- Преподавателю
- Биология
- Разработка открытого урока на тему Всё о крови
Разработка открытого урока на тему Всё о крови
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Одинцова А.П. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 8
город - курорт Кисловодск
Конспект открытого урока
«В С Ё о К Р О В И...»
для представления
на городской конкурс «Учитель 2010 года»
подготовила
ОДИНЦОВА А.П.
учитель биологии и химии
2009 - 2010 учебный год
Задачи урока:
1.Повторить и обобщить знания о составе и функциях крови, значении дыхания и составе воздуха;
2.Проверить усвоение основных понятий по теме : «Органы дыхания»; «Кровообращение и органы его».
Дидактические: совершенствование общенаучных и биологических методов обучения; совершенствование умений сравнивать и анализировать;
Развивающие: развитие естественно- научного мышления учащихся, сенсорики (глазомера, ориентировки предметов в пространстве; двигательной сферы ( моторика мелких мышц, соразмерность движений при выполнении практикума;
Воспитывающие- развивать внимательность, аккуратность, наблюдательность; формирования сознания о собственном ЗОЖ как залога долголетия.
Оборудование: компьютер; презентация по теме; цифровой и учебные световые микроскопы; мультимедийное приложение «1С Образовательная коллекция,8 класс, Человек».
Тип урока: урок - игра - практикум;
Формы работы: индивидуальная, коллективная, использование ИКТ, работа в малых группах, представление слайдов в составе презентации в соответствие с темой;
ПЛАН УРОКА
1.Организационный момент;
2.Игра- задание;
3.Лабораторный практикум;
4.За границами урока;
5.Свод правил ЗОЖ;
6.Домашнее задание.
1.Организационный момент:
Учитель знакомится с классом и предлагает заявленную тему урока и план работы.
2.Игра - задание:
1.Учитель предлагает учащимся повторить изученный материал в игровой форме с использованием загадок, высказыванием знаменитых людей. Необходимо обобщить материал ответов в пользу ЗОЖ в жизни человека.
Задание
Играя, повторяем! Учитель предлагает детям найти ответ на предложенные загадки, высказывания и соотнести его с предложенным ответом:
О чем идет речь, и почему мы так говорим?
Предполагаемый ответ
1.Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем
Это воздух.
Острая потребность организма в чем-либо такая же, как необходимость в воздухе (ЭТО НАМ НУЖНО, КАК ВОЗДУХ)
2.Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко- голубой !
Это воздух.
Воздух должен быть чистым, свежим, голубым и прозрачным для нашего здоровья и хорошего настроения (ВОЗДУХ - НАШЕ ЗДОРОВЬЕ)
Закончите предложение, поставив нужное слово в предложении
Предполагаемый ответ
1.По выражению др.- греч. философа Анаксимена значит, что «ВОЗДУХ - это УСЛОВИЕ и ПЕРВОПРИЧИНА ……………….
ЖИЗНИ
2.Др.-греч. врач Гиппократ, считал, что «ВОЗДУХ - это ПАСТБИЩЕ ЖИЗНИ» и прожить без воздуха можно не более ………..
3-5 МИНУТ,
а более длительное воздержание приводит к кислородному голоданию организма, так как именно кислород в составе воздуха должен поступать равномерно в организм для нормального метаболизма его.
3.Вл. Маяковский считал, что
«Нельзя человека закупорить в ящик,
Жилище проветривай лучше и ……
ЧАЩЕ
Недостаток кислорода и избыток вредных примесей в составе воздуха плохо сказывается на хорошем самочувствии, вызывая головную боль, замедленные реакции организма, тошноту и рвоту, даже потрю сознания, тяжелое повреждение головного мозга и даже смерть.
4.Воздух - это смесь газов, а именно,азота, …..
инертных газов, оксидов углерода (углекислого
газа и …… газа, других примесей.
КИСЛОРОДА
УГАРНОГО
Недостаток кислорода, избыток угарного газа плохо сказывается на состоянии организма и на дыхательной функции его внутренней среды - КРОВИ
О чем идет речь, и почему мы так говорим?
Предполагаемый ответ
1.Оно много меньше нас, а работает всяк час.
СЕРДЦЕ,
которое является своеобразным НАСОСОМ, для перекачки крови - жидкой среды организма, выполняющей многие необходимые функции.
2.Что за замкнутые реки в организме нашем плещут?
КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ
артерии, вены, капилляры.
3.В какую сеть нельзя поймать рыбу?
КАПИЛЛЯРНУЮ
4.В сосуде водица, ею нельзя напиться,но и без неё жизни нет.
