• Преподавателю
  • Биология
  • Программа спецкурса по биологии «Экология родного села в условиях решения экологических проблем Ставрополья»

Программа спецкурса по биологии «Экология родного села в условиях решения экологических проблем Ставрополья»

Пояснительная записка В последнее десятилетие в мире возрос интерес ко всем аспектам взаимодействия человеческого общества с природой. Это связано с тем, что научно-технический прогресс и рост производственных сил способствуют усилению использования природных ресурсов и увеличение воздействия , человека на природу, а это приводит к истощению природных богатств, к тому, что в настоящее время нет ни одного участка на поверхности Земли, который в той или иной степени прямо или косвенно испытывал бы...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

х. Алтухов

Благодарненский район

Ставропольский край









Программа спецкурса

«Экология родного села в условиях решения экологических проблем Ставрополья»

(34 часа)





Составитель учитель биологии Горохно Ольга Ильинична

2014год



Пояснительная записка

В последнее десятилетие в мире возрос интерес ко всем аспектам взаимодействия человеческого общества с природой. Это связано с тем, что научно-технический прогресс и рост производственных сил способствуют усилению использования природных ресурсов и увеличение воздействия , человека на природу, а это приводит к истощению природных богатств, к тому, что в настоящее время нет ни одного участка на поверхности Земли, который в той или иной степени прямо или косвенно испытывал бы влияние человеческой деятельности на него. Поэтому возникла проблема охраны окружающей среды, начиная со своего села и заканчивая решением этой проблемы на мировом уровне.

Концепция экологического воспитания и образования должна опираться на научный анализ реальности и некоторые общие положения философского характера. В спецкурсе рассматривается сообразность и важность изучения природы и экологии родного села, влияние деятельности человека на природу, использование природных ресурсов при минимальном ущербе для окружающей среды.

Цель: формирование экологической культуры учащихся, воспитание чувства патриотизма, чувства единства с природой, ответственности за ее судьбу, любовь ко всему живому, родному уголку природы.

Задачи:

- развитие интереса учащихся к урокам биологии, экологии, химии;

-развитие навыков эксперимента, постановки цели и проведения опытов, наблюдений, анализа;

-овладение умениями оценивать экологическую обстановку данной местности, прогнозировать последствия антропогенного воздействия на природу;

-разрабатывать навыки создания решения экологических проблем;

-формирование представлений о том, что происходит в современном мире, каковы последствия человеческой деятельности, к чему они могут привести.



Учащиеся должны знать:

- географическое положение своего села, на карте края, страны;

-методы исследования экосистем;

-экологические взаимодействия между живыми организмами.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать и делать выводы из своих наблюдений и экспериментов;

-объяснять влияние природных факторов на взаимоотношения живых организмов;

-применять информацию в своей практической деятельности;

-использование ИКТ технологий при проведении проектной деятельности.

Программа спецкурса рассчитана для учащихся 6-7 классов с целью непрерывного экологического образования.



  1. Введение (3 часа)

Вводное занятие. Экология- как наука. Профориентационная работа (профессии связанные с наукой экологией).

Основные понятия: экология, среда обитания.

  1. Родное село на карте Ставропольского края и России.(6 часов)

Географическое положение села Красные Ключи на карте Ставропольского края и России. История заселения.

Климат, рельеф. Национальный, возрастной состав населения села. Экономика развития села.

Основные понятия: климат, географическое положение, рельеф, холмы, равнины.

Экскурсия. Изучение рельефа местности.

Практическая работа. Изучение национального и возрастного состава населения.

3.Природные ресурсы. (7часов)

Природные ресурсы села Красные Ключи: земельные, минеральные, водные. Значение их жизнедеятельности человека.

Основные понятия: анализ воды, химический состав почвы, физические свойства почвы, воды, химический состав воды.

Практическая работа.1.Определение химического состава и физических свойств почвы. 2. Проведение анализа воды из различных источников (руд, родник, река, питьевая вода).

Экскурсия. 1. Экскурсия к родникам села. Очистка родников.

4.Изучение и охрана растительного и животного мира .(8 часов)

Растения и животные различных мест обитания на примере сельской местности. Взаимное влияние животных и растений, и его значение. Влияние растений природных факторов на разнообразие растительного и животного мира села. Значение растений и животных в жизни человека. Редкие и исчезающие растения и животные встречающиеся на территории села и занесенные в Красную книгу Ставропольского края.

Основные понятия: природные сообщества, экологические группы животных по способу питания и среды обитания, экологические группы растений по отношению к свету и среды обитания.

Практическая работа.1. Выявление и изучение видового состава растений местности. 2. Выявление и изучение видового состава животных местности.

Экскурсия. Природные сообщества села Красные Ключи.(Экскурсию можно провести в любое природное или искусственное сообщество).

5. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ.

(7 часов)

Причины исчезновения растений и животных. «Черные страницы» истории. Охраняемые природные территории района, края. Красная книга Ставропольского края. Виды ОПТ: заказники, заповедники, памятники природы на территории района, края. Здоровье человека и экология.

Основные понятия: заказники, заповедники, памятники природы, антропогенные воздействия на природу.

Экскурсия. Экскурсия на охраняемую природную территорию района по выбору учителя.

6. Заключение курса (3 часа)

Подготовка проектов учащихся к защите. Подведение итогов курса, что удалось реализовать в ходе изучения курса.

Календарно - тематическое планирование курса.

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Основные понятия темы

1

1. Введение (3 часа)

Вводное занятие.

1

Беседа

экология, среда обитания.

2

Экология- как наука.

1

Рассказ

3

Профориентационная работа (профессии связанные с наукой экологией).

1

Беседа

4

2. Родное село на карте Ставропольского края и России.(6 часов)

Географическое положение села Красные Ключи на карте Ставропольского края и России.

1

Рассказ, работа с картой

Климат, географическое положение, рельеф, холмы, равнины.

5

История заселения.

1

рассказ

6

Климат, рельеф.

Экскурсия. Изучение рельефа местности.

1

Рассказ, экскурсия

7

Национальный, возрастной состав населения села.

1

Беседа. Презентация

8

Практическая работа. Изучение национального и возрастного состава населения.

1

Практическая работа.

9

Экономика развития села.

1

рассказ

10

3.Природные ресурсы. (7часов)

Природные ресурсы села Красные Ключи: земельные.

1

Рассказ, работа с картой

анализ воды, химический состав почвы, физические свойства почвы, воды, химический состав воды.

11

Природные ресурсы села Красные Ключи: минеральные.

1

рассказ работа с картой

12

Природные ресурсы села Красные Ключи: водные.

1

работа с картой,

рассказ

13

Значение природных ресурсов для жизнедеятельности человека.

1

работа с картой,

рассказ

14

Практическая работа.1.Определение химического состава и физических свойств почвы.

1

Практическая работа

15

Практическая работа 2. Проведение анализа воды из различных источников (руд, родник, река, питьевая вода).

1

Практическая работа

16

Экскурсия. 1. Экскурсия к родникам села. Очистка родников.

1

Экскурсия

17

4.Изучение и охрана растительного и животного мира .(8 часов)

Взаимное влияние животных и растений, и его значение.

1

Беседа, презентация

Основные понятия: природные сообщества, экологические группы животных по способу питания и среды обитания, экологические группы растений по отношению к свету и среды обитания.

18

Растения и животные различных мест обитания на примере сельской местности.

1

Беседа, презентация

19

Влияние растений природных факторов на разнообразие растительного и животного мира села.

1

Беседа, презентация

20

Значение растений и животных в жизни человека.

1

Беседа, презентация

21

Редкие и исчезающие растения и животные встречающиеся на территории села и занесенные в Красную книгу Ставропольского края.

1

Беседа, презентация

22

Практическая работа 1. Выявление и изучение видового состава растений местности.

1

Практическая работа

23

Практическая работа 2. Выявление и изучение видового состава животных местности.

1

Практическая работа

24

Экскурсия. Природные сообщества села Красные Ключи.(Экскурсию можно провести в любое природное или искусственное сообщество).

1

Экскурсия.

25

5. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ.

(7 часов)

Причины исчезновения растений и животных.

1

Лекция с элементами беседы

Основные понятия: заказники, заповедники, памятники природы, антропогенные воздействия на природу.

26

«Черные страницы» истории.

1

Беседа

27

Охраняемые природные территории района, края.

1

Мини-конференция

28

Красная книга Ставропольского края.

1

беседа

29

Виды ОПТ: заказники, заповедники, памятники природы на территории района, края.

1

Мини-конференция

30

Здоровье человека и экология.

1

беседа

31

Экскурсия. Экскурсия на охраняемую природную территорию района по выбору учителя.

1

Экскурсия

32

6. Заключение курса (3 часа)

Подготовка проектов учащихся к защите.

1

Оформление результата проекта

33

Защита проектов.

1

Защита проекта

34

Подведение итогов курса, что удалось реализовать в ходе изучения курса.

1

тестирование

Литература.

  1. Н.И.Бутенко, В.В.Савельева, В.А.Физическая география Ставропольского края. Учебник Ставрополь.2010г

  2. Брошюра «Благодарненский район» 2013г

  3. Экология Ставропольского края,

  4. А.Н. Хохлов Животный мир Ставропольского края, Ставрополь 2010г

  5. Материалы музея школы.





© 2010-2022