Разработка открытого урока на тему Всё о крови

Предлагается разработка открытого урока на тему"Всё о крови..." по биологии курса 8 класса, осуществленного в рамках  представления на городском конкурсе "Учитель года 2010".Посталенные задачи вбирают в себя:1.Повторить и обобщить знания о составе и функциях крови, значении дыхания и составе воздуха; 2. Проверить усвоение основных понятий по теме: "Органы дыхания.Кровообращение и органы его".Поставлены соответствующие дидактические,развивающие и воспитывающие  цели.По типу- это урок-игра-практик...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 8

город - курорт Кисловодск



Конспект открытого урока

«В С Ё о К Р О В И...»

для представления

на городской конкурс «Учитель 2010 года»

Разработка открытого урока на тему Всё о крови...



подготовила

ОДИНЦОВА А.П.

учитель биологии и химии



2009 - 2010 учебный год



Задачи урока:

1.Повторить и обобщить знания о составе и функциях крови, значении дыхания и составе воздуха;

2.Проверить усвоение основных понятий по теме : «Органы дыхания»; «Кровообращение и органы его».

Дидактические: совершенствование общенаучных и биологических методов обучения; совершенствование умений сравнивать и анализировать;

Развивающие: развитие естественно- научного мышления учащихся, сенсорики (глазомера, ориентировки предметов в пространстве; двигательной сферы ( моторика мелких мышц, соразмерность движений при выполнении практикума;

Воспитывающие- развивать внимательность, аккуратность, наблюдательность; формирования сознания о собственном ЗОЖ как залога долголетия.

Оборудование: компьютер; презентация по теме; цифровой и учебные световые микроскопы; мультимедийное приложение «1С Образовательная коллекция,8 класс, Человек».

Тип урока: урок - игра - практикум;

Формы работы: индивидуальная, коллективная, использование ИКТ, работа в малых группах, представление слайдов в составе презентации в соответствие с темой;

ПЛАН УРОКА

1.Организационный момент;

2.Игра- задание;

3.Лабораторный практикум;

4.За границами урока;

5.Свод правил ЗОЖ;

6.Домашнее задание.

1.Организационный момент:

Учитель знакомится с классом и предлагает заявленную тему урока и план работы.

2.Игра - задание:

1.Учитель предлагает учащимся повторить изученный материал в игровой форме с использованием загадок, высказыванием знаменитых людей. Необходимо обобщить материал ответов в пользу ЗОЖ в жизни человека.

Задание

Играя, повторяем! Учитель предлагает детям найти ответ на предложенные загадки, высказывания и соотнести его с предложенным ответом:

О чем идет речь, и почему мы так говорим?

Предполагаемый ответ

1.Через нас проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем

Это воздух.

Острая потребность организма в чем-либо такая же, как необходимость в воздухе (ЭТО НАМ НУЖНО, КАК ВОЗДУХ)

2.Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко- голубой !

Это воздух.

Воздух должен быть чистым, свежим, голубым и прозрачным для нашего здоровья и хорошего настроения (ВОЗДУХ - НАШЕ ЗДОРОВЬЕ)

Закончите предложение, поставив нужное слово в предложении

Предполагаемый ответ

1.По выражению др.- греч. философа Анаксимена значит, что «ВОЗДУХ - это УСЛОВИЕ и ПЕРВОПРИЧИНА ……………….

ЖИЗНИ

2.Др.-греч. врач Гиппократ, считал, что «ВОЗДУХ - это ПАСТБИЩЕ ЖИЗНИ» и прожить без воздуха можно не более ………..

3-5 МИНУТ,

а более длительное воздержание приводит к кислородному голоданию организма, так как именно кислород в составе воздуха должен поступать равномерно в организм для нормального метаболизма его.

3.Вл. Маяковский считал, что

«Нельзя человека закупорить в ящик,

Жилище проветривай лучше и ……

ЧАЩЕ

Недостаток кислорода и избыток вредных примесей в составе воздуха плохо сказывается на хорошем самочувствии, вызывая головную боль, замедленные реакции организма, тошноту и рвоту, даже потрю сознания, тяжелое повреждение головного мозга и даже смерть.

4.Воздух - это смесь газов, а именно,азота, …..

инертных газов, оксидов углерода (углекислого

газа и …… газа, других примесей.

КИСЛОРОДА

УГАРНОГО

Недостаток кислорода, избыток угарного газа плохо сказывается на состоянии организма и на дыхательной функции его внутренней среды - КРОВИ

О чем идет речь, и почему мы так говорим?

Предполагаемый ответ

1.Оно много меньше нас, а работает всяк час.

СЕРДЦЕ,

которое является своеобразным НАСОСОМ, для перекачки крови - жидкой среды организма, выполняющей многие необходимые функции.