КРОВЬ-
внутренняя среда организма, куда мы относим также ЛИМФУ и ТКАНЕВУЮ ЖИДКОСТЬ.
Благодаря внутренней среде организм получает всё необходимое для жизни (кислород, питательные вещества), а также избавляется от
Углекислого газа и других продуктов распада.
Закончите предложение, поставив нужное слово в предложении
Предполагаемый ответ
1.Вирусам и микроорганизма все возрасты ….
ПОКОРНЫ
Вирусы и бактерии попадают в организм разными путями: через разрывы покровных тканей, пищу и органы дыхания.
Патогенные организмы в нашем теле есть чужеродные белки- антигены. Они попадают в кровь и вызывают активное противодействие антител - защитных иммунных белков организма, стоящих на страже его здоровья.
2.Каждую секунду в Красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание. Что это?
ЭРИТРОЦИТЫ,
образующиеся в красном костном мозге и гибнущие в селезенке.
3.Лабораторный практикум: «Элементарные частицы крови»;
Учитель предлагает детям вспомнить и применить свои теоретические и практические знания и навыки в работе с микроскопом и биологическими микропрепаратами по заявленной теме. Для этого дети распределяются в микрогруппы по 2 человека; повторяют правила работы с микроскопом и микропрепаратами; настраивают микроскоп и изучают предложенный микропрепарат «Форменные частицы крови».
1.Повторяем правила работы с микроскопом
-установить микроскоп так, чтобы зеркало было обращено к источнику света, а окуляр к наблюдателю;
-сначала нужно осветить поле зрения микроскопа при малом увеличении;
-поворачивая зеркало, направить пучок света в объектив;
-расположить микропрепарат на предметном столике микроскопа и вращая винтами тубуса, получить наиболее четкое изображение объекта
-приступить к микроскопическому изучению, рассматривая интересующие исследователя детали объекта при большом увеличении
2.Микропрепарат «Кровь человека».
Справка.
1. Красные клетки крови- это эритроциты. По цвету - это розовые или красные клетки округлой формы, не имеющие ядер. Ядра этих клеток утрачиваются в процессе дифференцировки. На их месте остается тонкий слой цитоплазмы. Эритрициты - высокоспециализированные клетки. Главная их функция - газообмен. Эту функцию выполняет белок гемоглобин. Для выполнения дыхательной функции эритроцит имеет многие преимущества:
-дисковидная пространственная форма;
-двояковогнутость формы;
-огромное количество гемоглобина, а именно, в 1 эритроците содержится 400 млн. молекул гемоглобина;
- отсутствие ядра и других органелл ;
-огромное количество эритроцитов в 1 мм3 крови, а именно, 5 млн.штук;
Цепочкой эритроцитов можно трижды опоясать земной шар.
-легкое присоединение и отсоединение кислорода и углекислого газа к гемоглобину;
Гемоглобин переносит кислород в форме ОКСИГЕМОГЛОБИНА ярко-красного цвета,образующегося за счет высокого парциального давления в легких, а в тканях отсоединяется кислород, но присоединяется углекислый газ в форме КАРБОКСИГЕМОГЛОБИНА.
-свободное передвижение эритроцитов в кровеносной системе и даже в изогнутых по форме капиллярах, где движение затруднено,благодаря своей дисковидной форме.
2.Белые кровяные тельца крови - лейкоциты. Они немногочисленны и содержат ядра, которые окрашены в синий цвет. Среди них есть лимфоциты, имеющие округлое ядро, и моноциты, у которых ядро бобовидное. Главная функция лейкоцитов - иммунитет, а работа лимфоцитов лежит в основе гуморального иммунитета.
3.При увеличении 90Х15 на препарате можно увидеть ТРОМБОЦИТЫ (кровяные пластинки) в виде скопления фиолетовых крупинок на стекле. Эти клеточные структуры принимают участие в свертывании крови.
ЗАДАНИЕ.Рассмотреть под микроскопом микропрепарат «Кровь человека» и ее форменные элементы.Зарисовать один эритроцит, отметив отсутствие в нем ядра. Зарисовать два лейкоцита, соблюдая масштаб по отношению к эритроциту,отметить ядро и цитоплазму. Заполнить таблицу по форме:
Наименования
Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты
Строение
Продолжительность жизни
Количество в 1 мм3
Размеры
Функции
ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ ДРУГА, поменявшись выполненными заданиями и ориентируясь на заполненную таблицу на экране:
ТАБЛИЦА 1 Форменные элементы крови
Наименования
Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты
Строение
Безядерная клетка,покрытая мембраной,содержащая гемоглобин
Крупная клетка, содержащая разной формы ядро
Безъядерные мелкие пластинки
Продолжительность жизни
120 дней
От 1 до неск.дней
5-8 дней
Количество в 1 мм3
5млн.шт.
