• Преподавателю
  • Биология
  • Авторская образовательная программа дополнительного образования по биологии Школа выживания

Авторская образовательная программа дополнительного образования по биологии Школа выживания

Настоящая образовательная  программа детского объединения «Школа выживания» для воспитанников 15-16-летнего возраста составлена на основе примерной программы «Гигиенического обучения и воспитания школьников», 2004г, утверждена кафедрой школьной гигиены МГПИ, программа была разработана для учителей биологии как помощь в организации гигиенического воспитания школьников во внеурочной деятельности. За основу в программе взяты основные разделы по предмету биология. Программа дополнена  разделом из ос...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы» для одаренных детей

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

УТВЕРЖДАЮ

Директор «ЦВР»

для одаренных детей

_________ О.С.Курбанова

педагогический совет № __

«____» __________ 2013г.





Адаптированная образовательная программа


детского объединения "Школа выжиывния"

рассчитана на один год обучения

для учащихся 15-17-летнего возраста





Брылева Алла Львовна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории



Нижнекамск, 2013



  1. Пояснительная записка.

Настоящая образовательная программа детского объединения «Школа выживания» для воспитанников 15-16-летнего возраста составлена на основе примерной программы «Гигиенического обучения и воспитания школьников», 2004г, утверждена кафедрой школьной гигиены МГПИ, программа была разработана для учителей биологии как помощь в организации гигиенического воспитания школьников во внеурочной деятельности. За основу в программе взяты основные разделы по предмету биология. Программа дополнена разделом из основ безопасности жизнедеятельности, так как сохранение здоровья невозможно без соблюдения и знания правил ТБ. Рассчитана на 144 часа в год (4 ч. в неделю).

Количество воспитанников - 15человек в группе, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия - 40 минут.

Цель образовательной программы: объединение заинтересованных в области биологии детей, побуждение и стимулирование развития их способностей, помощь в становлении их как личностей. Также программа позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, по ОБЖ с целью закрепления и углубления знаний по сохранению здоровья.

Задачи программы:

Образовательные:

создание условий для формирования и развития у учащихся:

  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • пробуждение в школьниках активного интереса к изучению биологии и ОБЖ.

Развивающие:

создание условий для формирования и развития у учащихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области биологического практикума, позволяющих овладеть приемами оказания первой медицинской помощи;

  • творческих способностей, умения работать в группе, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • организация общения между учащимися, увлеченными биологией, возможного осознанного выбора профессии связанной с биологией.

Календарно - тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом, реализующим программу дополнительного обучения.

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Поэтому проведение комплексных мероприятий, направленных на охрану здоровья школьников, является общим делом. С каждым годом возрастает травматизм детей, гибель детей дома, на улице. Программа «Школа выживания» в век высокого развития техники, а, следовательно, повышения уровня травматизма как на улице, так и дома имеет важное значение. Воспитанники объединения приобретают практические навыки и теоретические знания, помогающие им сориентироваться как в быту, так и на улице и в природе. Пройдя курс программы, воспитанники получают знания по сохранению здоровья, по основам здорового образа жизни, по технике безопасности, первичные медицинские знания по оказанию первой помощи в различных экстремальных ситуациях, знания о способах выживания в природе и т.д.

Содержание программы раскрывает углубленный биологический материал, включает в себя теоретический и практический материал. В ходе теоретических занятий рассматриваются строение, функции и значение представителей всех царств живой природы, являющихся источником и причиной возникновения инфекционных заболеваний у человека, и источником опасности для его жизни. Практическим содержанием программы является проведение практических работ, опытов, демонстраций, тестирования и контрольных работ.

Методы работы:

  • Практические работы выполняются по инструктивным карточкам, включающим цель работы, перечень оборудования, описание хода работы, формы записи наблюдений, вопросы для проверки усвоения материала.

  • Лекции.

  • Демонстрации.

  • Контрольные работы.

  • Работа с компьютерными программами.

  • Праздничные мероприятия.

Занятия в данном предметном объединении способствуют адаптации учащихся среднего школьного возраста к будущей самостоятельной жизни в обществе, на основе изучения законов природы позволяет им ощущать себя полноправными членами этого общества.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • приемы оказания первой медицинской помощи при различных критических ситуациях;

  • критерии здорового образа жизни;

  • профилактику различных причин наносящих вред здоровью человека;

  • основные методы биологического исследования.

