- Преподавателю
- Биология
- Программа спецкурса по биологии «Экология родного села в условиях решения экологических проблем Ставрополья»
Программа спецкурса по биологии «Экология родного села в условиях решения экологических проблем Ставрополья»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горохно О.И. |
Дата | 05.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
х. Алтухов
Благодарненский район
Ставропольский край
Программа спецкурса
«Экология родного села в условиях решения экологических проблем Ставрополья»
(34 часа)
Составитель учитель биологии Горохно Ольга Ильинична
2014год
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в мире возрос интерес ко всем аспектам взаимодействия человеческого общества с природой. Это связано с тем, что научно-технический прогресс и рост производственных сил способствуют усилению использования природных ресурсов и увеличение воздействия , человека на природу, а это приводит к истощению природных богатств, к тому, что в настоящее время нет ни одного участка на поверхности Земли, который в той или иной степени прямо или косвенно испытывал бы влияние человеческой деятельности на него. Поэтому возникла проблема охраны окружающей среды, начиная со своего села и заканчивая решением этой проблемы на мировом уровне.
Концепция экологического воспитания и образования должна опираться на научный анализ реальности и некоторые общие положения философского характера. В спецкурсе рассматривается сообразность и важность изучения природы и экологии родного села, влияние деятельности человека на природу, использование природных ресурсов при минимальном ущербе для окружающей среды.
Цель: формирование экологической культуры учащихся, воспитание чувства патриотизма, чувства единства с природой, ответственности за ее судьбу, любовь ко всему живому, родному уголку природы.
Задачи:
- развитие интереса учащихся к урокам биологии, экологии, химии;
-развитие навыков эксперимента, постановки цели и проведения опытов, наблюдений, анализа;
-овладение умениями оценивать экологическую обстановку данной местности, прогнозировать последствия антропогенного воздействия на природу;
-разрабатывать навыки создания решения экологических проблем;
-формирование представлений о том, что происходит в современном мире, каковы последствия человеческой деятельности, к чему они могут привести.
Учащиеся должны знать:
- географическое положение своего села, на карте края, страны;
-методы исследования экосистем;
-экологические взаимодействия между живыми организмами.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать и делать выводы из своих наблюдений и экспериментов;
-объяснять влияние природных факторов на взаимоотношения живых организмов;
-применять информацию в своей практической деятельности;
-использование ИКТ технологий при проведении проектной деятельности.
Программа спецкурса рассчитана для учащихся 6-7 классов с целью непрерывного экологического образования.
-
Введение (3 часа)
Вводное занятие. Экология- как наука. Профориентационная работа (профессии связанные с наукой экологией).
Основные понятия: экология, среда обитания.
-
Родное село на карте Ставропольского края и России.(6 часов)
Географическое положение села Красные Ключи на карте Ставропольского края и России. История заселения.
Климат, рельеф. Национальный, возрастной состав населения села. Экономика развития села.
Основные понятия: климат, географическое положение, рельеф, холмы, равнины.
Экскурсия. Изучение рельефа местности.
Практическая работа. Изучение национального и возрастного состава населения.
3.Природные ресурсы. (7часов)
Природные ресурсы села Красные Ключи: земельные, минеральные, водные. Значение их жизнедеятельности человека.
Основные понятия: анализ воды, химический состав почвы, физические свойства почвы, воды, химический состав воды.
Практическая работа.1.Определение химического состава и физических свойств почвы. 2. Проведение анализа воды из различных источников (руд, родник, река, питьевая вода).
Экскурсия. 1. Экскурсия к родникам села. Очистка родников.
4.Изучение и охрана растительного и животного мира .(8 часов)
Растения и животные различных мест обитания на примере сельской местности. Взаимное влияние животных и растений, и его значение. Влияние растений природных факторов на разнообразие растительного и животного мира села. Значение растений и животных в жизни человека. Редкие и исчезающие растения и животные встречающиеся на территории села и занесенные в Красную книгу Ставропольского края.
Основные понятия: природные сообщества, экологические группы животных по способу питания и среды обитания, экологические группы растений по отношению к свету и среды обитания.
Практическая работа.1. Выявление и изучение видового состава растений местности. 2. Выявление и изучение видового состава животных местности.
Экскурсия. Природные сообщества села Красные Ключи.(Экскурсию можно провести в любое природное или искусственное сообщество).
5. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ.
(7 часов)
Причины исчезновения растений и животных. «Черные страницы» истории. Охраняемые природные территории района, края. Красная книга Ставропольского края. Виды ОПТ: заказники, заповедники, памятники природы на территории района, края. Здоровье человека и экология.
