Экологическое воспитание на учебных занятиях в младших и средних классах

Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры. Уроки окружающего мира проводятся  с учетом жизненного опыта ребенка: опыта сельской жизни - с естественно – природным ритмом жизни и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации. Ребята  изучают взаимосвязи жизнедеятельности человека и природы, учатся бережному отношению к объектам природы и результатам труда людей, элементарной экологической культуре и нравственному поведению в природе.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическое воспитание на учебных занятиях в младших и средних классах.



Милая Родина! Ты год от года

Должна становиться все краше!

Охрана природы - дело народа:

Мое, твое, наше! (2 слайд)

Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа. Успешность экологического образования во многом определяется возможностями использования в учебных целях природного окружения. (3 слайд) Этот фактор имеет особенное педагогическое значение для сельской школы, т.к. для обучающихся в ней детей природные компоненты являются обязательной составной частью среды их жизни. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего детства. Для них становятся очевидными масштабы разрушений окружающей среды. Возникающее при этом чувство переживания за судьбу окружающей природы создает нужный фон для развития ответственного отношения к природе. Для нас, сельских учителей, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Сейчас, когда появилось какое-то безразличие к земле, остро встает вопрос об экологизации воспитания. Но эта тема безгранична. Хочется донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за нашу маленькую речку Сухой Стерех, и за Барский пруд, берега которых превращены в свалку, отроги, зарастающие бурьяном. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу - не будет и России!

(4 слайд) Большими возможностями для осуществления экологического образования и воспитания в начальных классах обладают уроки литературного чтения. В них содержится большое количество произведений писателей - натуралистов Г. Скребицкого, Б.Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки и др. Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, о взаимосвязях в природе и многообразии объектов, мерах, мотивах охраны природы. Но особое внимание на уроках чтения уделяется работе по развитию у детей мотивов охраны природы, т.к. в основе этих уроков лежит образное, художественное познание мира.

(5 слайд) Учебные тексты русского языка помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах ее охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.

Экологические задачи, которые предлагаются детям на уроках математики, закрепляют знания, полученные на уроках окружающего мира. Выполняя задания, дети начинают понимать необходимость восстановления и охраны природных ресурсов.(6 слайд)

Уроки окружающего мира проводятся с учетом жизненного опыта ребенка: опыта сельской жизни - с естественно - природным ритмом жизни и опыта городской жизни - с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации. Ребята изучают взаимосвязи жизнедеятельности человека и природы, учатся бережному отношению к объектам природы и результатам труда людей, элементарной экологической культуре и нравственному поведению в природе. (7 слайд)

Самый близкий «зеленый» друг, с которым дети встречаются каждый день - это горшочек с комнатным растением. Правильно организованная работа с комнатными цветами прививает детям навыки по выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность и способствует эстетическому воспитанию учащихся. Работа с комнатными растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнавать тот мир, который ему знаком только по книгам и картинкам. Комнатные растения - это благотворный материал для познания живой природы в любое время года, а особенно зимой. Экология для ребенка - это все, что его окружает. И дерево, и парк, и птицы, прилетающие к кормушке, и, наконец, сам человек.

По словам В.А. Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства. (8 слайд) Экологическое воспитание продолжается и на уроках изобразительного искусства и технологии.

Всё это способствует развитию у школьников экологического сознания. Ребята участвуют в решении экологических проблем на доступном им уровне. Это способствует развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение. Дети получают экологическое представление о том, что нельзя рвать цветы на лугу, для чего растут грибы в лесу, почему нельзя брать березовый сок, что нельзя разорять птичьи гнезда и т.д. При дальнейшей работе эти представления перерастут в убеждения, которыми дети будут пользоваться в жизни. Усвоив нормы и правила экологического поведения, поступки учеников по отношению к природе станут гармоничными с ней, ребята будут чувствовать себя частью природы, внимательно относиться к природе родного края.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых дней его жизни, устанавливается связь между знаниями об окружающей среде, развивается интерес к изучению природы с первых уроков природоведения в пятом классе. Дети пришли после начальной школы с большим желанием узнать много нового и принесли знания, которыми хотят поделиться. (9 слайд) Каждый урок с ними - это восторг от их энергии. Поэтому стараюсь каждый урок сделать интересным, познавательным. Часто провожу их в игровой форме, используя при объяснении материала литературную страничку. Например, при объяснении материала по теме «Вселенная» мы высказываем слова восхищения Солнцу - источнику света и тепла:

Позволь отдать тебе поклон,

Великое светило,

За то, что в этот год теплом

Ты нас не обделило,

И в том, что нива не пуста,

Что небывало рожь густа,

И тянет медом с луга,-

Твоя, конечно, доброта…

Но и моя заслуга.

При изучении курса биологии в 6, 7 классах стараюсь больше уделять внимания практической части урока (работа с гербариями, коллекциями, живым материалом на лабораторных занятиях), провожу экскурсии в местные биоценозы.

Данные уроки дают большой воспитательный и познавательный эффект. После данных уроков очень важно узнать мнение детей, их отношение к изученному материалу. Поэтому контрольно-обобщающие уроки провожу по двум направлениям: «Я узнал, что….», «Меня удивило…».

Все это позволяет в диалоге с учащимися развивать мыслительную, познавательную и творческую деятельность. Все дает свои результаты - у детей появляется интерес, стремление, азарт. (10 слайд)

Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы, с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.

На уроках учащиеся составляют экологическую характеристику видов, в которой отмечают связи растений с факторами живой и неживой природы, ареал, роль в природе и значение в жизни человека. Особое внимание обращается на редкие и исчезающие виды, занесённые в Красную книгу. С целью ознакомления школьников с жизненными формами растений, их видовым многообразием и приспособленностью к условиям среды предусматривается проведение экскурсий, например в парк, расположенный недалеко от школы.

Важный этап в подготовке экскурсии - составление заданий для самостоятельной работы учащихся. Ребятам удобнее работать в паре или группе, они вместе проводят наблюдения, обмениваются мнениями и составляют отчёт о проделанной работе. Одно из заданий предполагает внесение собственных предложений по благоустройству данного парка или данной местности. Экскурсии играют большое значение: ребята становятся активнее, заинтересованные в изучаемом и обсуждаемом материале, с удовольствием делятся наблюдениями и впечатлениями.

При изучении раздела «Животные» осуществляется знакомство учащихся не только с видами широко распространенными, массовыми, имеющими значение для природы и человека, но и с видами редкими, находящимися под угрозой исчезновения, а потому требующими к себе особого внимания, заботы и охраны. В ходе изучения раздела широко используются такие приёмы, как постановка перед учащимися познавательных проблем, имеющих экологическую направленность привлечение их к самостоятельному поиску решения.

(11 слайд) Кроме экскурсий в природе экологическую направленность имеют и лабораторные и практические работы, которые нацелены не только на выявление конкретных знаний, но и требующие от школьников интеллектуальных умений: умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. (12 слайд)

Результаты нашей работы видны в отношении детей к природе. Ребята очень много читают, владеют большой информацией о жизни животных и растений, с удовольствием и ощущением полезности своего труда ухаживают за деревьями и цветами на школьных клумбах, участвуют в озеленении улиц, высказывают предложения о благоустройстве села, в котором они живут, показывая неравнодушное отношение к родному краю.

Одним из свидетельств активности учащихся является возрастающее количество ученических работ, ежегодно представляемых на школьную экологическую конференцию.(13слайд)

Таким образом, экологическое воспитание учащихся должно стать неотъемлемым звеном в единой системе всеобщего школьного образования.






Литература

1.Булатникова Г.А. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. «Начальная школа», №12, 2010.

2.Демина Л.А., Гузхман Г.А. Школьный реферат как средство повышения эффективности экологического образования. //Образование в современной школе - 2001г. № 1

3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Дидактические материалы.

М.: Дрофа. 2010

4. В.И. Седых. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе. «Начальная школа».№5, 2005.

5.Газета «Педсовет», №4, №6, 2001.


© 2010-2022