Обучающиеся должны уметь:

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с лабораторным оборудованием: с оптическими инструментами - лупой, световым микроскопом;

  • применять методы биологического исследования;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой;

  • владеть языком предмета.

Оборудование и материалы:

  • таблицы по ботанике, зоологии, анатомии человека и по ОБЖ;

  • микроскопы световые, лупы, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла, йод и т.д.;

  • микропрепараты по ботанике, зоологии, анатомии;

  • школьный гербарий по систематике;

  • коллекции семян и плодов растений, грибов, отрядов насекомых и т.д.;

  • влажные препараты животных;

  • библиотека электронных наглядных пособий - Биология 6-9 класс;

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа: Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации и республики Татарстан «Об образовании», Приложение 3 Постановления Руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ «Стандарт качества муниципальной услуги по предоставлению дополнительного образования детям в учреждениях дополнительного образования детей НМР РТ», типовые правила для работников УДО, должностная инструкция педагога дополнительного образования.

Программа составлена с учетом национально-регионального компонента, а также включает беседы о здоровом образе жизни.

II. Учебно-тематический план.

Тема

Количество

часов

на теорию

Практика

Всего

1

Режим дня школьника

2

2

4

2

Личная гигиена

4


4

8

3

Охрана здоровья. Оказание приемов первой помощи

35

31

66


4

Лекарственные растения, грибы, дрожжи. Бальнеотерапия.

12


14

26

5

Представители животного мира, влияющие на здоровье человека

11


13

24

6

Болезнетворные бактерии. Вирусы.

4

4


8

7

Общее знакомство с ядохимикатами

2

2

4

8

Действие электрического тока на человеческий организм. Правила обращения с бытовыми приборами.

2

2

4

Итого

72

72

144

III. Содержание тем учебного курса.


  1. Режим дня школьника (4 часа).

Теория: Физиологическое и психологическое обоснование пользы соблюдения режима дня. Влияние соблюдения режима дня на здоровье человека. Доказательства того, что здоровье это залог счастья человека и его полезности обществу.

Практическая работа: Составление индивидуального режима дня.

  1. Личная гигиена (8 часов).

Теория: Понятие о личной гигиене. Чистота как элемент гигиенической и эстетической культуры человека. Воздействие ее на функционирование всего организма и, в частности кожи. Предупреждение гнойничковых заболеваний кожи. Уход за зубами. Больные зубы и здоровье организма. Причины, приводящие к заболеваниям зубов. Гигиена полости рта. Обоснование необходимости профилактического посещения стоматолога.

Практическая работа: 1) Определение типа кожи и волос; 2) Правила стрижки ногтей; 3) Умение чистить зубы.; 4) Первая помощь при острой зубной боли.

  1. Охрана здоровья. Оказание приемов первой помощи (66 часов).

Теория: Осанка. Сохранение нормальной осанки. Процесс роста костей. Понятие о переломах костей.

Охрана здоровья зимой. Влияние на здоровье свежего воздуха, игр, зимних видов спорта. Какой должна быть зимняя одежда.

Охрана здоровья летом. Методы закаливания организма - купание, солнечные и воздушные ванны.Правила загорания и поведения в воде во время купания.

Понятие о растяжении мышц и связок.

Физическая культура и функции сердечно-сосудистой системы. Влияние алкоголя и курения на сердечно-сосудистую систему. Сердце - вечный двигатель.

Факторы положительно и отрицательно воздействующие на дыхательную систему.

Как правильно питаться? Основы рационального питания. Режим приема пищи, ее состав. Вред переедания.

Практические советы по гигиене умственного труда.

Представление о строении и функциях органов чувств. Чувства -зрение, слух, обоняние, осязание. Способы сохранения хорошего зрения.Правила гигиены чтения и письма.Органы чувств и зависимость их функции от состояния ЦНС (утомление).