4-9тыс.шт.
180-320тыс.шт.
Размеры
В диаметре 8мкм
6-25мкм
2-3мкм
Функции
Транспортная(переносят кислород и углекислый газ)
Защитная(фагоцитоз,иммунитет)
Свертывание крови,восстановление сосудов-агрегация.
Удивительное
Больше в 1000 раз,чем лейкоцитов;
Рождается ежедневно 300млрд.шт.,
гибнет каждую секунду 15 млн шт.
гемоглобина 800 г. в 6л крови
площадь всех эритроцитов равна 3800м2, что в 1500-1900 раз больше общей площади кожи.
Способны свободно передвигаться даже в изогнутых капиллярах
Подвижны.
Количество их увеливается после еды, физической нагрузки,стресса.
Бывают разные,а именно:
1.ГРАНУЛОЦИТЫ или ЗЕРНИСТЫЕ( разные по окрашиванию в разный цвет разными красителями мелких гранул их,например:
ЭОЗИНОФИЛЫ-ярко-розовые,их всего 4% и их количество возрастает при аллергии.
БАЗОФИЛЫ-темно-синие или фиолетовые;их насчитывается всего 0,5%.
НЕЙТРОФИЛЫ- фиолетово-розового цвета;их 70%
2.АГРАНУЛОЦИТЫ или НЕЗЕРНИСТЫЕ.Среди них МОНОЦИТЫ, диаметр которых 20мкм, они очень крупные с ядрами в виде боба,подковы,дольчатые, а по цвету голубовато-серые.Их 6%.
ЛИМФОЦИТЫ- это рабочие клетки ИММУННОЙ СИСТЕМЫ.Их 30%.При воздействии на организм радиацией, ядовитыми веществами их количество резко падает и такое заболевание называют ЛЕЙКЕМИЕЙ.
Выделяют ферменты, которые способны превратить растворимый белок плазмы ФИБРИНОГЕН в нерастворимый ФИБРИН- основу тромба, который закупоривает повреждения сосудов.
Способны прилипать к чужеродным поверхностям, склеивая их.
4.За границами урока;
ЭТО ИНТЕРЕСНО.
Эритроциты слипаясь, образуют «монетные столбики» или какие - либо другие структуры из - за поступательного и вращательного движения.
Скорость кровотока увеличивается от краев сосуда к его центру, в результате возникает перепад давления, и разная скорость движения крови в разных сосудах, а именно
в аорте-самом крупном сосуде органима -500мм в сек.;
в крупной вене -200мм в секунду;
в капилляре -0,5 мм в секунду;
Суммарный просвет всех капилляров нашего организма в 1000 раз больше просвета АОРТЫ, вот по законам физики кровь в них в 1000 раз медленнее движется, что имеет огромный биологический смысл
благодаря медленному движению крови по капиллярам в тканях осуществляется ГАЗООБМЕН.
При заболеваниях , хирургических вмешательствах, экстремальных воздействиях( облучениях, ожогах, отравлениях, сдавливаниях тканей и сами ткани, и эритроциты теряют свой отрицательный заряд, пространственная структура движущейся крови нарушается, т.к. изменяется заряд эритроцитов и их количество, меняются свойства крови: она сгущается и расслаивается на компоненты различной агрегации: микросгустки фибрина образуют тромбы в сосудах, а более жидкая часть крови, лишенная фибрина, теряет способность свертываться и возникают множественные кровотечения, возникает дисфункция и дистрофия органов, наблюдается интоксикация продуктами белкового распада.
Чтобы воспрепятствовать этому разладу и восстановить отрицательный заряд на поверхности клеток и самих эритроцитов, необходимо воздействие различных доноров электронов:
Гепарина (пиявки);
Витамина С/ фрукты и овощи);
Отрицательные аэроионы (люстра Чижевского).
РЕФЛЕКСИЯ.
Составьте в тетради для себя СВОД ПРАВИЛ ЗОЖ)
(Примерный свод правил прилагается)
-чаще быть на свежем воздухе;
-проветривать помещение;
-носить свободную не сдавливающую одежду и обувь;
-стремиться к хорошей осанке и глубокому дыханию;
-продуманно относиться к использованию компьютера, телевизора;
-выполнять правильный режим дня;
-позитивно относиться к жизни.
6.Домашнее задание.
Повторить темы «Органы дыхания» и «Кровь и кровообращение»;
Начать вести дневник «Мой ЗОЖ».