2.Что за замкнутые реки в организме нашем плещут?

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

артерии, вены, капилляры.

3.В какую сеть нельзя поймать рыбу?

КАПИЛЛЯРНУЮ

4.В сосуде водица, ею нельзя напиться,но и без неё жизни нет.

КРОВЬ-

внутренняя среда организма, куда мы относим также ЛИМФУ и ТКАНЕВУЮ ЖИДКОСТЬ.

Благодаря внутренней среде организм получает всё необходимое для жизни (кислород, питательные вещества), а также избавляется от

Углекислого газа и других продуктов распада.

Закончите предложение, поставив нужное слово в предложении

Предполагаемый ответ

1.Вирусам и микроорганизма все возрасты ….

ПОКОРНЫ

Вирусы и бактерии попадают в организм разными путями: через разрывы покровных тканей, пищу и органы дыхания.

Патогенные организмы в нашем теле есть чужеродные белки- антигены. Они попадают в кровь и вызывают активное противодействие антител - защитных иммунных белков организма, стоящих на страже его здоровья.

2.Каждую секунду в Красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание. Что это?

ЭРИТРОЦИТЫ,

образующиеся в красном костном мозге и гибнущие в селезенке.

3.Лабораторный практикум: «Элементарные частицы крови»;

Учитель предлагает детям вспомнить и применить свои теоретические и практические знания и навыки в работе с микроскопом и биологическими микропрепаратами по заявленной теме. Для этого дети распределяются в микрогруппы по 2 человека; повторяют правила работы с микроскопом и микропрепаратами; настраивают микроскоп и изучают предложенный микропрепарат «Форменные частицы крови».

1.Повторяем правила работы с микроскопом

-установить микроскоп так, чтобы зеркало было обращено к источнику света, а окуляр к наблюдателю;

-сначала нужно осветить поле зрения микроскопа при малом увеличении;

-поворачивая зеркало, направить пучок света в объектив;

-расположить микропрепарат на предметном столике микроскопа и вращая винтами тубуса, получить наиболее четкое изображение объекта

-приступить к микроскопическому изучению, рассматривая интересующие исследователя детали объекта при большом увеличении

2.Микропрепарат «Кровь человека».

Справка.

1. Красные клетки крови- это эритроциты. По цвету - это розовые или красные клетки округлой формы, не имеющие ядер. Ядра этих клеток утрачиваются в процессе дифференцировки. На их месте остается тонкий слой цитоплазмы. Эритрициты - высокоспециализированные клетки. Главная их функция - газообмен. Эту функцию выполняет белок гемоглобин. Для выполнения дыхательной функции эритроцит имеет многие преимущества:

-дисковидная пространственная форма;

-двояковогнутость формы;

-огромное количество гемоглобина, а именно, в 1 эритроците содержится 400 млн. молекул гемоглобина;

- отсутствие ядра и других органелл ;

-огромное количество эритроцитов в 1 мм3 крови, а именно, 5 млн.штук;

Цепочкой эритроцитов можно трижды опоясать земной шар.

-легкое присоединение и отсоединение кислорода и углекислого газа к гемоглобину;

Гемоглобин переносит кислород в форме ОКСИГЕМОГЛОБИНА ярко-красного цвета,образующегося за счет высокого парциального давления в легких, а в тканях отсоединяется кислород, но присоединяется углекислый газ в форме КАРБОКСИГЕМОГЛОБИНА.

-свободное передвижение эритроцитов в кровеносной системе и даже в изогнутых по форме капиллярах, где движение затруднено,благодаря своей дисковидной форме.

2.Белые кровяные тельца крови - лейкоциты. Они немногочисленны и содержат ядра, которые окрашены в синий цвет. Среди них есть лимфоциты, имеющие округлое ядро, и моноциты, у которых ядро бобовидное. Главная функция лейкоцитов - иммунитет, а работа лимфоцитов лежит в основе гуморального иммунитета.

3.При увеличении 90Х15 на препарате можно увидеть ТРОМБОЦИТЫ (кровяные пластинки) в виде скопления фиолетовых крупинок на стекле. Эти клеточные структуры принимают участие в свертывании крови.

ЗАДАНИЕ.Рассмотреть под микроскопом микропрепарат «Кровь человека» и ее форменные элементы.Зарисовать один эритроцит, отметив отсутствие в нем ядра. Зарисовать два лейкоцита, соблюдая масштаб по отношению к эритроциту,отметить ядро и цитоплазму. Заполнить таблицу по форме:

Наименования

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Строение

Продолжительность жизни

Количество в 1 мм3

Размеры

Функции



ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ ДРУГА, поменявшись выполненными заданиями и ориентируясь на заполненную таблицу на экране:

ТАБЛИЦА 1 Форменные элементы крови

Наименования

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Строение

Безядерная клетка,покрытая мембраной,содержащая гемоглобин

Крупная клетка, содержащая разной формы ядро

Безъядерные мелкие пластинки

Продолжительность жизни

120 дней

От 1 до неск.дней

5-8 дней

Количество в 1 мм3

5млн.шт.