Практическая работа: 1)Изучение приемов первой помощи при переломах костей, вывихах и ушибах;

2)Первая помощь при охлаждении и обморожениях;

3)Изучение правил закаливания;

4)Изучение приемов первой помощи утопающему;

5)Первая помощь при солнечном ожоге и тепловом ударе;

6)Изучение приемов утренней зарядки;

7)Изучение приемов оказания первой помощи при растяжении связок;

8)Изучение приемов оказания первой помощи при остановке сердца;

9)Умение считать пульс и оказать первую помощь при порезах;

10)Изучение приемов реанимации при остановке дыхания;

11)Составление меню на завтрак, обед и ужин;

12)Первая помощь при пищевом отравлении;

13)Соблюдение правил гигиены умственного труда. Физкультминутка;

14)Гимнастика для глаз.

4. Лекарственные растения, грибы, дрожжи. Бальнеотерапия (26 часов).

Теория:

Понятие о полезных и ядовитых растениях.

Лекарственные растения.

Грибы - съедобные и ядовитые.

Грибы - паразиты человека. Пути заражения и профилактика грибковых заболеваний. Дрожжи, спиртовое брожение. Влияние алкоголя на организм человека.

Бальнеотерапия. Использование экстрактов из хвои для профилактики и лечения болезней человека.

Влияние табака на здоровье человека.

Практическая работа: 1)Изучение гербария полезных и ядовитых растений;

2)Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

3)Изучение лекарственных растений Татарстана по гербарию;

4)Изучение коллекций съедобных и ядовитых грибов. Как отличить съедобный гриб от ядовитого?;

5)Изучение приемов оказания первой помощи от отравления грибами;

6)Правила предупреждения грибковых заболеваний;

7)Изучение микропрепаратов дрожжей;

8)Извлечение хвойного экстракта их хвои сосны.

5. Представители животного мира, влияющие на здоровье человека (24 часа).

Теория:

Амебная дизентерия, малярия и их профилактика.

Глистные заболевания и их профилактика.

Болезни, возбудители которых переносятся клещами. Значение профилактических прививок и вакцинации. Изучение правил посещения весеннего леса.

Кровососущие насекомые - комары, вши и блохи.

Ядовитые насекомые (осы, пчелы, каракурты).

Инфекционные заболевания, возбудители которых переносятся мухами. Соблюдение правил пищевой санитарии.

Ядовитые рыбы. Места обитания, разновидности ядовитых рыб. Рыба как звено в цепи развития гельминтов. Обоснование термической обработки рыбы.

Ядовитые змеи. Места обитания. Отличительные признаки ядовитых змей. Лекарственные препараты из змеиного яда.

Особо опасные инфекционные заболевания, распространяемые грызунами. Понимание необходимости профилактических прививок после укусов животных. Бешенство.

Практическая работа: 1)Изучение по карте районов земного шара, где распространена малярия;

2)Изучение правил предупреждения гельминтозов;

3)Правила само и взаимопомощи при укусах клещей. Умение снять присосавшегося клеща;

4)Изучение защитных средств от комаров;

5)Изучение приемов оказания первой помощи при укусах ядовитых насекомых;

6)Первая помощь при поражении человека ядовитой рыбой или при отравлении;

7)Первая помощь при укусе человека ядовитой змеей;

8)Оказание первой помощи при укусе собакой.

6. Болезнетворные бактерии. Вирусы (8 часов).

Теория: Болезнетворные бактерии как возбудители заболевания человека (дизентерия, туберкулез и др). Пути заражения. Обоснование необходимости соблюдения правил личной гигиены, кипячения воды, мытья фруктов и овощей перед едой, термической обработки других продуктов питания. Значение профилактических прививок и флюорографического обследования грудной клетки.

Вирусные болезни человека. Профилактика гриппа. СПИД и его профилактика.

Практическая работа:

1)Изучение бактериальных микропрепаратов;

2)Изучение правил режима при заболевании гриппом.

7. Общее знакомство с ядохимикатами (4 часа).

Теория:

Ядохимикаты в быту.

П/р Изучение бытовых ядохимикатов. Оказание первой помощи при попадании кислоты, щелочи на кожу или слизистые оболочки.

8. Действие электрического тока на человеческий организм. Правила обращения с бытовыми приборами (4 часа).

Теория:

Действие электрического тока на человеческий организм. Правила обращения с бытовыми электроприборами.

Практическая работа:

1)Умение оказать первую помощь пострадавшему от поражения электрическим током.