Основные понятия: заказники, заповедники, памятники природы, антропогенные воздействия на природу.
Экскурсия. Экскурсия на охраняемую природную территорию района по выбору учителя.
6. Заключение курса (3 часа)
Подготовка проектов учащихся к защите. Подведение итогов курса, что удалось реализовать в ходе изучения курса.
Календарно - тематическое планирование курса.
№
Тема
Кол-во часов
Форма проведения
Основные понятия темы
1
1. Введение (3 часа)
Вводное занятие.
1
Беседа
экология, среда обитания.
2
Экология- как наука.
1
Рассказ
3
Профориентационная работа (профессии связанные с наукой экологией).
1
Беседа
4
2. Родное село на карте Ставропольского края и России.(6 часов)
Географическое положение села Красные Ключи на карте Ставропольского края и России.
1
Рассказ, работа с картой
Климат, географическое положение, рельеф, холмы, равнины.
5
История заселения.
1
рассказ
6
Климат, рельеф.
Экскурсия. Изучение рельефа местности.
1
Рассказ, экскурсия
7
Национальный, возрастной состав населения села.
1
Беседа. Презентация
8
Практическая работа. Изучение национального и возрастного состава населения.
1
Практическая работа.
9
Экономика развития села.
1
рассказ
10
3.Природные ресурсы. (7часов)
Природные ресурсы села Красные Ключи: земельные.
1
Рассказ, работа с картой
анализ воды, химический состав почвы, физические свойства почвы, воды, химический состав воды.
11
Природные ресурсы села Красные Ключи: минеральные.
1
рассказ работа с картой
12
Природные ресурсы села Красные Ключи: водные.
1
работа с картой,
рассказ
13
Значение природных ресурсов для жизнедеятельности человека.
1
работа с картой,
рассказ
14
Практическая работа.1.Определение химического состава и физических свойств почвы.
1
Практическая работа
15
Практическая работа 2. Проведение анализа воды из различных источников (руд, родник, река, питьевая вода).
1
Практическая работа
16
Экскурсия. 1. Экскурсия к родникам села. Очистка родников.
1
Экскурсия
17
4.Изучение и охрана растительного и животного мира .(8 часов)
Взаимное влияние животных и растений, и его значение.
1
Беседа, презентация
Основные понятия: природные сообщества, экологические группы животных по способу питания и среды обитания, экологические группы растений по отношению к свету и среды обитания.
18
Растения и животные различных мест обитания на примере сельской местности.
1
Беседа, презентация
19
Влияние растений природных факторов на разнообразие растительного и животного мира села.
1
Беседа, презентация
20
Значение растений и животных в жизни человека.
1
Беседа, презентация
21
Редкие и исчезающие растения и животные встречающиеся на территории села и занесенные в Красную книгу Ставропольского края.
1
Беседа, презентация
22
Практическая работа 1. Выявление и изучение видового состава растений местности.
1
Практическая работа
23
Практическая работа 2. Выявление и изучение видового состава животных местности.
1
Практическая работа
24
Экскурсия. Природные сообщества села Красные Ключи.(Экскурсию можно провести в любое природное или искусственное сообщество).
1
Экскурсия.
25
5. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ.
(7 часов)
Причины исчезновения растений и животных.
1
Лекция с элементами беседы
Основные понятия: заказники, заповедники, памятники природы, антропогенные воздействия на природу.
26
«Черные страницы» истории.
1
Беседа
27
Охраняемые природные территории района, края.
1
Мини-конференция
28
Красная книга Ставропольского края.
1
беседа
29
Виды ОПТ: заказники, заповедники, памятники природы на территории района, края.
1
Мини-конференция
30
Здоровье человека и экология.
1
беседа
31
Экскурсия. Экскурсия на охраняемую природную территорию района по выбору учителя.
1
Экскурсия
32
6. Заключение курса (3 часа)
Подготовка проектов учащихся к защите.
1
Оформление результата проекта
33
Защита проектов.
1
Защита проекта
34
Подведение итогов курса, что удалось реализовать в ходе изучения курса.
1
тестирование
Литература.
-
Н.И.Бутенко, В.В.Савельева, В.А.Физическая география Ставропольского края. Учебник Ставрополь.2010г
-
Брошюра «Благодарненский район» 2013г
-
Экология Ставропольского края,
-
А.Н. Хохлов Животный мир Ставропольского края, Ставрополь 2010г
-
Материалы музея школы.