- Преподавателю
- Биология
- Урок Охраняемые птицы Байкала
Урок Охраняемые птицы Байкала
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Киселёва Т.В. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных натуралистов»
занятие
Охраняемые виды птиц Байкала
Пояснительная записка.
Предлагаем Вам познакомиться с планом проведения занятия «Охраняемые виды птиц Байкала». Занятие было разработано нами и проведено для детей, обучающихся в детском объединении по программе «Мастерская Сибирячка». Основная цель проведения занятия - развитие общеучебных умений детей во внеурочное время и использование для этого возможностей системы дополнительного образования. Изучение проблем экологии происходит в процессе выполнения практической работы. Дети, работая в группе, самостоятельно составляют и знакомятся экологическими проблемами и самостоятельностью решения . На занятии используются разные виды деятельности, сменяющие друг друга. Материал занятия могут быть использованы на уроках биологии в 5 - 6 классе при изучении соответствующей темы.
Цель Привлечь внимание детей к проблеме охраны птиц и вызвать интерес к изучению природы и желание принять участие в охране природы
Задачи:
Познакомить детей с охраняемыми птицами Байкала
Развивать познавательную активность обучающихся, формировать навыки практической работы по изучению охраны и образа жизни птиц..
Формировать навыки работы в группе и приятия самостоятельных решений
Воспитывать у обучающихся эстетический вкус и бережное отношение к природе.
Тип занятия: Изучение нового материала , обобщение.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой, практическая работа.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, видеофрагмент «Животные Красной книги», слайд-презентация «Охраняемые виды птиц Байкала», схема -кросворд «Птицы Байкала», оборудование для практической работы.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Приветствие.
Ход урока
Здравствуйте ребята!
Вы готовы к уроку?
На Вас надеемся друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у Вас!
II. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
- На занятиях мы изучаем природу родного края. Животных и растения Иркутской области и нашего знаменитого озера Байкал.
Ответьте на вопросы викторины по теме «Животные Байкала, нерпа»
(викторина)
- Мир природы Байкала разнообразен.
- Птицы, рыбы, насекомые ,пресмыкающиеся, земноводные - всё это ?
-Какие группы животных самые многочисленные на земле?
(насекомые, птицы)
Ребята сегодня мы поговорим с вами о Птицах. Наш урок будет не только познавательным, но и тревожным.
III. Определение цели занятия.
Давайте посмотрим с вами видеофильм
Звучит мелодия песни О. Газманова «Красная книга»
- Ребята, мы начинаем урок с этих слов-никогда.
- Сегодня мы узнаем о птицах, которые находятся на грани исчезновения в нашем родном крае, где мы с вами живем-в Прибайкалье. Если человек не поможет выжить этим видам птиц-то они могут навсегда исчезнуть.
- Величава, богата, могущественна природа нашей Иркутской области, Тайги Прибайкалья и священного озера Байкал. Но и зелёный лес великан и речка за околицей, и природа Байкала и растения и животные и птицы нуждаются в нашем внимании, в нашей защите.
Сегодня на занятии мы узнаем какие птицы нашего региона взяты под охрану нашим государством, что делается для того чтобы они не исчезли с нашей планеты.
IV. Изучение нового материала. ( Показ презентации)
- Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому в нашей области ведется большая работа по охране природы. На месте вырубленных лесов сажают новые. Многие фабрики и заводы переоборудованы. Запрещено собирать редкие и исчезающие растения и охотится на редких животных.
Конечно, животным лучше живется на воле, в естественных условиях. Во многих странах созданы для этого особо охраняемые территории - заповедники и национальные парки.
- Заповедники позволяют сохранить первозданную природу, дают прибежище диким животным. Заповедник - это значит оставить кусочек природы в покое, не трогать. Это участок природы, который охраняется и изучается. А национальные парки - это музеи под открытым небом. Здесь тоже занимаются охраной природы, но в отличие от заповедников, парки открыты для туристов.
- На побережье озера Байкал находятся 3 заповедника: Баргузинский, Байкало - Ленский, Байкальский
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Физкультминутка. Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
- Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногою,
Снова - левою ногою.
После - правою ногою,
После - левою ногою.
И тогда придешь домой.
А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
-Куда человек записывает птиц оказавшихся на гране исчезновения?
- В 2010 году в Иркутской области впервые вышла Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.