IV. Методическое обеспечение программы.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование и оснащение кабинета: микроскопы 15 штук, микропрепараты; влажные препараты гельминтов, коллекции грибов, членистоногих, гербарий по ботанике; таблицы по анатомии, зоологии, ботанике; компьютер, готовые презентации, диск «Лабораторный практикум»; коллекция ядохимикатов; большой биологический словарь.

Для реализации программы отводится 72 часа на теорию и 72 часа на практику.

Работа над методической темой: «Совершенствование форм и методов поурочного контроля с целью активации познавательной деятельности учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода».

Пополнение личной библиотеки новинками научно-методической литературы в 2011-12г

Разработка беседы с родителями о профориентационной деятельности родителей и школы. Разработка выступлений на заседаниях городского метод объединения учителей биологии: 1) « Применение принципов личностно-ориентированного обучения при изучении биологии»; 2) « Подготовка учащихся к городскому туру олимпиады по биологии»; 3) « Презентация учебников линии академика Пономаревой».

Разработка тестовых заданий для проведения поурочного контроля при изучении общей биологии.


V. Этапы педагогического контроля.

Какие знания, умения, навыки, контролируются

Форма контроля

Сроки

1

Проверка знаний по темам «Режим дня школьника», «Личная гигиена». Контролируются знания по обоснованию необходимости соблюдения режима дня, ухода за зубами, умение правильно чистить зубы.

Контрольная работа № 1

Октябрь

2

Проверка знаний по теме «Охрана здоровья. Оказание приемов первой помощи». Контролируются знания о значении правильной осанки для здоровья, о влиянии времен года на здоровье, влиянии алкоголя и наркотиков на здоровье. Контролируемые умения: оказание первой помощи при остановке сердца, дыхания, переломах костей, кровотечениях

Тестирование

Декабрь

3

Проверка знаний по темам «Лекарственные растения. Грибы. Дрожжи. Бальнеотерапия», «Представители животного мира, влияющие на здоровье человека». Проверяются знания о лекарственных растениях, полезных и ядовитых растениях и грибах, опасных для здоровья человека представителях животного мира. Контролируется умение определить съедобные и ядовитые грибы, оказать первую помощь при отравлении, укусах ядовитых животных.

Контрольная работа №2

Март

4

Проверка знаний по темам «Болезнетворные растения. Вирусы», «Общее знакомство с ядохимикатами», «Влияние электрического тока на организм». Контролируются знания о болезнетворных бактериях, вирусах, путях проникновения в организм, мерах профилактики, действии электрического тока на организм. Умение оказания первой помощи при попадании на кожу кислоты, щелочи, при поражении электрическим током

Тестирование

Май

VI. Образовательно-воспитательная работа

Мероприятие, форма проведения

Сроки

1

Праздник « день знаний», беседа

сентябрь

2

Праздник «День пожилых людей», беседа

октябрь

3

Праздник « День учителя», беседа

октябрь

4

Декада инвалидов, беседа, оказание помощи инвалиду.

ноябрь

5

Праздник « Новый год», чаепитие.

декабрь

6

Праздник « День святого Валентина», беседа

февраль

7

Праздник « День защитников Отечества», беседа

февраль

8

Праздник « Международный женский день», чаепитие.

март

9

Праздник « День Победы», беседа

май

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


  1. Локшин Г.И. Биология: Словарь-справочник для школьников.- М. 1998г.

  2. Власова З.А. Биология: Справочник школьника. - М. 1995г.

  3. Зверев И.Д. Книга для чтения анатомии человека. - М, 1994г.

  4. Яхонтов А.А. Книга для чтения по ботанике.- М, 1991г

  5. Баев А.А. Биотехнология.- М.: Наука, 1984.

  6. Биология. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

  7. Воронин л.Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1993.

  8. Руководство к практическим занятиям по микробиологии. - М.: издательство Моск. ун-та, 1995.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Лемеза Н.А., МорозикМ.С.Биология: Пособие для поступающих в вузы. - М.,1992

  2. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. - М., 1984.

  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования - М., 1992г.

  4. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. - М., 1993.

  5. Акимушкин И.И. Мир животных. М., 1988, 1992, 1993.

  6. Биологический энциклопедический словарь. - М., 1989.

  7. Аила Ф. Современная генетика. Т. 1-3 - М.: Мир, 1987.

  8. Баев А.А. Биотехнология - М.: Наука, 1984.

