детей 10-15 мин)

Наше занятие подошло к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.

V Закрепление изученного материала.

Кроссворд «Птицы Байкала»

- Молодцы, ребята!

VI Заключительная часть урока. Подведение итогов занятия.

- Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь!

:

Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором - солнце, птичьи голоса,
И на траве - зелёная роса.

Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как ветер с лугом.
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной
Похожей нет.

Природа - наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и наш долг. Давайте вдумаемся в слова писателя М. Пришвина: " Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - леса, луга, степи, горы. А человеку нужна Родина - будем охранять природу, значит будем охранять Родину".

VII. Рефлексия.

- Ребята, подведем итог нашего урока. Для этого воспользуйтесь фразами:

  • "Я узнал:",

  • "Я удивился:",

  • "Я запомнил:" и выскажите свое мнение.

VIII. Творческое домашнее задание.

- Дома изготовьте словные знаки, которые помогут сохранить виды птиц Байкала. Напишите интересные истории о встрече вас с птицами.

Практическое задание

- Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию в городской музей природы, где вы сможете пронаблюдать за внешним видом многих птиц Иркутской области



© 2010-2022