4-9тыс.шт.

180-320тыс.шт.

Размеры

В диаметре 8мкм

6-25мкм

2-3мкм

Функции

Транспортная(переносят кислород и углекислый газ)

Защитная(фагоцитоз,иммунитет)

Свертывание крови,восстановление сосудов-агрегация.

Удивительное

Больше в 1000 раз,чем лейкоцитов;

Рождается ежедневно 300млрд.шт.,

гибнет каждую секунду 15 млн шт.

гемоглобина 800 г. в 6л крови

площадь всех эритроцитов равна 3800м2, что в 1500-1900 раз больше общей площади кожи.

Способны свободно передвигаться даже в изогнутых капиллярах

Подвижны.

Количество их увеливается после еды, физической нагрузки,стресса.

Бывают разные,а именно:

1.ГРАНУЛОЦИТЫ или ЗЕРНИСТЫЕ( разные по окрашиванию в разный цвет разными красителями мелких гранул их,например:

ЭОЗИНОФИЛЫ-ярко-розовые,их всего 4% и их количество возрастает при аллергии.

БАЗОФИЛЫ-темно-синие или фиолетовые;их насчитывается всего 0,5%.

НЕЙТРОФИЛЫ- фиолетово-розового цвета;их 70%

2.АГРАНУЛОЦИТЫ или НЕЗЕРНИСТЫЕ.Среди них МОНОЦИТЫ, диаметр которых 20мкм, они очень крупные с ядрами в виде боба,подковы,дольчатые, а по цвету голубовато-серые.Их 6%.

ЛИМФОЦИТЫ- это рабочие клетки ИММУННОЙ СИСТЕМЫ.Их 30%.При воздействии на организм радиацией, ядовитыми веществами их количество резко падает и такое заболевание называют ЛЕЙКЕМИЕЙ.

Выделяют ферменты, которые способны превратить растворимый белок плазмы ФИБРИНОГЕН в нерастворимый ФИБРИН- основу тромба, который закупоривает повреждения сосудов.

Способны прилипать к чужеродным поверхностям, склеивая их.

4.За границами урока;

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Эритроциты слипаясь, образуют «монетные столбики» или какие - либо другие структуры из - за поступательного и вращательного движения.

Скорость кровотока увеличивается от краев сосуда к его центру, в результате возникает перепад давления, и разная скорость движения крови в разных сосудах, а именно

в аорте-самом крупном сосуде органима -500мм в сек.;

в крупной вене -200мм в секунду;

в капилляре -0,5 мм в секунду;

Суммарный просвет всех капилляров нашего организма в 1000 раз больше просвета АОРТЫ, вот по законам физики кровь в них в 1000 раз медленнее движется, что имеет огромный биологический смысл

благодаря медленному движению крови по капиллярам в тканях осуществляется ГАЗООБМЕН.

При заболеваниях , хирургических вмешательствах, экстремальных воздействиях( облучениях, ожогах, отравлениях, сдавливаниях тканей и сами ткани, и эритроциты теряют свой отрицательный заряд, пространственная структура движущейся крови нарушается, т.к. изменяется заряд эритроцитов и их количество, меняются свойства крови: она сгущается и расслаивается на компоненты различной агрегации: микросгустки фибрина образуют тромбы в сосудах, а более жидкая часть крови, лишенная фибрина, теряет способность свертываться и возникают множественные кровотечения, возникает дисфункция и дистрофия органов, наблюдается интоксикация продуктами белкового распада.

Чтобы воспрепятствовать этому разладу и восстановить отрицательный заряд на поверхности клеток и самих эритроцитов, необходимо воздействие различных доноров электронов:

Гепарина (пиявки);

Витамина С/ фрукты и овощи);

Отрицательные аэроионы (люстра Чижевского).

РЕФЛЕКСИЯ.

Составьте в тетради для себя СВОД ПРАВИЛ ЗОЖ)

(Примерный свод правил прилагается)

-чаще быть на свежем воздухе;

-проветривать помещение;

-носить свободную не сдавливающую одежду и обувь;

-стремиться к хорошей осанке и глубокому дыханию;

-продуманно относиться к использованию компьютера, телевизора;

-выполнять правильный режим дня;

-позитивно относиться к жизни.

6.Домашнее задание.

Повторить темы «Органы дыхания» и «Кровь и кровообращение»;

Начать вести дневник «Мой ЗОЖ».















© 2010-2022