- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка экологической игры Экоэрудит
Методическая разработка экологической игры Экоэрудит
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жидова С.Ф. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ЭКОЭРУДИТ»
«Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадет в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве…»
А. Платонов
Цели мероприятия:
- привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и животного мира, проблеме загрязнения мест обитания растений и животных;
- пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с природой.
Задачи:
обучающие:
-опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни стремительно уменьшается по вине человека;
-подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;
воспитывающие :
-способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение, осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе;
развивающие:
-развивать экологическое мышление.
Участвуют две команды по 6-8 человек.
Ведущий: Казалось бы, какой сложный термин - «биоразнообразие», а на самом деле он означает, что все живые существа, населяющие нашу планету, от бактерий до человека, имеют право на жизнь.
29 декабря 1993 г. вступила в силу Конвенция о сохранении биоразнообразия, принятая на конференции ООН по окружающей среде . С тех пор 22 мая во всем Мире считается Международным днем биологического разнообразия.
Основная цель конвенции - сохранение биоразнообразия на генетическом, видовом, экосистемном уровнях и устойчивое использование его компонентов. Устойчивое - значит достаточное для удовлетворения нужд настоящего, но не лишающее грядущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.
Сегодняшнюю игру мы приурочили к Международному дню биологического разнообразия. Ребята, вы владеете уже достаточной суммой экологических знаний, и это поможет вам сегодня при выполнении различных заданий, в разрешении экологических ситуаций.
Я думаю, что команды неплохо подготовились к сегодняшней встрече и готовы начать игру.
Начнем с конкурса «Давайте познакомимся».
Конкурс 1. «Давайте познакомимся»
Команды представляют себя (название команды, девиз, приветствие должны отражать тематику мероприятия).
Конкурс 2. «Экологическая зарядка»
Вопросы для 1 команды:
-
Дерево - символ России. (Береза)
-
Листья сосны. (Хвоя)
-
Самое высокое дерево мира. (Секвойя)
-
Искусственное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)
-
Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. (Фауна)
-
Сосновый лес. (Бор)
-
Плод дуба. (Желудь)
-
Самое быстрое животное суши. (Гепард)
-
«Плач» березы весной. (Сокодвижение)
-
Защитный экран Земли. (Озоновый слой)
-
Токсичный туман. (Смог)
-
Комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды или отдельных ее элементов. (Мониторинг)
-
Экологически чистое топливо. (Водород)
-
Самое распространенное вещество на Земле. (Вода)
Вопросы для 2 команды:
-
Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)
-
Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания)
-
Самое толстое дерево в мире. (Баобаб; до 50 м в окружности)
-
Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. (Флора)
-
Симбиотические организмы - индикаторы качества окружающей среды. (Лишайники)
-
Кора березы. (Береста)
-
Дубовый лес. (Дубрава)
-
Гриб, разлагающий старую древесину. (Опенок)
-
Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)
-
Что ест жаба зимой? (Ничего, спит)
-
Лежбище медведя. (Берлога)
-
Разрушение почв, ведущий к разрушению и снижения их плодородия и нарушению их роли в круговороте веществ в биосфере. (Эрозия)
-
Виды растений и животных, встречающиеся только на данной местности. (Эндемики)
-
Причина потепления климата Земли. (Парниковый эффект)
-
Природная территория, полностью изъятая из хозяйственного пользования территории с целью сохранения и изучения имеющихся там природных объектов и процессов. (Заповедник)
Конкурс 3. «Экологическая АБВГДейка»
За одну минуту 1 команда должна вспомнить представителей флоры, а 2 команда - представителей фауны.
Варианты ответов:
ФЛОРА ФАУНА
А - акация аист
Б - береза беркут
В - василек варан
Г - горицвет горилла
Д - дуб дикообраз
Е - ель енот
Ж - жасмин жираф
З - земляника зебра
И - ива иволга
К - клен кит
Л - липа лось
М - малина морж
Н - незабудка носорог
О - ольха ондатра
П - полынь павлин
Р - ромашка рысь
С - сосна сыч
Т - тополь тушканчик
У - улотрикс удав
Ф - фиалка фазан
Х - хвощ хорек
Ц - цикорий цапля
Ч - чистотел чайка
Ш - шиповник шакал
Щ - щавель щука
Э - элодея эму
Ю - юка юрок
Я - ягель ягуар
Конкурс 4. «Скороговорочный»
Участникам необходимо четко и быстро произнести скороговорку.