  9. Васильев А.Е. Ботаника. Анатомия и морфология растений. - М.: Просвещение, 1988.

  10. Вили К. Биология (биологические процессы и законы). - М.: М












Управление образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

МБОУ ДОД «ЦВР» для одарённых детей НМР РТ


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

директор ЦВР на педагогическом совете

для одарённых детей протокол №__ от _____

_______________О.С. Курбанова заведующий отделом методической работы

___________Киселева Ю.В.




Календарно-тематический план

занятий детского объединения

«Школа выживания»

на 2013-2014 учебный год



Педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории

Брылева Алла Львовна












Нижнекамск, 2013



Календарно-тематическое планирование.

П/п


Тема занятия

Цель

Оборудование, материалы

Дата

проведения

1

Инструктаж по ТБ, ПДД, ПБ. Режим дня школьника

Повторить знания по ПДД, ПБ, ТБ. Достичь понимания влияния соблюдения режима дня на здоровье

Инструкции по ТБ, ПДД, ПБ. Компьютер, презентация

16.09

2

Здоровье человека -залог его счастья и полезности обществу

Составить индивидуальный режим дня

Тетрадь, линейка

17.09

3

Личная гигиена. Воздействие ее на функционирование всего организма, и в частности на кожу

Необходимость соблюдения гигиены тела и помещения для здоровья всего организма

Таблица кожа

23.09

4

Предупреждение гнойничковых заболеваний кожи.

Необходимость соблюдения гигиены тела

Салфетки, разные виды мыла, ножницы, расчески-деревянная и пластмассовая

24.09

5

Уход за зубами. Больные зубы и здоровье человека. Причины, приводящие к заболеванию зубов.

Выявить причины, приводящие к заболеванию зубов

Компьютер, презентация

30.09

6

Гигиена полости рта. Обоснование необходимости профилактического посещения стоматолога.

Как правильно ухаживать за полостью рта и зубами с целью сохранения здоровых зубов до старости

Зубные щетки, разные виды зубных паст, зубная нить, учебный череп человека

1.10

7

Процесс роста костей.

Изучить влияние окружающей среды на рост костей

Компьютер, презентация, скелет человека

7.10

8

Сохранение нормальной осанки.

Выявить факторы, влияющие на искривление осанки

Таблица по анатомии

8.10

9

Понятие о переломах костей.

Выявление причин приводящих к переломам костей

Скелет человека

14.10

10

Первая помощь при переломах, растяжениях и вывихах.

Научиться оказывать первую помощь при переломах костей, вывихах и растяжениях.

Шины, бинты, лед.

15.10

11

Охрана здоровья зимой.

Изучить зимние факторы, оказывающие влияние на здоровье

Компьютер, презентация

21.10

12

Влияние свежего воздуха, зимних видов спорта.

Знакомство с зимними видами спорта, благоприятно влияющими на организм

Компьютер, презентация

22.10

13

Одежда зимой.

Как правильно выбрать и подобрать зимнюю одежду

Коллекция разных видов тканей

28.10

14

Первая помощь при охлаждении и обморожениях.

Научиться оказывать первую помощь при охлаждении и обморожении.

Компьютер, презентация

29.10

15

Охрана здоровья летом.

Изучить особенности летних факторов, оказывающих влияние на здоровье человека

Компьютер, презентация

5.11

16

Методы закаливания организма.

Изучить методы закаливания организма

Компьютер, презентация

11.11

17

Правила загорания, поведения в воде во время купания.

Изучить правила загорания, поведения в воде во время купания

Таблицы по ОБЖ, косметические средства от загара.

12.11

18

Изучение приемов первой помощи утопающему, при солнечном ожоге, тепловом ударе.

Научиться оказывать первую помощь утопающему, при солнечном ожоге и тепловом ударе

Полотенце, компьютер, презентация

18.11

19

Мышечная система человека. Строение и функции мышц.

Изучить особенности строения и функций мышц, выявить взаимосвязь мышечной и костной систем

Таблица по анатомии, компьютерная презентация

19.11

20

Понятие о растяжении мышц и связок.

Изучить особенности строения и функций мышц, выявить взаимосвязь мышечной и костной систем

Таблица по анатомии, компьютерная презентация

25.11

21

Изучение приемов утренней зарядки.