В издание Красной книги Иркутской области, 408 видов грибов, растений и животных, нуждающихся в охране. Среди них 25 видов грибов, 50 - лишайников, 40 - мхов, 173 - сосудистых растений, по 1 виду амебоидных и пиявок, 14 видов ракообразных, 10 - насекомых (в т.ч. абия прибайкальская,оруссус паразитический), 12 - рыб (стерлядь, сибирский осётр, ленок, таймень, арктический голец, тугун, нельма,линь и другие), по 2 вида амфибий (монгольская жаба, обыкновенная жаба) и рептилий (узорчатый полоз,обыкновенный уж), 62 вида птиц и 17 видов млекопитающих (в т.ч. ирбис, , солонгой, [3].
Каждому виду присвоен статус редкости от "вероятно, исчезнувших" до "занесенных в Красную книгу России", числе почти не встречаемых в Прибайкалье и на озере Байкал находятся такие животные, как красный волк, снежные барс, птицы балобан и орлан-белохвост, белорыбица и сибирский осетр
- Сейчас мы и выясним, кто же нуждается в охране?
Из птиц к краснокнижным видам относятся ряд очень редких видов, которые встречаются в области во время пролёта и залётом: кудрявый пеликан, горный гусь, степной лунь, орлан - долгохвост, стерх, восточная дрофа, белая чайка и некоторые другие. А вот лебедь-клоктун, ранее обычный и даже многочисленный вид, в настоящее время стал очень редким.
Многие виды краснокнижных хищных птиц: скопа, степной орёл, орлан - белохвост, кречет, балабан и сапсан - снижают свою численность. Численность балабана очень низка (нелегальный отлов на продажу).
- В целом для хищных птиц ситуация в области улучшилась. Как вы думаете, ребята, почему?
(Ответы учащихся). Это связано с уменьшением количества удобрений и химикатов, используемых для обработки полей, ростом численности длиннохвостого суслика и других видов мелких грызунов.
Численность чёрного аиста особенно в Байкало-Ленском заповеднике начала заметно расти. В южных районах чаще стала встречаться журавль красавка. Не вызывает опасений и состояние филина.
Редкими видами птиц являются камышовая овсянка, серая цапля, бородатая куропатка, перепел, белая лазоревка, голубая сорока, огарь, клинтух, серый журавль, малый перепелятник, чёрная крачка, таёжный гуменник и др.
Демонстрация Красной книги:
Книга"Редкие животные Иркутской области". В эту книгу занесены животные тех видов, которые занесены в Международную Красную книгу и редкие виды, относящиеся к нашему региону. (Ответы детей).
- Молодцы! Сделаем паузу! Для этого вы должны, закрыв глаза представить себя каким - то птицами? Расскажите, кем вы были!
Игра «Суд»
-А сейчас мы поиграем в игру "Суд"
-Что такое суд?
- Кто присутствует на суде?
Каждому ряду дается свое творческое задание. Сейчас мы проверим как вы с ним справились.
1 ряд - выступают от имени птиц, которые обвиняют людей в нарушении экологических правил.
-
2 ряд - выступают от имени людей, которые оправдывают свое поведение.
-
3 ряд - присяжные заседатели, которые сформулируют нам правила поведения человека в природе.
(Работа детей 10-15 мин)
Наше занятие подошло к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.
V Закрепление изученного материала.
Кроссворд «Птицы Байкала»
- Молодцы, ребята!
VI Заключительная часть урока. Подведение итогов занятия.
- Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь!
:
Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором - солнце, птичьи голоса,
И на траве - зелёная роса.
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как ветер с лугом.
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной
Похожей нет.
Природа - наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и наш долг. Давайте вдумаемся в слова писателя М. Пришвина: " Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - леса, луга, степи, горы. А человеку нужна Родина - будем охранять природу, значит будем охранять Родину".
VII. Рефлексия.
- Ребята, подведем итог нашего урока. Для этого воспользуйтесь фразами:
-
"Я узнал:",
-
"Я удивился:",
-
"Я запомнил:" и выскажите свое мнение.
VIII. Творческое домашнее задание.
- Дома изготовьте словные знаки, которые помогут сохранить виды птиц Байкала. Напишите интересные истории о встрече вас с птицами.
Практическое задание
- Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию в городской музей природы, где вы сможете пронаблюдать за внешним видом многих птиц Иркутской области