1 команда: «Крута гора, в горе - дыра, в дыре - кротовая нора».
2 команда: «Три свиристеле еле-еле свистели у ели».
Конкурс 5. «Что? Где? Когда?»
- О каком дереве идет речь?
Стоит дерево, цветом зелено,
В этом дереве четыре угодья:
Первое - мир освещать,
Другое - крик утешать,
Третье - больных исцелять,
А четвертое - чистоту соблюдать.
- Объясните, что означают эти угодья.
(Береза - из нее делают лучины - для освещения, деготь - смазка колес, лекарства - почки, веники - мытье в бане).
- О каком растении наших лесов идет речь в следующем стихотворении
Преданье есть, оно неново,
Что в ночь Иванову, раз в год,
Он может цвесть. Кто знает слово
Лишь тот цветок его найдет?
- Может ли цвести папоротник? Почему?
(Папоротник. Он никогда не цветет, т. к. споровое растение).
Где?
-
Где живут колибри? (В Южной Америке)
-
Где у кузнечика ухо? (На ноге)
Когда?
1. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?(Одинакова,
т. к. птицы - теплокровные животные)
2. Когда клест выводит своих птенцов? (Зимой)
Конкурс 6. «Путаница»
Переставьте слова в нужном порядке. Выигрывает команда, справившаяся с этой задачей первой.
Пингвины - жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шоферы знают толк в малине,
Ребята ползают по трясине,
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий еж не знает страха,
Колючий лев в траве таится,
За ним охотится лисица.
Нет ни склада тут, ни лада…
Переставьте все как надо!
Правильное:
Пингвины - плавают на льдине,
Ужата ползают в трясине,
Шоферы знают толк в машине,
Ребята очень любят дыни,
Верблюды - жители пустыни,
Медведи знают толк в малине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий лев не знает страха,
Колючий еж в траве таится,
За ним охотится лисица.
Конкурс 7. «Капитан, капитан, улыбнитесь…»
На экране проецируются изображения животных, которых при помощи мимики и жестов должен изобразить один из членов команды. Задача капитана - не видя изображения, угадать животное.
Конкурс 8. «Биологические шарады»
-
С «Г» - принадлежность для болтов,
С «М» - не имеет рукавов,
С «Л» - гонит лаем лис, волков,
С «Ч» - быстрокрылый рыболов.
(Гайка, майка, лайка, чайка)
-
С «Р» - название цветка,
С «К» - создатель молока,
С «Л» - с виноградовых кустов,
С «П» - обойдемся мы без слов.
(Роза, коза, лоза, поза)
-
На кухне отыщите вещество
И зверя сделайте вы из него.
Местами поменяйте
Буквы так,
Чтоб с мест не сдвинуть «О»
И мягкий знак.
(Соль - лось)
-
Соснами первый от ветра шумит,
Хвои смолистой в нем запах стоит.
Вертится быстро от тока второй,
Сверлит дантист им вам зубик больной.
(Бор)
-
Шараду запиши, друг, так:
Две ноты, «Н» и мягкий знак.
Все - куст, его ты без труда
Найдешь по запаху в садах.
(Си + Ре + Н + Ь = сирень)
-
Под листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если «К» сочтете лишним,
Смысл получите иной.
Стану белым и пушистым,
Волокнистым, шелковистым,
Полотенце, простыня
Могут выйти из меня.
(Клен - лен)
Конкурс 9. «Решаем экологические проблемы»
Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:
1) Использование ядохимикатов.
2) Приобретение белянкового наездника.
3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.
Какое направление предложите вы? Свое решение обоснуйте.
Ответ: Наиболее эффективный и экологически безопасный способ - использование белянкового наездника.
Задача 2. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.
Ответ: Внесение в озеро минеральных удобрений приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится.
Конкурс 10. «Цепи питания»
Составить схему цепи питания из предложенных компонентов природы.
1 команда: лягушка, водный детрит (органические вещества), комар, стрекоза, уж.
Ответ: детрит - комар (личинка, затем взрослая особь) - стрекоза - лягушка - уж.
2 команда: пухоед, хвоя сосны, большая синица, сосновый шелкопряд, ястреб.