Изучить упражнения подходящие для утренней зарядки

Гимнастические коврики, инструкции

26.11

22

Оказание первой помощи при растяжении связок.

Научиться оказывать первую помощь при растяжении связок

Бинты, лед

2.12

23

Физическая культура и функции сердечно-сосудистой системы.

Изучить влияние гиподинамии на сердечно-сосудистую систему

Компьютер, презентация

3.12

24

Влияние алкоголя и курения на сердечно-сосудистую систему.

Доказать влияние алкоголя и курения на сердечно-сосудистую систему. Выработка негативного отношения к алкоголю и курению

Компьютер, презентация

9.12

25

Сердце-вечный двигатель.

Актуализация знаний о строении сердца

Торс человека, модель сердца, плакаты

10.12

26

Изучение приемов оказания первой помощи при остановке сердца.

Научиться оказывать первую помощь при остановке сердца

Гимнастический коврик, носовой платок

16.12

27

Факторы положительно и отрицательно воздействующие на дыхательную систему.

Выявить факторы оказывающие влияние на дыхательную систему, актуализация знаний о строении дыхательной системы

Компьютер, презентация

17.12

28

Приемы реанимации при остановке дыхания.

Изучить приемы реанимации при остановке дыхания

Гимнастический коврик, носовой платок

23.12

29

Как правильно питаться?

Изучить, как влияет питание на здоровье, правила питания, правила приема пищи

Компьютер, презентация

24.12

30

Первая помощь при пищевом отравлении.

Изучить приемы оказания первой помощи при пищевом отравлении, правила пищевой санитарии

Банка, теплая вода, перманганат калия, активированный уголь

6.01

31

Практические советы по гигиене умственного труда.

Получить понятие об умственном утомлении

Компьютер, презентация

13.01

32

Практические советы по гигиене умственного труда.

Доказательство пользы физкультминуток

Компьютер, презентация

14.01

33

Строение и функции органа зрения.

Актуализация знаний о строении и функциях органа зрения

Таблица по анатомии, муляж глаза

20.01

34

Строение и функции органа слуха.

Актуализация знаний о строении и функциях органа слуха

Таблица по анатомии, муляж уха, карточки

21.01

35

Строение и функции органа обоняния, осязания.

Актуализация знаний о строении и функциях органа обоняния осязания

Таблицы по анатомии, компьютер, презентация

27.01

36

Гигиенические правила по сохранению органов чувств до глубокой старости.

Изучение гигиенических правил по сохранению функции органов

Компьютер, презентация

28.01

37

Понятие о полезных и ядовитых растениях.

Изучить понятие о полезных и ядовитых растениях

Компьютер, презентация, таблицы по ботанике, карточки

3.02

38

П/р с гербарием по распознаванию полезных растений.

Выработка умения работать с определителем

Определители по ботанике, гербарий

4.02

39

П/р с гербарием по распознаванию ядовитых растений.

Выработка умения отличать ядовитые растения, работать с определителем

Определители по ботанике, гербарий

10.02

40

Лекарственные растения.

Изучение лекарственных растений

Таблицы, карточки

11.02

41

Изучение по определителям и гербарию лекарственных растений Татарстана.

Выработка умения определять лекарственные растения, работать с определителем

Определители по ботанике, гербарий

17.02

42

Грибы - съедобные и ядовитые.

Актуализация знаний о грибах

Коллекции грибов, таблицы по ботанике, компьютер, презентация

18.02

43

П/р изучение коллекций грибов, приобретение навыков выявления ядовитых грибов.

Научиться отличать ядовитые грибы от съедобных

Коллекции муляжей грибов, законсервированные грибы

24.02

44

Грибы - паразиты человека. Пути заражения и профилактика грибковых заболеваний.

Актуализация знаний о грибах паразитах, изучение путей заражения человека лишаем, путей профилактики

Компьютер, презентация

25.02

45

Дрожжи. Спиртовое брожение.

Значение дрожжей, изучение этапов спиртового брожения

Компьютер, презентация

3.03

46


Влияние алкоголя на организм.

Изучение общего вреда алкоголя на организм человека

Компьютер, презентация

4.03

47

Контрольная работа №2



10.03

48

Использование экстрактов из хвои для профилактики и лечения болезней человека. Бальнеотерапия.