Ответ: хвоя сосны - сосновый шелкопряд - большая синица - ястреб - пухоед.
Конкурс 11. «Литературная гостиная»
Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо окунуться в мир детства и вспомнить сказки.
-
Каких животных Киплинг в «Книге Джунглей» называл бандерлогами? (Обезьян)
-
В какой посуде выставил угощение журавль лисе? (В кувшине)
-
Спаситель Мухи - Цекотухи. (Комар)
-
Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
-
«В темнице там царевна тужит, а … ей верно служит». (Бурый волк)
-
В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки. (В сокола)
-
Сколько лет рыбачил старик пока не поймал золотую рыбку? (30 лет и 3 года)
-
Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей)
-
Что потерял ослик Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост)
-
Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик» ? (Три пескаря)
-
Коротышку - врача из сказки н. Носова звали Пилюлькин, а как звали коротышку-докторшу?(Медуницу)
-
Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями? (Жар-птица)
-
На чем совершал путешествие за медом Винни-пух? (На воздушном шаре)
-
В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина?(В комара, муху, шмеля)
Конкурс 12. «Биологическое сложение»
- Отгадайте слова-слагаемые и получите сумму.
1. Плакучее дерево + язык программирования = рыба семейства сельдевых.
(Ива + си = иваси)
2. Кукольный муж Барби + индийский духовный наставник =
австралийское сумчатое. (Кен + гуру = кенгуру)
-
Блюдо из крупы + прибор для измерения глубины воды с судна =
зубатый кит. (Каша + лот = кашалот)
-
Мгновение + переносная рация = путешествия животных.
(Миг + рация = миграция)
-
Крупный приток Волги + 3,14 = родственник жирафа.
(Ока + Пи = окапи)
-
Прибор для сушки волос + неизвестное в уравнении = мифологическая птица. (Фен + икс = феникс)
Конкурс 13. « Следопыт»
Необходимо по силуэтам опознать следы животных наших лесов.
1 команда: следы бурого медведя, лося, волка, белки, зайца.
2 команда: следы человека, лисицы, барсука, кабана, ежа.
Конкурс 14. «Черный ящик»
В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри клетки?
(Зеркало)
Конкурс 15. «Ретро-шлягер»
- Напойте популярные когда-то песни,предварительно вставив пропущенные в песенных текстах природные объекты.
Команда №1:
-
Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной … (медведи)
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря,
Трутся об ось … (медведи)
Вертится Земля.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Вертится быстрей Земля.
(«Песенка о медведях», сл. Л. Дербенева)
-
Ягода… (малина) нас к себе манила,
Ягода… (малина) летом в гости звала.
Как сверкали эти искры на рассвете;
Ах, какою сладкой … (малина) была.
(«Ягода - малина», сл. М. Пляцковского)
-
Зима раскрыла снежные объятья,
И до весны все дремлет тут,
Только … (елки) в треугольных платьях,
Только … (елки) в треугольных платьях,
Мне навстречу все бегут, бегут, бегут!
И уносят меня, и уносят меня
В звенящую светлую даль
Три белых … (коня),
Эх, три белых … (коня) -
Декабрь, и январь, и февраль!
(«Три белых коня», сл. Л. Дербенева)
Команда №2:
1. Жил да был черный… (кот) за углом,
И … (кота) ненавидел весь дом,
Только песня совсем не о том,
Как не ладили люди с … (котом).
Говорят, не повезет, если черный (кот) дорогу перейдет,
А пока, наоборот, только черному (коту) и не везет.
(«Черный кот», сл. М. Танича)
2. В Антарктиде льдины
Землю скрыли,
Льдины в Антарктиде замела пурга.
Здесь одни … (пингвины)
Прежде жили,
Ревниво охраняя свои снега.
(«Пингвины», сл. А. Горохова)
3.От улыбки станет всем теплей -
И … ( слону), и даже маленькой … (улитке),
Так пускай повсюду на Земле,
Будто лампочки , включаются улыбки.
И тогда, наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И … (кузнечик) запиликает на скрипке.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
(«Улыбка», сл. М. Пляцковского)
Ведущий: На этой оптимистической ноте мы завершаем наш КВН и ждем результаты дружеской встречи. Слово жюри…
Подведение итогов игры, награждение победителей.
И в заключении хотелось бы прочесть следующие строки:
Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте -ка мы все навек объединимся.
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.