Понятие о бальнеотерапии

Хвоя сосны, спиртовка, чашки

11.03

49

Влияние табака на здоровье человека.

Изучение общего вреда курения на организм человека

Компьютер, презентация

17.03

50

Амебная дизентерия, малярия и их профилактика.

Изучение простейших паразитов человека, пути профилактики заражения, распространение малярии

Компьютер, презентация

18.03

51

Глистные заболевания.

Изучение понятия о гельминтозах, особенностей гельминтов

Таблицы по зоологии, влажные препараты печеночного сосальщика, аскариды

24.03

52

Профилактика глистных заболеваний.

Соблюдение правил профилактики глистных заболеваний

Компьютер, презентация

25.03

53

Правила посещения весеннего леса.

Изучение правил поведения в лесу, опасности весеннего посещения лесных массивов

Компьютер, презентация

31.03

54

Изучение правил само и взаимопомощи при укусах клещей. Клещевой энцефалит.

Актуализация знаний о клещевом энцефалите, отработка навыка оказания первой помощи при укусе клеща

Компьютер, презентация, подсолнечное масло, пинцет

1.04

55

Защита от комаров, вшей и блох.

Привитие культуры пользования защитными средствами от комаров, гигиены головы и тела

Различные средства от комаров, вшей.

7.04

56

Ядовитые насекомые (осы, пчелы, каракурты). Оказания первой помощи при укусах.

Понятие о ядовитых насекомых, оказания приемов первой помощи при укусе пчелы, осы

Компьютер, презентация

8.04

57

Инфекционные заболевания, которые переносятся мухами.

Изучить инфекционные заболевания переносимые мухами, меры профилактики

Компьютер, презентация

14.04

58

Ядовитые рыбы. Места обитания. Рыба как звено в цепи развития гельминтов.

Получить понятие о ядовитых рыбах и местах их обитания, актуализация знаний о развитии гельминтов

Компьютер, презентация

15.04

59

Обоснование термической обработки рыбы.

Опасность сыроедения рыбы

таблицы

21.04

60

Ядовитые змеи. Места обитания. Ядовитые змеи Татарстана.

Изучение ядовитых змей, актуализация знаний о распространении и местах обитания

Карта Татарстана, карточки

22.04

61

П/р Отличительные признаки ядовитых змей. Лекарственные препараты из змеиного яда.

Изучение отличительных признаков ядовитых змей. Польза змеиного яда, понятие о герпертарии

Компьютер, презентация

28.04

62

Особо опасные инфекционные заболевания, распространяемые грызунами. Понимание необходимости профилактических прививок после укуса собак. Бешенство.

Изучение инфекционных заболеваний, распространяемых грызунами, польза проф прививок. Опасность бешенства, пути заражения.

Компьютер, презентация

29.04

63

Правила гигиены при общении с домашними животными.

Изучение правил гигиены при обращении с домашними животными

Компьютер, презентация

5.05

64

Болезнетворные бактерии.

Изучение общих особенностей бактерий, болезнетворные бактерии

Компьютер, презентация

6.05

65

Вирусные болезни человека и их профилактика.

СПИД, профилактика СПИДа.

Изучение вирусов, путей профилактики

Изучение вируса ВИЧ, путей заражения и профилактики

Компьютер, презентация

Компьютер, презентация

12.05

66

Общее знакомство с ядохимикатами.

П/р Оказание первой помощи при попадании кислот и щелочей на кожу.

Понятие о ядохимикатах, бытовые ядохимикаты, опасность для здоровья и жизни

Научиться оказывать первую помощь при попадании кислот и щелочей на кожу.

Компьютер, презентация

Уксусная кислота, мыло, сода, ватные диски

13.05

67


Действие электрического тока на человеческий организм.

Правила обращения с бытовыми электроприборами.

Актуализировать знания о электрическом токе, его действии на организм

ТБ при обращении с бытовыми электроприборами

Компьютер, презентация


19.05

68


Тестирование.

Итоговое.

Закрепление знаний по курсу

Подведение итогов.

тест

20.05


70

Правила обращения с бытовыми электроприборами.

ТБ при обращении с бытовыми электроприборами

Компьютер, презентация


71

Тестирование.

Закрепление знаний по курсу

тест


72

Итоговое.

Подведение итогов.






© 2010-2022